«Литотерапия в работе с детьми с нарушением речи»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 736.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Чесменский детский сад «Солнышко»
«Литотерапия в работе с детьми с нарушением речи»
Выполнила: учитель – логопед
высшей квалификационной
категории
Тюлепаева Эльзана Ранисовна
с. Чесма
Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время. В более широком понимании, литотерапия это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека.
Литотерапия с успехом применяется в современной медицине, косметологии и даже коррекционной педагогике. Известно, что у детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи, наблюдаются нарушения эмоционально – волевой сферы, нарушения координации движений, низкий уровень развития мелкой моторики рук.
Задачи:
- Формирование правильного захвата камешка кистью руки, развивая сложные координированные движения пальцев и кистей рук;
- Развитие ориентировки на плоскости и пространстве;
- Упражнять в счете, дифференциации цветовой гаммы;
- Развитие у дошкольников ориентировки в пространстве и на листе бумаги;
- Формирование навыка совместной деятельности;
- Развитие цветового восприятия, зрительной памяти, зрительно-двигательной координации, умения выполнять действия по образцу;
- Автоматизация и дифференциация поставленных звуков;
- Формирование звукового-буквенного анализа и синтеза (профилактика дисграфии и дислексии);
- Развитие грамматического строя речи и связной речи;
- Развитие глазомера, тактильных ощущений, эстетического восприятия;
- Развитие фантазии ребенка;
- Воспитание положительного эмоционального настроя дошкольника на образовательную деятельность.
На коррекционных занятиях с детьми с ОНР используются элементы литотерапии
1) Игры для развития мелкой моторики:
- перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру, форме, выкладывание дорожек или узоров из камней по образцу и самостоятельно, фантазировать о том, на что похож тот или иной камень;
- массаж рук и пальцев (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке, массирование пальцев камешками);
- пальчиковая гимнастика с элементами литотерапии;
- речевые игры с использованием камней;
2) Речевые игры для развития фонематического слуха:
- «Звуковая мозаика» (ребенку предлагается слово, если он услышал нужный звук, то выкладывает белый камень на карточку, а если такого звука в слове нет, то кладет черный камень).
3) Игры для развития связной речи:
- «Красивые картинки» (ребенок выкладывает отдельные предметы из камней на фоне, затем придумывает рассказ по этой картине).
Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития ребенка.
Во-первых, такого рода взаимодействие с природными камнями стабилизирует эмоциональное состояние, что важно для коррекции речевых нарушений.
Во-вторых, наряду с развитием тактильно - кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе, к своим ощущениям. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.
В своей работе я решила использовать элементы литотерапии на занятиях и в свободной деятельности. А именно:
-перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру, выкладывание дорожек;
-самомассаж рук и пальцев (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке, массирование пальцев камешками);
-логопедические игры с использованием камней.
Упражнения дыхательной гимнастики «Дышим свежим воздухом».
Цель: значительное восстановление укрепление всего аппарата кровообращения; повышение общей сопротивляемость организма. Оборудование: камешки для каждого ребенка.
Ход упражнений. «Согреем камешек». Дети согревают камешек теплом своего дыхания, дуют на него длительно и плавно... Вдох делают носом, а выдох – ртом. Выдыхая, чуть-чуть втягивают в себя животик.
Массажные упражнения для рук.
Цель: оздоровление организма через стимулирование биологически активных точек на ладонях, развитие мелкой моторики кистей рук. Оборудование: камешки для каждого ребенка. Ход упражнений. - Самомассаж кистей рук. Дети аккуратно покатают камешек между ладошками. Пытаются почувствовать его форму, ощутить его прохладу или тепло. Катать камешек необходимо от кончиков пальцев до основания ладони. Камешек перекладывается на левую ладонь, а правой необходимо прокатить камешек по каждому пальчику; совершаются вращательные движения камешком по ладони. Затем выполняются массаж для правой ладони. («Камешек дает нас силу и спокойствие, делает нас сильнее и здоровее».)
Сжимание камешков в ладонях, катание камешка по ладошкам.
«Камень я в руке сжимаю,
Взад-вперёд его гоняю,
Поиграю я немножко,
Будто я поглажу кошку»
Игровое упражнение «Построй дорожку».
Цель: развитие внимания, зрительно-моторной координации, мелкой моторики. Оборудование: камни различных цветов, шаблоны для выкладывания дорожек. Ход упражнения: предлагается построить дорожку из камней (на шаблоне размечена схема дорожки).
Игры на развитие фонематического слуха.
Игра «Звуковая мозаика»
Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук в ряду других звуков
Оборудование: карточки, поделённые на 9 квадратов, камни серого и белого цветов
Ход игры: логопед предлагает ребёнку внимательно слушать произносимые звуки и выкладывать камни на карточке:
-Если услышишь звук «Р», серый камешек клади, услышишь другой звук – клади белый камешек.
- А теперь камешки убирай: на серый камешек звук «Р» произноси, на белый камешек – любой.
Аналогично можно проводить работу со слогами и словами на заданный звук.
Кролик, крутой, открывать, красавица, выкройка, крот, крупный, крышка, крапива, укроп, акробат, крупа, крыша, микроб, вокруг, круг, крыса, краска, крошки, кроссовки, кружок, мокрый, краб, кромка, кровать, крутить, скрытый, кран, крона, кроткий, закрывать, красивый, крыть, крыжовник, закрыть, икра, искра, кружева, крутой,
Фонари, сухари, парик, ирис, турист, старик, перина, курица, снегири, топорик, фонарик, комарик, шарик, пузыри, звери, двери, старик.
Лак, лук, лось, лампа, ластик, ласточка, лаз, ландыш, лупа, лук, луч, лунка, луковица, лось, лодка, локоть, лыжник, луна, лук, лунатик, лукошко.
Ель, метель, панель, шинель, щавель, сельдь, умельцы, пальто, батальон, почтальон, бульон, бульдог, пыльца, тюльпан, павильон, табель, шницель, дельфин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»
Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»Схема заучивания стихотворения с использованием зрительных образов...

План работы по активному включению семьи в процесс коррекционной работы с детьми с нарушениями речи
Формирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей (законных представителей) воспитанников компенсирующих групп для детей с нарушениями речи....

Логоритмика в работе с детьми имеющими нарушения речи. ( опыт работы)
занятие по логоритмики структурировано, привязано к лексической теме, построено с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей группы...

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"
Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...
Статья: Реализация задач образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность) в работе с детьми, имеющими нарушения речи, в рамках ФГОС ДО. Из опыта работы
В сатье подробно раскрыты особенности форм и методов работы музыкального руководителя с детьми, имеющими нарушения речи....

Статья: «Креативные и инновационные методы работы с детьми с нарушениями речи. Литотерапия»
К сожалению, в дошкольных учреждениях всё чаще встречаются дети с нарушениями речи.У части таких детей отмечается общая соматическая ослабленность и замедленное развитие моторных функций; им присущи п...

"Литотерапия" в логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи. Авторское наглядно-дидактическое пособие "Волшебные камешки"
Коррекция речевых нарушений при общем недоразвитии речи требует системного комплексного подхода. К традиционным методам воздействия, все больше добавляются нетрадиционные формы работы с целью достижен...
- Мне нравится (1)

