Нейропсихологические методы коррекции в работе с детьми дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике

Серебрякова Галина Геннадьевна

В статье дается описание метода замещающего онтогенеза как базовой нейропсихологической технологии преодоления проблем в развитии мозга человека. Также рассматривается вопрос применения данного метода в работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нейропсихологические методы  коррекции в работе с детьми дошкольного возраста

Вне зависимости от наличия или отсутствия какого-либо «диагноза» клиницисты, психологи, педагоги и родители констатируют накопление в современной детской популяции целого ряда крайне неприятных явлений.

практически поголовная встречаемость гипертензионного синдрома и вегетососудистой дистонии от стертых до крайне грубых форм; обилие сосудистых и мышечных дистоний (гипо- или гипертонуса);

резкое возрастание случаев патологической леворукости и повышенной возбудимости мозга; незрелость корковой ритмики и изменение/искажение порогов чувствительности;

гиперактивность и дефицит внимания, невротические радикалы, логопатии; недостаточность и/или дефицитарность (мозаичная или комплексная) базовых психических процессов: памяти, пространственных представлений, письма, произвольной саморегуляции и т. п.

Это наиболее явные, очевидные даже для невооруженного глаза проблемы многих современных детей. При нейропсихологическом обследовании у них выявляется несформированность широкого спектра психических функций: восприятия, пространственных представлений, памяти, речи и т. д.

Современная статистика указывает на преобладающее количество детей с ОВЗ над детьми с нормотипическим развитием и количество детей с ОВЗ лишь возрастает с каждым годом. И как следствие этого факта возникает потребность в повышении квалификации педагогов, работающих в условиях инклюзии. Знания, полученные педагогами в рамках классических педагогических технологий, недостаточны для обеспечения эффективного обучения для каждого ребенка без потери качественной составляющей образования. Существует насущная необходимость для педагогов в овладения новыми знаниями в области медицины, нейролингвистики, нейропсихологии и дефектологии. 

Благодаря накоплению такого значительного пласта знаний о мозге, была неизбежна его интеграция во многие науки. Таким образом появились: нейрохирургия, нейрофизиология, нейробиология, нейропсихология, нейрохимия, нейродизайн и многие другие. Таким же образом появилась и новейшая прикладная научная область педагогики — нейропедагогика, использующая данные новых открытий в деятельности мозга для создания технологий воспитания и развития подрастающего поколения и взрослых людей. Нейропедагогика учитывает знания о том, как развивается и работает детский мозг, как различается образ мышления мальчиков и девочек, а также левшей и правшей, что происходит в работе мозга того или иного ребенка во время посещения детского сада и школы, какую методику обучения письму или математике лучше подобрать в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Где сегодня уже используется нейропедагогика и где она может использоваться?
Логопеды и дефектологи являются нейропедагогами, поскольку они обеспечивают формирование, развитие, коррекцию и восстановление несформированных в нормативные сроки психических и прочих процессов именно по индивидуальным программам.

Различные структуры мозга достигают зрелости на разных стадиях онтогенеза (индивидуального развития человека от зачатия до конца жизни), поэтому для каждого возрастного периода характерны специфические нейрофизиологические условия формирования и развития психических функций. В свою очередь, каждый ребенок имеет индивидуальные особенности развития и обучения.

Первичное восприятие и обработка стимула осуществляются в правом полушарии, затем информация передается в левое полушарие. В пространственном представлении восприятие происходит слева направо и сверху вниз.

Возраст

Этапы развития области головного мозга

Функции

От зачатия до 15 мес

Стволовые структуры

Основные потребности выживания — питание, укрытие, защита, безопасность. Сенсорное развитие вестибулярного аппарата, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкуса, зрения

15 мес — 4,5 г

Лимбичсская система

Развитие эмоциональной и речевой сферы, воображения, памяти, овладение грубыми моторными навыками

4,5-7 лет

Правое (образное) полушарие

Обработка в мозге целостной картины на основе образов, движения, ритма, эмоций, интуиции, внешней речи, интегрированного мышления

7—9 лет

Левое (логическое) полу шарие

Детальная и линейная обработка информации, совершенствование навыков речи, чтения и письма, счета, рисования, танцевальных, восприятия музыки, моторики рук

Многие современные дети с самых ранних лет отличаются недостаточностью двигательных координаций. Уже в младенчестве у них наблюдаются различные задержки и искажения психомоторного развития. Они не вовремя (по сравнению со сверстниками) садятся или встают; ползают спиной и бегают на носочках. Часто — пропускают какой-то этап сенсомоторного развития (например, этап ползанья). Обращает на себя внимание их неловкость, неуклюжесть; постоянные спотыкания и «травмы» на ровном месте. Такие дети не замечают и задевают углы и предметы, долго не могут овладеть элементарными навыками (держать игрушку, ложку, карандаш, манипулировать со шнурками и пуговицами). Впоследствии начинаются трудности при освоении велосипеда и традиционных подвижных игр. Долго остаются недоступными раскрашивание, рисование, использование ножниц. Часто родители и педагоги замечают, что при любом занятии ребенок напрягается всем телом и совершает много ненужных движений. Как правило, при этом «глаза смотрят в одну сторону, руки — в другую, а ноги — в третью».

Потому-то с ребенком (с самого начала психолого-педагогического сопровождения) и нужно ходить на четвереньках, делать дыхательные и глазодвигательные упражнения, если у него «просто» плохо развита речь, он никак не справляется с карандашом, плохо рисует, пишет и никак не поймет разницы между «6» и «9». Причем заниматься этим в строго заданном режиме, подразумевающем определенный сценарий, а не по собственному разумению. Казалось бы, какая связь? Очевидная...

Речь, например, зародилась у наших предков в связи с резким возрастанием потребности в передаче информации. И не только от одного человека к другому, но и через поколения. Эта времясвязывающая функция речи породила все истинно человеческие социокультурные взаимоотношения. Речь возникла не сразу. Она формировалась постепенно на основе: 1) движения (всего тела, рук, жестомимической активности и т. п.); 2) вокализации разнообразных звуков, которая возможна только на выдохе; 3) восприятия многочисленных каналов коммуникаций (запаха, цвета, формы, температуры и т. п.); 4) содружественной работы глаз, языка, рук, диафрагмы и т. д. Та же драматургия многие тысячелетия воспроизводится в каждом конкретном варианте развития. Для того чтобы ребенок хорошо разговаривал, все перечисленные психологические системы должны быть своевременно активизированы у него взрослым окружением.

И пространственные представления формируются поэтапно: 1) ближнее пространство собственного тела; 2) дальнее, внешнее пространство (от рук, глаз, ушей); 3) речевое «квазипространство», отображение пространственных представлений в речи (левое—правое, выше—ниже, перед—после, к — от, цифры 6—9, буквы Р—Ь—Б и т. д.). Более того, они начинают закладываться, когда ребенок поворачивается в лоне матери, разворачивается, проходя родовые пути, переворачивается с живота на спину, садится и ползает.

Все ВПФ обладают многофакторным, многоступенчатым строением. Например, для того, чтобы ребенок овладел хорошей памятью, у него должны быть непременно развиты следующие психические процессы:

- объем и избирательность восприятия во всех возможных модальностях (слуховой и тактильной, вкусовой, зрительной и т. д.). Ведь мы запоминаем именно то, что было воспринято;

- объем, избирательность и прочность самой памяти;

- процессы сличения, узнавания, воспроизведения и т. д.;

- процессы контроля за эффективным протеканием процессов запоминания и воспроизведения и т. д.

Все ВПФ формируются в процессе развития на базе становления подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий. Эта драматургия имеет совершенно определенные векторы. Процесс психического развития идет от подкорковых к корковым структурам (снизу вверх) и от правого полушария к левому (справа налево). Подкорковые структуры созревают раньше корковых, а правое полушарие — раньше левого. Эта этапность должна жестко воспроизводиться в процессе психолого-педагогического сопровождения. Иначе мы вступаем в бессмысленную конкуренцию с законами работы мозга.

 Центральная роль подкорковых структур в формировании любой ВПФ связана, прежде всего, с реализацией общей энергетики организма, психосоматического баланса и психомоторных координаций. Что бы мы ни делали, у нас должны оптимально работать системы энергоснабжения и базовые сенсомоторные интеграции. Как известно, сенсомоторный этап развития — самый первый и важный в жизни ребенка. Это и слаженные движения глаз, и всевозможные координации рук, глаз и языка.

Потому мы и уделяем максимальное внимание на первых этапах нейропсихологического сопровождения психомоторным координациям, дыханию, растяжкам и иным психотехникам.

Центральная роль правого полушария с первых секунд жизни ребенка состоит в обеспечении систем полноценного единовременного (симультанного), глобального и целостного (холистического) восприятия окружающего мира и собственной телесности. Потому развитие правого полушария зависит, прежде всего, от объема и разнообразия сенсорного поля, в котором находится ребенок, от богатства его ощущений. Кроме того, правое полушарие инициирует, активирует перенос информации к левому полушарию.

Центральная роль левого полушария состоит в обеспечении разнообразных форм отреагирования (двигательного, предречевого и речевого) на всю совокупность этих полисенсорных потоков. Причем таких его форм, которые разворачиваются последовательно (сукцессивно), шаг за шагом. Потому развитие левого полушария зависит, прежде всего, от интенсивного накопления навыков такого отреагирования. Оно начинается уже с режима кормления и купания, элементарных откликов на «агукание» окружающих и собирания пирамидок. Впоследствии над этим базисом надстраиваются все системы речевого отреагирования.

Очевидно, что оба полушария мозга одинаково важны для протекания любого психического процесса. Наиболее доступный способ постоянной стимуляции правого и левого полушария — упражнения, в которых задействованы левая (связанная с правым полушарием) и правая (связанная с левым полушарием) стороны тела. Поэтому при работе над психомоторными координациями (растяжками, дыханием и т. п.) мы всегда придерживаемся единого алгоритма. Все упражнения выполняются каждой рукой и ногой отдельно, затем — обеими вместе (однонаправленно и врозь). Так достигается не только повышение активности каждого из полушарий, но и их совместная работа.

Вплоть до 3—4 лет правое полушарие играет в процессе развития ведущую роль. После этого наступает период интенсивного формирования ведущей роли левого полушария. Но он должен быть заблаговременно подготовлен всей совокупностью психолого-педагогических воздействий. Что, собственно, и предлагается в программах МЗО. Дошкольный возраст именно поэтому лучшее время для начала нейропсихологических занятий. Ведь они нацелены на планомерное формирование подкорково-корковых и межполушарных связей. И в 3—5 лет такие «психологические тренинги» как бы полностью совпадают, работают «в унисон» с формированием основных мозговых взаимодействий.

При этом, как мы уже отметили, в развитии человека нет изолированных линий. Речь и пространственные представления, эмоции и движение, восприятие, память и мышление формируются в едином потоке. Но они не могут существовать в реальности вне нервных и соматических (телесных) систем организма. Уже во внутриутробном периоде наш мозг, тело и психика развиваются по единому плану, программе, отточенной тысячелетиями. Она закреплена в нашем геноме, который на 85% обращен к реализации функций мозга. Трансформации (тем более — сбой) в любой части этой программы влекут за собой перестройку всей системы. И после рождения ребенок продолжает развиваться как единая саморегулирующаяся система по сценарию, веками отработанному эволюцией. Эта идея и является одной из «несущих осей» МЗО.
Метод замещающего онтогенеза (МЗО) — базовая нейропсихологическая технология преодоления этих проблем. Само название МЗО отражает его суть. С помощью упражнений, представленных в каждой из программ, мы как бы «замещаем», конструируем заново те отрезки развития ребенка, которые он не прошел по тем или иным причинам.


Метод замещающего онтогенеза — нейропсихологическая технология, которая эффективна для профилактики и коррекции любого типа развития: от сверхнормативного до крайне неблагоприятного. Ее универсальность определяется тем, что законы развития мозга едины для нормы, субнормы и патологии. У всех детей должны быть сформированы взаимодействия между правым и левым полушариями, между подкорковыми и корковыми системами и т. п. И формируются они по определенным законам, описанным в нейропсихологии детского возраста.

Чтобы его обеспечить, достаточно использовать ежедневно ряд психотехник, которые могут с большой пользой применяться в ДОО и в повседневной жизни вообще. Думается, что многие из них имеет смысл использовать в домашних условиях. Они будут полезны всем членам семьи для поддержания хорошего психологического тонуса. Помимо прочего, включенность взрослых в регулярные занятия ребенка покажет ему: вы живете одной с ним жизнью, играете в одни игры. А это для ребенка самый главный показатель вашей любви.

Итак, вне зависимости от характера психологических трудностей человека (в любом возрасте) проблемы возникают потрем главным причинам.

У человека не сформирована или плохо функционирует произвольная саморегуляция. Он не в состоянии: а) самостоятельно сформулировать, чего он хочет; б) разработать последовательную программу собственного поведения; в) рассортировать по важности его цели; г) выбрать подходящие средства для их достижения; д) сосредоточиться хоть на несколько минут; е) увидеть и исправить собственные ошибки; ж) сопоставить полученный результат с тем, о котором мечтал, и т. д.

У человека нарушен или неуравновешен, постоянно сбивается психосоматический баланс. Он быстро истощается, у него искажены основные ритмы организма (например, сон—бодрствование) и постоянны микросимптомы со стороны различных систем организма: метеозависимость и аллергические реакции, повышение мышечного тонуса и разнообразные ЛОР-проблемы, проблемы ЖКТ и т. п. У него наблюдается чрезмерность аффективных реакций и их неуравновешенность. Наконец, у него недостаточно хорошо отлажены психофизиологические основы психической деятельности: движение глаз и их фокусировка на нужной строчке; плавность двигательной мелодии и содружественная работа рук, языка и глаз (непременное условие, например, письма).

У него недостаточно сформирован базовый познавательный репертуар. Например, сужен объем и избирательность восприятия (тактильного, зрительного или слухового) и памяти. Страдает фонетико-фонематический анализ и синтез. Дефицитарны пространственные представления и алгоритмы мышления. Любой из этих признаков приведет к несостоятельности целого спектра психических функций и поведения в целом.

У современных детей наблюдаются пробелы по всем трем параметрам. Конечно, что-то всегда выступает на первый план как главный неблагоприятный механизм.

Самый мощный мозговой потенциал ребенка бессилен, если отсутствует или недостаточен запрос к нему извне — от взрослого окружения. Длительная (например, в домах ребенка) социальная депривация приводит к дистрофии мозга на нейронном уровне. Мозговые механизмы искажаются и нарушаются вплоть до полной деградации. При этом в первые 6 месяцев жизни имеет место отставание познавательных процессов. А к году на первый план выступает искажение и недоразвитие аффективных систем. Принципиально тот же сюжет и с тем же финалом разворачивается при «невостребованности извне» (сенсорной и/или социальной депривации) во взрослом возрасте.

Наш мозг по природе своей гедонистичен, любит получать удовольствие. Он работает на положительном подкреплении. А главное удовольствие для него — в меру активное состояние, позволяющее многогранно реагировать на все, что предлагает окружающий мир. Ребенок устремлен к максимальному приобщению к жизни во всех ее проявлениях; он ждет и ищет новых ощущений. Но его мозг требует, чтобы весь этот информационный поток был определенным образом упорядочен, упакован в виде непротиворечивых, ясных и компактных моделей (то есть правил) таких взаимодействий. Ему необходимы готовые алгоритмы и схемы, на шаг (ЗБР!) опережающие его актуальные потребности.

Формирование произвольности начинается с заданий, где ребенку предлагается придумать, спланировать или выбрать какое-либо «дело» для приятеля (педагога, мамы). При этом (по вашей подсказке!) сначала он должен объяснить и показать последовательность и цель действий другим так, чтобы они его поняли, а затем проконтролировать процесс выполнения задания и оценить его результат, назвав допущенные ошибки и объяснив, как их можно исправить. Понятно, что начинать здесь уместно с самых привычных бытовых занятий. Например, ненавязчиво подвести его к сюжету: «Папа, давай прибьем для мамы полочку», «Бабушка, хочешь, я научу тебя поливать цветы правильно и накрывать стол к обеду?». Ответы взрослых в таких случаях должны быть: «Откуда же я знаю, как это делать?», «Научи меня, пожалуйста» и т. п.

Важным фактором развития произвольной саморегуляции является принятие и выполнение ребенком правил и норм взаимодействия с другими людьми и самим собой.

Очевидно, что базой здесь должно быть реальное соблюдение в повседневной жизни режима и определенных «домашних» ритуалов, посвящений и обязанностей. Мытье рук, чистка зубов, переодевание в домашнюю одежду после прихода с улицы; чашку на стол подавать непременно с блюдцем, выходя из автобуса — предлагать маме руку, своевременно говорить «спасибо» и «извините», позвонить заболевшему другу и т. д. Ребенок должен понять и усвоить нормы и правила (ритуалы) поведения в семье, группе, основные принципы «ролевого» взаимодействия с ее членами. Чтобы он ощутил, что человек рядом с ним — его партнер, к которому надо приспособиться, полезно внедрить в повседневную жизнь различные парные упражнения, этюды по согласованным действиям: «пилка дров», «гребля», «перемотка ниток», совместный рисунок и т. п.

Упражнения на развитие произвольного внимания строятся по нескольким основным принципам. Например, задается условный сигнал и соответствующая ему реакция. В ходе игры ребенок должен как можно быстрее реагировать на определенный сигнал необходимой реакцией. Во всех этих играх-упражнениях надо создавать эмоциональный настрой, условия соревнования, поддерживая интерес ребенка к выполнению задания.

Следующим вариантом таких упражнений является поиск какого-то предмета или изображения, спрятанного среди других. А на прогулке можно поиграть «в шпионов»: кто заметит (услышит, увидит) во всех деталях больше событий, происходящих вокруг.

Наконец, очень важно научить ребенка прислушиваться к собственным ощущениям. Помимо прочего, сосредоточенность на разных частях тела, например во время выполнения двигательных упражнений, существенно увеличит их эффективность. Потому и существует у супермастеров единоборств аксиома: «Когда ты ешь — ты сосредоточен только на еде, а когда рисуешь (стреляешь) — только на рисунке (пистолете и мишени). Где внимание — там и кровь!» Это действительно так: кровообращение и обмен веществ существенно выше в тех частях тела и мозга, которые актуально включены в текущую деятельность. Но только при условии полной сосредоточенности на данном процессе и получении от него искреннего удовольствия.

Следующим важным аспектом оптимизации произвольной саморегуляции ребенка является работа с ним в режиме «глухой инструкции» и формирование у него «детектора ошибок». Вначале, безусловно, необходимо предлагать ребенку абсолютно однозначно интерпретируемые паттерны. Например, недорисованную (частично изображенную пунктиром) фигурку или букву можно только дорисовать, 3—4 фрагмента известного предмета — только сложить в единый образ, сюжет картинки (или серии картинок) — только рассказать, ряд из чередующихся белых и черных шашек (белая—черная—белая—черная и т. д.) — только продолжить аналогичным раппортом.

Естественно, сначала вы придумываете «потерянную инструкцию» вместе. Например, глядя на недорисованное изображение, спрашиваете: «Может быть, картинку надо дорисовать и раскрасить? Как ты думаешь? Давай попробуем». А в завершение этой процедуры удовлетворенно констатировать: «Здорово, что мы с тобой все правильно угадали!»

«Детектор ошибок». Ребенку предлагается для анализа заведомо неправильная, ошибочная ситуация, которую он должен исправить. Это может быть реальная ситуация: мама перепутала и летом вместо кроссовок вынула из шкафа зимние сапоги; хлеб положила в холодильник, а масло — в хлебницу, к чаю подала столовую ложку и т. д. Когда ребенок (с вашей ненавязчивой помощью) замечает нелепость ситуации, обязательно надо акцентировать это: «Ой, какая же я невнимательная! Какой же ты молодец, что вовремя меня поправил!»

Алгоритмы мышления — наиболее компактные способы взаимодействия человека с самой разнообразной информацией. Они отработаны веками, потому с самого раннего детства должны ежедневно присутствовать в жизни ребенка. Сначала в самых простых наглядных ситуациях, которые вы обсуждаете вместе с ним во всех подробностях. А затем — и в отвлеченных, абстрактных ситуациях.

Энергетические ресурсы адаптации. Психосоматический баланс.

Подумайте, как много действий взрослый человек осуществляет автоматически. Не задумываясь, как это сделать. И не контролируя себя на каждом шагу. Чтобы достигнуть такого уровня, ребенку надо много и долго учиться. А вначале  каждый его навык должен быть многогранно осознан, проговорен и многократно воспроизведен. Этот процесс чрезвычайно энергоемок. Психическое развитие всегда требует очень много энергии.

С одной стороны, у большинства современных детей неблагополучно раннее развитие, что весьма пагубно сказывается на их психосоматическом статусе. С другой — очевидно сократился репертуар подвижных игр и других чисто детских радостей. Дети изолированы от окружающего мира в угоду компьютеру, телевизору и т. п. Иными словами, на неблагоприятное течение внутриутробного развития и родовые травмы накладывается общая гиподинамия и «сенсорный голод». Потому не происходит естественной коррекции, какой испокон веков были обширные коммуникации ребенка с собой и окружающим миром. Следовательно, необходимо: 1) расширить границы его познавательного репертуара и 2) создать повседневный фон жизни ребенка, который поддерживал бы оптимальное состояние его психосоматического статуса.

Универсальные методы оптимизации психосоматического баланса.

 Для каждого дня: дома и в ДОО

Обратимся к некоторым базовым психотехникам сопровождения психологического развития. Не надо бояться количества упражнений: они не рассчитаны на мгновенное освоение. Вы отбираете по 1—2 упражнения из каждого раздела и составляете из них небольшую «зарядку», которую можно делать не сразу, а в несколько приемов в течение дня. Как только эта «зарядка» освоена, отберите по такому же принципу еще по 2 упражнения из каждого раздела и т. д. Каждое упражнение делается 3—5 раз, поэтому «зарядка» не займет у вас слишком много времени, а пользу принесет немалую. Гарантированный бонус для того, кто будет больше всех упражняться с ребенком, — улучшение самочувствия, оптимизация всех психических процессов, омоложение и профилактика негативных возрастных перемен. Когда вы завершите весь цикл, наверняка окажется, что вам полюбились какие-то упражнения; их вы и оставите в обиходе.

Дыхательные упражнения должны включаться в процесс психолого-педагогического сопровождения как можно раньше. В идеале — присутствовать на всех занятиях, играх и прогулках. На различных занятиях в ДОУ они могут выступать как физкультминутки в начале или середине «урока». Пока ребенок не научится дышать правильно, рекомендуется класть одну его руку на грудь, другую на живот (сверху зафиксировать их руками взрослого) для контроля за полнотой дыхательных движений.

Вначале взрослый должен вслух отсчитывать указанные ниже временные интервалы. Потом постепенно надо научить ребенка контролировать правильное выполнение упражнений самому. Хорошо подключить его фантазию. Например, вдыхая, он может представлять, как в животе (груди) надувается красивый оранжевый шарик.

Универсальным приемом является обучение четырехфазному дыханию, содержащему равные по времени этапы: «вдох — задержка — выдох — задержка». Вначале каждый из них может составлять 2—3 секунды с постепенным увеличением до 7 секунд.

Правильное дыхание — это медленное, глубокое, диафрагмальное дыхание (максимально заполняющее и освобождающее легкие), состоящее из указанных четырех этапов. Начинать лучше всего с выдоха, после чего, выждав естественную паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать приятный, глубокий, без напряжения вдох. При выполнении упражнения важно, чтобы все тело, кроме диафрагмы и живота, было неподвижным, а в положении сидя или стоя — не нагибаться вперед.

Массаж и самомассаж

Массаж и самомассаж являются одним из необходимых повседневных мероприятий для профилактики и коррекции психосоматического статуса в любом возрасте. Многие из нас на собственном (личном или профессиональном) опыте знакомы с их чудодейственными результатами. Опыт показывает, что сегодня нет ребенка (равно как и взрослого), которому не был бы дважды в год показан соответствующий курс. И ежедневно — зарядка, составленная из тех незатейливых упражнений, которые приведены ниже.

Обучение ребенка самомассажу рекомендуется проводить в несколько этапов:

взрослый массирует тело ребенка сам;

взрослый массирует тело ребенка руками самого ребенка, наложив сверху свои руки;

ребенок выполняет самомассаж самостоятельно.

Обязательно попросите ребенка описать свои ощущения до и после массажа: «Возможно, что-то изменилось? Что? Где? На что это похоже?» Например, массируемые (или иные) части тела стали более теплыми, горячими, легкими, тяжелыми, покрылись мурашками и т. п. Можно предложить ребенку прослушать несколько мелодий, чтобы подобрать наиболее приятную и комфортную (как сопровождение для массажа). Попросить его что- нибудь нарисовать в завершение процедур.

Блок упражнений «Здоровые глаза» — весьма эффективный метод поддержания всех систем зрения и их коррекции. Это действительно так, поскольку каждый из описываемых ниже приемов, помимо собственно зрения, универсально активизирует кровоснабжение мозга, иммунитет и, опосредованно, многие системы человеческого организма. Каждое упражнение выполняется 16—20 раз, желательно 2—3 раза в день; последний раз не позже 18—19 часов. Массируются «волшебные точки» интенсивными вращательными движениями (8—10 раз в одну сторону, затем — в противоположную). Если вы обнаружили у себя или ребенка болезненную зону, возвращайтесь к ней через каждые 40 минут до восстановления нормальной чувствительности.

Растяжки и релаксация

Разнообразные растяжки, равно как и все описанное выше, — обязательный блок профилактики и коррекции процессов развития. Другого пути преодоления патологических ригидных телесных установок, блоков и зажимов (еще одна неприятная примета современности!) просто не существует. Кроме того, как уже не раз отмечалось, эти воздействия оказывают веерообразное влияние на всю сенсомоторную сферу ребенка, включая речь. Эти технологии полезны, начиная с младенческого возраста. Понятно, что в этом случае все упражнения демонстрируются и выполняются в пассивном варианте. Например, вместо того, чтобы показать и выполнить вместе с ребенком упражнение «Повороты головы», вы берете руками его голову и медленно совершаете нужные движения. Внедрение этих психотехник в учебный процесс (в ДОУ и школе) также показало их эффективность. Они используются многими учителями и воспитателями как физкультминутки или, наоборот, для того, чтобы дети подсобрались, сосредоточились в начале любого урока.

«Силач». Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что вы: держите в руках (ногой, на плече) тяжелые гири; поднимаете над головой тяжелую корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь, раздвигаете руками тесно переплетенные ветви деревьев в лесной чаще.

«Огонь и лед». По команде «огонь» ребенок начинает интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений он выбирает произвольно. По команде «лед» — застывает в позе, в которой его застигла команда, напрягая до предела все тело. Вы несколько раз чередуете обе команды, меняя время выполнения той и другой. Аналогичны упражнения со сменой ролей:

«Рыбки и водоросли»: плавные, легкие движения водорослей на месте и рыб — с передвижением в воде.

Вообще растяжки — система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. Их необходимость и популярность связана с тем, что это — один из немногих «экологичных» способов поддержания суставно-мышечных систем и позвоночника. При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения, но не напряжения. Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний (гипер- и гипотонуса), зажимов и навязчивых движений. Растяжки стабилизируют общий психосоматический баланс и повышают уровень психической активности. Когда вы, помогая ребенку, делаете ему растяжки, необходимо вообразить, что растяжки делаются котенку, они должны проводиться в щадящем режиме, медленно, не рывками.

Рассмотрим еще несколько очень эффективных упражнений, которые полезно использовать ежедневно, когда ребенок или вы сами устали. Они прекрасно оптимизируют суставно-мышечную активность — залог хороших, правильных энергетических потоков в организме.

«Змейки». Предложите ребенку представить, что его пальцы — маленькие змейки. Они могут двигаться-извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. Последовательно каждый палец изображает змейку (если не получается нужное движение, помочь другой рукой). Сначала прорабатываются одноименные пальцы каждой руки, затем пальцы обеих рук вместе.

        В целом весь приведенный выше комплекс должен активно применяться в жизни. И непременно вместе с массажем и самомассажем, пальчиковой гимнастикой, нанизыванием бус, застегиванием пуговиц, завязыванием и развязыванием узлов, перебором круп и т. д. Растяжки, массаж, развитие общей и мелкой моторики любого вида обладают мощным тонизирующим фактором. Кроме того, оптимизация сенсомоторного статуса тела приведет к повышению речевых возможностей ребенка. Ведь мышцы речевого аппарата (очень маленькие и хилые) находятся в непосредственной связи и прямой зависимости от всего остального мышечного каркаса человека.

Релаксация

Приемами релаксации необходимо овладеть хотя бы потому, что с каждым годом различные учебные и эмоциональные нагрузки становятся все более ощутимыми. Простые навыки аутотренинга и расслабления помогут ребенку стать более устойчивым к стрессовым ситуациям и эффективно переключаться с одного дела на другое.

Повторим еще раз: не забудьте уделять больше внимания самому элементарному, но, к сожалению, не актуальному в жизни современного ребенка — игре в мяч с ударами его об пол, об стенку одной рукой, другой, попеременно; играм в «вышибалы», «скакалки» и «классики». Все это приводит к повышению его психосоматического статуса, улучшая его учебные показатели и поведение в целом. Многие еще помнят, что 20—30 лет назад перечисленное составляло значительную часть общего «сценария детства»; потому и наблюдалась во многих случаях естественная аутокоррекция. Сегодня все эти сферы жизни ребенка выхолощены; значит, следует обратить на это особое внимание.

Необходимость внедрения нейропсихологических технологий в психолого-педагогическое сопровождение дошкольников связана с нарастающим неблагополучием процессов развития в современной детской популяции. И соответственно с желанием максимально снизить этот негатив. Но зачем применять эти методы, занимаясь с детьми, не имеющими подобных проблем? Во-первых, не все «зоны риска» бывают очевидны уже в дошкольном возрасте. Подчас они заявляют о себе только в школе. Потому мы и вынесли в заглавие данной книги слово «профилактика». Во-вторых, все предлагаемые далее психотехники весьма эффективны как развивающие (абилитационные). И очевидно будут полезны любому ребенку для интенсивного наращивания его познавательной и эмоционально-личностной компетентности в самых разнообразных сферах психической деятельности.

Используйте нейропсихологические упражнения как абилитационные, то есть направленные на выявление и развитие разнообразных способностей ребенка. Мозг всегда с большой благодарностью откликается на любое внимание к себе, а нейропсихологические психотехники — лучший для него витамин, который не поздно начать «принимать» в любом возрасте. Недаром взрослые, занимающиеся с ребенком по МЗО, всегда отмечают повышение собственной энергетики, улучшение настроения и даже омоложение мыслей, души и тела.

Но дошкольный период детства — самое лучшее время для нейропсихологических занятий, поскольку все системы мозга и организма еще очень пластичны. Потому и результаты (при регулярных занятиях) не заставляют себя ждать. А наградой всем заинтересованным взрослым будет сияющее радостью от собственных успехов лицо ребенка и гордость за него и себя.


Список литературы:

1. Глущенко А. А. Нейропедагогика как новейшее направление педагогики: технологии, принципы, методы [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 67-69. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/13013/ (дата обращения: 20.12.2018).

2.  Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.

3. Семенович А.В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза". - М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологические методы коррекции в работе с детьми дошкольного возраста

Метод замещающего онтогенеза как базовая нейропсихологическая технология преодоления проблем в развитии мозга человека. Способы применения данного метода в работе с детьми дошкольного возраста....

Нейропсихологические игры и приёмы в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ и тяжёлым нарушение речи.

Для гармоничного развития ребёнка,очень важно,чтобы у него были задействованы оба полушария головного мозга,без резкого преобладания одного над другим..Дошкольный возраст-наиболее благоприятный для мо...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста

Материал будет полезен воспитателям и учителям - логопедам при разработке нейропсихологических игр и игровых упражнений, что надо учитывать и на что обращать внимание....

Мастер – класс «Применение нейропсихологических методов и приемов в работе с детьми дошкольного возраста с различными нарушениями развития»

Увеличение уровня познаний педагогов об использовании нейропсихологических технологий, обеспечение возможности их применения в образовательном процессе, пропаганда и распространение нестандартных спос...

Консультация -практикум «Психомоторная коррекция, как нейропсихологический метод в работе педагога-психолога дошкольного возраста с детьми ОВЗ».

Методика психомоторной коррекции представляет собой трёхуровневую систему, основанием для выделения уровней явилось представление об определенных этапах в развитии пространственно-временных аспек...

Мастер - класс для педагогов «Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер - класс для педагогов «Нейропсихологические игры  и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»...

Консультация для родителей «Нейропсихологический подход в работе с детьми дошкольного возраста»

Так что же такое нейропсихология?Нейропсихология — наука, основным объектом изучения которой является мозговая организация психических процессов.Цель нейропсихологии — поним...