статья "Невербальные и вербальные средства коммуникации лиц с нарушением слуха"
статья по коррекционной педагогике

Смолкина Любовь Викторовна

Система работы по развитию коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_port.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

Основные средства коммуникации лиц с нарушением слуха: дактильная речь, жестовая речь. 

Существующая в настоящее время система работы по развитию слухового восприятия у детей с нарушением слуха  дошкольного и школьного возраста была разработана в 70-е гг. Т. А. Власова, Е. II. Кузьмичева, Э. И. Леонгард и др. Систма развивается и совершенствуется  в настоящее время. Использует медицинские, технические, социокультурные  обоснования для развития системы  коррекционно-обучающей работы детей с нарушением слуха.

Основными средствами общения глухих и слабослышащих является вербальная и невербальная коммуникации. 

Вербальные средства коммуникации– общение с помощью слова (письмо, чтение) и дактилология.

Невербальные средства коммуникации– мимика, жесты, рисунки, схемы, пиктограммы, (балет, музыка, изо и т.д. – это тоже своеобразное общение). Основная для неслышащих – жестовая речь.

Дактилология – пальцевая азбука (дактиль – палец; дактилемма – буква алфавита) - средство вербальной коммуникации.

Официально дактильный алфавит был опублико

ван в конце 16 в испанским монахом Де Вебро. Педро Понсо де Леон (исп. монах) – первый сурдопсихолог- начал использовать дактильный алфавит в обучении. В 16 веке его ученики научились не только говорить, но и говорить на разных языках, научились читать, писать (но методика утеряна).

1626г– Алфавит опубликован Баннетом.

В 18 веке во Франции Шарль де Лепе (и Перейро - первые сурдопедагоги) – заложили основу обучения глухих.

Дактильная речь- движения рук, обозначают буквы алфавита, жестовая –явления окружающего мира.

Дактильная речь является вспомогательной при обучении детей словесной речи. Легко воспринимается, ребенок видит каждый элемент слова и может проверить себя, соспоставив свою речь и педагога. При дактилировании формируется пальцевая кинестезия (мышечная чувствительность руки),  после чего легко запоминается структура слова. Постепенно устанавливается связь между кинестезиями руки и артикуляционного аппарата, что способствует усвоению устной речи. Дактильная речь помогает овладевать членораздельной речью и грамматическим строем.

Правила дактилирования:

1.Обязательно сопровождается проговариванием, кисть не далжна закрывать рот, кисть на уровне плеча, локоть неподвижен, кисть в постоянном движении.

2) Необходжимо дактилировать  приближенно к темпу говорения.

3) Дактилирование подчинено правилам орфографии, при этом проговаривается по правилам орфоэпии.

Дактилемы бывают.

-обрисовывающая,

-очертания буквы,

-условные.

Жестовая речь (невербальное средство коммуникации).

Она бывает двух видов:

1. Калькирующая - повторяет лингвистическую структуру словесного языка. Это вторичная знаковая система. Жесты сопровождают устную речь говорящего. Каждый жест-слово.

2. Русская жестовая речь- система общения, обладает собственной лексикой и грамматикой.

Задачи, методы, приемы и содержание занятий по развитию речи дошкольников с нарушением слуха .

Основная задача- формирование речи, как средства общения. Теоретические основы положены в дидактическую систему обучения языку «Коммуникативно-деятельностная система» - основное развитие этой системы принадлежит Носковой Л.П.

Важнейшим условием речевого развития детей с нарушенным слухом является организация специальных   занятий по  развитию речи. Их целенаправленное планирование и систематическое проведение позволяет решить ряд задач:

- закрепить, систематизировать тот речевой материал, который сообщался детям в разных условиях (в быту, в играх, труде, рисовании, ознакомлении с окружающим миром и др.);

- обогащать словарь детей новыми словами и выражениями, проводить целенаправленную работу над их значениями;

- формировать разные виды речевой деятельности (слухо-зрительное и слуховое восприятие, говорение, глобальное и аналитическое чтение, письмо, дактилирование);

- развивать связную речь детей, прежде всего разговорную, а также описательно-повествовательную.

Принципы: 

*генетический,

*деятельностный,

*структурно-симантический (цель- учить ребенка выбирать языковой материал).

Важным фактором развития речи является  создание слухоречевой среды.

Условия развития речи:

*через практическую деятельность;

*формирование потребности в общении;

    *использование остаточного слуха;

*контроль за речью со стороны взрослых;

*соблюдение единых требований к речи всех взрослых.

Задачи:

*усвоение значений слов и фраз,

 *формирование различных форм речи (устной, письменной, дактильной),

* развитие связной речи.

Содержание (по направлению):

*развитие языковой способности (формирование различных видов восприятия, создание условий для восприятия- ЗУА и обучение произношению). 

Методы: игры на развитие зрительного внимания и восприятия.

Формирование различных форм речи на разных возрастных этапах:

2-3 г. - основа -устная речь, на основе остаточного слуха, зрительного и слухового анализатора первичные произносительные навыки;

3-4 г. –глобальное воспроизведение различных форм речи (основные виды речевой деятельности- слушание, слухо-зрительное восприятие, глобальное чтение табличек, письменная речь как вспомогательная);

4-6 л. – переход к анализу речевого материала, звуки и буквы, обучение аналитическому чтению с помощью дактилологии;

6-7 л. – углубление анализа речевого материала.

На всех этапах основной является устная речь, но с 3-4 лет письменная речь как вспомогательная, с 6 лет дактильная вспомогательная.

Работа над значением слов. Накопление пассивного и активного словаря:

*в различных видах деятельности,

* род, вид, обобщение слов,

*метод приемы – рисование картин и составление рассказов.

Специальные языковые наблюдения. (цель-уточнение значений слов, овладение звуко-буквенной структуры, грамматикой).

Все направления работы используются параллельно на всех предметах.

Методы формирования речи:

 *подражание речи педагога,

*дидактические игры,

*продуктивная деятельность,

*работа с картинками,

*специальные  речевые упражнения.

Развитие речи происходит:

 1. В режимных моментах (утреняя гимнастика, завтрак, сборы на прогулку и т. д.).

2.В процессе овладения различными видами деятельности (в игре, изобразительной деятельности, труде, конструировании) на занятиях и в свободной деятельности

3.Развитие речи через ознакомление с окружающим миром.

Целенаправленное планирование и систематическое проведение специальных занятий позволяет обеспечить ряд задач:

1) Закрепить, систематизировать тот речевой материал, который сообщался детям в разных условиях (в быту, в играх, труде, рисовании, ознакомлении с окружающим миром и др.);

2) Обогащать словарь детей новыми словами и выражениями, проводить целенаправленную работу над их значениями;

3) Формировать разные виды речевой деятельности (слухо-зрительное и слуховое восприятие, говорение, глобальное и аналитическое чтение, письмо, дактилирование);

4) Развивать связную речь детей, прежде всего разговорную, а также описательно-повествовательную.

5) Усвоение значений слов и фраз.

Система работы по развитию слухового восприятия

В процессе работы надо формировать у ребенка условно – рефлекторную связь «Слушаю-говорю». Это ведет к формированию слухо-зрительного восприятия и слухового восприятия, а так же овладения познавательными навыками на основе подражания. Целью методики является развитие навыков восприятия устной речи на слухо-зрительной основе.

Содержание работы по R слухов восприятия (остаточного слуха) и произношения диктуется задачами обучения.

1.Обучение ощущению неречевых звучаний

- звучания различных муз инструментов (барабан, шарманка и т.д) и  речевых сигналов (реакция ребенка на голос) - та-та-та, пу-пу-пу при постоянном увеличении расстояния от источника звука --- выработка условной реакции на звук; лепет - ляля, бибика.

2. Обучение восприятию звуков окружающего мира (шум ветра, хлопанье двери, лай собаки, пение птицы - что не речь).

3. Обучение различению на слух неречевых и речевых сигналов.

4. Обучение восприятию на слух речевого материала

(все, что имеет смысл - фразы, тексты, звукоподражание слов, словосочетаний).

     Этот речевой материал должен отвечать определенным требованиям:

1. Быть знакомым детям:

- дети должны уметь выбрать нужную игрушку в ответ над произношениями педагога;

- при включении в работу полных слов дети должны соотносить табличку с предметом или действием;

- на последующий годах обучения,  знать буквенный состав слов и фраз (написать печатными буквами, составить из разрезной азбуки). Слабослышащим детям предлагается и не знакомый речевой материал, что могли расслышать лучше, передать.

2. Быть наиболее актуальным (для цели общения).

3. Должен соответствовать задаче работы по R слухов восприятия.

С первых дней педагог должен побуждать ребенка к устному проговариванию материала.

Этапы работы по развитию слухового восприятия.

Работа по развитию  слухового восприятия начинается с обучения реагирования на звуковой сигнал.

4 ЭТАПА:

1 этап. Учим реагировать на неречевые и речевые звучания. Выработка условно-двигательной реакции на звук.

В начале, условно-двигательная реакция на основе слухо-зрит восприятия, затем только на слух. Педагог встает лицом к ребёнку на расстоянии 1м, бьет в барабан и начинает шагать и произносит та-та-та, ребёнок  должен тоже так делать. Потом ребенок должен по удару в барабан сам начать шагать (педагог не шагает) и произносить та-та-та. Потом педагог встает за спиной ребёнка на расстоянии 0,5-1м. и ударяет в барабан – ребенок должен повторить. Если не услышал, то снова встаем перед лицом, а потом за спиной. Находясь за спиной постепенно удаляемся, чтобы определить максимальное расстояние на котором ребенок слышит звук барабана. Если ребенку меньше 3 лет, то в ответ на звучание игрушки его учат нанизывать кольца пирамиды, бросать пуговицы в бутылочку и т.п. (раб без ЗУА).

2 этап. Обучение различать на слух звучание игрушек, слов и словосочетаний.

Различение на слуховой основе - это деятельность детей в ответ на предъявление на слух речевого материала или доступных их восприятию знакомых неречевых звуков. Различение  на слух осуществляется в ситуации наглядного выбора (ребенок знает какие слова будут  - тренировка). Сначала выбор из 2 игрушек (слов). Затем  количество слов увеличивается.

3 этап. Обучение опознавать на слух - деятельность детей в ответ на предъявление для слухового восприятия речевого матер, знакомого  по звучанию в неограниченном выборе, без наглядности. Ребенку предлагается для опознания знакомое слово – ребенок слушает и называет слово или выполняет действие-сигнал. Если ребенок ответил правильно-  педагог показывает  картинку или табличку.

Обучение различению и опознаванию речевого материала тесно взаимосвязано. Новые речевые единицы дети сначала учатся различать при наличии наглядной опоры, а затем опознавать.

 При обучении опознаванию на слух педагог не предъявляет картинок, табличек (никаких подсказок), только то, что материал знакомый. Дети учатся с одной стороны различать по увеличивающемуся выбору (до 10 единиц), а с другой стороны опознавать на слух.

Различение – деятельность детей в ответ на предъявление на слух речевого материала или знакомых неречевых звучаний. Опознавание– деятельность в ответ на предъявление речевого материала, знакомого по звучанию.

4 этап.  Самый сложный. Распознавание речевого материала на слух. Когда дети научились опознавать материал, даем только речевой материал не знакомый. Ребенок должен услышать и повторить так, как услышал.

 Со слабослышащими - на 2-ом году обучения, с глухими - на 3-ем году обучения. Распознавание осуществляется вне ситуации наглядного выбора (все новое).

С целью обучения распознаванию на слух, каждое новое слово (не отработанное на занятии) предъявляется ребенку сразу на слух, а не слухозрительно (как было раньше).

В процессе работы по развитию слуха большое внимание уделяется различению речевого материала.

В зависимости от этапа обучения и состояния слуха, ребенка используются звукоподражание, лепетные и полные слова, словосочетания, фразы.

Начинается работа с различения двух слов (лепетных или полных) при наличии соответствующих игрушек или картинок, табличек. Слова сначала воспринимаются слухо- зрительно, затем только на слух, после прослушивания слова ребенок повторяет его и указывает на соответствующую картинку или игрушку, постепенно увеличивается количество слов для различения. Затем предлагаются фразы, словосочетания. Затем переходим к обучению опознавания на слух(узнавание и воспроизведение знакомого речевого материала без наглядного подкрепления). Для опознавания предлагается знакомое слово, которое прежде ребенок учился различать. Ребенок слушает, называет слово или демонстрирует действие. При правильном ответе педагог показывает соответствующую картинку или табличку. В случае затруднений в опознавании слов или фраз они предлагаются для различения, а затем вновь для опознавания. Различению и опознаванию учат со звукоусиливающей аппаратурой и без нее. При работе с индивидуальными аппаратами, КИ и без аппаратуры важно увеличивать расстояние от ребенка, на котором он может различать или опознавать речевой материал.

В качестве речевого материала для обучения опознаванию используются не только слова и фразы, но и короткие стихи (четверостишия), тексты (более сложно взаимосвязанных фраз повествовательного характера). О полноценном восприятии на слух небольшого текста свидетельствует точное опознавание отдельных слов и фраз, правильные ответы на вопросы по его содержанию. Речевой материал для опознавания надо менять на каждом занятии, в отличие от материала на различение.

По мере формирования навыков опознавания речевого материала детей учат воспринимать на слух новые по звучанию слова, фразы, которые прежде ребенок не слышал, т. е. распознавать их. При обучении распознаванию детей побуждают повторить слово так, как они его услышали: воспроизвести его контур или отдельные фрагменты. В случае затруднений распознавания речевой единицы она предъявляется для слухо-зрительного восприятия, затем отрабатывается на уровне различения и опознавания.

В качестве методических приемов при обучении различению или опознаванию речевого материала используется демонстрация предмета или картинки, выполнение действии, ответы на вопросы, рисование, работа с сюжетной картинкой, серией картин по знакомой тематике, складывание разрезной картинки с изображением предмета, название которого предлагается на слух, работа с использованием фланелеграфа, дидактические игры. Разнообразие методических приемов превращает слуховые тренировки в интересную для ребёнка игру.

Формы организации, планирование и содержание работы по обучению произношению детей с нарушением слуха.

Содержание включает в себя формирование у учащихся знаний, умений и навыков необходимых, чтобы фонетическое оформление устной речи отвечало предьявляемым требованиям.

Целью работы является обучение понятной устной речи.

Основная задача:

1. Формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи учащихся,

2. Соблюдение в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.

Сенсорная база развития произношения являются:

*слуховой анализатор (остатки слуха и ЗУА);

*зрительный анализатор (восприятие движения органов речи говорящего);

 *кожный анализатор (восприятие вибрации гортани и голос связок);

*двигательный анализатор (импульсы от движений органов идут к коре головного мозга и закрепляют кинестетические связи между движением и звуком).

Методы формирования произношения:

 * аналитико-синтетический (одновременная работа над: слово-фраза, слог-фонема);

*концентрический (Рау, Слезина): дошкольный возраст-17 звуков, остальные заменяются ими; 1-2 класс-постановка остальных звуков;

 *полисенсорный (на основе сохранных анализаторов).

Способы постановки звуков:

 *по подражанию;

*механический (инструменты);

 *смешанный.

Разделы работы:

*речевое дыхание;

*работа над голосом (громкость, тембр.);

*звуки и звукосочетания;

* работа над словом (слитно, без призвуков, ударение, арфаэпич правильность);

* работа над фразой (норм темп, на одном выдохе, логическое ударение).

Речевой материал (сообщения, вопросы, инструкции) предъявляется в устной форме, затем прочитывается по табличке (устно), после этого проговаривается устно-дактильно, и наконец опять произносится в естественном темпе устно с соблюдением правил орфоэпии. Такое разведение и сочетание разных форм речи позволяет постепенно часть речевого материала переводить из пассивного словаря в словарь активный.

В случаях затруднения в проговаривании слова или забывания его звукового состава дети обращаются за помощью к табличке или пытаются припомнить, опираясь на дактилирование.

Работа над словом включает в себя  работу:  над слитность, над словесным ударением, над орфоэпией, работу над темпом произнесения слов. Работа над фразой включает: работа над слитностью произношения, членение фразы паузами, логическое ударение, изменения высоты голоса.

При организации занятий по развитию речи в детском саду учитываются допустимые для каждого возраста нагрузки на детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вербальные и невербальные средства коммуникации

В традиционной педагогике долгое время считалось, что речевое развитие ребёнка во многом зависит от речевой активности воспитателей, родителей. "Говорите с ребёнком как можно больше и чаще", - такие с...

Традиционные и инновационные средства обучения детей с нарушениями слуха

В сообщении на семинаре автор дает общую характеристику детей с нарушениями слуха, раскрывает педагогические условия их речевого развития с помощью традиционных и инновационных методов....

Игра драматизация художественных произведений как эффективное средство социализации дошкольников с нарушением слуха после КИ.

Игра - драматизация для ребенка дошкольного возраста с нарушенным слухом имеет первостепенное значение наряду с сюжетно-ролевой игрой.В настоящее время, работая в соответствиями с требованиями ФГОС, в...

Доклад на тему"Игра, как средство общения дошкольников с нарушением слуха и речи".

Игра- это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения. Сюжетно-ролевая игра – способ познания детьми с нарушением слуха и речи социальн...

«Особенности формирования предречевых средств коммуникации у детей с нарушением слуха и детей с интеллектуальными расстройствами».

Особенности формирования предречевых средств коммуникации у детей с нарушением слуха и детей с интеллектуальными расстройствами...

Развитие невербальных и вербальных средств коммуникации у воспитанников Дома Ребёнка

Развитие невербальных и вербальных средств коммуникации у воспитанников Дома Ребёнка...