Главные вкладки

    Опыты и эксперименты по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа) на тему:
    Традиционные и инновационные средства обучения детей с нарушениями слуха

    Любовь Борисовна Алпатова

    В сообщении на семинаре автор дает общую характеристику детей с нарушениями слуха, раскрывает педагогические условия их речевого развития с помощью традиционных и инновационных методов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное дошкольное образовательное учреждение Тульской области «Тульский детский сад для детей с ограниченными    возможностями здоровья»

    Сообщение на семинаре

     «Традиционные и инновационные средства обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»

    Общая характеристика детей с нарушениями слуха.        Педагогические условия речевого развития.

                    

                                    учитель-дефектолог, сурдопедагог

                                             Алпатова Л.Б.

                                              20 апреля 2016г.

    1. Общая характеристика детей с нарушениями слуха 

     Основным функциональным ограничением у дошкольников с нарушениями слуха является сложность или невозможность восприятия звука, а также определение локализации, громкости, высоты и качества звуков. Потеря слуха в речевой зоне, превышающая 85 – 90 дБ классифицируется как глухота. Ранняя глухота резко ограничивает возможность ребенка к овладению речью, глухой ребенок ищет другие способы и средства общения с помощью предметов, действий. Он оперирует наглядными образами, способен рисовать, лепить, создавать по образцу модель из конструктора (что в первую очередь отличает его от умственно отсталого ребенка), обращается к доступной форме общения – мимике и естественным  жестам. Но природой дефекта глухому ребенку не предписано аномальное развитие.  Даже глухие дети реагируют на громкие и резкие звуки, такие как гул самолета, гудок паровоза, звук барабана, но, к сожалению, они не слышат звука человеческого голоса.  По объему воспринимаемых частот различают четыре слуховые группы глухих детей, имеющих остатки слуха.

    Дети, входящие в I группу глухоты  (слуховой диапазон 128 – 256Гц) не различают ни гласных, ни согласных, ни отдельных слов и фраз.

    Дети, отнесенные ко II группе (от 128 – 512 Гц), реагируют на громкий голос около уха, некоторые различают гласные а, у, но не различают слов и фраз. Таким образом, при восприятии только низких частот способность к различению звуков речи практически отсутствует.

    Дети  из  III группы  (от 128 – 1024 Гц), способны различать 3 – 4 гласные, некоторые различают знакомые слова и короткие фразы. 

    Большинство детей, составляющих IV группу, слышат разговорный голос на расстоянии до 2-х метров, различают почти все гласные, а также знакомые слова и фразы.  

    В детском саду функционируют четыре группы для детей с нарушениями слуха:

     В 5-ой группе – разновозрастной (возраст от 4-х до 6-и лет) 6 детей с диагнозом «глухота», из них у троих детей задержка психического развития (ЗПР) как еще одно первичное нарушение (сложный или сочетанный дефект), кроме того, у одного ребенка глухота осложнена психоподобным синдромом, а у другого аутизмом

    в 6-ой группе – младшей (возраст 3 – 4 года) 4 ребенка с диагнозом   «глухота» и два с DS: «тугоухость IV степени» – состояние  слуха, граничащее с глухотой, кроме того, у одного из них отмечается резидуальное органическое поражение ЦНС; а у другого ребенка перинатальное поражение ЦНС, синдром двигательных нарушений на фоне недоношенности (26 – 27 недель);

    в 9-ой группе – средней  6 детей  с DS: «глухота I и II гр.» и 1ребенок с DS: «тугоухость IV степени», ЗПР, ОНР I уровня, сенсорная алалия;

    в 7-ой группе – подготовительной (возраст 6 – 7лет) 6 детей с DS: «глухота», из них один ребенок проходит педагогическую реабилитацию после кохлеарной имплантации.  

    Кохлеарная имплантация – это операция, в процессе которой во внутреннее ухо вводится система электродов, обеспечивающих восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва. В отличие от обычного слухового аппарата, который усиливает акустические сигналы, кохлеарный имплантат преобразует их в электрические импульсы, стимулирующие слуховой нерв. Основными показаниями к операции являются снижение слуха более 85 – 90 дБ в зоне речевых частот (500 – 4000 Гц) не поддающееся коррекции обычным слуховым аппаратом; возраст пациентов (как правило, старше 2-х лет).

    Кохлеарный имплантат обеспечивает возможность физиологически слышать, но восприятие звуков окружающей среды и понимание речи – это значительно более сложные психические процессы, которые включают также умение различать речевые сигналы,  узнавать изолированные слова и слова в слитной речи, понимать смысл высказываний, выделять сигналы из шума. Поскольку ребёнок был глухим до операции, то эти навыки у него не сформированы. Послеоперационная педагогическая реабилитация детей с кохлеарными имплантатами – это работа группы специалистов, включающей аудиолога, сурдопедагога, логопеда, специального педагога, музыкального педагога, психолога. Принципиально важным является также активное участие родителей в этом процессе.

    Из 23 семей воспитанников 10 семей с наследственной глухотой или тугоухостью. В этих семьях 2 – 3 поколения взрослых между собой общаются с помощью жестовой речи (которая в РФ имеет официальный статус второго языка). Жестовая речь (конвенциональная) основана на системе жестов, каждый из которых имеет свое значение и может применяться в узком кругу людей, владеющих системой её знаков.

    И в смысле психологической стабильности дети не из этих семей вызывают наибольшие трудности, а дети слышащих родителей, которые, не имея опыта «быть глухим», не могут установить с ребенком на первом и втором году жизни полноценное, содержательное, развивающее речевое общение. Таким образом, к моменту поступления ребенка в детский сад сензитивные периоды для усвоения речи упущены, и мы проводим уже не абилитацию, а реабилитацию слуховой функции. 

    Устная речь выступает как исходная на ранних этапах обучения, она является основой для формирования других – письменной, дактильной. Уже на первом году обучения детей учат глобальному (нерасчлененному) восприятию слов, предъявляемых в печатном виде на табличках. На ранних этапах обучения таблички опосредствуют и предметную, и языковую действительность. Рассматривая речь как совокупность разных видов речевой деятельности (говорения, письма, дактилирования, зрительного восприятия с руки, чтения с губ, аудирования, чтения текстов) методика устанавливает последовательность их формирования с учетом возрастных возможностей детей и психофизиологических механизмов применения каждого вида речевой деятельности.

    Известно, что обучение детей с нарушением слуха осуществляется на полисенсорной основе. Значимой с этой точки зрения является опора на сохранные анализаторы: зрительный, двигательный, тактильно-вибрационный.  Речевое развитие играет решающую роль в развитии ребёнка как личности. Снижение слуха обуславливает ограничение социального общения и познания окружающего мира. Это ограничение влияет на формирование психики воспитанников. Все сферы познавательной деятельности испытывают дефицит: страдает речь, восприятие, память, внимание, представление, мышление.  

    1. Педагогические условия речевого развития детей с нарушениями слуха

    Реабилитационная деятельность представляет собой согласованную систему мероприятий, направленных на обеспечение психолого-педагогической помощи ребенку и его родителям и развитие речи как средства коммуникации. Основным документом, регламентирующим, координирующим педагогический процесс является адаптированная образовательная программа, в основе которой действующая «Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста» авторы Л.П.Носкова, Л.А. Головцич и др. и основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

    Речевое развитие глухих детей осуществляется при следующих благоприятных условиях: создание речевой среды в семье и детском саду, использование слуховых аппаратов; развитие речевого слуха как основы для формирования навыков слухо-зрительного восприятия речи; формирование произношения; обучение письменной и дактильной речи.

    У детей с самого начала обучения развивают слушание при помощи звукоусиливающей аппаратуры (индивидуальные слуховые аппараты и коллективная аппаратура).  Классы оборудованы звукоусиливающими аппаратами воздушной и костной проводимости и вибротактильного восприятия – АВКТ-Д-01 «Глобус». Аппарат является универсальным слухоречевым прибором для проведения занятий со слабослышащими и глухими детьми. Прибор «И-2М» предназначен для работы над произношением. Он позволяет глухим дошкольникам с помощью зрения улавливать особенности акустической структуры фонетических элементов речи.  

    Возросшие требования к образованию детей с нарушенной слуховой функцией определяют необходимость модернизации образования с позиций применения современных педагогических технологий, в том числе: информационно-компьютерных (ИКТ) (Т.И. Галишникова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина, И.А. Никольская, C.B. Сацевич и др.).

    В детских садах появляются технические средства обучения нового поколения: мультимедийные компьютеры, проекторы, экраны, сенсорные интерактивные столы и доски. Интерактивное оборудование – «SMART- столы» и «SMART- доски» – это визуальный ресурс, который помогает педагогу излагать новый материал увлекательно для детей, представлять информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, упрощает объяснение темы и позволяет быстро проверить выполненное задание. На столе легко изменяется информация, передвигаются объекты, создавая новые связи, что значительно повышает познавательный интерес и внимание детей. Дети имеют возможность быстро получить подтверждение правильности своего выбора и исправить ошибки.

    Известно, что у дошкольников преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. У детей с нарушениями слуха потребность в визуализации информации гораздо выше, чем у слышащих сверстников. Интерактивный стол  является инструментом визуального представления материала, это позволяет развивать концентрацию внимания воспитанников, а также одновременно воздействовать на несколько органов чувств ребёнка,  способствуя закреплению новых знаний. Таким образом, интерактивный стол – эффективное средство для вовлечения детей в образовательный процесс, повышения их познавательной активности и уровня понимания учебного материала. При этом компьютер выступает в качестве нового средства коррекционного обучения, средством организации совместной деятельности педагога и воспитанников и сотрудничества детей.

    В связи с вышесказанным важнейшей задачей является формирование информационной культуры педагогов, которая не ограничивается знанием основных программных пакетов, но предполагает умение создавать оригинальный продукт для реализации принципиально новых форм и методов обучения, проектировать обучающую среду.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Теоретические основы проблемы готовности к школьному обучению детей с нарушением слуха

    Данные педагогических и психофизиологических наук, в частности таких, как детская и педагогическая психология, психофизиология дошкольного возраста, являются основой построения программного содержания...

    Презентация "Экологическая тропа как средство обучения детей с нарушениями речи"

    В презентации представлены игры и задания по формированию лексико-грамматического строя речи, связной речи, фонематического слуха, произносительной стороны речи....

    Комплекс занятий для 1, 2, 3 года обучения детей с нарушением слуха по теме «Овощи».

    Разработанный мной "Комплекс занятий для 1, 2, 3 года обучения детей с нарушением слуха по теме «Овощи» будет интересен педагогам при подготовки к НОД по ознакомлению с окружающим миром....

    Значение раннего слухопротезирования в обучении детей с нарушением слуха

    Консультация предназначена для педагогов, работающих с детьми с нарушением слуха и для родителей, воспитывающих таких детей...

    Деревья (сравнение живой и игрушечной елки) для детей с нарушением слуха

    Цель:Учить различать живую елку от игрушечной Образовательные:-      Уточнить знания детей о характерных признаках елки;-      Формировать у дете...

    статья "Невербальные и вербальные средства коммуникации лиц с нарушением слуха"

    Система работы по развитию коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха....