Статья "Роль дактилологии в обучении детей с нарушением слуха."
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа)

Татьяна Александровна Чернышева

Очень часто родители детей, имеющих нарушения слуха, выражают беспокойство по поводу использования в обучении такого средства обучения как дактилология, мотивируя это тем, что дети начинают активно жестикулировать руками, что использование дактиля выглядит неэстетично и может затормозить развитие устной речи. Как правило, данные сомнения, в первую очередь, возникают из-за недостаточной информированности по данному вопросу. Многие родителей попросту путают дактильную форму речи с жестовой. Чтобы оценить роль дактилологии, необходимо для начала понять разницу между данными формами речи и определить, каким образом осуществляется процесс обучения детей с нарушением слуха с использованием такого вспомогательного средства как дактилология, с какого возраста и с какой целью она используется в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл daktilologiya.docx16.57 КБ

Предварительный просмотр:

Роль дактилологии в обучении детей с нарушением слуха.

Очень часто родители детей, имеющих нарушения слуха, выражают беспокойство по поводу использования в обучении такого средства обучения как дактилология, мотивируя это тем, что дети начинают активно жестикулировать руками, что использование дактиля выглядит неэстетично и может затормозить развитие устной речи. Как правило, данные сомнения, в первую очередь, возникают из-за недостаточной информированности по данному вопросу. Многие родителей попросту путают дактильную форму речи с жестовой. Чтобы оценить роль дактилологии, необходимо для начала понять разницу между данными формами речи и определить, каким образом осуществляется процесс обучения детей с нарушением слуха с использованием такого вспомогательного средства как дактилология, с какого возраста и с какой целью она используется в работе с детьми.

Мимическая, или жестовая, речь - это речь, где слово или даже целая фраза может передаваться с помощью одного жеста, при этом жесты не имеют грамматической формы, то есть не изменяются по родам, падежам и числам, строй жестовой речи не подчиняется строю словесной речи и не отражает законов русского языка. Мимика - единственный способ общения тех, кто не владеет словом! Жестами дети общаются даже если их этому не учат, они вынуждены это делать в силу нехватки речевых средств. Так же поступают туристы в стране, языка которой не знают.

Дактилология — своеобразная форма речи (общения), воспроизводящая посредством пальцев рук орфографическую форму слова речи, поскольку использует дактильную азбуку. Дактильная речь соответствует письменной. В дактильной азбуке 33 знака, каждый из которых соответствует букве русского алфавита. Дактилируя слово, говорящий воспроизводит рукой правильное его написание.  Пользоваться дактильной формой речи - значит понимать значение слов и владеть грамматическим строем языка. Многолетний опыт и практика позволяют утверждать, что дактильная речь является эффективным средством обучения, позволяющим во много раз повысить объем словаря и в дальнейшем снизить уровень последствий дисграфии (нарушения письменной речи) у детей с нарушением слуха. Дактилология остается незаменимым средством анализа звукобуквенной структуры слова. Ни письмо, ни разрезная азбука не могут сравниться с дактилологией в силу того, что для них требуется наличие определенной атрибутики: письменных принадлежностей, наборного полотна, разрезных букв и всего того, что в определенных обстоятельствах может не оказаться под рукой, а умение пользоваться дактилологией позволяет решить такого рода проблемы.  К тому же, дактильные знаки значительно легче воспринимаются и воспроизводятся детьми нежели звуки.

Последовательность применения различных речевых средств при обучении устной речи детей с нарушением слуха.

    - на первом году обучения детей с нарушением слуха устная речь всегда предваряет все последующие коммуникативные акты. То есть педагог сначала произносит слово - название предмета или вещи. Называние предмета сопровождается предъявлением таблички с этим словом. Устная речь на данном этапе очень трудна для детей и поэтому и возникает необходимость использования графического обозначения слова, то есть введения глобального чтения - целыми словами с табличек. При этом дети учатся, подражая речи педагога воспроизводить слова (в меру своих произносительных возможностей - приближенно, усеченно), соотносить таблички с предметами и иллюстрациями. Параллельно с этой работой педагог работает над произношением и развитием слухового восприятия.

    - со второго года обучения (с четырех лет), педагог начинает использовать дактилологию, синхронно дактилируя и проговаривая слова. Дети учатся соотносить дактилемы с буквами на табличках, постепенно овладевая дактилированием. Таким образом осуществляется переход от глобального чтения к чтению аналитическое

    - на следующем этапе дети учатся самостоятельно строить дактильные слова и фразы. При этом они пользуются устной речью в той мере, в какой владеют произносительными навыками.

- и наконец, учитель обращается к детям только устно, пользуясь знакомым речевым материалом. Дети также постепенно переходят от устно-дактильной к устной форме речи.

    Дактильная речь является опорой в работе над словесной речью и выступает вспомогательным средством, привлекаемым в целях наиболее эффективного обучения устной и письменной речи.

    Огромная роль в обучении ребенка с нарушением слуха принадлежит его родителям. От степени их заинтересованности, компетентности, информированности, терпения и настойчивости во многом будет зависеть успешность обучения. Чтобы осуществлять общение с собственным ребенком, необходимо знать многие приемы, в том числе и использование дактилологии , что предполагает соблюдение некоторых правил:

- умение правильно показывать дактильные знаки

- дактилировать необходимо правой рукой, держа руку на уровне грудной клетки и производя движения только пальцами

- рука должна находиться на одном уровне, а пальцы двигаться плавно, но четко (так же, как пишутся буквы - ровно по одной линии)

- как и при письме, буквы в слове воспроизводятся не отдельными знаками, а слитно (для этого, показывая букву, необходимо мысленно готовить руку к положению следующего знака)

- между словами соблюдаются паузы, отделяющие как при письме одно слово от другого

- одновременно говоря и дактилируя, необходимо следить за тем, чтобы произношение было слегка замедленным, но ни в коем случае не послоговым. Соблюдение этого правила наиболее важно - оно позволяет избежать «рубленой» речи и способствует развитию одной из важнейших ее характеристик - слитности

- синхронно дактилируя и произнося слова, следует соблюдать правила орфоэпии (то есть дактильно показывая слово так, как оно пишется и словесно воспроизводя слово так, как оно и должно произноситься). Четкое соблюдение этого правила способствует формированию письма и и позволяет снизить риск возникновения такого нарушения письменной речи, как дизграфия.

Таким образом, дактильная речь  - это вспомогательный метод усвоения языка. Он используется в работе с детьми чтобы облегчить и ускорить усвоение языка в устной и письменной форме и добиться лучших результатов в общем и речевом развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы проблемы готовности к школьному обучению детей с нарушением слуха

Данные педагогических и психофизиологических наук, в частности таких, как детская и педагогическая психология, психофизиология дошкольного возраста, являются основой построения программного содержания...

Комплекс занятий для 1, 2, 3 года обучения детей с нарушением слуха по теме «Овощи».

Разработанный мной "Комплекс занятий для 1, 2, 3 года обучения детей с нарушением слуха по теме «Овощи» будет интересен педагогам при подготовки к НОД по ознакомлению с окружающим миром....

Значение раннего слухопротезирования в обучении детей с нарушением слуха

Консультация предназначена для педагогов, работающих с детьми с нарушением слуха и для родителей, воспитывающих таких детей...

Традиционные и инновационные средства обучения детей с нарушениями слуха

В сообщении на семинаре автор дает общую характеристику детей с нарушениями слуха, раскрывает педагогические условия их речевого развития с помощью традиционных и инновационных методов....

Презентация: ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА....

Статья. "Значение дактилологии при обучении, развитии и воспитании детей с нарушением слуха"

Данная статья представляет собой материал, разъясняющий значение дактилологии в жизни неслышащих детей. Представлены правила правильного дактилирования и сформированы правила чтения с руки....

Презентация "Особенности обучения детей с нарушениями слуха"

Презентация "Особенности обучения детей с нарушениями слуха"...