"Нужно ли прекращать аутостимулирующее поведение или понижать его интенсивность"
консультация

Ващенко Юлия Сергеевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya1.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №15.

г. Славянск-на-Кубани

муниципального образования Славянский район

Консультация для родителей:

« Нужно прекращать аутостимулирующее поведение или понижать его интенсивность»

Подготовила:

педагог-психолог

Ващенко Ю.С.

г. Славянск-на-Кубани

2018 г.

Поведение аутостимуляции у детей с аутизмом.

Как известно, у многих детей с аутизмом наблюдается аутостимулирующее поведение, которое часто называют «самостимуляцией». Аутостимулирующее поведение представляет собой специфические повторяющиеся движения, которые могут вызывать смешанные чувства у тех, кто за ними наблюдает. Распространенными примерами аутостимулирующего поведения являются такие действия, как раскачивание из стороны в сторону, шагание,  хлопание в ладоши, вращение предметов и т.п., однако, аутостимуляция у ребенка может выглядеть самым различным образом.

 Стиминг это самостимулирующее поведение, которое является повторяющимся движением тела или действием с объектом. Стимминг обычно наблюдается у лиц, которые имеют аутизм и другие существенные отклонения в развитии. Стимминг у аутиста может мешать концентрации внимания, а, значит помешать обучению и быть социально неуместным. Однако остановит стимминг часто бывает трудно, потому что он ощущается аутистом как польза. Поэтому важно не столько устранить странное поведение, но определить причину и следствие и заменить агрессивное поведения на что-то более подходящее.

Помните: стимминг, самостимуляция, нередко является следствием скуки, поэтому убедитесь, что ребенок с аутизмом занят функциональной дейтельностью.

Что вызывает поведение аутостимуляции?

Причины появления самостимулирующего поведения не до конца изучены, однако, исследователи склонны полагать, что существует несколько основных теорий, объясняющих причины возникновения такого поведения. Считается, что гиперчувствительные дети проявляют самостимулирующее поведение, чтобы снизить уровень стимуляции, получаемый ими из окружающей среды. С другой стороны, дети, демонстрирующие пониженную или недостаточную реакцию на стимуляцию окружающей среды, могут участвовать в аутостимулирующем поведении для того, чтобы получить чувство сенсорного удовольствия.

Какие типы аутостимулирующего поведения существуют?

В целом, существует шесть различных типов поведения аутостимуляции, которые связаны с органами чувств человека: визуальное (зрительное), аудиторное (слуховое), тактильное, вестибулярное, а также аутостимулирующее поведение, связанное со вкусом и запахом. Примерами визуальной самостимуляции является повторяющееся моргание, размахивание руками перед лицом, длительный взгляд на освещение или потолочные вентиляторы, включение и выключение света, игры с пальцами перед глазами. Аудиторная аутостимуляция может принимать форму щелкания пальцами, стука по предметам, закрывания и открывания ушей руками, повторение отрывков видеороликов или песен, продуцирование вокальных звуков. Дети, которые вовлечены в самостимуляцию с целью получения тактильных ощущений, может тереть предметы или кожу руками, чесаться, царапаться, сжимать и разжимать кулаки. Вестибулярная аутостимуляция включает в себя такие действия, как раскачивание из стороны в сторону, вращение вокруг своей оси, прыжки и шагание. Примером поведения самостимуляции, направленного на получение вкусовых ощущений, является облизывание предметов или помещение этих предметов и частей тела в рот. Дети, которые стимулируются от различных запахов, как правило, нюхают людей или различные предметы.

Нужно ли прекращать аутостимулирующее поведение или понижать его интенсивность?

Как правило, аутостимулирующее поведение невозможно устранить во всех его проявлениях, поскольку зачастую оно необходимо ребенку для поддержания чувства комфорта. Необходимость в снижении интенсивности такого поведения или в его изменении зависит от самого поведения и его опасности, а также от того, насколько сильно оно мешает ребенку участвовать в других видах деятельности. Большинство форм аутостимулирующего поведения не являются опасными, однако, некоторые из них сопровождаются аутоагрессией или агрессией, направленной на других людей, к примеру, удары головой или укусы. Некоторые формы аутостимуляции могут быть негигиеничными, например, облизывание раличных предметов и т.д. Иногда самостимулирующее поведение может препятствовать обучению ребенка или его взаимодействию с другими людьми. Такие типы поведения аутостимуляции необходимо уменьшать или перенаправлять.

Как можно уменьшить поведение аутостимуляции?

Первым шагом в процессе уменьшения поведения самостимуляции является изучение такого поведения у конкретного ребенка. Необходимо провести наблюдение и зафиксировать события, во время которых ребенок проявляет поведение аутостимуляции. Происходит ли это в определенное время дня? Существуют ли какие-либо обстоятельства, которые всегда предшествуют поведению аутостимуляции? Если ребенок проявляет такое поведение в результате стрессовых ситуаций, необходимо начать работу над уменьшением стресса. Также следует обучить ребенка альтернативным видам поведения, если его аутостимуляция носит опасный, негигиеничный характер или препятствует его обучению или взаимодействию с другими людьми. Например, вы можете обучить ребенка, который ударяется головой об предметы, раскачиваться в кресле-качалке, или же научить облизывающего различные предметы ребенка облизывать леденец на палочке. Перенаправление аутостимулирующего поведения позволит ребенку поддерживать чувство сенсорного комфорта без негативных последствий.

Аутостимулирующее поведение может казаться странным, приводить в замешательство, а иногда и пугать людей, которые его не понимают, тем не менее, зачастую такое поведение позволяет аутичному ребенку испытать чувство комфорта. Изучение, наблюдение и понимание индивидуального аутостимулирующего поведения у конкретного ребенка поможет определить, существует ли необходимость в уменьшении или замещении такого поведения.

В заключении приведём несколько простых рекомендаций, которые могут помочь в предупреждении появления самостимуляции. Основным подходом будет являться замена стимминга другими более подходящими вариантами стимуляции:

Визуальные: простые увлекательные игрушки — светящиеся шары, указки, юла, калейдоскоп, глобус, или, ТВ или видео, компьютерные программы и т.д.

Слуховые: музыкальные инструменты, радио, игрушки, музыкальные шкатулки, ТВ или видео, смартфон и т.д.

Тактильные: Душ с массажем, мягкие игрушки, предметы, которые касаются тела, массажер, песка, обрезки различных текстурированных материалов и т.д.

Вестибулярные или проприоцептивные: лошадка-качалка или кресло, мяч для терапии, гамак, качели, офисное кресло, горка, карусели, батуты.

Запах: товары, которые пахнут, душистые ручки и карандаши, ароматические масла, благовония, ароматические свечи.

Вкус и оральная стимуляция: кисло-сладкие контрасты, горячие и холодные контрасты, сильные ароматизированные чипсы или сладости, густые коктейли через соломинку, жевательная резинка или конфеты и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация к педсовету "игровое и занимательное обучение детей чтению с использованием интенсивной технологии Н.А.Зайцева

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №15 «Сказка»    Консультация к педсовету по развитию речи и обучению грамоте...

Что нужно знать родителям об особенностях поведения ребенка

Что нужно знать родителям об особенностях поведения ребенка...

ИНТЕНСИВНОЕ РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА Опыт работы .

ИНТЕНСИВНОЕ РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА Опыт работы .{C}{C}{C}...

" Зачем нужны правила поведения" консультация для родителей

Консультация для родителей " Зачем нужны правила поведения"...

Консультация для родителей: "Что нужно знать родителям о поведении детей дошкольного возраста"

Что нужно знать родителям об особенностях поведения детей дошкольного возраста...

"Как мы понижаем самооценку своих детей"

Консультация для родителей...