Рекомендации родителям детей с «интенсивным» типом темперамента. Развитие произвольного поведения.
консультация
Формирование способности к произвольным действиям начинается с раннего детства, с овладения ребёнком произвольными движениями, в манипуляции с игрушками и доступными предметами. Собственно, произвольное поведение начинает складываться тогда, когда, ребёнок выполняет такие элементарные действия, которые связаны с преодолением трудностей, а также такие, которые диктуются необходимостью, когда ему впервые приходится делать не то, что хочется, а то, что надо. Большое значение имеют в этом плане систематические указания и требования взрослых.
Так же контролирование собственного поведения связано с процессом созревания у ребенка лобных отделов в коре головного мозга. В дошкольном возрасте они еще не сформированы, поэтому ему сложно управлять поведением. Для того, чтобы ускорить процесс становления необходимых структур головного мозга, необходимо работать над физическими способностями дошкольников. Детям в дошкольном возрасте непросто научиться понимать и выполнять инструкции, которые даются ему со стороны взрослого. Но это и есть первый шаг к практическим навыкам ребенка владения собой, своими поступками, поведением.
Становление произвольности - важное условие учебной деятельности будущего первоклассника. В случае если произвольность поведения дошкольника не будет сформирована в указанный этап жизни, то учиться ребенок, скорее всего, не захочет, ему быстро надоест ходить в школу и делать неинтересные домашние задания, следовать школьным правилам.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 94 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведет к ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня он может стать неуправляемым.
2. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение.
3. Исключите из питания продукты, возбуждающие нервную систему (газировка, чипсы и т.д.)
4. Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Ограничьте просмотр телевизора, игры с компьютером (все вместе не более 1 часа в сутки)
5. Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, спортивные занятия. Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание. Но избегайте переутомления.
6.В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь позитивной модели: хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Это укрепит уверенность ребенка в своих силах, повысит его самооценку. Помните, что «интенсивные» дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале. Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
7.Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребёнком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.
8.Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя». Их нужно использовать для действительно важных случаев, тогда они будут для ребёнка более «весомыми». Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
9.Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно, и ни в коем случае не выполняйте их за него.
10.Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребёнком его успехи дома, в саду, на секции. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, успехи в саду, на дополнительных занятиях.
11.!! Введите бальную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).
12.Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
13. Определите для ребёнка рамки поведения – что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы. Несмотря на наличие определенных особенностей, «интенсивные» дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим детям.
14. Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами.
15.Вызывающее поведение ребёнка – это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.
16. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную память.
17.Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребёнка.
18. Во время игр ограничивайте ребёнка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
19.Давайте ребёнку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
20.Дома следует создать для ребёнка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать его внимание. Цвет обоев должен быть неярким, успокаивающим, преимущество отдаётся голубому цвету. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок
21.Создайте необходимые условия для работы. У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких фотографий и плакатов.
22.Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 1 до 10.
23. Во всем важна четкость и последовательность предъявляемых к ребенку требований. Не запрещайте то, что было позволено вчера и наоборот.
24. Перед обучением чему-то новому или перед конкретной просьбой - давать четкую установку на внимательное выслушивание. Важно привлечь внимание – чтобы ребенок вас видел, слышал и мог повторить то, о чем вы его попросили. В просьбе должно быть минимум слов («Собери бумажки и выброси в ведро. Повтори, что я сейчас сказала»)
25. При занятиях за столом необходимо
проговаривание инструкций (как конкретно звучит задание «Раскрасить круги синим цветом, а квадраты красным»), проговаривание выполняемых действий вслух («раскрасил круги, теперь буду квадраты красным»), поэтапное планирование с речевым отчетом.
26. Воспитывайте у ребёнка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Каждому надо быть в чем-то успешным. Задача родителей – найти те занятия, которые бы «удавались» ребёнку и повышали его уверенность в себе.
Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад № 158
Рекомендации родителям детей с «интенсивным» типом темперамента.
Развитие произвольного поведения.
Составила: педагог-психолог
А.Е. Радченко
Тюмень, 2025 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Четыре типа темперамента-четыре модели поведения
используя данный материал можно познакомиться с 4 типами темперамента. Они помогут родителям лучше узнать и понять своих детей....

Консультация для педагогов "Развитие предметной деятельности как основы для развития произвольности поведения"
Информация будет полезна как для воспитателей, так и для родителей....

Анкета для родителей по определению типа темперамента ребенка дошкольного возраста.
Данная анкета позволит родителям быстро и легко определить тип темперамента ребенка дошкольника, а рекомендации построить своё общение и воспитание с учётом его темперамента....

Памятки для родителей по учету типов темперамента при организации самостоятельной игры ребенка
Есть классификация типов темперамента, разработанная Д. Крейси, позволяющая определить предпочитаемый для развития ребенка вид деятельности. Она опирается на пары типологических черт, проявляющихся в ...

Буклет для родителей. Развитие произвольного поведения дошкольников.
Буклет для родителей. Развитие произвольного поведения дошкольников....
Буклет для родителей "Игры и упражнения для развития произвольного поведения"
Для психологической готовности к школе детей 6-7 лет, необходимо развивать у них произвольное поведение (произвольную память, внимание)....

Рекомендации для воспитателей по типам темперамента дошкольников
Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют динамические особенности ее поведения, деятельности, общения, психических процессов, особое место принадлежит темпераменту.Физиол...


