Особенности работы музыкального руководителя с дошкольниками ОВЗ.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Бушмина Анна Владимировна

дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не должны быть отстранены от педагогического процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_muzykalnogo_rukovoditelya_s_detmi_ovz.docx26.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сообщение к педагогическому совету

Тема: Особенности работы музыкального руководителя с дошкольниками ОВЗ.

Подготовил: Музыкальный руководитель первой квалификационной категории Бушмина А.В.

Наши воспитанники – это наша радость и наша надежда. Если ребенок рядом с нами радуется и улыбается, с удовольствием играет, бегает, прыгает, танцует, поет имеет друзей. Значит мы нужны ему. Переступив порог детского сада, мы оказываемся в неповторимом мире, в котором созданы теплая, домашняя обстановка, и все условия для радостной и интересной жизни детей.

Главное – забота о здоровье и эмоциональном благополучии детей.

Каждый день пребывания в детском саду дает ребенку что-то новое. Большое внимание уделяется художественно-эстетическому воспитанию. Все мы рождаемся с разными возможностями. Поэтому дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не должны быть отстранены от педагогического процесса.  Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями, меньше. Важное место в развитии детей с ОВЗ занимают музыкальные занятия. На музыкальных занятиях в различных видах деятельности дети получают новые впечатления, знакомятся с миром звуков. Постепенно происходит формирование адекватных реакций на звучание музыки, появляется желание самому извлекать звуки.

На занятиях дети усваивают способы действия с предметами и музыкальными инструментами. Музыка помогает детям с ОВЗ выйти из своего внутреннего мира. У них появляется эмоциональный отклик на музыку и желание взаимодействовать с окружающим миром. В процессе музыкальных занятий у детей развивается слуховое внимание и восприятие, ориентировка в пространстве, пластика тела. Музыкальные занятия способствуют воспитанию положительного эмоционального отношения к музыке, повышают настроение, предоставляет ребёнку богатые возможности для общения с взрослыми и со сверстниками. Одним из основных направлений коррекционной работы, проводимой на музыкальных занятиях, является умение подражать действиям взрослого. Дети, подражая взрослому, учатся танцевать, извлекать звуки при помощи музыкальных инструментов, подпевать.

Музыкальные занятия проводятся два раза в неделю 20-25 минут и включают в себя следующие направления:

1 Слушание музыки;

2 Пение;

3 Музыкально-ритмические движения и танцы;

4 Игра на музыкальных инструментах;

5 Театральная деятельность и музыкальные игры.

Слушание музыки способствует развитию слухового внимания, активизирует

эмоции, развивает интерес к окружающему миру звуков. Дети учатся узнавать знакомые мелодии.

Пение способствует активизации слухового внимания и речевого развития. Дети учатся пропевать слоги и целые слова вместе с педагогом.

Музыкально-ритмические движения и танцы способствуют эмоциональному и психическому развитию детей. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению. На занятиях поощряется проявление детьми самостоятельности в движениях под музыку, умение передавать простейшие ритмические движения: ходить по залу, не мешая друг другу, сходиться вместе и расходиться, двигаться по кругу по одному и парами, реагировать сменой движения на изменение характера музыки (маршевый, танцевальный, песенный, плясовой, спокойный), выполнять элементарные движения с предметами (платочками, погремушками), помахивать ими, вращать их, владеть простейшими танцевальными и образными движениями по показу взрослого, притопывать ногами, пружинить на двух ногах, вращать кистями рук, помахивать одной и двумя руками, легко прыгать на двух ногах, идти спокойным, мягким шагом, выполнять движения, соответствующие характеру и поведению персонажей (изображаемых людей и животных).

В процессе танцев у детей совершенствуется моторика, координация движений, развивается произвольность движений, невербальные коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки и движения.

Игра на музыкальных инструментах является составной частью музыкального занятия. В процессе совместной игры на музыкальных инструментах у детей развивается умение сотрудничать друг с другом, формируется чувство партнёрства и произвольная организация собственной деятельности. Этот вид занятий развивает у детей музыкальные способности, в первую очередь тембровый и мелодический слух, чувство музыкального ритма. Сочетание музыки и игры вызывает много эмоций, очень многие дети с удовольствием включаются в деятельность, в такой форме они готовы выполнять даже те действия, на которые не способны на других занятиях. Музыкально-дидактические игры -  у детей развиваются слуховое внимание и восприятие. Занятия с использованием психогимнастики, логоритмики и музыкально-дидактических игр дают свои результаты. Восприятие разнообразных серий звуков, различаются по высоте, длительности и силе звуков, различающихся по высоте, длительности и силе звучания, воспроизведенных в разном темпе на различных музыкальных инструментах или прослушанных в звукозаписи, активизирует умение детей дифференцировать звуковые характеристики и особенности воспринимаемых мелодий в разнообразных ситуациях. Логоритмика – это комплекс упражнений, куда входят определённые звуки, слова, музыка, ритм и движения. С помощью развлекательного комплекса быстрее происходит речевое развитие и лучше развиваться мелкая и крупная моторика. Интерес представляет в этой области логоритмика Екатерины Железновой. Каждое занятие направлено на развитие детей. Ребёнок совершенствует речь и учится ориентироваться в пространстве. Прежде чем заниматься по этой методике, необходимо изучить виды упражнений:

1 Интонационное и коррекционное произношение;

2 Фонетическое (слуховое) восприятие;

3 Артикуляционное упражнение;

4 Песни без музыкального сопровождения;

5 Игры на музыкальном инструменте;

6 Регулировка мышечного тонуса;

7 Упражнения, формирующие ориентир в пространстве.

На всех занятиях соблюдаются правила последовательности. Сначала изучаются слова или стишки. Затем постепенно усложняется занятие. После того как дети усвоили хорошо материал, необходимо его закрепить.

Примеры:

1 Дует ветер сильно-сильно (машем ладошками на себя).

Закачалось дерево (подняли руки вверх и машем ими, всем телом

помогаем).

Ветер дует меньше-меньше (медленно руки опускаем).

Дерево растёт всё больше (руки поднимите и потянитесь на носочках).

2 Стук-стук (кулачком постучали по столу).

Кто там? (похлопали в ладошки).

Можно в гости к вам? (открываете двери понарошку).

Заходите, мы рады гостям (три раза похлопали в ладошки).

3 Мы ехали-ехали (делаете вид, что скачете на лошади).

В гости к вам приехали (стучите как будто в двери).

Мы устали (сели на стульчик).

Сейчас мы отдохнём и опять гулять пойдём (весело замаршировали).

Основными методами и приёмами работы с детьми ОВЗ на музыкальных занятиях является:

1 Наглядно-слуховой (исполнение педагогом песен, игра на музыкальном

инструменте, использование аудио и видео записей);

2 Зрительно-двигательный (показ игрушек и ярких картинок, раскрывающих

содержание песен; показ взрослым действий, отражающих характер

музыки; показ танцевальных движений);

3 Совместные действия со взрослым;

4 Подражание действиям взрослого;

5 Жестовая инструкция;

6 Собственные действия ребёнка по вербальной инструкции взрослого.

При проведении музыкальных занятий необходимо соблюдать ряд условий:

1 Регулярность проведения занятий;

2 Простоту и доступность для восприятия детьми музыкальных

произведений, их яркость и жанровую определённость;

3 Сочетание в рамках одного занятия различных методов работы

педагога и видов деятельности детей;

4 Повторяемость предложенного материала не только на музыкальных

занятиях, но и на других видах занятий;

5 Использование ярких дидактических пособий (игрушек, элементов

костюмов, детских музыкальных инструментов и т.д.);

6 Активное и эмоциональное участие взрослых (воспитателей, педагогов-

дефектологов, родителей) в проведении музыкальных занятий,

праздников, досуга. Решение коррекционных задач в игровой форме позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание.

Музыкотерапия — психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она: помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса; помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре; музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание; косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Театрализованная деятельность вызывает у детей желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, закрепляет умение передавать движения, имитирующие повадки птиц и зверей, стимулирует образно-игровые проявления при использовании элементов костюмов персонажей.

Особое место в системе воспитания детей с ОВЗ занимают утренники и развлечения. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, стихов, что делает коррекционно- воспитательную работу более эффективной. Планирование и подбор материалов для утренников и развлечений осуществляется совместно музыкальным руководителем, логопедом и воспитателями. При этом учитываются возраст детей. Уровень речевого развития и индивидуальные особенности каждого ребёнка. В проведении праздников для детей есть своя специфика. На начальных этапах обучения на утреннике основными исполнителями являются взрослые, дети принимают лишь посильное участие. Дети принимают участие в танцах, играх с несложными движениями, хороводах. Дети участвуют в небольших сценках, где их действия сопровождаются комментариями воспитателя. Для активизации речи возможны хоровые односложные ответы детей при отгадывании загадок, ответы на вопросы героев сказок. Каждому ребенку даём возможность выступить на празднике и продемонстрировать свои успехи. Сценарии утренников и развлечений занимательные по форме, с обязательным наличием сюрпризных моментов, непродолжительными по времени (от 20 до 30минут).

При подготовке праздников и развлечений:

 Логопед, музыкальный руководитель и воспитатель совместно подбирают стихи, песни, инсценировки и другой речевой материал; Логопед первоначально отрабатывает тексты, добиваясь правильного звукопроизношения; Воспитатель проводит словарную работу, закрепляет речевой материал в свободное время; Музыкальный руководитель разучивает песни, танцы, хороводы. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его представления об окружающем мире, способствуют закреплению знаний и умений, полученных на различных видах занятий, побуждают ребенка к творчеству и общению.

Таким образом, можно говорить о благотворной роли музыки в позитивных изменениях в состоянии ребенка. Отмечается положительная динамика у всех детей: наблюдается повышение психической активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы, расширение коммуникативных навыков.

Литература:

  • Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения / Арсеневская О.Н.  - Волгоград: Учитель, 2012.
  • Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы. / М.Ю. Гоголева – Ярославль: Академия развития, 2016.
  • Справочник музыкального руководителя. Статья «Приобщение дошкольников с ОВЗ к музыкальной культуре» / Н.П. Циркова к.п.м.-МЦФЭР 2015. №9 с41.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Золотовская средняя общеобразовательная школа»

Воскресенского муниципального района

Московской области

140251, Московская область, Воскресенский район, деревня Золотово, улица Моховая, дом 67,
E-mail:
zolotovo-vos@mail.ru, Тел: (8-496-44) 6-35-73

Сообщение к педагогическому совету

Тема: Особенности работы музыкального руководителя с дошкольниками ОВЗ.

Подготовил: музыкальный руководитель 1 категории

Бушмина А.В.

2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности работы музыкального руководителя в детском саду для детей с нарушением зрения"

Материал содержит особенности развития детей с амблиопией и козоглазием на музыкальных занятиях. Перечисленны задачи решаемые на музыкальных занятиях, связанные со зрительной спецификой....

Музыкальное образование в современной образовательной системе, особенности работы музыкального руководителя.

Методическое сообщение раскрывает новые подходы в работе музыкального руководителя в связи с реализацией ФГОС ДО. К сообщению прилагается презентация....

Особенности организации работы музыкального руководителя с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения ФГОС ДО

Музыкальное воспитание, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, фор...

Проект "Особенности организации работы музыкального руководителя с дошкольниками с ОВЗ в условиях ФГОС ДО"

Проект "Особенности организации работы музыкального руководителя с дошкольниками с ОВЗ в условиях ФГОС ДО"...

Особенности организации работы музыкального руководителя с дошкольниками с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС ДО

     Музыкальное воспитание, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к раз...

Особенности организации работы музыкального руководителя с дошкольниками с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС ДО

Музыкальное воспитание, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, фор...

«Особенности организации работы музыкального руководителя с дошкольниками с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС ДО»

Цель:помочь детям с ОВЗ активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредствомосновных видов музыкальной деятельности...