Рекомендация логопеда для родителей на тему: «Стимуляция речевого развития детей в различных режимных моментах»
консультация

Данная рекомендация была предложена родителям детей с ОВЗ (сложный дефект) в рамках родительского собрания на тему "Режим дня. Чем он важен?" В рекомендации собран материал потешек, который можно использовать для стимуляции речи неговорящих детей в различных видах их деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prigovorki_k_rezhimu_dnya.doc117.08 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида» № 23

 г. Зеленогорск

Рекомендация логопеда для родителей на тему: 

«Стимуляция речевого развития детей в различных режимных моментах»

(в рамках родительского собрания)

Подготовила: учитель-логопед

 Кушнарева В.В.

Возможности ребенка с ограниченными возможностями значительно снижены из-за особенностей его психофизиологического развития, недостаточности физических и психологических условий для общения. Т.е., помимо двигательных расстройств, наблюдаются нарушения познавательной и речевой деятельности. Наши дети, в основном, имеют низкий уровень развития речи и поэтому им необходима постоянная стимуляция речевого развития.

Одним из методов стимуляции речи является речь взрослого (родителя, педагога), т.е. ребенку нужно постоянно слышать и учиться понимать простую и правильную речь, лучше всего рифмованную (она мелодичнее, привлекает больше внимания, вызывая ответ в виде активных голосовых реакций). Для этого во время кормления, купания, одевания и других режимных моментах взрослый должен рассказывать ребенку как можно больше потешек, стихов,  которые будут способствовать развитию комплекса оживления ребенка, стимулировать его речевые вокализации, формировать эмоционально-положительное общения со взрослым, развитие ощущения, внимания, восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Поэтому рассказывайте спокойным негромким голосом, воздействуя на ребенка интонацией, мелодикой голоса, мимикой и движениями. Спокойный голос приучит ребенка вслушиваться в речь окружающих. Проявляйте терпение в ожидании звуковых и словесных реакций ребенка. Старайтесь хвалить его даже за незначительные успехи. Похвала создает мотивацию общения. И постепенно малыш станет инициатором общения, которое направлено на эмоциональное познание окружающих.


Стихотворный материал:

Культурно-гигиенические навыки

Хлюп-хлюп ручками
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Катенька
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится.
Катенька помоется,
Причешется, оденется.

***

Мыли мылом ушки,
Мыли мылом ручки.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки

***

Нужно мыться непременно,

Утром, вечером и днем,

Перед каждою едою,

После сна и перед сном.

***

Ростом он невелик
Этот самый зайчик,
А умоется сейчас,
Как примерный мальчик.
Под студёную струю
Сунет мордочку свою,
Чтоб она с утра была
И румяна и бела.

***

Кто горячей водой умывается,
Называется молодцом.
Кто холодной водой умывается,
Называется храбрецом.
А кто не умывается –
***

Нос, умойся, кран, откройся,
нос умойся!
Мойся сразу оба глаза!
Мойтесь уши,
Мойся шейка,

Шейка мойся хорошенько.
Мойся, мойся, обливайся,
Грязь смывайся! Грязь смывайся!

***

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

***

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

***

Теплою водою

Ручки чисто мою,

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

***

-Доктор, доктор, как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть:
Часто мыть или пореже?..
Отвечает доктор:
-ЕЖЕ... -
Отвечает доктор гневно:
- ЕЖЕ - ЕЖЕ-
                         ЕЖЕДНЕВНО!
***

-Неземная красота,
Выньте палец изо рта!
Девочки и мальчики,
Не сосите пальчики.
Дорогие детки,
Пальцы - не конфетки.

***

И девчонки и мальчишки
Часто писают в штанишки.
Мамы негодуют,
А детишки дуют.
На глазах у всей страны
Гордо писают в штаны.
Но когда большими станут,
Они писать перестанут

***

Что мы сделаем с расческой?

Тане сделаем прическу.

Что мы сделаем с расческой?

Ване сделаем прическу.

Ваня в зеркало глядит:

Без вихров – приятный вид.


Культура еды

Каша вкусная дымится,
Маша кашу есть садиться.
Очень каша хороша!
Ели кашу не спеша,
Ложку за ложкой
Ели понемножку…
Кто у нас любимый самый?
Ложку первую – за маму!
А вторую за кого?
Да за папу твоего!
За кого же третью ложку?
За весёлую матрёшку:
В ней матрёшек дружный ряд,
Значит, ложек – пять подряд!
Съешь за бабу,
Съешь за деда,
За мальчишку – за соседа,
За подружек и друзей
Съешь побольше, не жалей!
Что за каша? Объеденье!
Съешь за праздник – день рожденья –
День весёлый, шумный, яркий,
За гостей и за подарки.
Светит солнышко в окошко.
За него – большую ложку!
Съешь за девочку-шалунью
Нашу Машу-попрыгунью,
И за Чебурашку
Кушай, Маша, кашку.
За котёнка – за Тимошку,
Эту маленькую ложку,
А большую за кота…
ВОТ ТАРЕЛКА И ПУСТА!

***
Каша из гречки. Где варилась?
В печке.
Сварилась, упрела, чтоб Оленька ела,
Чтоб кашу хвалила, на всех разделила…
Досталось по ложке гусям на дорожке,
Цыплятам в лукошке, синицам в окошке.
Хватило по ложке собаке и кошке.
И Оля доела последние крошки.

***

Мы за стол садимся кушать
Никого не будем слушать.
Буду молча я жевать,
Никого не отвлекать.
А когда наемся я
Будет рада вся семья.

***

Суп для силача
Если ты не хочешь супа –
Поступаешь очень глупо,
И не станешь ни по чём
Настоящим силачом.

***

Чтобы быть большим и сильным,
Умным, добрым и красивым,
Надо кушать всё подряд –
Взрослые так говорят.

***

Мышка в кружечке зелёной
Наварила каши пшённой.
Ребятишек дюжина
Ожидает ужина.
Всем по ложечке досталось -
Ни крупинки не осталось.

***
В тарелке у Лариски
скучают две сосиски -
печальные сосиски
не нравятся Лариске.
Вот если бы сосиски
отдать собачьей миске,
они бы там в печали
недолго бы скучали.

***

Ковыряется Таня
Даже в сметане!
Что она ищет-
Известно лишь Тане.
Палец макая,
Капризная Таня,
Наверное, ищет
Корову в сметане!

***

На плите сварилась каша.

Где большая ложка наша?

Я тебе перед едой

Ручки вымою водой.

***

У нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот – тарелка, вот – еда.

Не осталось и следа.


Одевание

Раз, два, три, четыре, пять –

Собираемся гулять.

Завязали Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки – сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

***

Маша варежку надела
— Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла.
— Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь — и найдёшь.
Здравствуй, пальчик! Как живёшь?

***

Нарядили ножки
В новые сапожки.
Вы шагайте, ножки,
Прямо по дорожке.
Вы шагайте – топайте,
По лужам не шлёпайте,
В грязь не заходите,
Сапожки не рвите.

***

Вот они, сапожки:

Это с правой ножки,

Это с левой ножки.

Если дождик пойдет,

Наденем калошки.

Это с правой ножки,

Это с левой ножки.

***

Завяжу потуже шарф,

Будем делать снежный шар,

Шар покачу,

Гулять хочу.

Культура общения

Если в доме кто-то плачет,
Вы ему скажите, что
Ходит ёжик во лесу,
Барабулька на носу!
Ёжик ей ладошкой машет,
А она поет и пляшет!
Если хочешь, мы с тобою
Завтра тоже в лес пойдем
И такую Барабульку
Обязательно найдем!

***

Горо-шин-ки,
Непро-шин-ки,
Откуда вы взялись?
Трамваем или поездом
До Маши добрались?
Не-ет,
Портить настроение
Никто вас не просил!
А может, мы не плакали,
А дождик моросил?

***

Лёвушка? Не Лёвушка...
Рёвушка? Не рёвушка...
Так откуда «у-у-у!»
Раздается — не пойму...

***

Все капризы у Оксанки
Соберём в большие санки,
Отвезём в далёкий бор,
Дальше моря, дальше гор!
И оставим возле ёлки...
Пусть едят их злые волки!

***

- Ты, дедушка, прожил
На свете сто лет!
Скажи нам, пожалуйста,
В чём тут секрет?
- Тут нету секрета, -
Ответил нам дед, -
Я слушался взрослых
До старости лет!


Колыбельные

Наступает ночка,

Ты устала, дочка.

Ждет тебя кроватка,

Спи, дочурка, сладко!

***

Так привыкли мы к порядку:
Ровно в девять!
Все в кроватку,
На бочок и молчок!

***

Баю-баю спи, дpужок,

Повеpнись на пpавый бок.

Только ты один не спишь.

Закpывай глаза, малыш.

***

Баю, баю, баю-бай...

Ты, собаченька не лай,

Белолапа, не скули,

Мою Таню не буди,

Темна ноченькой - не спится,

Моя Танечка боится...,

Ты, собаченька, не лай,

Мою Таню не пугай!

***

Баю - баюшки - баю,

Hе ложися на краю.

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи,

Hашу Машу не буди.

***

Приди, котенька-коток,

Приди, серенький хвосток,

Приди, котик, ночевать,

Приди с Костенькой играть.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Шубку новую сошью

И сапожки закажу.

***

Баю-баюшки-бай-бай

Маша, Маша, засыпай.

Крепче глазки закрывай,

Поскорее засыпай!

После сна

ПРОСЫПАЛКА

Просыпаемся: 
- Мы проснулись, мы проснулись.
Руки в стороны, скрестить. 
- Сладко, сладко потянулись.
Тянем ручки вверх 
- Маме с папой улыбнулись.
Смеемся. 

ПЕСЕНКА

Поем и поглаживаем у малыша те части тела, о которых поем. 
- Где же наши ручки? А вот наши ручки!
Где же наши ножки? А вот наши ножки!
А вот это Тимин (Машин, Васин) нос.
Весь козюльками зарос.
Ну, а это что? Живот.
А вот это Тимин рот.
А вот это глазки, а вот это ушки.
А вот это щечки-толстые подушки.
Покажи мне язычок.
Пощекочем твой бочок.
А теперь пляшем с малышом: 
- Ай, люли, люли, люли
Тимку маме принесли
Тима ма-а-аленький
Тима ма-а-аменькин.

***

Смотрите, дети! Утро пришло
Солнцем лучистым окна зажгло.
Бодро и весело станем в ряд
Утру и солнцу каждый рад.
День свой начнём по порядку:
Сделаем дружно зарядку.

***

Котик серенький присел

На печурочке

И тихонечко запел

Песенку дочурочке:

- Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Поднимайся, мой дружок,

Встань, дочурочка!

***

Потягушки, потягушечки,

Поперек толстунушки,

А ножки ходунушки,

А в ручки хватунушки,

А в роток говорок,

А в голову разумок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей в различных режимных моментах (на прогулке)

Методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию речи детей во время прогулки...

Организация деятельности МБДОУ по познавательному и речевому развитию детей в различных видах деятельности»

В данной презентации представлен опыт работы по организации деятельности МБДОУ по познавательному и речевому развитию детей в различных видах деятельности....

«Организация деятельности ДОУ по познавательному и речевому развитию детей в различных видах деятельности»»

Сегодня в соответствии с ФГОС ДО построение образовательной деятельности педагогом строится  на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, на основе содействия и сотрудничества детей и в...

«Речевое развитие ребенка в процессе режимных моментов»

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок интенсивно растет и развивается. Именно в этом возрасте формируются психические процессы у ребенка. Он  взаимодействует с окружающим миром и л...

Рекомендации учителя-логопеда для родителей и педагогов ДОУ "Речевая готовность детей к школе"

Представлена информация для родителей и педагогов ДОУ об особенностях речевой готовности детей к школе, раскрываются критерии речевой готовности к обучению в школе....