СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ТОНКИХ ДВИЖЕНИЙ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНОГО И БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Трошкина Нина Николаевна

 Обоснование разработки системы упражнений на развитие мелкой моторики и тонких движений с использованием природного и бросового материала. Развитие мелкой моторики и тонких движений является толчком к активизации речевого центра мозга. Эта часть работы наиболее сложна как для детей, так и для воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

         

Методическая разработка для воспитателей, работающих с детьми коррекционных групп ОНР и ТНР среднего, старшего и подготовительного возраста.

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ  И ТОНКИХ ДВИЖЕНИЙ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНОГО И БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА.

 Обоснование разработки системы упражнений на развитие мелкой моторики и тонких движений с использованием природного и бросового материала.

 Развитие мелкой моторики и тонких движений является толчком к активизации речевого центра мозга. Эта часть работы наиболее сложна как для детей, так и для воспитателя.

 От детей требуется высокая концентрация внимания и сосредоточенности, что у детей коррекционных групп отсутствует , или слабо развито.

 Воспитатель в свою очередь, должен обучить детей технике исполнения так тонко и продуманно, что дети не должны ощутить всей сложности этого процесса.

 Сложность должна быть замаскирована  интересом, а ее постепенное преодоление стимулировано желанием получить результат.

 По принципу:  от простых упражнений  к сложным, малыми

дозами, но обязательно  с доведением до конечного результата, иначе интерес будет потерян.

 Постепенное приобретение технических навыков дает возможность переходить к более сложным манипуляциям, материалам, тонким и мелким движениям

 Каждая новая поделка имеет  какую-то изюминку. Такой изюминкой может  быть что- то неожиданное: горелая спичка,. Бумажная крошка, бисер, фольга и так далее.

 Так, шаг за шагом, осваивается тонкая и сложная техника разного раскатывания, размазывания, обмазывания, выкладывания и приклеивания тонких деталей. Заодно дети привыкают экономно  и аккуратно использовать краски, клей и пластилин. осторожно обращаться с сыпучими и вязкими материалами.

 На начальном этапе – сборе природного и бросового материала значительно пополняется словарный запас детей. Накопление и активизация словаря обеспечивает понимание окружающей действительности, правильного восприятия и понимание речи, объяснения задачи, запоминание алгоритма действия.

 На этапе поиска и сбора природного и бросового материала дети узнают, проговаривают, запоминают много слов и выражений. Они узнают их значение, получают представление об их свойствах, аргументируют свой выбор  и объясняют, что именно они задумали сделать из своей находки, то есть составляют рассказ, описывая конечный результат.

 Весь процесс работы с природным и бросовым материалом пропускается через чувства, тактильные ощущения, личное восприятие, настроение.

 Если ребенок задумался, поискал, нашел и придумал своей находке новую жизнь, то, непременно,  воплощение идеи будет для него очень интересно и важно.

 Практика показала, что данные упражнения могут выполнять дети среднего, старшего и подготовительного возраста, постепенно автоматизируя навыки работы  с пластилином, глиной и бумагой, осваивая все новые приёмы обращения с нетрадиционными материалами

 В среднем и старшем возрасте это преимущественно индивидуальная коррекционная работа.

 В подготовительном возрасте уже можно и нужно объяснять и показывать последовательность работы над поделкой фронтально, что дает возможность развивать внимание и память детей, умение слушать и слышать, понимать и запоминать алгоритм выполнения работы над поделкой.

 Необходимо отметить, что на начальном этапе, особенно с детьми среднего и старшего возраста необходима демонстрация готового образца яркой, красивой поделки, чтобы вызвать у детей желание потрудиться, маскируя тем самым кропотливый, усидчивый процесс с неизбежными физическими усилиями, так непривычными для детей.

 Упражнения на развитие мелкой моторики и тонких движений.

 Упражнения, связанные с мелкими движениями, тонким раскатыванием нитей и маленьких шариков для мозаичных работ, которые требуются в большом количестве, рекомендуется выполнять в качестве подготовительной работы в коррекционные часы , как с подгруппой, так и в индивидуальном порядке для тех детей, которым подобные движения даются не сразу и с  трудом, в силу слаборазвитых мышц пальцев рук, плохой координации движений, отсутствием внимания и умения сосредоточиться на одном деле.

 Данные упражнения предлагаются детям , в комплексе, с минимальной физической нагрузкой ( кусочки пластилина не больше вишни), чтобы ребёнок привыкал к подобным усилиям постепенно.

 Важно правильно подбирать комплекс упражнений, позволяющий ребёнку получить в результате своих усилий интересный результат. Вдохновляющий на новый труд и дающий уверенность в своих силах, постепенно вытесняющий страх перед неумением и неудачей.

1. Разогревание пластилина в ладошках.

2. Разминание пластилина в руках.

3. Круговое раскатывание пластилина  в руках.

4. Прямое раскатывание в руках.

5.  Оттягивание пластилина щепотью.

6. Расплющивание пластилина в ладошках.

7. Вдавливание большим пальцем  - выполнение   вмятины.

8. Печатание по пластилину разными стеками: точечным способом

(ручка без пасты), стек – ножом ( пластмассовый, для пластилина), рельефным ( крышечки от фломастеров).

9. Смешивание пластилина нескольких цветов для получения другого цвета – оттенков коричневого или серого.

10. Оттягивание пластилина.

11. Размазывание по шаблону или основе.

12.  Разглаживание поверхности пластилиновой основы с каплей

 воды и без неё.

13. Использование ПВА:

Нанесение кистью.

Нанесение точечное стек – палочкой.

14. Окрашивание ПВА краской.

15. Залив поверхности шаблона ПВА цветным и простым из флакона с узким носиком.( сила нажатия, дозировка).

16..Закрашивание семечек арбуза, тыквы, слив цветным ПВА с помощью кисти и стек – палочки ( чтобы придерживать  семечки).

17. Окрашивание крупы краской ( любой).

18.Манипудяции с сыпучим материалом и ПВА:

Обсыпка.

Смешивание крупы и ПВА для выкладывания.

19. Манипуляции с выкладыванием материалов разной фактуры.

 ( скорлупа разных цветов , целостности и размера, то же с камешками. ватой, ватными дисками и палочками. Кожей разной выделки, материей. нитками, пластиком и пенопластом).

20. Скобление пластилина стек – ножом  для получения гофрированных полосок. (Травка).

Упражнения на развитие координации движений рук.

Работа с ножницами:

1.  Постановка правильного захвата и просто надрез бумаги.

2. Автоматизация правильного захвата в отрезании произвольных частей бумажной полоски шириной 2см.

3. Отрезание полосок бумаги по линиям на отрезке шириной 3 см.

Для получения детьми представление о выражении «широкая полоска» в знакомстве с величиной.

4. Отрезание полосок бумаги шириной 0,5 мм. Для понимания детьми выражения «узкая полоска» в знакомстве с величиной.

5. Знакомимся с выражением «надрез полоски»: выполняем надрезы на полоске бумаги с рисунком по типу расчески.

6. Складываем лист бумаги  шириной 4 см. пополам, точно совмещая все 4 угла.

Придерживая странички за середину листа двумя пальцами одной руки, другой рукой прижимаем середину листа и делаем нажим, сминая бумагу, проводя ногтем большого пальца по месту сгиба.

7. Произвольно отрезаем совмещенные странички бумаги.

8. Отрезаем на глазок широкие полоски бумаги от сложенного пополам листа.

9. Отрезаем на глазок узкие полоски бумаги от сложенного пополам листа.

10. Полоску бумаги шириной 2 см. одной рукой берем за середину

 вертикально и , отступив от верхнего правого угла  немного вниз направляем ножницы на верхний левый угол. Отрезаем от полоски треугольник.

11. Отступив от косого среза произвольно вниз , делаем подобные срезы косых линий.

12. Нарезаем тем же способом широкие косые полоски.

13. Нарезаем тем же способом узкие  косые полоски.

14. Складываем лист шириной 4 см. пополам в длину и делаем косые срезы широкие и узкие сначала по рисунку, потом – без рисунка. Полученные отрезы раскрываем и наклеиваем на белый ( или цветной – на выбор) лист бумаги.

15. Развиваем координацию движений рук:

Учимся делать плавные, ровные надрезы по рисунку дуг, кругов, волнистых линий:

Небольшой листочек бумаги берем двумя пальцами – большим и указательным  за середину , подводим ножницы к листу с широко открытым лезвием и, медленно закрывая лезвия,  другой рукой поворачиваем бумагу.

16. Отработав это движение в  произвольных поворотах, переходим к вырезанию по рисунку с закруглениями.

17. Отрабатываем вырезание  узора с плавными поворотами бумаги.

18. Учимся складывать бумагу гармошкой.

19. Учимся вырезать цепочку узоров или предметов из бумажной гармошки  по рисунку и без рисунка.

20. Учимся складывать тонкую бумагу в два и три сложения для вырезания узоров салфеток и снежинок, отрабатываем приём поворота бумаги.

21. Учимся делать  мелкую бумажную крошку, тренируя глазомер.

22. Учимся надрезать бумажные и ватные диски на тонкие  полоски для понимания разной плотности материалов, применения к ним разных физических усилий и выбора способа работы ножницами( концом лезвия, ближе к началу, или использовать всю длину лезвия).

Основная гарантия успеха в преодолении отставания в развитии – это упорная, последовательная и непрерывная работа по принципу от простого к сложному.

Ключевые слова – последовательность и непрерывность, так как эпизодическое  исполнение малоэффективно.

Если педагог придерживается этих принципов. То успех будет обязательно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Система упражнений для развития мелкой моторики рук".

Система включает в себя:1 Артикуляционная гимнастика2 Пальчиковая гимнастика3 Упражнения на развитие певческих навыков4 Упражнения на развитие общей моторики5 Песни и стих6 Музыкально-ритмические игры...

Система работы по развитию мелкой моторики от рождения до школы ( игры, упражнения, рекомендации)

Крутикова Ольга МихайловнаВоспитатель 2 категории  Государственное  бюджетноедошкольное   образовательное   учреждение  детский сад №92комбинированного вида, г. Санкт-Петербур...

Система упражнений по развитию мелких движений пальцев рук.

Система работы по развитию мелкой пальчиковой маторики...

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с использованием игр из подручного материала

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: «Как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как подготовить его к школе?». Мы останавливаемся на одном из аспектов этой проблемы: ...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНОГО И БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА

Цели игр: расширять знания детей о мире животных и растений, их жизни; развивать мелкую моторику, зрительную память....