Использование системы упражнений для развития мелкой моторики на занятиях учителя-логопеда c детьми дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи

Сергеева Лидия Адольфовна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование  системы упражнений

для развития мелкой моторики на занятиях учителя-логопеда

c детьми дошкольного возраста

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память и внимание, связная речь.

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких, координированных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Вот почему так важно в дошкольном возрасте развивать механизмы необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Влияние мануальных (ручных действий) на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тела и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

Работы в В.Н. Бехтерева (известного российского физиолога) доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Простые движения пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка.

Исследование М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий головного мозга. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

По данным медиков к 6 - 7 годам, в основном, заканчивается созревание соответствующие зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Исходя из этого работа  по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу.

В условиях специализированного детского сада такая работа обязательно должна начинаться с младшей возрастной группы. Именно в младшем возрасте легче и быстрее активизируются компенсаторные возможности детей.

И именно развитию мелкой моторики следует уделить особое внимание.

В данном случае в комплекс коррекционной работы по развитию мелкой моторики  для детей ОHP и ЗПР я включила следующие виды деятельности:

  • развитие тонких движений пальцев рук (пальчиковые игры);
  • массаж пальцев и кистей рук с помощью су-джок (специальных массажеров);
  • самомассаж с помощью шестигранного карандаша;
  • игры с крупой (сортировка, выбор с закрытыми глазами);
  • развитие графических навыков (работа с развивающей тетрадью по рисованию «Подружись с карандашом» В.И. Агинлов, С.Г. Анискова);
  • работа со счетными палочками;
  • работа с мозаикой;
  • складывание разрезных картинок;
  • шнуровка;
  • рисование;
  • лепка;
  • игры с крупами.

Данные упражнения, как элемент двигательной активности предлагаются детям для переключения на другой вид деятельности, повышение работоспособности, снятия нагрузки.

связанной с сидением, что особенно актуально именно для младшего возраста. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением позволяет достичь наиболее обучающего эффекта.

Пальчиковые игры хороши еще и тем, что одновременно с развитием тонких движений пальцев рук, ребенок тренирует линейную память, так как не секрет, что дети имеющие задержку психического развития, как правило, испытывают трудности при заучивании наизусть. При данном же способе обучения стихотворения запоминаются на удивление легко и быстро.

С помощью элементов пальчиковых игр можно разыгрывать небольшие сценки, пересказывать короткие рассказы, сопровождая их построением фигур из кисти и пальцев руки.

Таким образом, включение упражнений по развитию мелкой моторики, на занятиях - дефектолога играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи. 

Такой подход позволяет:

  • регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправление речи детей;
  • совершенствовать внимание и память - психические процессы, тесно связанные с речью.
  • облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма.

Литература:

  1. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. М.: Просвещение, 1989. С. 325.
  2. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей, под ред. А.В. Запорожца. М.: просвещение, 1976. С. 315.
  3. 1.Алабина Р.И. Дидактические игры и игровые упражнения в процессе обучения. Начальная школа. Приложение к  газете «Первое сентября» № 9, 1997.-5-11с.
  4. 2.Волина В.В. Учимся играя. Москва, Новая Школа. 1994.-38-39с.
  5. 3. Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. Коррекционно – развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике// Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии. – 2002. - №1. -24с.
  6. 4. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – СПб.: Речь, 2003.-56с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста"

В данной консультации для родителей содержится описание всевозможных упражнений, развивающих мелкую моторику рук дошкольников....

Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозг...

Нетрадиционные формы и методы работы в развитии мелкой моторики и формирования речевых функций у детей дошкольного возраста

Методический материал по использованию нетрадиционных методик в работе с детьми дошкольного возраста для развития мелкой моторики и формирования речевых функций....

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста....

Занятие № 4 к программе по развитию мелкой моторики «Наши дружные пальчики» для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Занятие № 4 к программепо развитию мелкой моторики«Наши дружные пальчики»для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)...

Конспект индивидуального коррекционного занятия учителя-логопеда с ребенком среднего дошкольного возраста, имеющим глубокое нарушение зрения

Данный конспект занятия раскрывает основные приемы и специфику коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, страдающими глубокими зрительными расстройствами....