Программа "Песочная палитра"
рабочая программа по коррекционной педагогике

Шевелева Светлана Григорьевна

Программа дополнительного образования с применением игр с песком

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Песочная палитра79.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Муравленко

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СНЕЖИНКА»

Программа

дополнительного образования детей

«Песочная палитра»

Данная программа является результатом работы педагога- психолога муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Снежинка» Шевелевой Светланы Григорьевны. Программа базируется на материалах научных исследований и апробирована в работе с детьми с 3 до 7 лет в форме малых развивающих групп.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность проблемы.

Наши дети живут в условиях многочисленных ограничений. Мы, взрослые, решаем, что можно, а что нельзя. И так и должно быть. Затем будет школа, где еще сильнее укрепится директив по отношению к личности ребенка, затем появятся взрослые социальные институты.... Это очень хорошо, это необходимо для его развития, для жизни в обществе, для сильной воли. Но полезно это будет при одном «но» - если наряду с ограничениями и правилами будет место, где ребенок сможет позволить себе просто быть:быть собой, быть творческим, мечтать,

фантазировать, создавать! Именно такое сочетание приведет к тому, что вырастет творческая личность, способная искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, опираться на себя, ценить свое мнение, знать, что чудеса случаются. человек, не боящийся быть счастливым!

Где же ребенку найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе.

Такое пространство, в котором дети могут выразить в самой естественной для них форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты - предоставляет детям волшебница-песочница.

Программа «Песочная палитра» имеет психокоррекционную, развивающую направленность и призвана способствовать созданию условий для развития эмоциональной и познавательной сфер. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей.

Актуальность предлагаемой программы базируется на материалах научных исследований отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен. Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. Игра с песком как методика консультирования была впервые использована в работе в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Песочная терапия как метод психотерапии была разработана швейцарским

детским психотерапевтом Дорой Кальфф.

В своей работе мы используем не просто песочницу, это синтез современных компьютерных технологий и традиционных технологий песочной терапии.

Современный ребенок - это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Многолетние исследования, позволяют наметить штрихи современного дошкольного детства, которые нельзя не учитывать, организуя образовательный процесс. Жизнь ребенка очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить информационно-компьютерные устройства. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по - прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции.

Игры с песком - одна из форм естественной деятельности ребенка. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Свойства песка несут в себе некую загадочность и таинственность и способны завораживать человека. Песок как бы "заземляет" негативную энергию. Манипуляции с песком, как с мокрым, так и с сухим - успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных малышей. Также игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти. Игры с песком положительно влияют на развитие воображения и творческих способностей детей. На песочном полигоне можно дать волю своей буйной фантазии. Сколько всего можно вылепить из влажного песка: фигурные куличики, домики, гаражи, дворцы, города, скульптуры. Сложность песочной конструкции возрастает с мастерством юного архитектора.

Песочница является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок, играючи, находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждом занятии ребёнок неоднократно создает свой мир из песка - разрушает его - создает новый - и снова и снова... благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения - это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит.

Кроме того, сам материал - песок - обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.

Именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

В настоящее время различные педагогические системы придают большое значение эмоциональному развитию детей с использованием метода игровой песочной терапии. Разрабатываются специальные программы. Это «Песочная терапия в коррекции эмоциональноволевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» Н.Ф.Бережной, «Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития» С.Ю.Кондратьева, «Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников» А.В.Валиева, «Чудеса на песке» Т Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие. Данные программы имеют узкую направленность, то есть решают задачи узкого круга специалистов: психологической, коррекционной, логопедической направленности или просто обучение рисованию и творчеству в песке. Программа «Песочная палитра» комплексно решает задачи направленные на ознакомление с окружающим, коррекцию психоэмоциональной сферы, развитие мелкой моторики и формирование первичных компетентностей по всем основным линиям развития ребёнка.

Новизна программы определяется тем, что в ней практически реализован подход к организации образовательной деятельности с использованием интерактивной песочницы. Современное общество развивается быстрыми темпами, в связи с этим для развития интереса современных детей к процессу обучения необходимо использовать ИКТ. Перенос традиционных педагогических занятий в интерактивную песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:

  • Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  • Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
  • В-третьих, в играх с интерактивным песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
  • В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. Занятия в песочнице уменьшают невротические проявления у детей: повышенную

тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости организовывается специальное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения в деятельности, голосовых реакциях.

Интерактивная песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений.

Таким образом, проанализировав авторские разработки, различные материалы, а так же практический опыт работы с детьми, накопленный отечественными и зарубежными педагогами практиками, можно сделать вывод о возможности интеграции информационно - компьютерных технологий и технологий традиционной работы в песочнице в работе с дошкольниками для комплексного решения воспитательно - образовательных задач, развития воображения, творческого мышления и решения задач психокоррекции. Несомненно, достоинством данной программы является универсальность её использования, интерес и доступность как взрослому, так и ребёнку.

Данная программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются ИКТ, нетрадиционные методы и способы для развития и самореализации дошкольников. Программа способствует:

  • снятию эмоционального и мышечного напряжения;
  • профилактике и снижению импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии, детских страхов;
  • формированию здоровой самооценки, уверенности в себе, раскрытию личности ребенка, развитию позитивной Я-концепции, способности к самопринятию;
  • развитию способности творчески самовыражаться;
  • развитию мелкой моторики, ощущений;
  • коррекции неэффективных стилей поведения, изменение их на более продуктивные;
  • разрешению внутри семейных конфликтов;
  • преодолению трудностей в общении;
  • преодолению последствий психологических травм (развод родителей и др.);
  • преодолению расстройств настроения;
  • развитию эмоциональной сферы, гуманных чувств, нравственных понятий;
  • развитию познавательных процессов;
  • развитию ответственности за свои действия;
  • адаптации к изменениям в жизни (переход в другую группу, другой детский сад, переезд, рождение в семье второго ребенка и др.)

Предложенная образовательная программа педагогически целесообразна, так как сюжетнотематическая организация занятий включает в себя игры с песком, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения и т.д. Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.

В ходе реализации образовательной программы необходимо руководствоваться следующими общими принципами:

  1. Принцип динамичности: от простого к сложному;
  2. Принцип наглядности, так как у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая;
  3. Принцип доступности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка;
  4. Принцип интеграции образовательных областей, позволяет отражать в играх впечатления, полученные ребёнком от окружающей действительности.

А так же необходимо соблюдать специальные принципы организации игр на песке:

  1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя

комфортно        и        защищенно,        проявляет        творческую        активность.

Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку действий ребенка и его идей, поощряем фантазию и творческий подход.

  1.  "Оживление" абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
  2. Реальное "проживание", проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами

сказочных        игр.

На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и разыгрывает ее на песке, используя для этого миниатюрные фигурки. Так он на деле убеждается в правильности или ошибочности принимаемых решений.

В процессе реализации программы необходимо дать возможность детям общаться друг с

другом и взрослым, возможность обмениваться впечатлениями, проговаривать, так как радость от содержательного общения способствует обогащению их социального, коммуникативного опыта.

Данная программа направлена на достижение целевых ориентиров в соответствии с ФГОС ДО.

Цель программы:        развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков

самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии.

Задачи:

  • Укрепить у ребенка чувство доверия к окружающему миру;
  • Усилить желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
  • Способствовать развитию мелкой моторики и речи;
  • Способствовать освоению ребенком позитивных способов поведения в различных ситуациях;
  • Способствовать развитию познавательных функций (внимание, слуховая память, воображение);
  • Сформировать навыки умения слушать говорящего.

Программа рассчитана на 1 год реализации, примерно на 34 занятия. Содержание занятий и подбор упражнений зависит от индивидуальных особенностей детей. Продолжительность занятий 30 мин и периодичность 1 раз в неделю. Занятия проводятся с малой развивающей подгруппой 34 человека, так и в индивидуальной коррекционной форме. В ходе выполнения обязательных упражнений можно делать пятиминутки свободной игры-отдыха в песке.

Целевая группа: занятия ориентированы на детей дошкольного возраста 3 - 7 лет.

Основное содержание групповых занятий:

Обучающие игры: Они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте.

Познавательные игры: С их помощью дети узнают о том, как многогранен наш Мир, познакомятся с историей своего города, историческими событиями и героями.

Проективные игры. Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры по сути являются проекцией внутреннего мира ребенка, то есть переносом вовне его переживаний, желаний, умений, возможностей.

Программа направлена на преодоление стрессовых состояний у детей, развитие эмоциональной сферы личности, психокоррекцию, поддержание психологического здоровья. Ожидаемые результаты:

  • Дети становятся более доверчивы к окружающему миру.
  • У детей повысится интерес к узнаванию нового, выростит желание экспериментировать.
  • Мелкая моторика развита в соответствии с возрастом.
  • Ребенок способен адекватно реагировать в различных ситуациях.
  • Познавательные функции развиты на более высоком уровне.
  • Ребенок способен слушать своего собеседника.

Для отслеживания результативности воспитательно-образовательного процесса используются следующие виды мониторинга:

  • Вводный (сентябрь)
  • Текущий (в течение всего учебного года)
  • Промежуточный (январь)
  • Итоговый (май)

Для оценки эффективности используются программа мониторинга (приложение 2), включающая следующие психологические диагностические методы:

  • Метод наблюдения,
  • Цветовой тест Люшера,
  • Методика самооценки «Лесенка»,
  • Дневник воспитателей
  • Тесты

Форма подведения итогов:

  • Фотовыставки
  • Показ открытых занятий
  • Портфолио успешности (приложение 1)
  • Видеофильмы, сказки

Приоритетной образовательной областью данной программы является познавательное развитие, которая реализуется в интеграции с другими образовательными областями.

Характеристика возрастных особенностей детей

Приблизительно с трех лет продолжается социализация ребенка. Следует обратить внимание на два типа связей ребенка с окружающим миром: связь с миром вещей и связь с миром людей. Можно упрощенно сказать, что на базе отношений с миром вещей происходит социализация интеллектуальных функций: человек учится обращаться с вещами так, как принято в данном обществе и усваивает знания общества о предметном мире, а на базе отношений с миром людей происходит социализация личности: человек усваивает способы взаимоотношений людей между собой и осваивает способы собственного поведения. Главной интеллектуальной функцией в дошкольном возрасте оказывается речь: начинается активное развитие вербального интеллекта: способности отразить мыслительный процесс в речи. Речь активно стимулирует психофизическое развитие ребенка. Происходит накопление словарного запаса (активный словарь трехлетнего ребенка содержит около 1200 слов, шестилетнего - 3000-5000 слов). Речь поначалу ситуативная, недостаточна для рассказа о каких-либо событиях, затем развивается контекстная речь, когда говорящий может представить последовательность событий, выразить отношение к ним, сам не принимая участия в описываемых событиях. Последней появляется объяснительная речь, возможность передачи информации. Уровень развития речи дошкольника очень сильно зависит от того, насколько этому уделяется внимание дома, находят ли родители время на разговоры с ребенком, описывают ли свои и его действия, побуждают ли говорить, играют ли с ребенком в речевые игры.

Для дошкольника характерен уровень регуляции психики на уровне представлений; представления же являются базой для развития воображения. Продолжает развиваться восприятие: появляются его целостность и структурность (целостность восприятия - свойство, позволяющее воспринимать предмет как единое целое, независимо от свойств входящих в него частей и элементов; структурность - свойство восприятия, позволяющее объединять разрозненные части и элементы в единое целое).

В дошкольном возрасте происходит формирование пространственной ориентации: к 4-5 годам у детей почти нет ошибок в определении направления в пространстве, они правильно употребляют предлоги на, внутри, за, перед, возле и т.п. В        дошкольном        возрасте

развивается произвольность, саморегуляция - способность самостоятельно регулировать свои действия и психические процессы: память, внимание.

Память в дошкольном возрасте преимущественно образная, при этом активно развивается вербальная память. Мышление дошкольника наглядно-образное. В дошкольном возрасте формируется устойчивость внимания, но переключение внимания при смене деятельности еще не сформировано.

Формируется характер дошкольника и его направленность. (Характер - система отношений к самому себе, к людям, к предметному миру. В дошкольном возрасте еще неустойчив, устойчивость формируется в подростковом возрасте.

Направленность личности - система желаний, потребностей, увлечений, мотиваций. Сензитивный период для формирования направленности - до 5 лет.) Самооценка дошкольника обычно несколько завышена, это нормально.

Формируется воля - сознательное сохранение напряжения для достижения поставленной цели. Успешный опыт позволяет ребенку ставить перед собой цели и задачи, требующие длительного напряжения, длительный неуспех, напротив, препятствует развитию волевых качеств.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Разделы и темы занятий

Количество

занятий

Часы (мин)

теория

практика

1

Вводная часть

2

20

40

1.1

Знакомство с волшебным песком и правилом поведения с ним

1

10

20

1.2

Знакомство с различными свойствами волшебного песка

1

10

20

2

Животные

6

60

120

2.1

Кто где живет?

1

10

20

2.2

Животные Африки

1

10

20

2.3

Хищные животные

1

10

20

2.4

Животные и времена года

1

10

20

2.5

Зоопарк

1

10

20

2.6

Следы животных

1

10

20

3

Цифры и счет

6

60

120

3.1

Цифра 1

1

10

20

3.2

Цифра 2

1

10

20

3.3

Цифра 3

1

10

20

3.4

Цифра 4

1

10

20

3.5

Цифра 5

1

10

20

3.6

Закрепление счета до 5 и цифр по порядку

1

10

20

4

Цвета

7

70

140

4.1

Закрепление основных цветов

1

10

20

4.2

Изучение (повторение) составных цветов

1

10

20

4.3

Бабочки

1

10

20

4.4

Цветы

1

10

20

4.5

Сказочные дома

1

10

20

4.6

Радуга для друзей

1

10

20

4.7

Закрепление различных цветов + релаксация

1

10

20

5

Времена суток

3

25

65

5.1

День

1

10

20

5.2

Ночь

1

10

20

5.3

Закрепление понятия день и ночь

1

5

25

6

Вулканы

6

65

115

6.1

Что такое вулкан?

1

15

15

6.2

Строительство вулканов

2

20

40

6.3

Вулканы и животные живущие по соседству

2

20

40

6.4

Закрепление понятий о вулкане и его строении

1

10

20

7

В стране сказок

4

40

80

7.1

В гостях у Песочной Феи

1

10

20

7.2

Трусливые черепашки

1

10

20

7.3

Страна гномиков

1

10

20

7.4

Город зеркал

1

10

20

ИТОГО

34

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, можем использовать интерактивную песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира. Основное содержание групповых занятий:

Обучающие игры: Они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте.

Познавательные игры: С их помощью дети узнают о том, как многогранен наш Мир, познакомятся с историей своего города, историческими событиями и героями.

Коррекционн ые

Проективные игры. Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры по сути являются проекцией внутреннего мира ребенка, то есть переносом вовне его

переживаний, желаний, умений, возможностей.

Виды детской деятельности

Интеграция

образовательных

областей

Цели и задачи

Игры, игровые упражнения

Игровая

деятельность

социально

коммуникативное

развитие;

речевое развитие; художественноэстетическое развитие;

Формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;

Побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;

Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.

В сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.

«Песочный детский сад», «Игра на пианино», «Отпечатки», «Следы» и др.

Эмоционально - волевое

социальнокоммуникативное развитие; речевое развитие;

Влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:

  • снизить уровень нервно - психического напряжения;
  • способствовать возникновению положительных эмоций.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;

Помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;

Развивать умение слушать и слышать друг друга.

«Отпечатки наших рук», «Чудесный мешочек», «Норки для мышки», «Песочный детский сад» ,«Победитель злости»,

«Бусы для мамы» и др.

Сенсомоторно

е

познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.

Создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;

Учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;

Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);

Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;

Совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.

«Волшебные отпечатки на песке»,

«Заборчики», «Я пеку, пеку, пеку», «Следы» и др.

Познавательн ое развитие ФЭМП (формировани е

элементарн ых

математичес

ких

представлени

й)

социальнокоммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;

Формировать у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве;

Учить навыкам счета, вычислениям, измерениям;

Помочь детям овладеть математической терминологией: называние цифр, числа, употребление числительных.

«Откопай разгадку» и др.

Развитие речи

социальнокоммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественноэстетическое развитие; физическое развитие.

  • развивать точность понимания речи;
  • способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;
  • обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных;
  • используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок и речетворчеству;
  • используя игры - инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;
  • пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.

«Песочный детский сад», «Мое имя» , «Страна слов» , «Норки для мышки», «Откопай разгадку» и др.

Основная идея программы - используя игры в интерактивной песочнице позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций.

Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции эмоциональноволевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на:

  • понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях;
  • формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе (произвольности), через создание позитивного эмоционального фона;
  • гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка.
  • песочница используется как среда для общения человека с самим собой и символами реального мира.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Методы и приёмы

  1. Виды познавательных игр в песке:
  • игры на ознакомление с окружающим миром (познаем то, что рядом с нами: животные, реки, моря, города)
  • географические игры (моделируем в песочнице климатические зоны и жизнь на них, узнаем, как живут люди в разных уголках планеты)
  • фантастические игры (дети имитируют жизнь на других планетах- ландшафт Луны, поверхность Марса)
  • исторические игры (строят, ломают, изучают стратегию боевых действий и снова строят)
  • игры-экскурсии по городу (знакомим с родным городом и его историей).

Познавательные игры на песке предлагаются детям в виде дидактической сказки

через:

  • сенсорные игры (о своих физических и чувственных возможностях, о свойствах вещей и окружающего)
  • языковые игры (поупражняться в грамматике и развить фонематический слух)
  • дидактические навыки (конкретные умения и навыки, развить психические процессы)

игры-загадки (развивают саморегуляцию и учат четкому выполнению учебной задачи) При этом опора идет на зрительное-слуховое-тактильно-кинестетическое восприятие. Задействованы все анализаторы. Дети не только видят и слышат, а еще и включают «телесную» память, плюс развитие моторики.

Важно, что в такой игре дети не ученики, а «герои» сказки.

Примерная структура занятия:

  1. Вводная часть занятия в детском саду:
  1. Особое приветствие.
  2. Правила работы с песком.
  1. Основная часть занятия:
  1. Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности.
  2. Игры и упражнения, направленные на решение основной образовательной цели занятия
  1. Заключительная часть занятия:
  1. Подведение итогов.
  2. Упражнение на релаксацию. Рефлексия.
  3. Ритуал прощания.
  1. Оргмомент.

Введение в игровую среду. Для активизации внимания ребенка в начале игры предлагаются стихотворные вступления, проблемная ситуация.

  1. Правила.

Необходимо ознакомить детей с правилами игры в песочной стране.

Здесь нельзя кусаться, драться И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!

Песок — мирная страна.

Можно строить и чудить,

Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была Дети, поняли меня?

  1. Ход занятия в детском саду.

Знакомство с игрой и ее героями. Подготовка и проведение игр с песком подразумевает непосредственное участие в игре взрослого, помогающего детям:

- Рассказ детям о сказке (путешествии).

Постройка игрового пространства (сказочной страны, замков, дорожек, рек, лесов и так далее).

Знакомство с различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и прочее).

Выбор помощи. Обращение к ребенку за помощью: - Что будет с жителями страны? Что делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь?

При этом взрослый может облачаться в сказочные одежды и непосредственно участвовать в игре.

  1. Рефлексия.

Выведение из игровой среды. Поощрение участников игры и рассказ о возможных последующих играх, приключениях.

  1. Коррекционные занятия Содержание коррекционных занятий:
  • этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка -разогревающие игры и дидактические упражнения («Здравствуй, песок!», «Песочный дождь»,»Узор на песке»)
  • этап игр и упражнений с погружением рук в песок («Секретное задание для кротов», «Песочные прятки»)
  • этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка (Аналогично играм с сухим песком)
  • профилактика тревожных состояний (сюжетные игры на песке с использованием игрушек)

Формы и варианты песочной терапии

  1. Игровые методы

Дидактический игровой практикум с использованием песочницы применяют для самых маленьких. Ученые доказали, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией. Именно поэтому так полезно малышам играть в песочнице.

  1. С целью диагностики (индивидуальная и групповая форма)

В индивидуальной форме можно диагностировать:

  • Наличие внутренних конфликтов (борьба, песочная страна в состоянии разрушения)
  • Уровень и направленность агрессии (гетеро и аутоагрессия)
  • Конфликты со значимыми близкими. В этом случае имеется противоборство героев песочной сказки, играющих роль реальных членов окружения автора
  • Потенциальные, ресурсные возможности ( когда есть некие чудесные предметы, несущие избавление и счастливое разрешение ситуации)
  • Способы преодоления трудностей ( взаимопомощь, покровительство, избегание)
  • Уровень развития эмоциональной сферы ( анализ чувств, рефлексия)
  • Анализ расположение фигурок в песочнице и их значение
  • В групповой форме работы с песочницей можно диагностировать:
  • Характер взаимодействия в группе
  • Распределение ролей в группе
  • Стиль поведения каждого участника группы
  1. Метод психокоррекционного воздействия (например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д.)
  2. В качестве психопрофилактического, развивающего средства

Психопрофилактика проводится с целью недопущения проблемных ситуаций. Имея замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию - песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Психопрофилактический и развивающий аспекты проявляются в постановке сказок и мифов в песочнице. Играя вместе с ребенком, можно передавать ему собственный жизненный опыт.

  1. Обучающие игры

Игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук

Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это те ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее — холодное, сухое — мокрое, колючее — гладкое, мягкое — твердое и т.д. Кинестетические ощущения возникают у нас и когда мы двигаемся, и когда находимся в состоянии покоя. Тактильно-кинестетические ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир. Поэтому игровые занятия начинаются с развития именно этого вида чувствительности.

«Отпечатки наших рук»

С использованием режима интерактивной песочницы «Разноцветный песок», на ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок, и прислушаться к своим ощущениям.

Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, по моим ладоням скользят маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?"

"Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?" Если у ребенка появились сходные ощущения, можно обсудить возможные дальнейшие действия, направленные на то, чтобы их изменить. Может, подвигать руками? Каким цветом остаются следы от ваших рук? А если сильнее надавить на песок?

Попробуйте:

  1. поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.);
  2. выполнить те же движения, поставив ладонь ребром;
  3. "пройтись" ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
  4. создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими- либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.);
  5. "пройтись" по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после
  • двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом — средними, затем
  • безымянными, большими, и наконец — мизинчиками);
  1. "поиграть" пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх- вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола;
  2. сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы. (Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?)

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук мы учим ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Играя, он учится понимать себя и других. Так закладывается основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. «Что же спрятано в песке?»

Используя режим интерактивной песочницы «Рельеф земли», взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают шевелить ими, наблюдая за тем, как изменяется рельеф        песчаной        поверхности.

«Чудесный мешочек»

Используя режим интерактивной песочницы «Рельеф земли», взрослый предварительно нагребает горы и прячет туда мелкие предметы. В процессе раскопок ребенок пытается догадаться по открывающимся частям предмета, что же именно закопано. Закапывать можно не один, а несколько предметов и игрушек и наощупь узнавать, что или кто спрятано (вариации игры) и т.п. Любой из этих вариантов игры можно предлагать ребенку в виде сказки.

«Откопай разгадку»

Используя режим интерактивной песочницы «Цвета и формы» ребенок «рассекречивает» не только цифры, но туда можно предварительно закопать буквы, геометрические фигуры, картинки с животными, цветами и д.р.

«Норки для мышки»

Используя режим интерактивной песочницы «Разноцветный песок» ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр.

«Я пеку, пеку, пеку»

Используя режим интерактивной песочницы «Разноцветный песок», ребенок «выпекает» из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками гостей, кукол.

«Заборчики»

Используя режим интерактивной песочницы «Разноцветный песок» или «Рельеф земли» малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. «Волшебные отпечатки на песке»

Воспитатель и малыш оставляют отпечатки своих рук на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т. д.

«Следы»

Используя режим интерактивной песочницы «Разноцветный песок» предложить пройтись по проложенным дорожкам ладошками, пальчиками (сгруппированными по 2, 3, 4, 5) оставляя следы. Пофантазируйте вместе с ребенком (чьи это следы?).

«Отпечатки»

Сделать отпечатки кулачков, костяшек кистей рук, пальцев. Попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира.

«Игра на пианино»

Сначала предложить ребенку «исполнить произведение» на краю песочницы. Затем - на песке. Обратить внимание на движение не только пальцев рук, но и кистей.

«Страна слов»

На поверхности песка написано слово с пропущенной буквой. Ребенку предлагается написать пропущенную букву палочкой.

«Мое имя»

В песке спрятаны буквы (имя играющего). Ребенок должен найти их и составить свое имя. В последующих играх педагог добавляет буквы из других имен.

«Бусы для мамы»

«Что же делать? Где взять бузы для красавицы моей?

Ничего, я постараюсь, и сложу их поскорей!»

С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно бусинки на песке.

  1. Проективные игры

В игре-занятии «Песочный детский сад» поэтапно обыгрываем целый день в детском саду, с соблюдением последовательности выполнения основных режимных моментов (приход ребенка в садик, зарядка, завтрак, занятие, прогулка и т.д.), а также все доступные ребенку навыки самообслуживания. Особое внимание уделяем игре с фигурками в реальных проблемных ситуациях, например, расставание с родителями или прием пищи.

Игрушка-посредник, выбранная ребенком, выполняет роль его самого. Ребенок при желании доступным для него способом может озвучивать действия своей игрушки. Песочная фея выполняет роль воспитателя. Она объясняет правила поведения игрушек - «детей» в группе и демонстрирует положительное отношение к игрушке ребенка.

«Победитель злости»

В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, не капризничай, возьми себя в руки». В большинстве случаев данный совет совершенно бессмыслен, так как запрет на проявление отрицательных эмоций вызывает у человека лишь дополнительное раздражение и агрессию по отношению к советчику и усиливает чувство вины за «плохое поведение».

Материалы и оборудование песочницы

Важная составляющая любой песочницы - собственно песок. Перед тем, как насыпать его в песочницу, песок следует промыть и просеять, а затем прокалить в духовке. Так он станет безопасным для детских игр.

Обязательны и игрушки для занятий в песочнице. Важно, чтобы они были разнообразными и позволяли ребенку задействовать в своих играх разные аспекты жизни. Это должны быть:

• Фигурки людей (желательно разного возраста, разной национальности, профессии, категории), причем как реальных, так и воображаемых.

  • Фигурки животных - домашних, диких, мифических.
  • Деревянные фигурки: куклы-матрешки, грибочки, листочки;
  • Символические предметы вроде зеркал, яиц, бабочек.
  • Игрушечные здания и мебель: домики, церкви, башни, замки.
  • Соединяющие игрушки: лестницы, веревки, камни, зернышки, фасоль.
  • Машинки, самолеты, поезда, лодки (сухопутные, водные, космические и другие)
  • Растительность: деревья, веточки, цветы, кусты, овощи, фрукты;
  • Разные вещи: пуговицы, перья, монетки.
  • Естественные предметы: ракушки, веточки, камни, крышечки;
  • Домашняя утварь, флакончики из-под духов, болтики;
  • Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигурки. Педагог не просто дает задание создать картину своего настроения, а перед занятием кратко

объясняет детям, что обозначает каждая группа предметов. В зале для занятий может играть спокойная музыка, а может царить полная тишина - в зависимости от настроя группы и возраста детей.

Для игр с песком можно использовать:

  • Традиционные материалы: совочки

формочки

машинки

различные "сокровища" буквы или цифры карточки с узорами или буквами (цифрами)

  • Бросовый материал: пластиковые стаканчики, контейнеры из-под яиц
  • Приспособления:

«расчески» для песка из пластиковых лотков

«разравниватель» для песка (из деревянной дощечки и дверной ручки)

Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в вашей «коллекции».


Литература:

  1. Зинкевич - Евстегнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2010. - 176 с.
  2. Зинкевич - Евстегнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб. : Речь, 2010. - 340 с.
  3. Киселева М. В. Арт- терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб. : Речь, 2006. - 160 с.
  4. Кузуб Н.В. , Осипчук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб. : Речь, 2011. - 61с.
  5. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008. - 176.
  6. Федосеева М.А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально - коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии. Волгоград : «Учитель», 2015. - 122 с.

«Портфолио успешности»

Период

Социально

коммуникативное

развитие

Познавательное

развитие

Художественно

эстетическое

развитие

Речевое

развитие

Физическое

развитие

(мелкая

моторика)

I

(вводный)

II

(промежуточный)

III

(итоговый)

А - низкий уровень + - средний уровень о - высокий уровень


Мониторинг развития ребенка дошкольного возраста по программе
дополнительного образования детей «Песочная палитра»

Критерии

Методы диагностики

п/п

I. Диагностика уровня развития предметных результатов

1

Владение предметными знаниями по направлению образовательной деятельности

Авторский тест «Что я знаю о песке?»

2

Опыт предметной деятельности

Анализ построек детей из песка и наблюдение педагога за степенью владения опытной деятельностью

II. Диагностика уровня достигнутых метапредметных результатов

1

Регулятивный компонент: оценка инициативности, самостоятельности, умения осуществлять контроль работы, её коррекцию.

Наблюдения за деятельностью и общением воспитанников с целью изучения инициативности, самостоятельности, способности контролировать свою работу; цветовой тест Люшера

2

Коммуникативный компонент: анализ развития коммуникативных способностей, анализ достигнутого уровня навыков сотрудничества

Методика «Изучение коммуникативных умений»

3

Познавательный компонент: диагностика логического мышления; произвольного внимания; памяти.

Методика «Узнай фигуры»

III. Диагностика уровня достигнутых личностых результатов

1

Самоопределение детей: анализ самооценки

Тест: «Лесенка»

2

Морально - этическая ориентация: определение ориентации на выполнение моральных норм, способности к решению морально- этических проблем, оценки своих поступков

Наблюдение педагога за поведением детей и опрос с целью определения морально - этической ориентации ребенка

3

Творческое мышление

Модифицированный тест Дж.Гилфорда (с 5 лет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительному образованию воспитанников от 6 лет до 7 лет «Волшебная палитра»

Художественно - развивающая программа по изобразительной деятельности. Программа направлена на всестороннее развитие ребенка: эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое. Содерж...

Палитра. Рекомендации для родителей

Рекомендации для родителей: "Как развивать у детей творческие способности"....

Программа «Волшебная палитра»

Дополнительная образовательная программа художественно - творческого развития детейстаршего дошкольного возраста...

Конспект оздоровительного занятия "Осенняя палитра"

Задачи: Формировать выразительность движений, умение ориентироваться на слова при построении действий. Подводить детей к элементарным выводам о влиянии объектов и явлений природы на настроение, самочу...

"Музыкальная палитра" программа по музыкальному воспитанию.

Программа направленна на формирование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия классической музыки....

Программа "Разноцветная палитра"

занятия по изодеятельности с детьми старшего дошкольного возраста...

Папка - передвижка для родителей "ЦВЕТНАЯ ПАЛИТРА"

В папке содержится изобразительный и художественный материал, который пожет родителям научить своих детей различать цвета....