Причины и проявления ЗПР у детей
консультация по коррекционной педагогике

Черненко Елена Александровна

Краткое описание причин возникновения ЗПР у детей. Общение детей с ЗПР, эмоции, речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zpr.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

определение

Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

нарушение выражается в :

-недостаточности общего запаса знаний,

-ограниченности представлений,

-незрелости мышления,

-малой интеллектуальной целенаправленности,

- преобладании игровых интересов,

-быстрой истощаемостью в интеллектуальной деятельности.

ЗПР ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, далее речь уже идет о конституциональном инфантилизме или об УО.

ЗПР Лебединской

  1. Конституционального происхождения

Причины: генетика

Проявления:

  • Неосложненный психический и психофизический инфантилизм (с инфантильным типом телосложения)
  • Характерны яркие, но поверхностные и нестойкие эмоции, преобладание игровой мотивации, повышенный фон настроения, непосредственность
  • Трудности обучения в младших классах связаны с преобладанием игровой мотивации над познавательной, незрелостью эмоционально-волевой сферы и личности в целом.

  1. ЗПР соматогенного происхождения

Причины : влияние различных тяжелых соматических состояний , перенесенных в раннем возрасте (наркоз, болезни сердца, гепатит С,  прививки, малая подвижность, астенические состояния)Может быть причиной и задержка эмоционального развития

  1. ЗПР психогенного происхождения

Этот тип связан с неблагоприятными условиями воспитания рано возникшими и длительно действующими.

- перебор в воспитании гиперопека или кумир семьи:

  • У тревожных родителей
  • Устраняются любые препятствия, опасности
  • Потакают капризам и ребенок  поступает наиболее удобным образом. При этом ребенок лишается возможности самостоятельно преодолевать трудности , становиться эгоцентричен, не способен к длительному волевому усилию

               - безнадзорность

-большие нагрузки 8 кружков,

-битье, агрессия ведет к неврозоподобным  состояниям (крутят вещи),возможен синдром выученной беспомощности, формируется эмоционально-незрелая личность

-  разные педагоги

Интеллектуальная сфера страдает, так как вся деятельность ребенка подчинена мотиву избегания неудачи , а не достижению успеха

Исаев «Типы нарушения воспитания»

  1. ЗПР церебрально-органического происхождения (гипоксия, тяжелые роды, кесарево сечение)

Чаще всего встречаются  и грубая задержка

Группы с проявлениями:

  • Психической неустойчивости шумные и подвижные: забираются на деревья,  не умеют следовать правилам, ссорятся, мешают, со взрослыми назойливые, аффектная взрывчатость. Чувства раскаянья и обиды неглубокие.
  • Психической тормозивности (робость, нерешительность, медлительность, раскоординация движений)

Органика , зарождается в период беременности

  1. ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах (при раннем нарушении зрения, слуха)

Общение

  • Носит эпизодический характер
  • Дети, не имеющие отклонений в развитии, обычно общаются с такими детьми редко, почти не принимают и х в свои игры. Ребенок с ЗПР с группой детей не взаимодействует.
  • Играют в одиночку или «рядом»
  • Значительное отставание в формировании навыков общения в процессе беседы. Это отставание обусловлено как недоразвитием всех психических процессов, так и динамическими нарушениями всех видов речевой деятельности, выражающимися в неумении полно и четко отвечать на вопросы, спрашивать, высказываться в присутствии окружающих, слушать других, продолжать начатый разговор
  • Дети имеют тягу к контакту с детьми более  младшего возраста, которые лучше их принимают.
  • Ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становиться злым при этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность.
  • Нередко у детей возникает состояние беспокойства
  • Неадекватная веселость выступают, скорее, как проявление возбудимости, не умения оценить ситуации и настроение окружающих

Регулирующая роль эмоций

  • Трудности, которые встречают дети  при выполнении заданий , боязни неудачи, ожидания затруднений вызывают у них резкие эмоциональны реакции, аффективные вспышки, что может привести к формированию у ни заниженной самооценки
  • Недоразвитие эмоциональной сферы проявляется в худшем по сравнению с нормально развивающимися детьми понимании эмоций как чужих, так  и собственных. Успешно опознаются только конкретные эмоции. Хуже опознают эмоциональное состояние по мимике лица

Речь – хороший показатель ЗПР

ЗРР – страдает только речь, а умственное и эмоциональное развитие ребенка в норме. Ребенок все понимает и выполняет просьбы, но говорит мало или очень плохо.

ЗПРР – наблюдается отставание развития и общеинтеллектуального характера. Если до 4 лет постановка диагноза ЗПРР достаточно редка и случается только при наличии серьезных заболеваний, то старше 5 лет только у 20 % детей с проблемами с речь. Остается диагноз ЗРР. Если речь ребенку малодоступна, начинается торможение психического развития, и к 5 годам из ЗРР формируется ЗПРР. Ожидание без лечения и занятий с дефектологом 5 летнего возраста часто приводит к выраженному отставанию от сверстников, в таком случае обучение будет возможно только в специализированной школе.

Иногда задержка речевого развития бывает связана с задержкой психомоторного развития. Ребенок начинает позже, чем другие дети, держать головку, сидеть , ходить. Они неловкие, часто падают, травмируются. Налетают на предметы. Характерная примета – это длительное приучение к горшку, когда в 4,5-5 лет у ребенка продолжат случаться «оказии»

Признаки грубой ЗРР

1. Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется , когда к нему обращается мамочка.

Если ребенку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета, а в год это на редкость тихий ребенок, мало издающий звуки.

Если ребенку уже полтора, а простых слов он не говорит и не понимает простых слов – своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда».

Если у ребенка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если 1,5 не умеет жевать и давиться даже кусочком яблока.

Если в два года ребенок использует только несколько отдельны слов и не пытается повторять новые слова.

Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. На знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов

Если 3-х летный малыш говорит настолько непонятно, что его с рудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений , не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.

Если трехлетний ребенок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или , наоборот, крайне медленно, растягивая их , хотя дома примера такой речи нет.

Если в 3 года ребенок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения - это признак серьезного отклонения в развитии.

Если в 3 года ребенок зеркально повторяет то , что говорят при нем взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения причем к психиатру.

Если у ребенка любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов). К неврологу – снижен тонус или к ЛОРу - аденоиды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в средней группе ДО на тему "Капризы и упрямство детей – дошкольников. Причины их проявления"

                       Капризы и упрямство ребенка повод для беспокойства многих родителей.На самое обычное предложение - помыт...

Презентация «Капризы и упрямство детей – дошкольников. Причины их проявления»

Капризы и упрямство ребенка повод для беспокойства многих родителей.   Здесь можете ознакомиться с причинами  проявления капризов и пути  их преодоления ....

Фотоотчет родительского собрания «Капризы и упрямство детей – дошкольников. Причины их проявления»

Цель: установить доверительные отношения между родителями и сотрудниками ДОУ. Познакомить  родителей с особенностями работы детского сада. Помочь родителям осознать причины капризов и упрямства у...

Причины и проявления заикания у детей.

Заикание это речевое недоразвитие, нервоз, нервозоподобное состояние....

Консультация для воспитателей и родителей «Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции»

Агрессивное поведение - одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста. Агрессия - это мотивированное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в общес...

«Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции»

консультация для воспитателейАгрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели....