Параметры развития детей (ранний возраст 1,5 - 3 года)
материал по коррекционной педагогике (младшая группа)

Диагностика психического развития детей 1,5—3 лет                                                       

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика психического развития детей 1,5—3 лет                                                       Диагностика развития познавательного уровня

Цветовой гнозис (4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый) Стимульный материал: цветные наборы дидактических игр «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цветочек и лепесточек», «Носки и варежки», «Листочки» и др. Нормативы: сличение от 1,5—2 лет; выбор по названию — в 2—3 года; самостоятельность названия — в 2,5—3 года.Пример инструкций: 1) «положи к каждому цветочку подходящий по цвету    лепесточек»; 2) «покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек»; 3) «назови, какого цвета этот цветочек».

Форма Стимульный материал: круг (шарик), квадрат (кубик), прямоугольник (кирпичик), треугольник (крыша) по два набора четырех основных цветов. Нормативы: сличение — от 1,5—2 лет; выбор по названию — в 2 года; самостоятельность названия — в 3 года. Пример 1)«дай такую же» (форма и цвет совпадают);2)«покажи, где кубик»; 3)«назови форму».

Предметный гнозис Стимульный материал:10—12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам). Инструкция: 1) «покажи, где нарисован ...»; 2) «что нарисовано?» или «что это?»Нормативы: В 1,5—2 года называют 4—5 картинок. В 2,5 года называют многие предметы из групп: игрушки, посуда, одежда, мебель. В 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь.

Методика «Выбор по образцу» (парные картинки) Стимульный материал: шесть пар одинаковых предметных картинок.  Нормативы: выбор из двух картинок — в 2 года; выбор из четырех картинок — в 3 года. Детям старше 4 лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.

Конструктивный праксис (методика «Разрезные картинки») Стимульный материал: картинки, разрезанные на две и три части с разной конфигурацией разреза. Нормативы:  из двух фрагментов — в 2,5—3 года; из трех фрагментов — в 3 3,5 года.

Конструирование по подражанию (методика предлагается детям 2,5— З лет) Стимульный материал: кубики, прямоугольные бруски (кирпичики), треугольные призмы (крыша), полусферы разных цветов.

Пространственный гнозис Стимульный материал: мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку. Пример инструкций: «Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)», «Иди вперед (назад)» .Нормативы. 2,5—3 года — дети понимают предложно-падежные конструкции; ошибаются в 1—2 заданиях, легко корректируются; 3,5—4 года — выполняют все задания.

Складывание пирамидки. Складывание матрешки Стимульный материал: пирамидка из четырех и шести колец с колпачком. Нормативы: снимают кольца с пирамидки — в 1 год; собирают пирамидку без учета диаметра колец — в 1,5—2,5 года; собирают пирамидку с учетом диаметра колец и установки на результат без проб и примеривания — в 3—3,5 года; работа зрительным соотношением.

Методика «Вкладыши» («Мисочки») Стимульный материал: семь цилиндрических или квадратных чашек (вкладышей) разного размера четырех основных цветов. До 2,5 лет возможна силовая проба. К 3 годам формируется зрительное соотношение, допустима целенаправленная проба или примеривание. Неспецифические манипуляции в деятельности к 2,5—3 годам свидетельствуют о снижении интеллектуального развития.

Методика «Почтовый ящик» («Коробочка форм») Стимульный материал: деревянный ящик или пластмассовая коробка с пятью прорезями — полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной и десять объемных геометрических фигур. Анализ результатов: до 3 лет допускается силовая проба; в 3 года и старше появляются целенаправленные пробы с элементами зрительного соотнесения.

Задания с предметами быта (по О.В. Баженовой) Стимульный материал, и исследование: ребенку предъявляется соответствующий предмет быта с просьбой выполнить с ним определенное действие. Нормативы: 15 месяцев — подносит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может вынуть таблетку из бутылочки, рисует каракули карандашом, проявляет интерес к книге;18 месяцев — снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивая одновременно 2—3 страницы, указывая на картинки, ест самостоятельно густую пищу ложкой. Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия; если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из двух одинаковых предметов, а затем поменять предметы местами, он находит игрушку на новом месте; 2 года — запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу — каждую страницу отдельно, сам надевает носки, туфли, штанишки, в игре воспроизводит ряд логически связанных действий; 2,5 года — подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре действует взаимосвязанно и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т.д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы; 3 года — подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре исполняет роль, одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослого.

Диагностика развития игры     Детям предлагают поиграть со знакомыми игрушками.                                                                                             Анализ уровня развития игры: 1) неадекватные действия с игрушкой 2) манипуляция с предметами — до 2 лет; 3) процессуальные игровые действия — с 2 лет (например, возит, машину, одевает и раздевает куклу и т.п.); 4) процессуальная игра с элементами замысла -от 2—3 лет (например, нагружает кубиками машину, катает куклу и т.п.); 5) сюжетная игра — к 3 годам. Диагностика развития двигательной сферы                                                                                                            Общая моторика. Статическая и динамическая координация определяются по следующим параметрам: 1 год — самостоятельная ходьба; 1,5—2 года — поднимается и опускается по лестнице, держась за поручень; перешагивает через препятствие на полу; встает на лавку 20 см от пола; 2,5 года — подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой; перешагивает через несколько препятствий; нагибается за предметом; 3 года — поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой 12—15 см, поочередно ставит ноги на каждую ступеньку; подпрыгивает на двух ногах без поддержки, стоит на одной ноге в течение 10 с с открытыми глазами. Тонкие движения пальцев рук Оценивается степень дифференцированности движений и возможность действий с мелкими предметами. Нормативы: 2 года — повторяют штрихи, рисуют круги; 2,5—3 года — рисуют прямые линии, круги по показу; могут нарисовать человека — «головонога». Оральный праксис: губ (вытянуть губы трубочкой, растянуть в улыбку); щек (надуть и втянуть щеки); языка (положить язык на нижнюю губу, облизать верхнюю губу, сделать «горку»). Наличие девиации языка, асимметрия оскала свидетельствуют о неврологической симптоматике. Отмечаются сила (сильные, слабые), объем (доводятся ли движения до конца), переключаемость (быстрая, медленная) оральных движений.                                               Исследование памяти   Выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку, взять карандаш.  Нормативы: 1,5 года — выполняют 3 действия; 2 года — выполняют 3—4 действия; 3 года — выполняют 5 действий.

Игра «Что изменилось — чего не стало» Ребенку предъявляют четыре картинки, которые он называет. Затем ребенка просят отвернуться, а экспериментатор убирает одну из картинок и заменяет другой либо меняет их местами. Просит ребенка найти изменения. Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения.                                                Исследование внимания    Методика «Зрительный диктант» Стимульный материал: три таблицы из 16 клеток, где нарисованы знакомые картинки (не по порядку). Нормативы: для детей 2—2,5 лет — найти две повторяющиеся картинки; для детей 3—4 лет — найти две повторяющиеся картинки; для детей 5 лет — отыскивание картинок в таблице. Инструкция: «Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и закрой все одинаковые (например, домики). Как можно быстрее. Но не ошибайся». Анализ результатов: скорость выполнения одной таблицы — 1,5 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование предметно-развивающей среды для сенсорного развития детей раннего возраста (2-3 года)

Ребенок этого возраста познает окружающий мир через ощущения, т.е. с помощью глаз, ушей, кожи, рта и носа. Обследуя окружающий мир, кроха постепенно накапливает и расширяет свои представления о различ...

Проект по сенсорному развитию детей раннего возраста (с 1 года до 2 лет)

В проекте представлен план  раборы на неделю по сенсорному развитию детей раннего возраста...

Проект по социальному развитию детей раннего возраста (2–3 года) «Давайте дружить»

Проект по социальному развитию детей раннего возраста (2–3 года) «Давайте дружить»Паспорт проекта:Участники проекта: воспитатели, дети, родители.Тип проекта: соци...

Консультация для родителей. Воспитываем вместе. Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста (2-3 года). Воспитатель Зудина Г.В.

Критерии помогут родителям детей раннего возраста развить социально-коммуникативные качества ребенка...

Буклет "Сенсорное развитие детей раннего возраста" (1-3 года)

Сенсорное  развитие - это  развитие  его  восприятия  ребенком  и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете,  величине,  пол...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....