Главные вкладки

    Использование развивающих игр при формировании словесно –логического мышления у детей, имеющих нарушения речевого развития.
    консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

    Данный материал будет полезен для педагогов дошкольных учреждений. Предложенные игры, направлены на решение многих задач и дают возможнсть проводить образовательную деятельность с детьми более живо и интересно.  К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_myshleniya.docx21.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

     «Детский сад № 7»

    Консультация

    Использование  игр в формировании словесно –логического мышления при работе с детьми групп компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

    Подготовила учиель-логопед

    Новожилова М.А

    Троицк, 2018 г.

    Цель: Повысить компетентность педагогов в вопросе формирования

    словесно-логического мышления у детей с  общим недоразвитием речи

    при использовании дидактических игр.

    Задачи:

     1) ознакомить с возрастными особенностями формирования словесно-логического мышления у дошкольников;

     2) обратить внимание педагогов на  специфику процесса формирования  словесно-логического мышления у дошкольников;  

     3) повысить эффективность процесса формирования  словесно-логического мышления у  дошкольников при использовании различных  игр.

             К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.

    Известный психолог  Л.С. Выготский установил закономерные связи между обучением и умственным развитием. Вне обучения, вне активной передачи накопленного человечеством опыта не может осуществляться полноценное развитие.

    Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятии и представлениях. На это указывают в своих трудах известные психологи: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин. Ж. Пиаже считает, что мышление дошкольников по природе алогично, т.к. “не обременено знаниями”.

    Но в настоящее время разрабатывается множество игр, направленных на развитие логического и образного мышления, произвольности памяти и внимания, речи и творческого воображения. Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится главный, естественный переход от конкретного мышление к высшей его фазе – абстрактному мышлению. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников.

    Во время игр-занятий от взрослого требуются:

    • терпение;
    • умение играть и верить в игру;
    • умение принять и понять любой ответ, предложение, решение ребенка;
    • умение подчеркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребенка;
    • творчество.

    В процессе выполнения игр и упражнений у дошкольников активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению.

    Взрослые, играя с ребенком, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, речь, воображение, способность к творчеству.

    Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе.

    Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников, имеющих речевые нарушения

    Составление рассказа по картинкам. Перед ребенком в беспорядке кладут 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ребенку последовательность событий. Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил их именно так. Затем предлагается составить рассказ по картинкам.

    Понимание грамматической конструкции предложений.

    “Наташа пошла гулять после того, как полила цветы”. - Что Наташа сделала раньше: пошла гулять или полила цветы?

    “Через много лет Сереже будет немного больше лет, чем Саше сейчас”. – Кто старше? (Саша).

    Узнавание предметов по заданным признакам.

    Назови предмет, про который можно сказать:

    желтый, продолговатый, кислый;
    продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.

    Какой предмет обладает следующими признаками:

    пушистый, ходит, мяукает;
    гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.

    Кто или что может быть:

    высоким или низким;
    холодным или горячим;
    твердым или жидким;
    узким или широким.

    Какому времени года соответствует следующее описание:

    "День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда."

    Сравнение двух или более предметов.

    • Чем похожи эти слова:
    • кошка, книга, крыша;
    • число, весло, кресло;
    • Назовите общие признаки:
    • яблока и арбуза;
    • кошки и собаки;
    • стола и стула;
    • ели и сосны;
    • голубя и дятла;
    • ромашки и гвоздики.
    • Чем отличается:
    • ручка от карандаша;
    • рассказ от стихотворения;
    • сани от телеги;
    • осень от весны;
    • дерево от кустарника;
    • лиственное дерево от хвойного дерева.

    Подобрать к каждой картинке из первого ряда соответствующую картинку из второго ряда. По каждой получившейся паре составить предложение.

    В первом и втором ряду по 5 картинок:

    удочка

    цветок

    ключ

    топор

    отвертка

    ваза

    дрова

    замок

    рыба

     

    К указанному предмету подобрать слово, которое логически будет с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

    Пример: стрелка – часы; колесо - ?

    Стрелка – это часть часов, значит к слову “колесо” можно подобрать слово “машина”, потому что колесо – часть машины.

    колесо – круг, ковер - ?
    белка – дупло, медведь - ?
    магазин – продавец, больница - ?
    день – обед, вечер - ?
    охотник – ружье, рыбак - ?
    слово – буква, дом - ?
    лес – деревья, поле - ?
    палец – кольцо, ухо - ?
    море – капля, толпа - ?
    цветок – бутон, листок - ?

    Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.

    ночник, торшер, свеча;
    слива, яблоко, персик;
    брюки, шорты, юбка;
    корова, лошадь, лев;
    елка, береза, сосна;
    картофель, морковь, огурец;
    петух, гусь, воробей;
    коза, свинья, корова.

    Подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом “а”, в котором будут объединены оба антонима.

    • покупать –
    • открывать –
    • помнить –
    • встречать –
    • толстый –
    • мелкий –
    • полный –
    • знаменитый –
    • голодный –
    • брать -

    К каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним. С каждой парой слов составить предложение.

    Пример: умный друг – глупый враг.

    тихий плач –
    радостная встреча –
    вспомнить радость –
    светлый верх –
    темное прошлое –
    слабый мороз -

    Логические задачи: Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?

    • На веревке завязали три узелка. На сколько частей эти узлы разделили веревку?
    • Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто вше Егор или Сережа?
    • Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила Маша?
    • На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось?
    • Когда гусь стоит на одной лапе, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на обе лапы?
    • Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа?

    Наиболее полно и связно объяснить, в чем неясность, неправдоподобность ситуации.

    по рисунку

    • по изложенному в стихотворении:

    Сел воробушек на дом,
    Провалилась крыша.
    Под березою с котом
    Пляшут польку мыши.
    Рыбка с мостика нырнула, 
    Вскрикнула и утонула. 
    Черепаха хвост поджала
    И за зайцем побежала,
    Возле речки, ну дела,
    Серого обогнала!
    Сидела кошка в птичьей клетке,
    А птичка съесть ее хотела,
    Но кошка прыгнула на ветку
    И, прочирикав, улетела.

    Подробно объяснить, в чем ошибка предложенных суждений.

    • ваза хрустальная, а стакан легкий;
    • зебра полосатая, а леопард злой;
    • холодильник белый, а ковер мягкий;
    • огурец зеленый, а яблоко растет на дереве.

    “Отвечай быстро”. Цель - упражнять в классификации, сравнении, обобщении; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.

    Игры   дают педагогу   возможность проводить занятия с детьми более живо и интересно. Почти все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

    Теоретический материал о формировании словесно-логического мышления, об основных предпосылках для развития логического мышления. Обозначены коррекционные задачи по разделу "Развитие связной речи ...

    Мастер-класс "Развитие словесно-логического мышления у дошкольников с нарушениями речи"

    Содержит краткое описание мышления и связь его с речью. Особенности развития у дошкольников и младших школьников словесно-логического мышления. Сензетивный период развития их интелектуальных и творчес...

    Консультация для педагогов общеобразовательных ГБДОУ «Развитие звуковой культуры речи детей, имеющих нарушения речевого развития».

    План консультации:1. Значение звуковой культуры речи в жизни ребенка.2. Примерные сроки усвоения детьми гласных и согласных звуков.3. Компоненты звуковой культуры речи (общие речевые навыки) .4. Основ...

    " ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СЛОВЕСНО - ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР "

    На сегодняшний день одной из актуальных проблем является вопрос об особенностях развития мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития, а также необходимость организации целенаправ...

    Формирование элементов логического мышления у детей дошкольного возраста посредством словесных игр

    Формирование  логического мышления  ребенка должно проходить с помощью соответствующих его возрасту игр. Словесные игры способствуют развитию  речи, внимания, памяти, воображения, мышле...

    Формирование словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста

    Формирование словесно-логического мышления у дошкольникоd - задача не только педагогов ,но  и родителей....