Формирование словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста
консультация по логопедии по теме

Дащенко Ольга Мироновна

Формирование словесно-логического мышления у дошкольникоd - задача не только педагогов ,но  и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formiruem_slovesno.docx14.96 КБ

Предварительный просмотр:

Формируем словесно-логическое мышление у ребенка - дошкольника.  

      Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер.

  И так, мышление детей дошкольного возраста претерпевает несколько стадий своего развития:

Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление - последовательные ступени интеллектуального развития ребенка.

Генетически наиболее ранняя форма мышления — наглядно-действенное мышление, которое формируется с 1-года  до 3-х  и основано на непосредственном восприятии ребенком предметов и реальном действии с ними.         Ребенок сталкивается с предметами, созданными руками человека, и таким образом вступает в предметно-практическое общение с другими людьми. Первоначально взрослый является основным источником и посредником знакомства ребенка с предметами и способами их употребления.

 Наглядно-образное мышление ярко проявляется у дошкольников в возрасте 3—6 лет. Основной вид деятельности ребенка – игровой. Связь мышления с практическими действиями хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ряде случаев не требуется практического манипулирования с объектом. Но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять объект, т. е. дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле), хотя широко используют слова (но слова играют еще роль обозначения предметов, а не как отражение существенных свойств предметов).

 К 7-ми годам у ребенка формируется на основе речевой познавательной активности предпосылки перехода от наглядно-образного мышления к словесно-логическому мышлению -  умение ребенка обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы и уметь выражать  это в речевом плане, используя весь накопленный словарный запас, соответствующий возрастному речевому развитию. Далее, в младшем школьном возрасте  словесно - логическое мышление формируется более полно.

Для формирования словесно-логического мышления образное начало должно использоваться все меньше и меньше. Дети седьмого года жизни без дополнительных вопросов при нормальном речевом развитии могут пересказать детский рассказ или сказку  из 30-50 предложений, то есть владеют одной из речевых форм - монологической речью (говорит один ребенок), что является важным фактором для формирования словесно-логического мышления.

В детском саду предусмотрена Программой воспитания, развития и образования и  работа по формированию словесно-логического мышления, но эта работа должна  подкрепляться и всеми другими участниками речевого и интеллектуального развития ребенка, то есть всеми членами его семьи.

А ваш ребенок пересказывает Вам детские рассказы и сказки, которые прочли ему Вы? Пересказывает просмотренные  детские кинофильмы? Ваш ребенок уже читает?! Попросите пересказать прочитанное, увиденное, дать свою оценку событиям, как бы он поступил на месте того или иного героя,  помочь сделать вывод из данной ситуации. Посредством такой речевой практики Ваш ребенок овладевает развернутой, распространенной фразовой речью, словообразованием, нарабатывается языковое «чувство» (ребенок ,еще не зная правил родного языка - уже говорит правильной связной и четкой речью, правильно употребляя предлоги и окончания слов, согласовывает части речи, употребляет фразеологические обороты). От того насколько полноценным является речевое общение ребенка, насколько достаточна его речевая практика, какое речевое окружение и условия воспитания – такое речевое развитие и формирование словесно-логического мышления ребенка.

Все это поможет Вашему ребенку успешно адаптироваться в учебной деятельности, научит выстраивать связные, логически верные ответы, задавать самому вопросы, устанавливать причинно-следственные связи между признаками, временными и другими отношениями.

Больше говорите с ребенком, обсуждайте те или иные события, явления в природе.

Следите, чтобы речь вашего ребенка не была быстрой, не допускайте не правильного проговаривания слов, звуков, ошибочно считая, что главное только смысл высказывания.

Не допускайте повышенной эмоциональности высказывания, так как это приводит к быстрой и невнятной речи.

Советуйте ребенку говорить не торопясь, четко проговаривая слова, убеждайте, что у него все получиться, изначально помогайте  высказываться логически верно – затем давайте больше самостоятельности.

 Создавайте ситуацию успеха и  все получиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями развития.

Наглядно-образное мышление в дошкольном детстве является основным и к старшему дошкольному возрасту становится более обобщенным. Дети могут понимать сложные схематические изображения, представлять на ...

Консультация для воспитателей "Формирование наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями развития".

В мышлении ребенка главенствуют формы, непосредственно связанные с восприятием и деятельностью, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.В среднем дошкольном возрасте у ребенка ведущей формой...

Формирование основ логического мышления у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с геометрическими фигурами

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирования таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое....

Формирование элементов логического мышления у детей дошкольного возраста посредством словесных игр

Формирование  логического мышления  ребенка должно проходить с помощью соответствующих его возрасту игр. Словесные игры способствуют развитию  речи, внимания, памяти, воображения, мышле...

Мастер-класс «Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста»

Опыт работы и демонстрация  кружковой деятельности по робототехнике....