Самосознание дошкольников с задержкой психического развития.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Татевосян Мариам Микити

Статья посвящена актуальной проблеме формирования самосознания у детей с задержкой психического развития. Предоставлены результаты сравнительного исследования самосознания у детей с ЗПР и с нормой в развитии. Разработанная и  апробированная коррекционно - развивающая программа свидетельствует о возможности формирования самосознания у дошкольников с ЗПР.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tatevosyan_mariam.docx36.83 КБ

Предварительный просмотр:

Самосознание дошкольников с задержкой  

               психического развития.

Татевосян М.М. педагог-психолог МБОУ СОШ №5

Г. Красный Сулин

       Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме формирования самосознания у детей с задержкой психического развития. Предоставлены результаты сравнительного исследования самосознания у детей с ЗПР и с нормой в развитии. Разработанная и  апробированная коррекционно - развивающая программа свидетельствует о возможности формирования самосознания у дошкольников с ЗПР.

         Ключевые слова:  самосознание, дошкольники  с ЗПР.

Постановка проблемы.  Самосознание, осознание человеком себя как индивидуальности, начинает формироваться в дошкольном возрасте. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) этот процесс протекает замедленно и своеобразно. Поэтому необходимо своевременно обратить внимание на создание психолого-педагогических условий, способствующих развитию самосознания. Эта проблема актуальна, однако на уровне практической помощи детям с отставанием в интеллектуальном развитии ее решение затруднено в связи с тем, что подходы и конкретные методы личностно-ориентированной диагностики и коррекции разработаны недостаточно.

В настоящее время очень мало апробированных программ психолого-педагогического сопровождения, направленных на формирование самосознания дошкольников с ЗПР. В дошкольном возрасте складываются важные элементы, составляющие структуру самосознания: половозрастная идентификация, притязания на признание, психологическое время личности.

Недостаточно изучены индивидуальные различия в сроках появления и совершенствования основных элементов самосознания дошкольников с ЗПР, так как большинство исследований по этой проблеме не носило длительного характера. Анализируя литературные источники, сложно найти ответ на вопрос, как может осуществляться работа по формированию самосознания у ребенка с ЗПР и как должны быть  распределены функции специалистов, участвующих в этом процессе. Все выше приведенное и определяет актуальность исследования.

 Цель работы: изучить  самосознания дошкольников с ЗПР в сравнении со сверстниками с нормой в развитии.

Объект исследования: самосознание  дошкольников с задержкой психического развития.

Предмет исследования: самосознания у дошкольников с задержкой психического развития в процессе коррекционно - развивающего обучения.

Методы исследования:  

 - психодиагностический (методики «Автопортрет», «Половозрастная идентификация» Н.Л. Белопольской, «Лесенка» В.Т. Щур,  «Закончи историю» Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина);

 -  экспериментально-психологический (исследование и формирующий эксперимент);

 -  методы количественной (статистический анализ) и качественной обработки материала (критерий достоверности различий Стьюдента, W- критерий Вилкоксона).

         Методологической базой проведенного исследования явились:

– общая концепция становления личности ребенка с задержкой психического развития, обоснованная в трудах отечественных ученых (Н.Л. Белопольская, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Е.С. Слепович);

–  положения отечественных психологов об обусловленности  онтогенеза самосознания  деятельностью и общением ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин);

– требования личностно-ориентированного подхода к коррекционно-развивающей работе с ребенком (В.С. Мухина, Н.И. Непомнящая, Е.О. Смирнова).

 Гипотеза исследования: система комплексной коррекционно-развивающей работы, основанная на взаимодействии специалистов и предусматривающая развитие образа «Я», самооценки и регуляции поведения окажется эффективной для формирования самосознания дошкольников с ЗПР.

          Выборка и этапы исследования. В диагностике, на первом этапе исследования, принимали участие 5 групп в количестве 60 человек. 30 детей с задержкой психического развития и 30 детей, не имеющих отклонений.

           На втором этапе участвовало 3 группы детей, 30 детей с задержкой психического развития (экспериментальная и контрольная группа по 15 детей).            

          В данной работе исследовались выделенные структурные элементы самосознания дошкольников:

        Знания о себе (когнитивный компонент образа «Я»), выявлением себя в рамках психологического времени, выяснения особенностей «Я образа», представления о себе оценивались при помощи методики «Автопортрет».

          Идентификацией пола и возраста, исследования уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста осуществлялось при помощи методики «Половозрастная идентификация» Н.Л. Белопольской.

      Отношение к себе (аффективный компонент образа «Я») определялось по эмоциональному тону высказываний при выполнении названных методик.

      Притязания на социальное признание определялись путем экспериментального изучения самооценки (методика «Лесенка» В.Т. Щур).

       Социальное пространство личности (понимание норм социального взаимодействия, возможность встать на позицию его участника, подчинить свою деятельность инструкции взрослого) характеризовалось на основании оценки результатов выполнения методик «Окончи рассказ» Г.Я. Урунтаевой.

        Цель, которой мы задавались, было осуществить сопоставительное исследование становления структурных элементов самосознания у дошкольников с нормальным и задержанным психическим развитием, выделив его индивидуальные и типические особенности. И на основе выделенных особенностей, построить коррекционно – развивающую  программу.

         Так как методика «Автопортрет» являются графической проективной методикой, мы сочли возможным обобщить полученные данные и представить их в таблице.

Результаты других методик, при помощи которых осуществлялась диагностика, представлены в виде обобщенных, усредненных  показателей и так же внесены в таблицу.

       Результаты первичной диагностики.

        Данные по методике «Лесенка».   Принято считать, что самооценка ребенка соответствует тому уровню, на которую он себя поставил: 1-2 ступеньки - низкий, 3 - средний, 4-5 - высокий уровень.

        Для дошкольника благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням. Низкие самооценки характеризуют наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребёнка.

Таблица 1.1

     Групповые показатели по методике «Лесенка»

Группа

Усредненные показатели

Норма

n = 30

ЗПР

n = 30

Подготовительная

24,7

25

t=1,439,  р = 0,15545*

    Примечание: приведены средние значения,

                           * при р <0,05

       Данные в таблице 1.1 свидетельствуют о том, что и у детей с ЗПР и у детей с нормальным психическим развитием самооценка развита на высоком уровне, что является нормой для данного возраста. Однако, в процессе диагностики, были выявлены существенные особенности. Дети, с ЗПР выбирая высшую ступень, не мотивировали свой выбор, а когда им задавался уточняющий вопрос «почему ты выбрал именно эту ступеньку?» ребенок либо менял свой выбор, либо говорил, что не знает. А дети с нормальным психическим развитием на тот же вопрос давали мотивированны ответ  (что они добрые, умные и т.д.).

        Таким образом, не смотря на высокие количественные показатели, качественная оценка позволяет сделать вывод о том, что у детей с ЗПР не сформировано стабильное, мотивированное  самоотношение. Так как они не воспринимают градацию (ступеньки) как некоторые уровни развития отдельных качеств, а осуществляя выбор, оперяются на опыт и установки, полученные в семье от родителей и в  процессе обучения в садике от воспитателей. Так можно сказать ,что существуют и сходные с нормально развивающими   дошкольниками характеристики. К ним относился высокий уровень притязаний на признание со стороны взрослого: завышение самооценки, стремление давать социально одобряемые ответы.

        При помощи методики «Окончи рассказ» Г.Я. Урунтаевой исследовалось социальное пространство личности (понимание норм социального взаимодействия, возможность встать на позицию его участника, подчинить свою деятельность инструкции взрослого).

Ребенку говорят следующее: « Я буду рассказывать истории, а ты их закончи» и предлагаются 4 истории. 

Обработка результатов.

1 балл - ребенок не может оценить поступки  детей - ребенок может оценить поступки детей

2 балла - ребенок может оценить поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует

3 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей.

4 балла - ребенок называет норму, правильно оценивает  поведение детей и мотивирует свою оценку.

         У детей с ЗПР не сформировано понимание норм социального взаимодействия, возможность встать на позицию другого человека, а дети с нормой в развитии способны называет нравственную норму, правильно оценить поведение детей. В таблице 2.2 приведены усредненные количественные показатели, анализируя которые можно говорить о существенных отличиях в формировании социального пространства.

 Таблица 1.2

           Групповые показатели по методике «Окончи рассказ»

Группа

Норма

n = 30

ЗПР

n = 30

Подготовительная

15,2

5,1

t=28,93994, р = 0,0000*

      Примечание: приведены средние значения,

                              * при р <0,05

      Количественные показатели свидетельствуют о том, что дети с нормой в развитии  в возрасте 6 лет знают социальные нормы, могут поставить себя на место другого, способны анализировать свое поведение и выделяют положительные и отрицательные стороны своих и чужих действий. У детей с ЗПР не сформированы данные позиции, что статистически доказано.

        Результаты методики «Половозрастная идентификация» Н.Л. Белопольской свидетельствуют о том, что дошкольники с ЗПР со сложностью устанавливают последовательность в возрастной динамике. Безошибочно установили последовательность в методике «Половозрастная идентификация» лишь 7,5% шестилеток с ЗПР (различия с «нормой» при p<0,001). Для детей с ЗПР была характерна неотчетливость представлений о себе, ситуативность выборов и оценок, не понимание возрастной динамики, отсутствие представлений о понятиях прошлого  и будущего. Таким образом, основным отличием от детей с нормой в развитии была худшая динамика всех структурных элементов самосознания, что достоверно доказано, а именно: знаний о себе, отношения к себе, психологического времени личности и ее социального пространства. Но мы понимаем, что развитие самосознания при ЗПР отличается не только темповыми характеристиками, но и специфическими закономерностями. Анализируя отличия,  необходимо сказать, что у детей с ЗПР наблюдается недостаток интереса и, положительного отношения к себе и меньшая выраженность желания взрослеть. А дошкольники с нормой в развитии наоборот ориентированы на взросление и имеют ряд представлений о будущих социальных ролях (профессия,  половые - ролевые  установки и т.д.).

         Результаты проективной методики «Автопортрет» подтверждают выше приведенные данные.

         Таким  образом, результаты методик свидетельствуют о том, что у дошкольников с ЗПР по всем выделенным структурным элементам самосознания, наблюдается отставание в развитии. Полученные данные обусловили необходимость в разработке и проведении коррекционно-развивающей программы, направленной на формирование самосознания у дошкольников с ЗПР.

         Программа коррекционно-развивающей работы была разработана с учетом того, что сказкотерапия использовалась как главный метод коррекции. Для групповой работы за основу нами была взята программа И.В. Вачкова «Психологическая азбука». В индивидуальной работе мы опирались на разработки, предложенные Т.Д. Зинкевич-Евстегнеевой, а также использовались элементы  психогимнастики и телесно-ориентированной терапии.

Результаты вторичной диагностики.       

      После осуществления коррекционно – развивающих занятий, была проведена повторная диагностика, получены следующие результаты.

       Результаты по методике «Лесенка» после коррекционно – развивающих занятий не изменились, так как  и до коррекции различия между группами были не существенные.

     Результаты по методике «Окончи рассказ» свидетельствуют о наличие значимых изменений  в группе после корреционного воздействия.       Данные различия статистически подтверждены при помощи непараметрического W-критерия Вилкоксона (при р<0,05)  и предоставлено в таблице 1.3.

Таблица 1.3

       Групповые показатели по методике «Окончи рассказ»

Группа

ЗПР (после)

n = 15

ЗПР (до)

n = 15

Подготовительная

12,4

4,86

Z=3,407, p=0,00065*

      Примечание: приведены средние значения,

                             * при р <0,05

     Результаты проективных методик также свидетельствуют о значимых изменениях. Данные ярко отображены в гистограмме (см. рис.1.1).

                                                                                                           Рис. 1.1

         Сравнительные данные по контрольной и экспериментальной  

               группе после коррекционно - развивающих занятий.

Ряд 1- контрольная группа.

Ряд 2 -экспериментальная группа

1.Эмоциональное отношение к себе.

2.Восприятие прошлого.

3.Восприятие будущего.

4.Выполнение социальных норм.

5.Дифференцированное восприятие себя.

6.подчинение инструкции взрослого.

7.Знание социальных норм.

        Мы видим, что после систематической, коррекционно – развивающей работы, направленной на формирование самосознания, по всем выделенным критериям, появились изменения в положительную сторону.

      Это означает, что выбранные нами методы коррекции, а именно сказкотерапия и психогимнастика, являются эффективными в работе с детьми с ЗПР. Так как, появились положительные тенденции можно говорить о том, что при целенаправленной работе с участием всех специалистов (психолог, логопед, дефектолог, воспитатели и т.д.) и адекватно подобранных методах, с учетом особенностей развития, формирование самосознания у детей с ЗПР возможно.

     Полученные результаты подтверждают положение о том, что система комплексной коррекционно-развивающей работы, основанная на взаимодействии специалистов и предусматривающая развитие образа «Я», самооценки и регуляции поведения является эффективной для формирования самосознания дошкольников с ЗПР.

    ВЫВОДЫ:      

  1. Исследование структурных элементов самосознания дошкольников свидетельствуют о следующем:

        Знания о себе (когнитивный компонент образа «Я»), выявлением себя в рамках психологического времени, выяснения особенностей «Я образа», представления о себе у детей с ЗПР сформировано на очень низком уровне.                    

         Исследование уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста показало, что дошкольники ЗПР со сложностью устанавливают последовательность в возрастной динамике. Безошибочно установили последовательность в методике «Половозрастная идентификация» лишь 7,5% шестилеток с ЗПР.

          Притязания на социальное признание у детей с ЗПР и нормой в развитии практически равнозначны.            

       У детей с ЗПР не сформировано понимание норм социального взаимодействия, возможность встать на позицию другого человека.

2. Положительные тенденции коррекционно-развивающей программы позволяют утверждать, что при целенаправленной работе с участием всех специалистов (психолог, логопед, дефектолог, воспитатели и т.д.) и адекватно подобранных методах, с учетом особенностей развития, формирование самосознания у детей с ЗПР возможно.

Список использованной литературы:

  1. Блинова, Л.Н.  Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР.  – М., 2002.
  2. Лебединский, Л.Л. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.,2003
  3. Леонтьев Д.А. Я – последняя инстанция в личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2002.
  4. Морина, Е. Ю.  Особенности самооценки у детей с ЗПР дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 5. - С. 53 - 59.
  5. Нодельман В. И. Психолого-педагогические условия формирования элементов самосознания дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. - 2007. - № 3. - С.  31 - 39.
  6. Психологический словарь / под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.

 -М.: Педагогика - Пресс, 2001.

  1. Психология детей с задержкой психического развития : хрестоматия / сост. О.В. Защиринская.  – СПб., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи – основа коммуникативных способностей дошкольников с задержкой психического развития»

На передний план в структуре нарушений интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития выступают:·импульсивность действий;·малая значимость образца и низкий уровень самоконтроля ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкойпсихического развития. Внимание - это форма познавательной деятельности. Как было выявлено в экспериментальном исследо...

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет  техно...

Презентация педагогического проекта «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет  техно...

РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР В.В. ВОСКОБОВИЧА.

использование методики В.В. Воскобовича "Сказчные лабринты" игры в работе с детьми с ЗПР...