Проект
проект по коррекционной педагогике

Веретенникова Наталья Викторовна

Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения, воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_proekt.docx33.86 КБ

Предварительный просмотр:

Проект - «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве».

 Разработчики:

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе   –     Судакова Александра Андреевна

Учитель-логопед– Резникова Екатерина Николаевна

Педагог – психолог –Веретенникова Наталья Викторовна

 Воспитатели:   Истомина Любовь Викторовна, Веслополова Оксана Владимировна

 Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения, воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

  В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольных образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечение успешной социализации, сохранение здоровья, коррекцию нарушений.

В 2000 г. на Всемирном форуме по образованию  в Дакаре в соответствии с Саламанкской декларацией было принято решение о создании инклюзивного образования в сообществах, т.е. образование для всех, где доступность и равенство – главный показатель качества образования.                                                                                                                        

Появилось направление на признание прав и реализацию потребностей в предоставлении равных с другими возможностей людям с ОВЗ, что, в свою очередь, было вызвано переосмыслением обществом и государством своего отношения к ним.

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети – инвалиды, либо другие дети в возрасте до 18 лет, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Ребенок с ОВЗ, (как и все остальные дети) в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека. Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети и подростки с выраженными нарушениями умственного развития (умеренной и тяжелой умственной отсталостью) и расстройствами аутистического спектра, которые еще сравнительно недавно не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду.

Актуальность:

 Одной из актуальных проблем современного общества является обучение и процесс социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями). Инклюзивное образование позволяет формировать такое образовательное пространство, в котором любой ребенок, в том числе с инвалидностью, может быть включен в образовательную и социальную жизнь, что позволит ему добиваться успехов, ощущать безопасность и свою значимость в коллективе сверстников. 

Научность

Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, прошедшая в 1994 г. в Испании (г. Саламанка), стала ярким событием для мирового педагогического сообщества. В педагогику был введен термин «инклюзия» и провозглашен принцип инклюзивного образования. Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями является одним из основополагающих международных документов. Ценность данного документа заключается в том, что в нем содержатся принципы предложения и продвижения законодательных инициатив в сфере инклюзивного образования, которое предусматривает не только активное включение и участие детей с ограниченными возможностями здоровья в обычном образовательном учреждении, но предполагает перестройку системы массового образования и учебно-воспитательного процесса с целью создания условия для реализации образовательных потребностей всех категорий детей.

Дакарская рамочная концепция действий (Dakar Framework for Action) и последующие за ней цели развития в образовании нового тысячелетия (Millennium Development Goals on Education) предлагают наиболее полный и современный подход, призванный обеспечить образование для всех к 2015 г. Фундаментальными основами концепции инклюзивного образования являются признание исключительной ценности и уникальности каждой личности, независимо от ее физического состояния, и направленность на создание специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающих их успешную социализацию.

Инклюзивное образование – это долгосрочная стратегия, требующая терпения и терпимости, систематичности и последовательности, непрерывности, комплексного подхода для ее реализации. На современном этапе инклюзия является ведущей тенденцией в развитии системы образования во всем мировом сообществе. 

Инновационность

Приоритетным направлением деятельности является  гибкая система, где учитываются потребности детей с ОВЗ и детей-инвалидов —  система обучения подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему.

       Оригинальность 

Заключается в сочетании и реализации здоровьесберегающих технологий с личностно-ориентированными технологиями в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду.

Развитие детей дошкольного возраста является приоритетным в системе дошкольного воспитания в силу своей особой значимости в социальном развитии ребёнка, приобщение его к активной целенаправленной деятельности, определяющей как психоэмоциональное самочувствие ребёнка, так и успех любой деятельности.

В современной отечественной психологии часто используются понятие «эмоциональный комфорт», «эмоциональное развитие». Авторы современных программ также считают, что воспитателю, педагогу необходимо быть крайне внимательным к эмоциональному состоянию каждого ребёнка, способствовать развитию эмоциональной сферы, понимать его душевное состояние, причины душевного дискомфорта и выбирать оправданную с этой точки зрения форму педагогического воздействия.

 Гипотеза:

Дети с ограниченными возможностями здоровья, так же как и здоровые сверстники имеют одинаковые приоритеты в жизни. Инклюзивное образование создает основу для социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. 

Объект исследования:

Дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, посещающие МДОУ.

Предмет исследования:

Особенности интеграции как процесса в условиях инклюзивного образования. 

Цель проекта:

Создание оптимальных условий в МДОУ, обеспечивающих развитие, воспитание, социальную адаптацию детей с ОВЗ  в МДОУ в условиях инклюзивного образования.

Задачи проекта:

 1.Создать нормативно-правовую базу проекта;

2.Организовать детей с ОВЗ в образовательно-воспитательный процесс ДОУ;

3.Изменить отношения детского коллектива к детям с ОВЗ через мероприятия, проводимые в ДОУ, а также мероприятия с участием социальных партнеров;

4.Организовать родителей через обмен информацией;

5.Обогатить материально-техническую базу детского сада оборудованием, способствующем социализации детей с ОВЗ с привлечением бюджетных средств и спонсорской помощи.

6.Создание системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.

7.Разработка методических пособий, консультаций для педагогов и родителей.

Условия проведения эксперимента:

В качестве основной задачи в области реализации прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей:

  1. Повышение уровня профессионализма педагогов и сотрудников МДОУ.
  2. Взаимодействие воспитателя со специалистами: учителя – логопеда, педагога – психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому развитию.
  3. Создание педагогических условий воспитания и обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в предметно – развивающей среде.
  4. Привлечение родителей и социума к совместной работе по проекту.
  5. Подбор методической литературы.
  6. Разработка нормативно-правовой базы, адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
  7. Финансирование и оснащение педагогического процесса.

Экспериментальная база: Дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 пгт. Кокуй Сретенского района, подгруппа детей с задержкой речевого развития.

Краткие сведения о МДОУ детский сад №4 пгт Кокуй Сретенского района.

Дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 пгт. Кокуй Сретенского района открыт в 1965 году.

В дошкольном учреждении функционирует 10 групп.

Дошкольное образовательное учреждение  детский сад №4 пгт. Кокуй Сретенского района использует  следующие  программы:

Кадровое обеспечение программы:

Специалисты, работающие в МДОУ

Количество

Педагогический стаж

Педагог — психолог

1

7л.6мес

Учителя — логопеды

2

1-8л.6мес

2-12л.10мес

Инструкторы  по физической культуре

2

1-2г.7мес

2-11лет

Музыкальные руководители

3

1-14л.7мес

2-13лет

3-37лет

  Управление реализацией программы осуществляется заместителем заведующего по учебно-воспитательной работе ДОУ, старшим воспитателем, учителем – логопедом, педагогом – психологом, воспитателями, помощниками воспитателей, инструктором по физическому развитию, музыкальным руководителем, медсестрой.

 Непосредственное участие в реализации программы принимают: заведующая МДОУ, заместитель заведующего по УВР – осуществляют управление реализацией программы; координацию реабилитационных и досуговых мероприятий. Старшая медсестра МДОУ – осуществляет координацию оздоровительных мероприятий, консультативно-медицинское сопровождение. Инструктор по физической культуре – проводит комплекс упражнений по физкультуре. Педагог-психолог – проводит индивидуальные и групповые занятия. Учитель-логопед осуществляет диагностику и коррекцию нарушений. Музыкальный руководитель – проводит занятия по музыкотерапии и обеспечивает музыкальное сопровождение мероприятий, осуществляет работу по организации культурно-досуговой деятельности. Инструктор по физической культуре – проводит образовательную деятельность, осуществляет организацию по оздоровительной работе.

Ожидаемые результаты:

 — Формирование в обществе толерантного отношения к детям с ОВЗ;

— Система комплексной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, а также родителям, испытывающим трудности в воспитании обучении детей в рамках муниципального образования. Приобретение детьми с ОВЗ коммуникативных навыков, самоорганизация, формирование опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, формирование навыков конструктивного общения, развитие толерантности.

— Разработка методических рекомендаций по работе с детьми ОВЗ.

Причины необходимости создания модели работы с детьми с ОВЗ:

— Поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи детям;

— Необходимость совершенствования методов психологической и коррекционно-педагогической работы;

— Недостаток в специальных знаниях (теоретических работ и научных исследований в области специального образования детей с ОВЗ);

— Недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса для детей с ОВЗ.

Алгоритм сопровождения детей с ОВЗ:

— Сбор информации и составление банка данных с ОВЗ;

— Повышение психолого-педагогической компетенции и профессиональное самосовершенствование всех участников комплексного сопровождения, в том числе и родителей:

— Выбор технологии воспитания и развития детей с ОВЗ;

— Разработка основных областей деятельности специалистов сопровождения с учетом комплексности взаимодействия;

— Психолого-педагогическая диагностика детей, определение основных направлений коррекционно-развивающей работы, составление адаптированных индивидуальных коррекционно-развивающих программ;

— Включение родителей в процесс комплексного сопровождения ребенка;

— Информирование родителей о результатах работы с детьми;

— Оценка эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели;

— Проектирование последующей работы с детьми.

Формы взаимодействия с родителями:

  1. Беседы: групповые и индивидуальные.
  2. Консультации: групповые, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, закономерностях аномального развития.
  3. Родительские собрания в форме: тренинга, «Круглого стола», «Педагогической гостиной».

Механизм реализации проекта базируется на:

  1. принципе сотрудничества (сотрудничество ребёнка, педагога и родителя, которое позволяет почувствовать себя личностью);
  2. принципе  демократичности (при проведении занятий и мероприятий программы, учитываются мнения, замечания и пожелания родителей);
  3. принципе дифференциации в воспитании (отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей, создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня, участие детей во всех видах деятельности);
  4.  принципе территориальной доступности. 

     Продолжительность проекта:

Проект рассчитан на 3 года:

1 этап (2017- 2018 учебный   год) – подготовительный,

2 этап (2018- 2019 учебный   год) – практический,

3 этап (2019- 2020 учебный   год) – аналитический.

I этап «Подготовительный»:

Задачи:

— изучение, анализ и систематизация теоретических основ и существующей практики инклюзивного образования;

— подготовка педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ в рамках инклюзивного образования;

— разработка примерной модели инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях МДОУ;

Прогнозируемые результаты:

— изучены и систематизированы теоретические основы и существующие практики инклюзивного образования за рубежом, в России и в частности в Забайкальском крае;

— пройдены курсы повышения квалификации для педагогов ;

— разработана примерная модель инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях МДОУ.

II этап «Практический»:

Задачи:

-разработка нормативно-правовой базы по проблеме инклюзивного образования;

— разработка и апробация модели инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях МДОУ;

— выстраивание системы взаимодействия учреждения, реализующего дошкольное инклюзивное образование, с социумом.

Прогнозируемые результаты:

— внесены изменения в действующие и разработаны новые нормативно–правовые документы МДОУ с учетом реализации инклюзивного образования: договора с родителями, положения, должностные инструкции и другие локальные акты учреждения.

— разработана система организации различных видов деятельности детей с учетом специфики нарушений (коррекционно-развивающих занятий, режимных моментов, культурно-оздоровительных мероприятий и др.)

— созданы условия для изучения особенностей контингента воспитанников и их родителей;

— адаптированы диагностические карты обследования детей с учетом специфики нарушений;

— отобраны и апробированы различные технологии в работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации инклюзивного образования;

— систематизированы различные формы, методы и приемы работы с родителями.

— систематизирована работа с другими организациями (школы, библиотеки, детской поликлиники, краеведческого музея и т.д.).

III этап «Аналитический»:

Задачи:

— анализ результатов использования разработанной модели инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

— оценка социальных эффектов, возникших в ходе реализации предложенной модели.

— определение перспектив развития проекта.

Прогнозируемые результаты:

— проведена оценка и возможное распространение методических материалов по проекту.

 Планируемые результаты проекта;

— разработана система организации различных видов деятельности детей с учетом специфики нарушений (коррекционно-развивающих занятий, режимных моментов, культурно-оздоровительных мероприятий и др.)

— созданы условия для изучения особенностей контингента воспитанников и их родителей;

— адаптированы диагностические карты обследования детей с учетом специфики нарушений;

— разработаны подходы к составлению индивидуальных образовательных программ и индивидуально-коррекционных маршрутов развития детей с ОВЗ;

— отобраны и апробированы различные технологии в работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации инклюзивного образования;

— систематизированы и апробированы различные формы, методы и приемы работы с родителями;

— создана и реализуется модель построения развивающей предметно- пространственной среды в рамках инклюзивного образования.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...

Проект по физическому развитию в ДОУ Проект по физическому развитию в ДОУ ПРОЕКТ «В здоровом теле - здоровый дух». Направление проекта: «Физическая культура»

Проект по физическому развитию в ДОУПроект по физическому развитию в ДОУПРОЕКТ«В здоровом теле - здоровый дух».Направление проекта: «Физическая культура» В последние годы ...