Проект
проект по коррекционной педагогике

Веретенникова Наталья Викторовна

Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения, воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_proekt.docx33.86 КБ

Предварительный просмотр:

Проект - «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве».

 Разработчики:

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе   –     Судакова Александра Андреевна

Учитель-логопед– Резникова Екатерина Николаевна

Педагог – психолог –Веретенникова Наталья Викторовна

 Воспитатели:   Истомина Любовь Викторовна, Веслополова Оксана Владимировна

 Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения, воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

  В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольных образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечение успешной социализации, сохранение здоровья, коррекцию нарушений.

В 2000 г. на Всемирном форуме по образованию  в Дакаре в соответствии с Саламанкской декларацией было принято решение о создании инклюзивного образования в сообществах, т.е. образование для всех, где доступность и равенство – главный показатель качества образования.                                                                                                                        

Появилось направление на признание прав и реализацию потребностей в предоставлении равных с другими возможностей людям с ОВЗ, что, в свою очередь, было вызвано переосмыслением обществом и государством своего отношения к ним.

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети – инвалиды, либо другие дети в возрасте до 18 лет, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Ребенок с ОВЗ, (как и все остальные дети) в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека. Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети и подростки с выраженными нарушениями умственного развития (умеренной и тяжелой умственной отсталостью) и расстройствами аутистического спектра, которые еще сравнительно недавно не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду.

Актуальность:

 Одной из актуальных проблем современного общества является обучение и процесс социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями). Инклюзивное образование позволяет формировать такое образовательное пространство, в котором любой ребенок, в том числе с инвалидностью, может быть включен в образовательную и социальную жизнь, что позволит ему добиваться успехов, ощущать безопасность и свою значимость в коллективе сверстников. 

Научность

Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, прошедшая в 1994 г. в Испании (г. Саламанка), стала ярким событием для мирового педагогического сообщества. В педагогику был введен термин «инклюзия» и провозглашен принцип инклюзивного образования. Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями является одним из основополагающих международных документов. Ценность данного документа заключается в том, что в нем содержатся принципы предложения и продвижения законодательных инициатив в сфере инклюзивного образования, которое предусматривает не только активное включение и участие детей с ограниченными возможностями здоровья в обычном образовательном учреждении, но предполагает перестройку системы массового образования и учебно-воспитательного процесса с целью создания условия для реализации образовательных потребностей всех категорий детей.

Дакарская рамочная концепция действий (Dakar Framework for Action) и последующие за ней цели развития в образовании нового тысячелетия (Millennium Development Goals on Education) предлагают наиболее полный и современный подход, призванный обеспечить образование для всех к 2015 г. Фундаментальными основами концепции инклюзивного образования являются признание исключительной ценности и уникальности каждой личности, независимо от ее физического состояния, и направленность на создание специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающих их успешную социализацию.

Инклюзивное образование – это долгосрочная стратегия, требующая терпения и терпимости, систематичности и последовательности, непрерывности, комплексного подхода для ее реализации. На современном этапе инклюзия является ведущей тенденцией в развитии системы образования во всем мировом сообществе. 

Инновационность

Приоритетным направлением деятельности является  гибкая система, где учитываются потребности детей с ОВЗ и детей-инвалидов —  система обучения подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему.

       Оригинальность 

Заключается в сочетании и реализации здоровьесберегающих технологий с личностно-ориентированными технологиями в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду.

Развитие детей дошкольного возраста является приоритетным в системе дошкольного воспитания в силу своей особой значимости в социальном развитии ребёнка, приобщение его к активной целенаправленной деятельности, определяющей как психоэмоциональное самочувствие ребёнка, так и успех любой деятельности.

В современной отечественной психологии часто используются понятие «эмоциональный комфорт», «эмоциональное развитие». Авторы современных программ также считают, что воспитателю, педагогу необходимо быть крайне внимательным к эмоциональному состоянию каждого ребёнка, способствовать развитию эмоциональной сферы, понимать его душевное состояние, причины душевного дискомфорта и выбирать оправданную с этой точки зрения форму педагогического воздействия.

 Гипотеза:

Дети с ограниченными возможностями здоровья, так же как и здоровые сверстники имеют одинаковые приоритеты в жизни. Инклюзивное образование создает основу для социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. 

Объект исследования:

Дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, посещающие МДОУ.

Предмет исследования:

Особенности интеграции как процесса в условиях инклюзивного образования. 

Цель проекта:

Создание оптимальных условий в МДОУ, обеспечивающих развитие, воспитание, социальную адаптацию детей с ОВЗ  в МДОУ в условиях инклюзивного образования.

Задачи проекта:

 1.Создать нормативно-правовую базу проекта;

2.Организовать детей с ОВЗ в образовательно-воспитательный процесс ДОУ;

3.Изменить отношения детского коллектива к детям с ОВЗ через мероприятия, проводимые в ДОУ, а также мероприятия с участием социальных партнеров;

4.Организовать родителей через обмен информацией;

5.Обогатить материально-техническую базу детского сада оборудованием, способствующем социализации детей с ОВЗ с привлечением бюджетных средств и спонсорской помощи.

6.Создание системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.

7.Разработка методических пособий, консультаций для педагогов и родителей.

Условия проведения эксперимента:

В качестве основной задачи в области реализации прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей:

  1. Повышение уровня профессионализма педагогов и сотрудников МДОУ.
  2. Взаимодействие воспитателя со специалистами: учителя – логопеда, педагога – психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому развитию.
  3. Создание педагогических условий воспитания и обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в предметно – развивающей среде.
  4. Привлечение родителей и социума к совместной работе по проекту.
  5. Подбор методической литературы.
  6. Разработка нормативно-правовой базы, адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
  7. Финансирование и оснащение педагогического процесса.

Экспериментальная база: Дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 пгт. Кокуй Сретенского района, подгруппа детей с задержкой речевого развития.

Краткие сведения о МДОУ детский сад №4 пгт Кокуй Сретенского района.

Дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 пгт. Кокуй Сретенского района открыт в 1965 году.

В дошкольном учреждении функционирует 10 групп.

Дошкольное образовательное учреждение  детский сад №4 пгт. Кокуй Сретенского района использует  следующие  программы:

Кадровое обеспечение программы:

Специалисты, работающие в МДОУ

Количество

Педагогический стаж

Педагог — психолог

1

7л.6мес

Учителя — логопеды

2

1-8л.6мес

2-12л.10мес

Инструкторы  по физической культуре

2

1-2г.7мес

2-11лет

Музыкальные руководители

3

1-14л.7мес

2-13лет

3-37лет

  Управление реализацией программы осуществляется заместителем заведующего по учебно-воспитательной работе ДОУ, старшим воспитателем, учителем – логопедом, педагогом – психологом, воспитателями, помощниками воспитателей, инструктором по физическому развитию, музыкальным руководителем, медсестрой.

 Непосредственное участие в реализации программы принимают: заведующая МДОУ, заместитель заведующего по УВР – осуществляют управление реализацией программы; координацию реабилитационных и досуговых мероприятий. Старшая медсестра МДОУ – осуществляет координацию оздоровительных мероприятий, консультативно-медицинское сопровождение. Инструктор по физической культуре – проводит комплекс упражнений по физкультуре. Педагог-психолог – проводит индивидуальные и групповые занятия. Учитель-логопед осуществляет диагностику и коррекцию нарушений. Музыкальный руководитель – проводит занятия по музыкотерапии и обеспечивает музыкальное сопровождение мероприятий, осуществляет работу по организации культурно-досуговой деятельности. Инструктор по физической культуре – проводит образовательную деятельность, осуществляет организацию по оздоровительной работе.

Ожидаемые результаты:

 — Формирование в обществе толерантного отношения к детям с ОВЗ;

— Система комплексной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, а также родителям, испытывающим трудности в воспитании обучении детей в рамках муниципального образования. Приобретение детьми с ОВЗ коммуникативных навыков, самоорганизация, формирование опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, формирование навыков конструктивного общения, развитие толерантности.

— Разработка методических рекомендаций по работе с детьми ОВЗ.

Причины необходимости создания модели работы с детьми с ОВЗ:

— Поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи детям;

— Необходимость совершенствования методов психологической и коррекционно-педагогической работы;

— Недостаток в специальных знаниях (теоретических работ и научных исследований в области специального образования детей с ОВЗ);

— Недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса для детей с ОВЗ.

Алгоритм сопровождения детей с ОВЗ:

— Сбор информации и составление банка данных с ОВЗ;

— Повышение психолого-педагогической компетенции и профессиональное самосовершенствование всех участников комплексного сопровождения, в том числе и родителей:

— Выбор технологии воспитания и развития детей с ОВЗ;

— Разработка основных областей деятельности специалистов сопровождения с учетом комплексности взаимодействия;

— Психолого-педагогическая диагностика детей, определение основных направлений коррекционно-развивающей работы, составление адаптированных индивидуальных коррекционно-развивающих программ;

— Включение родителей в процесс комплексного сопровождения ребенка;

— Информирование родителей о результатах работы с детьми;

— Оценка эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели;

— Проектирование последующей работы с детьми.

Формы взаимодействия с родителями:

  1. Беседы: групповые и индивидуальные.
  2. Консультации: групповые, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, закономерностях аномального развития.
  3. Родительские собрания в форме: тренинга, «Круглого стола», «Педагогической гостиной».

Механизм реализации проекта базируется на:

  1. принципе сотрудничества (сотрудничество ребёнка, педагога и родителя, которое позволяет почувствовать себя личностью);
  2. принципе  демократичности (при проведении занятий и мероприятий программы, учитываются мнения, замечания и пожелания родителей);
  3. принципе дифференциации в воспитании (отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей, создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня, участие детей во всех видах деятельности);
  4.  принципе территориальной доступности. 

     Продолжительность проекта:

Проект рассчитан на 3 года:

1 этап (2017- 2018 учебный   год) – подготовительный,

2 этап (2018- 2019 учебный   год) – практический,

3 этап (2019- 2020 учебный   год) – аналитический.

I этап «Подготовительный»:

Задачи:

— изучение, анализ и систематизация теоретических основ и существующей практики инклюзивного образования;

— подготовка педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ в рамках инклюзивного образования;

— разработка примерной модели инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях МДОУ;

Прогнозируемые результаты:

— изучены и систематизированы теоретические основы и существующие практики инклюзивного образования за рубежом, в России и в частности в Забайкальском крае;

— пройдены курсы повышения квалификации для педагогов ;

— разработана примерная модель инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях МДОУ.

II этап «Практический»:

Задачи:

-разработка нормативно-правовой базы по проблеме инклюзивного образования;

— разработка и апробация модели инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях МДОУ;

— выстраивание системы взаимодействия учреждения, реализующего дошкольное инклюзивное образование, с социумом.

Прогнозируемые результаты:

— внесены изменения в действующие и разработаны новые нормативно–правовые документы МДОУ с учетом реализации инклюзивного образования: договора с родителями, положения, должностные инструкции и другие локальные акты учреждения.

— разработана система организации различных видов деятельности детей с учетом специфики нарушений (коррекционно-развивающих занятий, режимных моментов, культурно-оздоровительных мероприятий и др.)

— созданы условия для изучения особенностей контингента воспитанников и их родителей;

— адаптированы диагностические карты обследования детей с учетом специфики нарушений;

— отобраны и апробированы различные технологии в работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации инклюзивного образования;

— систематизированы различные формы, методы и приемы работы с родителями.

— систематизирована работа с другими организациями (школы, библиотеки, детской поликлиники, краеведческого музея и т.д.).

III этап «Аналитический»:

Задачи:

— анализ результатов использования разработанной модели инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

— оценка социальных эффектов, возникших в ходе реализации предложенной модели.

— определение перспектив развития проекта.

Прогнозируемые результаты:

— проведена оценка и возможное распространение методических материалов по проекту.

 Планируемые результаты проекта;

— разработана система организации различных видов деятельности детей с учетом специфики нарушений (коррекционно-развивающих занятий, режимных моментов, культурно-оздоровительных мероприятий и др.)

— созданы условия для изучения особенностей контингента воспитанников и их родителей;

— адаптированы диагностические карты обследования детей с учетом специфики нарушений;

— разработаны подходы к составлению индивидуальных образовательных программ и индивидуально-коррекционных маршрутов развития детей с ОВЗ;

— отобраны и апробированы различные технологии в работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации инклюзивного образования;

— систематизированы и апробированы различные формы, методы и приемы работы с родителями;

— создана и реализуется модель построения развивающей предметно- пространственной среды в рамках инклюзивного образования.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...