Физиологическое и психологическое обоснование путей речевого развития.
статья по коррекционной педагогике

Лукьянова Ульяна Валерьевна

  В данной статье представлено описание физиологического и психологического путей речевого развития детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физиологическое и психологическое обоснование путей речевого развития.

     Физиологическое объяснение формируемых у человека языковых процессов и взаимодействия   между   мозгом  и  языком  как  между   двумя   материальными системами находим в  рефлекторной теории  И.М. Сеченова,  И.П. Павлова  и   их последователей.

     Заслуга И.М. Сеченова  как  физиолога и  психолога  состоит  в том,  что  он  в рефлекторную  работу мозга включил  все акты  сознательной и  бессознательной психической    жизни     человека,    показал   роль  речи  как   основного   условия мышления    внечувственными   объектами,   подчеркнул  значение   деятельности речедвигательного    анализатора   и    речевых    кинестезий    для     психического отражения действительности в сознании. Показав, что речь, как и все психические процессы, по способу своего происхождения  является  рефлексом,  И.М. Сеченов тем самым наметил и  путь её специального формирования  на основе применения (упражнения)   и  закрепления.  

     И.М. Сеченов   своими   физиологическими  исследованиями   заложил  основы учения    о   механизме    речемышления    и    вплотную   подошёл   к    разработке психологической   теории   речи.   Значение  теории  И.М. Сеченова     заключается  в том,  что он  выделил функцию мышечных ощущений, состоящую   в   организации   и   управлении   движениями,  в   объединении,   или интеграции,   различных   сенсорных   раздражений   в   единую  функциональную систему.                                  

     И.П.  Павлов  является   создателем  нового  раздела  физиологии – физиологии больших    полушарий   головного   мозга.   Своей деятельностью   он  обозначил условно рефлекторный этап  в развитии учения о деятельности мозга  и пришёл к новым открытиям,  в том числе  к открытию  второй сигнальной системы. Словесную    речь – «чрезвычайную   прибавку   на   уровне  человека»,     «сигнал сигналов» - И.П. Павлов обозначил как средство социальной связи,  «межлюдской сигнализации»  и подчеркнул,  что вторая  сигнальная система изменяет не только связь человека со средой, но и отношение к самому себе.

     Физиологические  исследования  И.П. Павлова,  его  учение о двух сигнальных системах     углубили     материалистическое      представление     о       механизмах речемыслительной   деятельности   человека,   связали   рефлекторную   теорию   с положением   о   языке   как средстве общения и условии абстрактного мышления. Опыты   по  исследованию  взаимодействия  первой  и  второй  сигнальных систем проводились    А.Г. Ивановым-Смоленским,     Н.И. Красногорским.    Все   эти   данные   физиологии   подводят   к   пониманию  роли   второй сигнальной системы  как нового  «регулятивного принципа»  поведения  человека  подчёркивают тем самым значение словесной речи ребёнка.

     Развивая идеи И.П. Павлова о двух сигнальных системах, А.Н. Соколов в своих исследованиях   внутренней  речи человека показал специфику первой сигнальной системы  человека.   Он пишет:  «Усвоение речевой  системы понятий  приводит к тому,  что  у   человека,   владеющего   речью   фактически   и   все   другие формы мышления (наглядно-образное и наглядно-практическое) происходят на языковой базе,  то  есть  на  основе  ранее  приобретённых  понятий,  которые сохраняются в памяти  и в дальнейшем  актуализируются  в виде скрытой, или внутренней речи». Внутреннюю   речь  А.Н. Соколов,   вслед   за  И.М. Сеченовым и И.П. Павловым, придающим речевым кинестезиям значение «базального компонента мышления, рассматривает как «основной механизм мышления». Он считает,   что внутренняя речь   представляет   собой   взаимодействие  различных   речевых   механизмов – двигательного,  слухового,  зрительного.  Все  эти  данные  физиологии позволяют полнее  понять  роль  речедвигательного  анализатора,  развивающегося  только  в процессе   применения   словесной   речи,   в   образовании   механизмов   речи    и мышления.

     Любая   система   коррекционного   обучения   обязательно   включает   в  себя психологический аспект.   Стержнем современной психологической науки служит теория деятельностной  детерминации психики,   величайшая заслуга в разработке которой       принадлежит       Л.С. Выготскому.      Язык      включён    в     систему общепсихологиских категорий, благодаря деятельностной трактовке и сознания, и языка.    Ядро  психологической   концепции  Л.С.  Выготского  о  происхождении высших  психических   функций    составляет тезис   об  опосредующей    функции знака  (в том числе и языкового)   в   предметной   деятельности.    Л.С. Выготский считал,     что   с   психологической  стороны   человека   от   животного   отличает сигнификация   поведения,   то   есть  создание  и употребление знаков и орудий, с помощью  которых  внешняя  предметная деятельность опосредуется и вращается, интериоризируется,  становится  внутренней,  психической деятельностью. В этом суть   языка   как  явления   идеально-материального,   то   есть   способствующего переходу   материального   в   идеальное   (в форму сознания)   и    наоборот.   Л.С. Выготским  и   его  учениками  достаточно   глубоко были   изучены и    освещены вопросы    возникновения   и    развития   речи,     речевого   общения,    языкового мышления, проблемы языкового знака и значения. Речь – одна  из разновидностей знака. Присвоение знаков идёт в процессе совместной предметной деятельности и через общение. Социальная природа сознания образуется тем,  что в нём отражена в     обобщённом,     означенном   виде   внешняя,     совместно   распределённая   и коллективная деятельность.

     Показывая,  что  в  развитии  ребёнка   существует доречевая  фаза мышления и доинтеллектуальная   фаза речи, Л.С. Выготский придаёт самое большое значение моменту их слияния,  поскольку   только этим и определяется поворот к подлинно человеческому  существованию.  Это   слияние  не  только возможно на известной ступени  физического созревания (в раннем возрасте), но и обусловлено степенью развития  предметной  деятельности  и ранних форм общения. Л.С. Выготский дал глубокий  психологический  анализ  разных  форм  речи,  показал различия между устной  и  письменной  речью,  отметив  осознанность  и  произвольность, а также структурную  развёрнутость  последней,  выявил специфику внутренней речи и её связующую   роль   в  процессе  мышления  и  речи.  Путь к  речевому  мышлению пролегает   от внешней -  звуковой  к внутренней -  свёрнутой  речи.  Таков в общем виде  механизм речемыслительной деятельности.  

     Таким     образом,     психологические      работы,    как     и      физиологические исследования, показывают в целом значение языка для социализации человека. Из них   следует,   что   процесс   обучения   языку   может   быть   подчинён  задачам психического  развития,  формирования  личности,  для чего  предметом усвоения должны стать основные функции языка – коммуникативная и познавательная.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности и речевого развития детей дошкольного возраста.

Разнообразное речевое общение сопровождает деятельность ребенка, в которую нередко включены и взрослые: это вопросы и ответы, просьбы и требования объяснений, эмоциональные оценки действий и результат...

психологическое обоснование стилей педагогического воздействия.

Индивидуальный стиль деятельно­сти — одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессио­нального труда. Наличие своего сти­ля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его прис...

Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содержания и методов обучения, индивидуального подхода в обучени

Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содер...

Презентация Особенности психологического, физического, и речевого развития детей 4-5 лет

Особенности психологического, физического, и речевого развития детей 4-5 лет...

Психологическое обоснование значения свободной игры для развития ребенка дошкольного возраста

Свободная игра необходима для полноценного развития ребенка. В ней отрабатываются навыки общения, развивается творчество, фантазия и самостоятельность. В момент игры по своему замыслу ребенок счастлив...