Психологическое обоснование значения свободной игры для развития ребенка дошкольного возраста
консультация по психологии

Живых Анна Викторовна

Свободная игра необходима для полноценного развития ребенка. В ней отрабатываются навыки общения, развивается творчество, фантазия и самостоятельность. В момент игры по своему замыслу ребенок счастлив!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svobodnaya_igra_002.pptx2.41 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическое обоснование значения свободной игры для развития ребенка дошкольного возраста Педагог-психолог ГБОУ Школа № 423 Живых Анна Викторовна

Слайд 2

РОЛЬ СВОБОДНОЙ ИГРЫ Развитие творческого потенциала Свободная игра не имеет правил и предполагает множество творческих ходов. Этот творческий аспект является ключевым, так как он стимулирует развитие мозга в большей степени, чем следование заданным правилам. В свободной игре дети пользуются воображением и пробуют новые варианты, примеряют на себя роли. Навыки социального общения Дети учатся тому, что такое «честно», играя по очереди. Нельзя все время быть королевой фей, иначе вскоре будет не с кем играть. Дети хотят, чтобы игра продолжалась, и ради этого готовы приложить дополнительные усилия и принять желания других. И это помогает развивать настойчивость и умение договариваться. Познание окружающего мира Игра помогает детям стать умнее, она является своего рода подготовкой к встрече с неизвестным. Она непредсказуема и предполагает элементы творчества, что в конечном счете способствует развитию гибкости и нестандартности поведения. Игра для детей – это способ познания окружающего мира Эмоциональное здоровье Свободная игра помогает справиться с тревогой и напряжением. Исследования подтверждают, что уровень тревожности детей, которые провели время игрой, ниже, чем у тех, кто слушал рассказ воспитателя.

Слайд 3

Основные этапы свободной игры В первые два года жизни ребенка игры были самыми что ни на есть простыми – он всего-навсего выяснял, каковы на ощупь, вкус и запах различные предметы, какие они могут издавать звуки, как их можно смять, сжать, сломать… То, что он проделывал с игрушками почти никогда не было связано с тем, для чего все это на самом деле предназначалось (стучал машинкой). На втором этапе своего развития – т. е. начиная примерно с двух лет – ребенок начинает понимать, для чего каждая вещь, попавшая к нему в руки, предназначается, и пытается использовать ее по прямому назначению. И появляется у него эта возможность исключительно благодаря подражанию. Он смотрит на то, что делают с такими же предметами взрослые, и пытается делать то же самое. Ребенок начинает повторять «взрослые» фразы, услышанные как от родителей, педагогов, так и по телевизору. Чуть позже – где-то около четырех лет – в его жизненном пространстве появляется еще одно очень важное приобретение – так называемые предметы-заместители. Обычная палочка в игре вполне может поочередно играть роль и молотка, и телефонной трубки, и пистолета. Вместе с заместителями ребенок осваивает и такое универсальное понятие, как «понарошку». Иначе говоря, он начинает разделять реальность и вымысел, выделять общие признаки предметов, отделять сам предмет от его функции. Таким образом создается основа для умения абстрактно мыслить и воображать.

Слайд 4

Если ребенок «не доиграл» (1 /2) Стереотипное мышление Агрессивность Главным результатом этого можно считать человека, который практически не способен к какому бы то ни было творчеству. Он всегда и во всем действует известными, социально одобряемыми, стереотипными методами и, естественно, мгновенно теряется при встрече с незнакомой ситуацией. Вся его жизнь устроена крайне стереотипно, по раз и навсегда заведенному распорядку. Жить в таких условиях совершенно не интересно. Другой вариант – агрессивный педант. Он точно знает, как правильно, не только для себя, но и для всех окружающих. Его страшно раздражает малейшее отклонение от принятых стандартов. Никаких вольностей он не приемлет. Угодить ему практически невозможно – его правила строги и незыблемы. Впрочем, сам он тоже не слишком счастлив.

Слайд 5

Если ребенок «не доиграл» (2/2) Неестественность Инфантильность Неумение договариваться Чуть менее жесткий вариант – человек, который привык не позволять себе быть естественным, спонтанным. Ему очень трудно выстраивать близкие отношения Ему быть естественным очень страшно. Ему приходится постоянно изображать кого-то другого. Далее, инфантильный человек. Ему в детстве не удалось освоить все необходимые социальные умения на простых моделях – игрушках, ролевых играх. Вот он и остался на том же уровне – малыш, который толком не знает, как ориентироваться в окружающем мире. Он готов подчиняться любому, кто скомандует, соглашается со всем, что сказано уверенным тоном. Это человек, который агрессивен всегда и во всем. Он не научился в игровой деятельности уступать, подчинять свои интересы общему замыслу, слышать другого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение изобразительной деятельности для развития ребенка дошкольного возраста.

Что такое изобразительная деятельность? Как, почему она возникает и как развивается? В чем ее смысл? Многие ошибки практики в методике обучения и развития детей в изо-деятельности идут от слабого пони...

Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста.

Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!      С. И. Мерзлякова Одним из эффективных средств развития и воспитания ребенка ...

Значение изобразительной деятельности для развития ребенка дошкольного возраста.

Что такое изобразительная деятельность? Как, почему она возникает и как развивается? В чем ее смысл?...

Значение изобразительной деятельности для развития ребенка дошкольного возраста.

Значение изобразительной деятельности для развития ребенка дошкольного возраста....

. Консультация для родителей: «Значение конструирования для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста»

Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование (создание различных построек из строительного матери...

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста.

В отечественной психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) принято рассматривать игру в дошкольном возрасте как деятельность ведущую, в процессе которой возникают осно...

«Значение игры в развитие ребенка дошкольного возраста»

laquo;Значение игры в развитие ребенка дошкольного возраста»          В каждом периоде человеческой жизни существует определённая деятельность, кото...