Программа "Тропинки" Диагностические карты индивидуального развития ребёнка 6-7 лет" Ю.В. Карповой
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Грязнова Татьяна Михайловна

В методическом пособии представлены  диагностические карты индивидуального развития ребёнка для проведения мониторинга освоения детьми дошкольного возраста основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Подобранные диагностические методики позволяют оценить уровень физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого и художественно-эстетического развития ребенка оптимально в короткие сроки (примерно за 1 -  1,5 недели), путем использования методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_yu.v.karpovoy.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Серия Тропинки

Ю.В. Карпова

Тропинки

Диагностические карты индивидуального развития ребёнка 6-7 лет

Методическое пособие

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2015

Автор-составитель: Карпова Ю.В., к.п.н., заведующий кафедрой дошкольного образования Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

           Карпова Ю.В.

К26        Тропинки: Диагностические карты индивидуального развития ребёнка 6-7 лет : методическое пособие / Ю.В. Карпова. – М.: Вентана-Граф, 2015. – … с. – (Тропинки).

В методическом пособии представлены  диагностические карты индивидуального развития ребёнка для проведения мониторинга освоения детьми дошкольного возраста основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Подобранные диагностические методики позволяют оценить уровень физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого и художественно-эстетического развития ребенка оптимально в короткие сроки (примерно за 1 -  1,5 недели), путем использования методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.

Методическое пособие адресовано педагогам образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования «Тропинки». Данная система диагностики может также использоваться в процессе реализации других основных образовательных программ дошкольного образования, поскольку позволяет  оценить развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС и рекомендуется для широкого применения в массовой практике в системе дошкольного образования.

ББК 74.113.8

ISBN……………                        © Ю.В. Карпова,  2015

                                                            © Издательский центр «Вентана-Граф», 2015


Предисловие

В дошкольных образовательных организациях необходимо проводить педагогическую диагностику как того требует Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 06.04.2015) "Об образовании в Российской Федерации". В частности, в статье 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» П.3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от «17» октября 2013 г. № 1155 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС).

         В соответствии с п. 3.2.1. ФГОС «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  2. оптимизации работы с группой детей».

Делаем вывод, что результаты  педагогической диагностики в дошкольных образовательных организациях служат основанием планирования образовательной деятельности с каждым ребенком.

 Для проведения диагностических мероприятий необходимо руководствоваться следующими методическими рекомендациями.

1. Условия проведения диагностики должны соответствовать СанПиН.

2. Обследование может проводиться в присутствии родителей.

3. Обследование необходимо проводить в привычной для дошкольника обстановке. Недопустимо использование для диагностического обследования медицинского кабинета, административных кабинетов.

4. Проводить диагностическое обследование должен педагог, владеющий технологиями и методами:

- проведения диагностического обследования;

- первичной обработки и индивидуального анализа данных;

- качественной экспертной оценки данных;

- количественной оценки результатов обследования;

- выделения дезадаптационных рисков;

- интерпретации данных обследования;

- составления заключения по результатам обследования;

- разработки индивидуальных программ коррекции и развития дошкольника, формулировки рекомендаций родителям и педагогам по развитию ребенка.

5. Обследование не должно нарушать режим дня  дошкольников и не приводить к утомлению детей. Целесообразно его проводить в первой половине дня, лучше во вторник или среду (дни наиболее высокой работоспособности детей).

6. Проведение диагностического обследования не должно нарушать нормативные акты, этические и правовые нормы.

7. Проведение диагностических процедур не должно препятствовать выполнению педагогом образовательной организации его должностных обязанностей.

8. Обследование может проводиться в группе или индивидуально (в соответствии с методикой). Максимальное количество детей в  группе – 6 человек.

9. Диагностические процедуры не должны быть слишком длительными, учитывая особенности работоспособности детей каждого возраста.

10. Непрерывная продолжительность диагностики – не более 20 минут, при первых признаках утомления нужно сменить вид деятельности.

11. При проведении диагностического обследования следует максимально использовать педагогическое наблюдение за деятельностью и поведением ребенка в образовательном организации.

13. Необходимо заранее подготовить и разложить в определенной последовательности всё, что требуется для проведения обследования.

14. Все игры, принадлежности, пособия лучше разложить в нужном порядке на отдельном столе.

15. Не рекомендуется: спешить с подсказкой, торопить ребенка; показывать свое неудовлетворение, неудовольствие; подчеркивать отрицательные результаты и анализировать результаты вместе с родителями в присутствии ребенка.

16. При оценке выполнения дошкольником заданий необходимо учитывать, что результаты снижаются в случаях:

-  трудностей в контактах с незнакомыми взрослыми;

- страха получить низкую оценку взрослого;

- неспособности ребенка в специально смоделированной ситуации (обследования) сконцентрировать внимание, сосредоточиться;

- медлительности ребенка или усталости;

- плохого самочувствия ребенка.

В основу разработки содержания комплексного психолого-педагогического обследования детей положены следующие требования.

1. Научная обоснованность системы комплексного диагностического обследования.

2. Тесная связь диагностики с образовательной программой дошкольной организации.

3. Единство диагностики и развития (коррекции).

4. Учет возрастных особенностей и зоны ближайшего развития ребенка при построении диагностических заданий.

5. Экономичность обследования, обеспечиваемая включением в диагностический комплекс только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации и не приводит к переутомлению ребенка в ходе обследования.

6. Профессионализм проведения обследования, обеспечиваемый тем, что оно осуществляется только квалифицированными, подготовленными специалистами. Передача диагностических методик родителям для проведения обследования ребенка недопустимо.

7. Конфиденциальность получаемых результатов, достигаемая за счет строгой регламентации доступа к полученной информации о ребенке. Педагогам и родителям результаты представляются в виде психолого-педагогической характеристики ребенка и рекомендаций, разработанных на основе данных комплексного обследования.

При проведении педагогической диагностики необходимо помнить, что в соответствии с ст. 44. Закона РФ «Об образовании» родители (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся имеют право получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся; присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

Разработанные диагностические карты призваны помочь педагогу в кратчайшие сроки без лишних усилий осуществлять педагогическую диагностику в своей возрастной группе.

                            ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КАРТЫ

дошкольной образовательной организации

наименование образовательной организации

адрес структурного подразделения

номер (название) группы

Воспитатель

20___-20___ учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта индивидуального развития ребёнка

Рекомендации к физическому развитию ребёнка в период дошкольного детства. Диагностика развития....

Проектирование Карты индивидуального развития ребёнка-дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Материал рекомендован  старшим воспитателям, воспитателям, логопедам, педагогам - психологам и другим  специалистам детского сада.Описание материала:Создание Карты индивидуального развития р...

Карты индивидуального развития ребёнка-дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Создание Карты индивидуального развития ребенка-дошкольника (КИР) на сегодняшний момент очень актуально, так как Стандарт дошкольного образования выдвигает требования индивидуализации образовательного...

карта индивидуального развития ребёнка

Карта индивидуального развития ребенкаДата заполнения: 15.09.2013 г.У Димы отмечается интерес к музыке. Имеется эмоционально-оценочное отношение к ней. Он может охарактеризовать ее, определить жанр пр...

Карта индивидуального развития ребёнка-дошкольника

Реализация индивидуальной работы с детьми отражаю в картах индивидуального развития....

Карта индивидуального развития ребёнка

Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения воспитанника ДОУ...

Карта индивидуального развития ребёнка

Карта индивидуального развития дошкольника (далее - Карта) предусмотрена для аккумулирования информации о процессе освоения ребенком содержания образовательных программ:  образовательной программ...