Психолого-педагогическое сопровождение детей в ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Ерофеева Наталья

Актуальная работа по сопровождению процесса адаптации в современных условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_2.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение детей в ДОУ

Начало школьного обучения - один из важных этапов в жизни каждого ребенка. Здесь важен момент перехода к новому образу жизни (не редко, всех членов семьи), к новому отношению к самому себе; новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми; новому статусу.

Для того чтобы этот процесс прошел безболезненно, ребенок должен быть готов к существующей системе образования. Ведь современная школа предъявляет высокие требования к детям. И хотим мы это принимать, или нет, деваться некуда. А ведь от отношения взрослых к школе и их стиля воспитания во многом зависит то, с какими чувствами ребенок переступит порог школы, какой психологический запас знаний будет у него, чтобы решать школьные  проблемы. Готовность к школе определяется такими параметрами, как развитием познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия, внимания, графических навыков. Именно мотивационная (школьная) зрелость ребенка является залогом успешного обучения.

Не способных адаптироваться к школьной жизни, справиться с учебной нагрузкой, попадают дети, не только имеющий низкий интеллектуальный уровень, но и нарушения в эмоционально-коммуникативной сфере. Психологическая неготовность к школе запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, повышенной тревожности, агрессии, и как правило, ухудшением здоровья. А ведь всех этих проблем можно избежать, если заранее подготовить ребенка и родителей к предстоящим в их жизни изменениям.

Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей в деском саду, ее решение в единстве модели деятельности педагога- психолога со всеми специалистами в нашем ДОУ выглядит следующим образом:

I cтупень – работа с детьми. Выделяем три направления.

Развивающая работа с детьми.

В течение учебного года с детьми старших и подготовительных групп проводятся занятия, направленные на развитие не только познавательных процессов, но и эмоционально-личностных. Вся эта система сопровождается в комплексе с методикой других специалистов ДОУ, с использованием информационных технологий и личностно-ориентированного подхода к детям.

Диагностика.

В начале учебного года, с детьми подготовительных групп, проводится предварительная диагностика готовности детей к школьному обучению, с целью выяснения школьно-значимых навыков, и для выявления детей, еще не готовых к школе. Анализ результатов, помогает определить и осуществить коррекционную работу (как групповую, так и индивидуальную), а также поработать с родителями и педагогами (дать рекомендации, консультации).

В апреле-мае проводится повторная (динамическая) диагностика, которая позволяет проследить успешность проделанной работы, а также служит основой для разработки рекомендаций.

Коррекционная работа (групповая и индивидуальная).

Итоги диагностики позволяют формировать коррекционные группы. Занятия направлены: на развитие и коррекцию психических процессов, овладение способами и приемами познавательной деятельности; а также упражнения на релаксацию.

Занятия рассчитаны на 4-6 месяцев, проводятся в групповой форме 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 25-30 минут. Группа состоит из 5-8 человек. Все занятия строятся на основе развивающих игр, которые побуждают детей к достижению положительного результата в деятельности.

Но встречаются дети, которые в силу определенных особенностей, нуждаются в индивидуальной коррекционной работе.

II ступень – работа с педагогами по вопросу подготовки

детей к школе. Выделяем четыре направления.

  1. Индивидуальное консультирование. По ходу диагностики разрабатываются методы работы с отдельными детьми; решаются интересующие педагога вопросы.
  2. Групповая работа по психологическому просвещению. Здесь педагоги выступают на семинарах, проводят консультации, размещают информацию на стендах.
  3. Нетрадиционная форма организации. «Ребятки на пороге школы» - семинар-практикум, в ходе которого отрабатываются практические навыки работы по подготовке детей к школе, ведется поиск эффективных способов обучения.
  4. Связь со школой. Проводятся встречи с учителями начальных классов, обсуждаются альтернативные особенности взаимодействия ДОУ со школой.

III ступень – работа с родителями.

Выделяем два направления.

Индивидуальное консультирование.

После проведения диагностики готовности детей к школе родителям предлагается помощь и консультирование; даются рекомендации по обучению, воспитанию, готовит родителей к возможным проблемам адаптационного периода; в родительский уголок размещается информация общего характера по итогам предварительного мониторинга, даются рекомендации, консультация. Желающие более подробно познакомиться с результатами приходят в индивидуальном порядке.

Психологическое просвещение.

Большинство родителей  самой волнующей темой для разговора с психологом назовут «Готовность ребенка к школьному обучению». У них наблюдается тревожность, неуверенность в правильности своих воспитательных методов. Родители начинают задумываться об особенностях развития своих детей, интересуются об их организации жизнедеятельности в последние месяцы перед школой, о средствах, помогающих повысить желание ребенка идти в школу. Реализация всех интересующих вопросов происходит на родительских собраниях, где обсуждаются психологические особенности старшего дошкольника. Также проводятся тематические консультации, обновляется информация в родительских уголках в рубрике «Советы психолога» (рекомендации носят конкретный характер и должны быть выполнимыми).

Модель психолого-педагогического сопровождения детей подготовительных групп в ДОУ.

Задачами  психологического сопровождения в ДОУ являются: позитивная социализация ребенка, его всестороннее личностное морально-нравственное и познавательное развитие, развитие инициативы и творческих способностей, охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Основные формы сопровождения

Диагностика - Выявление особенностей психического

развития ребенка, наиболее важных особенностей

деятельности, сформированности определенных психологических новообразований,

        соответствия уровня развития умений, знаний,

        навыков, личностных и межличностных

        образований возрастным ориентирам и требованиям

                                          общества. Диагностика может быть индивидуальной и         групповой.  

        Развивающая работа - (индивидуальная и групповая) -                 формирование потребности в новом знании,          

         Возможности его приобретения и реализации

         деятельности и общении.

Коррекционная работа - (индивидуальная и                    групповая) – организация работы прежде всего                              с ребятами, имеющими проблемы в обучении,                 поведении и личностном развитии, выявленные в              процессе диагностики.

                                           Консультирование – рассматривается как форма                                                                                 организации сотрудничества психолога с педагогами

 в решении различных проблем и профессиональных

 задач самого педагога.

                                         Просвещение - формирование потребности в                                    психологических знаниях, желания использовать

         создание условий для полноценного личностного

                развития и самоопределения, воспитанников на         

        возрастном этапе, а также в        своевременном                 предупреждении возможных нарушений в становлении

        и развитии интеллекта. Так жеприобщение

        педагогического коллектива к  психологической

        культуре.

        Нетрадиционная форма организации с педагогами –

        семинары-практикумы.

        Школа – система взаимодействия педагога-психолога со         специалистами школы.

                                

                        Консультирование-основные задачи консультирования                                                   родителей: информирование, организация          

                         детско-родительского общения, поддержка.

                         Популярной формой консультирования родителей                                                           становится организация родительских групп, на

                         которых проводят тренинги, включающие ролевые

                         игры, дискуссии, анализ семейных  ситуаций,

                         пробы на совместную деятельность.

                                Психологическое просвещение - обеспечение                                                                 родителей         знаниями и навыками,

                                способствующими развитию эффективного,

                                развивающего поведения в семье в процессе

                                  взаимодействия с детьми. В результате их проведения

                                становится возможным формирование групп

                                 лидеров из родителей, в дальнейшем активно

                                участвующих в профилактической деятельности.

                                 Проведение бесед, лекций, возможность давать

рекомендации родителям для успешного воспитания

детей учитывая возрастные особенности.

Цель:        повышение        уровня        психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и обучения

ребенка.

Литература

  1. Венгер Л.А, Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М., 1994.
  2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2000.
  3. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению. – М., Педагогика, 1991.
  4. Мухортова Е.А, Наровчатова-Бочавер С.К. Скоро в школу. – М. 1995.
  5. Ястребова А.В, Лазаренко О.И. Хлчу в школу – М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»

СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....

Пример дорожной карты психолого-педагогического дистанционного сопровождения семьи на 2020-2021 уч.год.

Пример составления дорожной карты дистанционного сопровождения семьи в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ....

План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...

Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР

В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...