Развитие звукового анализа и синтеза
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Шклярук Оксана Александровна

Данная статья поможет родителям и специалистам развивать у детей речь, мелкую и общую моторику, координацию, дыхание с помощью логопедической ритмики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_attestatsii.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка методов диагностики нарушений речевого развития детей младшего возраста и его взаимосвязей с характером и степенью выраженности нарушений формирования предпосылок речи, уточнение возможных вариантов речевого дизонтогенеза, а также разработка методов их развития средствами логопедической ритмики является одной из главных задач логопедии настоящего времени.

Моторное развитие детей третьего года жизни отличается такими особенностями:  улучшение равновесия при ходьбе и стоянии;  дети ходят с предметом в руке;  шагают по лестнице;  бросают и ловят мяч, сохраняя при этом равновесие; начинают есть самостоятельно; у детей развивается представление о схеме тела; в зрительном восприятии начинает доминировать один глаз, дети различают предметы по массе, форме, цвету и величине; складывают разрезную картинку из двух частей.

Речевое развитие детей отличие в наличии слов со сложной слоговой структурой. Звукопроизношение не соответствует норме: нет шипящих и сонорных звуков. Начинает использоваться система окончаний, вначале наиболее частотных. Усваиваются многие грамматические формы и служебные части речи. Пользуются всеми частями речи. В словарном запасе имеются не только словами бытовой тематики, но и встречаются слова оценочного значения, слова – обращения. Дети оперируют некоторыми родовыми понятиями. При помощи развернутых фраз активно общаться с окружающими. Дети много вопросов. Хорошо запоминают текст и его воспроизводят. Свободного пересказа своими словами пока не дают. Начинают устанавливать причинно – следственные связи, понимают несложные сюжетные картинки.

Нарушения моторного развития детей от 2 до 3 лет характеризуются следующими особенностями: дети не могут удерживать равновесие при ходьбе, им тяжело выполнять действия с предметами, они не ориентируются в схеме тела и в пространстве. По уровню речевого развития дети третьего года жизни делятся на три подгруппы: с высоким уровнем развития, со средним и с низким.

Дети первой подгруппы (с высоким уровнем речевого развития) владеют всеми средствами речи в соответствии с развитием.

Дети со средним уровнем развития речи неправильно употребляют в речи предлоги, используют простые двусловные предложения. В звукопроизношении наблюдаются пропуски, замены и смешения, твердые звуки произносятся смягченно.

При низком уровне развития речи у детей нарушено понимание речи, словарный запас беден, с преобладанием слов бытовой тематики. Фразы нет. Грамматический строй нарушен. Существительные употребляются в единственном числе именительного падежа, глаголы – в начальной форме. Предлоги в речи не используются. При сравнительном анализе состояния моторных и речевых функций не выявляется четкой взаимозависимости между данными параметрами.  Наблюдается группа детей, моторный и речевой уровень которых одинаково высокий. Таких детей немного. Однако встречаются дети, моторный уровень которых более высокий, чем уровень речевого развития.  Есть дети, моторный уровень которых  ниже уровня речевого развития.  И последнюю группу составляют дети, моторный и речевой уровень которых одинаково низкий.

Преодоление нарушений моторики и речи детей раннего возраста требует интегративного подхода, при котором взаимосвязаны система логопедической работы, занятия по коррекции и развитии психических функций и логоритмические занятия по формированию общей, мелкой и артикуляционной моторики. Основу коррекционной работы составляют «метод сенсорно - двигательной интеграции, слухо - двигательно - кинестетической интеграции, двигательно - кинестетические упражнения».

Проведение логоритмических занятий для детей  младшего возраста является желательным. В этом случае осуществляется один из ведущих принципов коррекционной работы - интегративного обучения. Логоритмические занятия желательно проводить два раза в неделю в первой половине дня. Длительность занятий  15- 20 минут. Материал подбирается  с учетом возможностей детей.

Ходьба,  как средство развития общей моторики используется на протяжении всего курса занятий  как вводное упражнение на каждом занятии. С каждым занятием вводятся более сложные упражнения.

Упражнения для развития дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Можно использовать дифференцированную дыхательную гимнастику на различение носового и ротового выдоха и дыхательные упражнения, направленные на формирование длительности и силы выдыхаемой воздушной струи. Каждое упражнение требуется повторять 4 раза. Упражнения  для развития  координации движений и речи развивают умение сочетать движения с речевым сопровождением. Стихотворения выбираются так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног и туловища. Длина строки должна быть средней, чтобы подобрать к ней соответствующее движение. В стихотворении должны присутствовать действующее лицо, глагольная лексика и сюжет. При подборе речевого материала надо учитывать возраст детей, их речевые и двигательные возможности. 

Упражнения для развития речевого внимания помогают детям  вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней.  Слово в этом случае становится сигналом  и руководством к действию. Упражнения на развитие мелкой моторики развивают движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию и способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения выполняются под речевое или музыкальное сопровождение, движения пальцев соответствуют тексту или сильной доле музыки. Упражнения с предметами развивают статическую  и динамическую координацию движений, целевую точность и пластику движений и являются сложными для детей раннего возраста. Движения могут выполняться под музыку или под стихотворный текст. Логопед проговаривает речевой материал и показывает движения к нему, разучивание упражнений проводится вместе с речью в медленном темпе по частям, затем темп увеличивается. Можно использовать разные предметы - палки, ленты, обручи, мячи, платочки.

Упражнения для развития эмоционально - волевой сферы развивают выразительность  и координацию движений, эмоциональность,  чувство прекрасного, мимическую моторику, выполняются под музыку.

Упражнения, которые используются на логоритмических занятиях для детей раннего возраста, направлены на регуляцию мышечного тонуса, статической и динамической координации движений, мелкой моторики, переключаемости движений, чувства ритма, на развитие фонационного дыхания, на обогащение и активизацию словаря, на развитие понимания речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для развития звукового анализа и синтеза при подготовке к обучению грамоте

Подобраны задания для развития звукового анализа и синтеза ....

Игры и упражнения для развития звукового анализа и синтеза

Готов ли мой ребенок в школу? Этот вопрос задает каждый родитель. И родители должны знать, что при обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ речи, то есть мысленн...

Дидактическая игра для развития звукового анализа и синтеза «Парашютики»

Цель:Развитие и совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.Матириал:парашютики с изображеннием звуковых схем, картинки, которые соответствуют схемам.Правила игры:Играть может как один...

Развитие звукового анализа и синтеза у дошкольников.

Овладение грамотой происходит ступенчато: первая ступень – это фонематическое восприятие, вторая – звуковой анализ. Известно, что фо- нематическое восприятие формируется в период от года до четырех ле...

Консультация для родителей. Тема: « Дидактические игры и упражнения по развитию звукового анализа и синтеза слов».

Консультация  для    родителей.   Тема: « Дидактические игры и упражнения по развитию звукового анализа и синтеза слов»....