Развитие эмоционально-волевой сферы у ребенка с интеллектуальными нарушениями в процессе продуктивной деятельности
презентация по коррекционной педагогике

Руденко Татьяна Александровна

Развитие эмоционально-волевой сферы у ребенка с интеллектуальными нарушениями в процессе продуктивной деятельности

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие эмоционально-волевой сферы у ребенка с интеллектуальными нарушениями в процессе продуктивной деятельности Выполнила: Педагог-психолог МБДОУ № 118 Руденко Татьяна Александровна

Слайд 2

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условия обучения, воспитания и развития, т.е. это дети-инвалиды или другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Слайд 3

Актуальность проекта заключается в том, что с реди детей с ОВЗ, направленных в наше ДОУ есть дети с интеллектуальными нарушениями. Интеллектуальные нарушения проявляются не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. К особенностям формирования эмоционально-волевой сферы детей с интеллектуальными нарушениями относят повышенную утомляемость. Дети быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У других детей с интеллектуальными нарушениями отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Слайд 4

Поэтому мы, понимая необходимость развития эмоционально-волевой сферы, создали проект « Развитие эмоционально-волевой сферы у ребенка с интеллектуальными нарушениями в процессе продуктивной деятельности» , дополнительной к основному образовательному процессу . Участники проекта - дети 3-6 лет, посещающие МБДОУ № 118 с диагнозом - интеллектуальные нарушения.

Слайд 5

Значимость работы заключается в том, что при наличии достаточных сведений по работе с детьми с умственной отсталостью мы не встретили работ, описывающих технологию работы с данной категорией детей, с использованием совместной продуктивной деятельности, способствующую развитию эмоционально – волевой сферы. Таким образом, заявленная нами проблема, с целью дальнейшей реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения, фактически не изучалась и остается теоретически и экспериментально одной из мало разработанных, что обусловливает актуальность и новизну нашего проекта.

Слайд 6

Цель проекта: Развитие эмоционально – волевой сферы у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями , методом совместной продуктивной деятельности Задачи: Способствовать психомоторному развитию ребёнка Формировать у детей с интеллектуальными нарушениями устойчивость эмоционально-волевой регуляции поведения на занятии Развивать уверенность в себе, в ходе совместной деятельности взрослого с ребёнком Способствовать обогащению эмоционального мира ребёнка через новые способы взаимодействия с окружающей действительностью Научить методам снятия мышечного напряжения

Слайд 7

Планирование работы с детьми с легкой умственной отсталостью. Основная коррекционная работа с дошкольниками с интеллектуальными нарушениями осуществляется в образовательном процессе, поэтому особое значение приобретают средства, которые применяются в его организации. К ним относятся: - индивидуальный и дифференцированный подход (индивидуализация и дифференциация образовательной деятельности); - сниженный темп обучения; - структурная простота содержания; - повторность в обучении.

Слайд 8

Организация работы по проекту: Подготовительный этап включил в себя: Методическое обеспечение. Срок реализации: летний, осенний период. Диагностическая работа с детьми. Срок реализации: первичное обследование – в начале года (сентябрь), динамическое наблюдение (для корректировки и постановки задач дальнейшего развития) - в течение всего учебного года, контрольное обследование- в конце учебного года (май ). Основной этап включил в себя: Коррекционно-развивающая работа с детьми по программе. Срок реализации: в течение учебного года (сентябрь-май). Консультативная работа с родителями и педагогами. Срок реализации: по необходимости, по запросам, в течение учебного года. Практические письменные (устные) рекомендации родителям, листы обратной связи для педагогов - по итогам каждого занятия. На заключительном этапе была организована презентация итогов проекта для руководства ДОУ. Проведена диагностика.

Слайд 9

Ожидаемые результаты реализации проекта: - положительная динамика психомоторного развития; - обогащение у детей представлений о способах взаимодействия с окружающей действительностью; - умение ребёнка, с помощью взрослого, работать с мышечными зажимами; - желание и умение детей, с помощью взрослого, выполнять до конца творческую работу, играть в дидактические игры, выполняя необходимые инструкции и соблюдая условия игр; - контактность, активность ребёнка, положительные отзывы ребёнка о своей работе, уверенное поведение, позитивное психоэмоциональное состояние ребёнка на занятиях.

Слайд 10

Противопоказания на участие в освоении проекта: При неблагоприятном физиологическом или психологическом здоровье ребёнка занятие переносится на поздний срок. Электронные физкультминутки для глаз используются при адекватной реакции детей на воздействие и при отсутствии ограничений по медицинским показателям. Критерии ограничения реализации проекта: Частые реабилитационные мероприятия, в ходе которых ребёнок не посещает детский сад. Не своевременная и не систематическая отработка полученных навыков в семье. Отсутствие необходимой материально-технической базы.

Слайд 11

Содержание проекта: Проект состоит из 21 занятия, проводимого в течение всего учебного года (с сентября по май, включительно), 1 раз в неделю в детском саду и трех занятий, предлагаемых к выполнению дома. Структура занятий: Подготовительный блок: релаксация, психологический настрой на работу. Оздоровительный блок: «тропа здоровья» - использование тренажеров для развития мелкой, крупной моторики, координации движений, физкультминутки и психогимнастики , электронные физминутки для глаз. Основной блок: Подготовительные тематические сенсорные, развивающие игры (введение в тему) Продуктивные виды деятельности совместно со взрослым (поделка) Завершающий блок. Ритуал прощания.

Слайд 12

Содержание подготовительного блока. Под спокойную музыку, с помощью массажёров делаем массаж-поглаживание рук, головы, сопровождая потешками , стишками. Идет настрой на работу. На этом этапе ребёнок может поделиться с вами важным, рассказать или расспросить о том, что его сейчас интересует. Содержание оздоровительного блока программы. - Дыхательные упражнения -Электронные физминутки - Физкультминутки -Развитие мелкой моторики и координации движений - Упражнения с пуговицами - Упражнения с бусами - Упражнения с природным материалом (шишки, камни, песок, вода и др.)

Слайд 13

Содержание основного блока программы (подготовительные тематические сенсорные, развивающие, коммуникативные игры; продуктивная деятельность): Одной из приемлемых форм работы, является использование развивающих дидактических игр, пособий, с последующим закреплением материала, с помощью продуктивных видов деятельности Дидактические игры и пособия используются с учетом возраста, возможностей каждого ребёнка, тематически дополняющие тему занятия. Под продуктивными видами деятельности мы понимаем любые творческие работы: рисунок, аппликация, лепка и другие. (например: игра с дидактическим пособием ёлочка а затем рисование игрушек на ёлочке) Содержание завершающего блока После выполнения творческой работы проходит ритуал прощания: педагог-психолог провожает ребёнка в группу и вместе рассказывают детям и воспитателю, что сегодня делали. По итогам занятия предлагаются домашние задания, с подробным описанием их выполнения и рекомендации для специалистов, на закрепление и отработку полученных навыков.

Слайд 17

Контроль за реализацией проекта Контроль за реализацией проекта осуществляет исполнитель (педагог-психолог) в рамках должностных компетенций. Содержание мониторинга динамики развития детей представлено в виде критериев и показателей по методике Е.А. Стребелевой .

Слайд 18

В результате реализации проекта отмечается - положительная динамика психомоторного развития - активная позиция родителей (обратная связь, систематическое выполнение рекомендаций, отзывы о динамике развития детей); - элементарные навыки детей, в продуктивной деятельности - проявление познавательного интереса у детей во время занятий.

Слайд 19

Работы детей

Слайд 20

Дидактические материалы к программе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями (опыт построения диагностического обследования).

Построение диагностического обследования согласно предложенному плану позволяет :  -дать объективную оценку состояния эмоционально-волевой сферы детей, -организовать коррекционную р...

Игротерапия как средство коррекции нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

В статье представлены игры и упражнения направленные на работу с тревожностью, агрессией, страхами...

Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска        КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ...

Развитие эмоционально-волевой сферы в процессе игры.

Игра ребенка с особыми возможностями здоровья насыщена самыми разнообразными эмоциями. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и...

«Приемы коррекции и развития эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями речи»

Нарушения поведения и эмоционально-волевые нарушения и у детей с нарушением речи в одном случае проявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям. Обычно...

Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи

Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...