Тема: Этот удивительный космос.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Данная игровая образовательная деятельность направлена на обогащение и закрепление знания детей старшего дошкольного возраста о космосе, космонавтах. Развивающее занятие направлено на формирование умения составлять предложения по опорным словам. В ходе занятия предусмотрены игровые упражнения на расширение и пополнение глагольного словаря, на умение подбирать антонимы, а также грамматические упражнения и упражнения на развития фонематического восприятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod._kosmos.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7»

КОНСПЕКТ  

непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе компенсирующей направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи

Тема: Этот удивительный космос.

Программное содержание:

Расширять и закреплять знания детей о космосе, космонавтах. 

 Формировать умение составлять предложения по опорным словам. Расширять, обогащать глагольный словарь. Упражнять в подборе антонимов, употреблении   противопоставительного союза «а», в согласовании числительных с существительными.

Развивать фонематическое восприятие, умение заканчивать стихотворение по смыслу в рифму.  

Воспитывать уважение к людям разных профессий.

                       

Предварительная работа: Беседа о космосе с рассматриванием альбома «Космос». Рассказ педагога о первом летчике-космонавте Ю.А.Гагарине. Знакомство с общероссийским праздником «День космонавтики». Просмотр видео презентаций «Мир планет». Чтение художественной литературы.

Оборудование: интерактивная доска с подбором фото и видео презентаций.

Ход НОД:

1.Организационный момент.

        Логопед встречает детей: «Доброе утро, мои дорогие друзья. Я рада видеть вас. Как вы думаете, о чем мы будем беседовать? Отгадайте загадки.

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть, чтоб

Нужен мощный…

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя…

Астроном -он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная …

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая…

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: «астронавт»,

А по-русски …

О чем загадки? Верно, о космосе».

Логопед рассказывает о космосе на фоне видео презентации: «Вот смотрите. Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, одна из таких звезд – это Солнце. Вокруг нашего Солнца вращаются девять планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Это солнечная система».

2. Подготовительный этап.

Логопед проводит беседу: «Подскажите мне, на какой планете мы живем? (ответы детей) Верно.

 А как называют жителей планеты Земля? (ответы детей)

Кем мы будем в полёте? (ответы детей)

Где стартуют космические корабли? (ответы детей)».

3. Основная часть. Логопед объявляет тему: «Сегодня мы отправимся в космос. Во время нашего полета мы понаблюдаем за небесными телами, вспомним о космическом празднике, потренируемся составлять предложения и подбирать слова, а также узнаем, что нужно делать, чтобы стать настоящим космонавтом».

Логопед приглашает детей занять места в «космическом корабле»: «Всем космонавтам занять места в космическом корабле».

Логопед проводит пальчиковую гимнастику: «Для того, чтобы пальцы легко управляли пультом управления проведем пальчиковую гимнастику».

Пальчиковая гимнастика «Луноход».

Посмотрите, луноход

По Луне идет вперед.

Он шагает очень важно,

В нем сидит пилот отважный.

Логопед проводит артикуляционную гимнастику: «А для того, чтобы мы могли четко, ясно и понятно рассказывать о нашем полете необходимо потренировать язычок».

Артикуляционная гимнастика.

Логопед обращается к детям: «Внимание! Пристегнуть ремни! Экипаж к полету готов? Начинаем стартовый отсчет (логопед вместе с детьми считают от одного до десяти). Пуск!»

Логопед продолжает повествование на фоне фото презентации: «Наш космический корабль устремляется ввысь. Посмотрите в иллюминаторы, что вы видите? (ответы детей)

Логопед, обобщая ответы детей рассказывает стихотворение:

В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!

В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!

Синее небо открыло
Жёлто-оранжевый глаз.
Солнце - дневное светило
Ласково смотрит на нас.


Кружится плавно планета
В зыбком мерцанье огней.
В Космосе где-то комета
Следом стремится за ней.

Логопед обращается к детям: «Ребята, подскажите, кто первым увидел Землю из космоса?» (ответы детей)

Логопед уточняет ответы детей: «12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Российский летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый полет в космос. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День Космонавтики».

Логопед проводит упражнения на развитие лексико-грамматических категорий: «Внимание! Из центра управления полетом получен сигнал. Надо его расшифровать».

Упражнение «Составь предложение». Детям предлагается составить предложения из набора слов:

- корабль, на, лететь, космический, луна;

- яркие, небо, большие, на, звезды;

- мы, Земля, живем, планета, на.

Упражнение «Скажи наоборот». Детям предлагается подобрать слова с противоположным значением и поупражняться в использовании союза «а» в предложении:

Космический корабль маленький, а космическая станция ….

Солнце от нас далеко, а луна …

Комета летит быстро, а луноход шагает …

До Марса путь длинный, а до Земли …

В космосе темно, а в ракете ….

4. Динамическая пауза.

Раз, два, три, четыре, пять,

(ходьба на месте)

В космос мы летим опять.

(соединить руки над головой)

Отрываюсь от Земли,

(подпрыгнуть)

долетаю до Луны.

(руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим,

(покачать руками вперед-назад)

И опять домой спешим.

(ходьба на месте)

5. Вторая часть.

Логопед обращается к детям: «Взгляните в иллюминаторы и посчитайте небесные тела».

Упражнение «Сосчитай». Детям предлагается составить словосочетания и верно согласовать числительные и существительные.

- Сколько звезд? (одна звезда, две звезды и т.д.)

- Сколько спутников? (один спутник, два спутника и т.д.)

- Сколько планет?

- Сколько солнц?

Логопед: «Интересно, увлекательно в космосе, но пора возвращаться на Землю. Внимание! Начинаем обратный отсчет (логопед вместе с детьми ведут обратный счет: десять, девять и т.д. до одного). Приземление! Ребята, вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)»

Логопед, показывая иллюстрацию рассказывает: «Когда Ю.А.Гагарин вернулся из космоса ребята спросили у него, а что нужно делать, чтобы стать космонавтом. Посмотрите на картинки и расскажите, что ответил Юрий Алексеевич». Ответы детей (учиться, заниматься спортом, читать, трудиться).

6. Рефлексия.

        Логопед обращается к детям: «А вы бы хотели стать космонавтами? (ответы детей) Управлять космической ракетой? (ответы детей) А как вы уже сейчас можете начать подготовку к поступлению в космонавты? (ответы детей) Напомните, когда отмечают День  Космонавтики? Почему?» Оценивание деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в старшей группе Тема: « Этот удивительный космос» . Фотоотчет по по проекту

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошк...

календарно тематическое планирование воспитательно - образовательной работы в старшей группе по теме "Этот удивительный космос"

Формировать представления о деятельности людей по освоению космоса (профессии космонавта, его личностные качества.) Расширять знания детей о космических кораблях, ракетах и другой космической техники....

Проект на тему: «Этот удивительный космос»

Проект на тему: «Этот удивительный космос»Цель проекта:Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, солнечной системе и ее планетах, ос...

Проект в младшей группе на тему: «Этот удивительный космос»

Краткосрочный проект в младшей группе...

Квест игра для дошкольников 5-7 лет на тему: «Этот удивительный космос»

Цель: закрепить имеющиеся у детей знания по теме «Космос»Задачи:Образовательная:Закрепить знания детей о том, что они живут на планете Земля, а в космосе есть другие планеты;Расширить...

Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе на тему "Этот удивительный космос"

С целью повышения интереса и расширения знаний детей о космическом пространстве ребятам было предложено выполнить коллективную лепку "Этот удивительный космос"...

Проект ко Дню космонавтики в подготовительной группе на тему: «Этот удивительный космос»

Управление образованияадминистрации Солнечногорского муниципального района Московской областиМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...