Развитие осязательного восприятия
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)

Маслакова Юлия Евгеньевна

Статья о развитии осязательного восприятия у детей, методы обучения, примеры использования в работе логопеда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие осязательного восприятия

Тактильное восприятие играет важную роль при выполнении различных привычных действий, когда человек почти не использует зрение, а опирается на тактильно-двигательную чувствительность.

Тактильные образы объектов – это отражение качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела и дают возможность познать холод или тепло, шероховатость, величину, форму предметов.

Осязательное восприятие осуществляется путем ощупывания или обведения его по контуру. Обследование предмета зависит от вида деятельности, которой занимается ребенок. Например, обводя предмет по контуру, ребенок выделяет его плоскостной образ, познает ту форму, которая становится основной в рисовании. На ощупь познается объемная форма, эти ощущения ложатся в основу изображения предмета в лепке.

Работу по развитию осязания важно проводить поэтапно, с постепенным усложнением процесса обследования, обязательно проговаривая, какой предмет на ощупь, какой по форме т.е называть все признаки и свойства предмета:

  • Ощупывать предметы с различной поверхностью с открытыми глазами, а затем с закрытыми. При этом важно обучить ребенка обследующим движениям (сжиманию, разминанию, поглаживанию постукиванию и т.д).
  • Найти на ощупь нужный предмет по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен. Сначала выбираем из 2-х предметов, затем увеличиваем количество до 3-5 предметов.
  • Определить с закрытыми глазами, какой предмет, ощупывая его только по контуру.
  • Найти с закрытыми глазами два одинаковых по контуру предмета из нескольких.

Для развития тактильной чувствительности у детей можно использовать:

  • Массажные резиновые мячики;
  • Мячики Су-Джок;
  • Тактильные панно;
  • Резиновые коврики с шипами;
  • Сенсорные дорожки для ног и рук.

С этой же целью используются разные виды деятельности, которые способствуют развитию осязательного восприятия:

  • Аппликация из разного материала (ткань, бумага, вата);
  • Лепка из пластилина, глины, теста;
  • Конструирование из бумаги (оригами);
  • Рисование пальчиками;
  • Собирание пазлов;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Элементы массажа и самомассажа;
  • Сортировка разных по величине, материалу, форме мелких предметов (фишки, камушки, пуговицы, желуди и т.д).

Эффективным средством развития осязания является  использование природного материала: игр с водой, шишками, песком и т.д. Игры рекомендуется проводить с усложнением: от обучения ощупывающим действиям, до самостоятельного выполнения задания ребенком, сначала с открытыми глазами, затем – с закрытыми. Важно, чтобы была полноценно организованная тактильная среда, которая позволяет через развитие тактильной чувствительности значительно расширить представления ребенка о предметах и объектах окружающей действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального интегрированного занятия по пространственной ориентировке/развитию осязательных способностей детей с ОВЗ ( комплексное нарушение в развитии) . Тема: "Кошка"

Форма проведения: индивидуальная ( возраст  4 года, ребенок с остаточным зрением; ЗПРР; инвалид);Целями стали: формирование пространственного представления о кошке; формирование чувственной памят...

Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения

Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения посредством ведущих видов деятельности: опыт реализации научно-практического проекта...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в средней группе «Василёк» Тема: «Ручки – наши помощники»

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в средней группе «Василёк»Тема...

Тема: Развитие осязательного восприятия в процессе исследовательской деятельности при ознакомлении с окружающим миром у дошкольников.

Восприятие предмета на ощупь имеет важное значение в развитии познавательной деятельности. У ребёнка эта функция формируется в процессе предметно – практической и манипулятивной деятельности на основе...

Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения...

Статья. Формирование у детей с нарушением зрения навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира.

Краткая статья о необходимости овладения детьми с нарушением зрения навыками осязательного восприятия. А так же  развития у них тактильной чувствительности и ручной умелости....

Развитие зрительно-осязательного восприятия и тактильно-двигательного анализатора детей дошкольного возраста с нарушением зрения.Методическое пособие.Магнитогорск,2012г.

Коррекционная педагогика.Методическое пособие:"Развитие зрительно-осязательного восприятия и тактильно-двигательного анализатора детей дошкольного возраста с нарушением зрения".Рослая Н.И,уч...