Арт-терапия, как средство формирования эмоционально-волевой сферы у детей с особенностями в развитии.
статья по коррекционной педагогике

Щелканова Людмила Константиновна

Формирование эмоционально волевой сферы у детей с особенностями в развитиии средствами арт-терапии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_art-terapiya.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Щелканова Л.К.

Арт-терапия, как средство формирования эмоционально-волевой сферы у детей с особенностями в развитии.

Как показывает изучение детской популяции, вступающие в жизнь новые поколения физически и психически более ослаблены, чем предыдущие. Этому способствуют следующие неблагоприятные факторы:

-генетические,

 - патологии беременности и родов;

-внешнесредовые (неблагоприятная экологическая ситуация, вредные привычки, неблагоприятный микроклимат в семье).

По данным МО РФ, 85% детей – воспитанников детских садов и учащихся школ нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера.

Эти дети нуждаются в особом подходе, а ведь известно, что использование средств искусства существенно повышает эффективность коррекционно-развивающей работы.

На время общения с искусством он уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутрисемейных отношений.

Искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие, влияет на эмоционально-волевую сферу ребенка.

Эмоционально-волевая сфера включает в себя:

Адекватную самооценку;

Низкий уровень тревожности, агрессивности, замкнутости, застенчивости;

Коммуникативную компетентность;

Развитые механизмы саморегуляции;

С точки зрения психологии «эмоциональное здоровье», рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

Наиболее часто встречающимся нарушением эмоционального здоровья детей дошкольного возраста является нервно-эмоциональное напряжение.

Ежегодная диагностика психологов нашего города по определению готовности к школе показывает, что на период поступления в школу достаточно большой процент детей испытывает повышенную тревожность. Развитие эмоционально-волевой сферы, а именно способность к коммуникации, социальному функционированию, к совместной творческой деятельности успешно ведется с помощью  арт-терапии.

Арт-терапия – лечение искусством.

Сущность арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства, а так как искусство многогранно, то и арт-терапия имеет множество направлений: музыкотерапия, сказкотерапия,  изотерапия,  игротерапия.

Одним из распространенных видов арт-терапии является изотерапия, то есть лечение изобразительным творчеством.

Рисунок, лепка – оказывают огромное профилактическое и лечебное воздействие, происходит коррекция посредством изобразительной деятельности. А  соединение изотерапии с музыкотерапией, игротерапией, сказкотерапией дает  более положительный эффект.

Работа изотерапии ведется по трем направлениям:

Диагностическое – выявление уровня интеллектуальных, эмоциональных и личностных характеристик ребенка.

Профилактическое направление – Восприятие положительных образов оказывает сильнейшее психотерапевтическое воздействие на ребенка, помогает ему самостоятельно выйти их конфликтной ситуации.

Коррекционное направление: Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами – особенностями психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, эмоциональными нарушениями, поведенческими и социальными отклонениями.

Характеризуя направленность рисуночной терапии,  определяют несколько принципиальных отличий от учебных уроков рисования:

  1. В изотерапии педагог помогает детям осознать проблемную ситуацию, внешне ее выразить в рисунке и определить выход из нее.
  2. В терапии изобразительной деятельностью качество рисунка не выступает важным критерием его оценки.
  3. Временной промежуток занятия 20-30 минут, элемента изотерапии 10-15 минут.

Основные приемы изотерапии

Ассоциативное рисование – отображение внутреннего мира ребенка

 Фантазийное рисование – рисование направленных фантазий повышает уровень развития мозговой деятельности;

Медитативное рисование направлено на стабилизацию психических процессов, успокоение, расслабление.

Все эти приемы изотерапии успешно реализуются с помощью нетрадиционных техник рисования: монотипия, кляксография, рисование пальцами рук, ладошками, рисование по мятой бумаге. Так как при неразвитости общего уровня изобразительной деятельности у детей с проблемами в развитии именно нетрадиционные техники рисования дают наиболее стойкий положительный эффект в эмоциональном плане и в плане развития общих изобразительных навыков.

Несмотря на то, что понятие  арт-терапия появилось еще в 18 веке, только в последние годы в отечественной педагогике к этому направлению появился интерес. Поэтому можно считать арт-терапию новым направлением в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии.

Появился ряд работ, определяющих теоретические и методические основы арт-педагогики и арт-терапии.

 Одной из таких работ является технология Овчар О. Н. , Колягиной В. Г. «Формируем личность и речь дошкольников средствами арт-терапии». В ней представлены программно-методические материалы для коррекционно – развивающей работы со старшими дошкольниками.

Не менее интересной является «Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного возраста на основе изодеятельности»  Кожохиной С. К. Данная технология содержит подробное описание и рекомендации по организации изобразительной деятельности средствами арт-терапии, психолого-педагогической диагностики, взаимодействия с детьми и родителями.

Использование технологии Постоевой Л. Д., Лукиной Г. А. «Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4-6 лет» способствует снижению уровня тревожности, формированию положительной самооценки, развитию коммуникативных навыков и творческих способностей детей 4-6 лет.

Цель  работы

Формирование способности к адаптации детей особой психолого-педагогической поддержки посредством искусства и художественной деятельности в социальной среде. Для реализации данной цели были поставлены следующие

Задачи

- Коррекция недостатков в личностной и эмоционально – волевой сфере:

- устранение и предупреждение негативных качеств характера, таких как агрессивность, вспыльчивость, упрямство, замкнутость и пр.;

- формирование у детей навыков психологической адаптации в коллективе;

- преодоление невротических проявлений: страхов, тревожности и т. д.;

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- воспитание межличностного доверия и группового сотрудничества.

-  Преодоление недостатков в речевом развитии:

-формирование навыков и умений связного речевого высказывания;

-  Формирование высших психических функций:

- развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания;

-  развитие зрительной, слуховой и вербальной памяти;

 -  Формирование и развитие изобразительных способностей:

      -  развитие графо-моторных навыков;

      - развитие цветовосприятия;

-   развитие творческих способностей: воображения, фантазии;

В рамках реализации поставленных задач, а также реализации программы развития учреждения по формированию осознанного отношения к своему здоровью была составлена коррекционно-развивающая программа  формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело шагать», утвержденную педагогическим советом учреждения 27 марта 2008г. и имеет рецензию преподавателя высшей категории по изобразительной деятельности ГОУ СП(П)О «Северный педагогический колледж» Мясниковой М.И.

Данная программа составлена для  детей 6-7 лет, подготовительная группа детского сада. Учебный курс программы рассчитан на реализацию в течение 1 года.

Программа содержит подробное описание и рекомендации по организации изобразительной деятельности с использованием средств арт-терапии, ОТСМ-ТРИЗ, нетрадиционных техник рисования и проектной деятельности.

В программе содержаться подробные конспекты занятий с детьми особой психолого-педагогической поддержки. Каждое из коррекционных занятий включает в себя игры, направленные на развитие внимания, самоконтроля, повышение самооценки, снижения уровня тревожности,  а также  психосоматические и телесно-ориентированные упражнения. Кроме того,  представлен большой объем игр и игровых упражнений, построенных на основе изобразительной деятельности детей, что позволяет дополнительно совершенствовать графические навыки и творческие способности, эстетическое восприятие, художественный вкус.

Работа с родителями представлена в виде творческих совместных проектов с детьми, как форма подведения итогов после каждого блока занятий.

Для выявления более полного представления о ребенке, психолого-педагогический мониторинг проводят несколько специалистов: педагог-психолог, воспитатель по изобразительной деятельности, воспитатель группы, а также проводится анкетирование родителей

Совместно с психологом ДОУ была проведена диагностическая работа, на основании которой дети были отобраны для занятий в кружке.

Для апробирования и реализации данного курса занятий был создан кружок «Разноцветные ладошки». Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятия 30 минут.

Структура занятия имеет свои отличительные черты, это обусловлено тем, что занятия построены с учетом психологических особенностей детей с проблемами в развитии

Часть 1. Вводная.

Основная цель – настроить группу на совместную работу, создать положительный эмоциональный настрой, активизировать внимание детей.

Содержание: Игры - приветствия, игры с именами, пальчиковая и артикуляционная гимнастика.

Часть 2. Основная или рабочая.

Основная смысловая нагрузка всего занятия, зависит от цели занятия.

Содержание:  этюды на развитие основных эмоций, упражнения игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной сферы ребенка.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования.

Часть 3 . Завершающая.

Основная цель – создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

Содержание: предусматривается проведение общей игры, игры-прощания

Каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:

- упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, напряжения);

- дыхательную гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);

- двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение разными руками ритмичных действий, под любую текстовку (способствуют развитию межполушарного взаимодействия);

Для более успешной реализации поставленных задач использую метод проектов. В 2009 году был успешно реализован проект «Я страшилок не боюсь», направленных на коррекцию и предупреждение детских страхов.

Использование арт-терапии возможно не только как коррекционное направление в работе с детьми, имеющими различные проблемы, но и в работе с детьми всего ДОУ. Поэтому я использую игры, тренинги и упражнения арт-терапии со всеми детьми в профилактическом направлении.

Рекомендованные мной арт-терапевтические упражнения на умение снимать психоэмоциональное напряжение, агрессивное настроение, игры на развитие слухового восприятия и памяти, коммуникативных способностей, игры-тренинги, которые способствуют росту групповой сплоченности,  успешно используются воспитателями ДОУ.

Вместо физкультминуток воспитатели пользуются элементами психогимнастики, пантомимическими этюдами, дыхательной гимнастикой.

Успешность проведения занятий с детьми с проблемами в развитии невозможна без тесного сотрудничества с родителями.

С родителями проводятся игры-тренинги на развитие эмоционально-волевой сферы у детей. Практические семинары на умение снимать эмоциональное напряжения у детей и взрослых с помощью изобразительных средств.

 Постоянно пополняются стенды информации для родителей в группах.

Проводятся индивидуальных консультации.

Интересно проходят проекты совместной деятельности детей и взрослых, как например арт-терапевтический проект «Птица счастья». При осуществлении этого проекта дети вместе с родителями создавали птицу семейного счастья, с помощью бросового материала и нетрадиционных техник рисования. Целью данного проекта было развитие умения действовать совместно, создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Кроме практических и теоретических рекомендаций для родителей ДОУ, арт-терапевтические игры, упражнения и тренинги, а также рекомендации по их применению для родителей всего города были даны в субботней передаче «Поутру» на телевидении «Норд» .

Полноценное развитие изобразительных способностей ребенка невозможно без разнообразной и многофункциональной предметно-развивающей среды, которая включает в себя не только демонстрационный материал, по различным направлениям изодеятельности, но и  различные игры и пособия.

Для развития цветовосприятия, мелкой моторики рук было создано дидактическое пособие в виде настенного панно «Радужная полянка», так как  у детей с проблемами в развитии часто  отстают в развитии именно эти качества. Методика его использования была представлена на педагогическом совете учреждения и городском методическом объединении воспитателей по изобразительной деятельности. 

Для закрепления основных знаний о цветах и оттенках созданы наглядные пособия «Теплое солнышко», «Холодная снежинка», «Разноцветные облака».

Для развития умения составлять рассказ по картине  созданы пособия на основе ТРИЗ технологии. (данная технология была получена в результате распространения опыта воспитателя по изодеятельности д/сада «Радуга»)

Для реализации одного из компонентов арт-терапии – песочной терапии создано пособие миниатюрный сад камней

В каждой возрастной группе оборудованы «Полочка красоты», работа ведётся по разработанным перспективным планам и  уголок изодеятельности.

Успешность работы обусловливается также тесным взаимодействием со всеми специалистами ДОУ.

С психологом проводится совместная ежегодная диагностическая работа, а также консультации по теме занятий и индивидуальные консультации относительно динамики эмоционально-волевого развития  каждого ребенка, занимающегося в кружке.

 По рекомендации логопеда проводятся артикуляционные гимнастики и пальчиковые игры, которые соответствуют  развитию речевого аппарата и решению речевых проблем детей с особенностями в развитии.

Музыкальный руководитель оказывает помощь в использовании музыкотерапии на занятиях, проводятся консультации по поводу подборки музыкальных фрагментов в соответствии с темой занятия.

В работе также используются комплексы дыхательных гимнастик, которые были рекомендованы инструктором по  физкультуре.

Кроме того, со всеми специалистами проводятся интегрированные занятия.

В целях повышения компетентности педагогов ДОУ по теме Арт-терапия проводятся мастер-классы, практические консультации, семинары, такие как «Нетрадиционные техники рисования, в арт-терапии», «Тестопластика, как форма изотерапии».

Кроме взаимодействия с педагогами ДОУ осуществляется совместная работа с педагогами города. На городском методическом объединении  воспитателей по изобразительной деятельности представила опыт работы по теме «Арт-терапия, как средство эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста» (2008г). Данное методическое объединение было представлено на городском телевидении «Югорск – ТВ», для ознакомления родителей с темой «Арт-терапия». Также данная тема была представлена на методическом объединении воспитателей г. Советский и г. Югорска (2009г.) и в педагогическом коллективе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №195» г. Екатеринбурга (2009 г.)

В 2008 г. представила свою работу на городском смотре-конкурсе учебно-методических материалов, где получила третье место. Результаты опубликованы в сборнике «Путь к успеху»

В 2009 г. представила опыт работе по теме «арт-терапия» для публикации в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (г.Москва), имеется письмо-подтверждение из редакции журнала.

С 2008 г являюсь руководителем городского методического объединения воспитателей по изодеятельности.

Также с 2008г являюсь членом жюри городского фестиваля «Мы – будущее России», в направлении декоративно-прикладное творчество.

Использование разработанного мною курса занятий с применением изотерапии оказывает положительное влияние на обеспечение усвоения программы дошкольниками по изобразительной деятельности: в 2007г. – 96,6%; 2008 г. – 97,3%; 2009 г. – 99,6%.

Результатом реализации программы за период с 2006 по 2009 год стало снижение уровня тревожности с 21% до 0%, повышение уровня самооценки с 10% до 86%, уровня развития изобразительных способностей с 20% до 50% у детей коррекционно-развивающей группы.

Мои воспитанники ежегодно являются призерами городского фестиваля «Мы – будущее России», конкурса «Вторая жизнь ненужных вещей»; регионального конкурса «Улыбки Севера»; районного конкурса «Мы за чистоту окружающей природы»

Так как внедрение данного курса занятий привело к устойчивым положительным результатам, то и в дальнейшем я собираюсь работать в данном направлении для того, что бы добиться еще более успешной динамики развития.

1

Арт-терапия, как средство формирования эмоционально-волевой сферы у детей особой психолого-педагогической поддержки

2

Эмоционально-волевая сфера включает в себя:

Адекватность самооценки;

Адекватное самосознание

Низкий уровень тревожности, агрессивности, замкнутости, застенчивости;

Коммуникативную компетентность;

Развитые механизмы саморегуляции;

3

Арт-терапия – лечение искусством

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством (рисование, лепка)

Музыкотерапия – терапия музыкой

Сказкотерапия – лечение сказкой

Игровая терапия – метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств, в основу которого  положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра

4

Направления изотерапии:

 Диагностическое – выявление уровня интеллектуальных, эмоциональных и личностных характеристик ребенка.

Профилактическое– в целях профилактики , для предупреждения стрессовых и конфликтных состояний.

 Коррекционное -  коррекционная работа с детьми с различными проблемами – особенностями психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, эмоциональными нарушениями, поведенческими и социальными отклонениями.

5

Основные формы изотерапии

Ассоциативное рисование – отображение внутреннего мира ребенка с помощью ребенка;

Фантазийное рисование – рисование направленных фантазий повышает уровень развития мозговой деятельности;

Медитативное рисование направлено на стабилизацию психических процессов, успокоение, расслабление.

6

Обзор методической литературы

7

Цель работы:

создание условий для развития, у детей особой психолого-педагогической поддержки, способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований. Создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.

8

Задачи:

1Коррекция недостатков в личностной и эмоционально – волевой сфере:

2. Преодоление недостатков в речевом развитии:

3. Формирование высших психических функций:

4. Формирование и развитие изобразительных способностей:

9

Структура занятия

10

Фото детей ДОУ

11

Фото «Птица счастья»

12

Фото педагоги

13

Фото Радужная полянка, стенды

14

Диаграммы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и информационные компьютерные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей с задержкой психического развития

У детей старшего дошкольного возраста с ОНР, имеющих ЗПР самым распространенным недостатком речи является нарушение звукопроизношения, которое может встречаться на любом уровне общего недоразвития реч...

Обобщение педагогического опыта: "Создание системы мониторинга нарушения речевого развития, как средство повышения качества коррекционного воздействия на детей с особенностями в развитии"

Создание эффективной научно-обоснованной системы комплексного логопедического обследования речи старших дошкольников с ОВЗ с целью выявления характера, симптоматики, структуры речевой патологии, а так...

Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело шагать»

Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии...

Рабочая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело играть»

программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии...

Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи

Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...