Особенности развития эмоциональной сферы у детей с умственной отсталостью
статья по коррекционной педагогике

Ашрафбекова Анна Худоёрбековна

Как и все другие дети, умственно отсталые дети на протяжении всей жизни развиваются. С. Л. Рубинштейн подчёркивал, что «Психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости... Развитие психики — это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма». Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка, проявляющееся, прежде всего, в незрелости. Незрелость эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка обусловлена в первую очередь особенностями развития его потребностей, мотивов и интеллекта.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx13.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития эмоциональной сферы у детей с умственной отсталостью

Одной из важных характеристик личности ребёнка с УО является незрелость его эмоциональной сферы. Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. У ребёнка с УО наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию основного психического дефекта. Вот почему изучение эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка, их формирование и воспитание имеют столь важное значение.

Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка, проявляющееся, прежде всего, в незрелости. Незрелость эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка обусловлена в первую очередь особенностями развития его потребностей, мотивов и интеллекта.

У ребёнка с УО очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Его деятельность и поведение подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации.

Для эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка характерны малодифференциированность, бедность переживаний. Как отмечает С. С. Ляпидевский и Б. И. Шостак, его «чувства однообразны, неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие или неудовольствие), возникают только при непосредственном воздействии того или иного раздражителя» У ребенка с УО отсутствуют либо очень слабы те переживания, которыми определяются интерес и побуждения к познавательной деятельности. Но в то же время даже при выраженных степенях слабоумия нередко сохранны эмоции, связанные с элементарными потребностями, конкретной ситуацией, а также “симпатические” эмоции: проявления сочувствия к конкретным лицам, способность к переживанию обиды, стыда.

Слабость мысли, интеллекта умственно отсталого ребёнка и незрелость, примитивность мотивационно-потребностной сферы тормозят у них формирование высших чувств. Изучение эмоций и чувств такого ребёнка, правильное их формирование и воспитание, способствует формированию его характера, новых положительных свойств личности и в конечном итоге, коррекции основного психического дефекта. При всем этом, личность аномального ребенка развивается. Специфически, своеобразно развивается и его эмоциональная сфера. Поэтому очень важно, опираясь, на имеющиеся сохранные функции и возможности умственно отсталого ребенка и зная специфику, особенности, своеобразие его эмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной сфере. Это будет играть важную роль в развитии личности умственно отсталого ребенка в целом и в решении актуального вопроса социально трудовой адаптации в его дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития эмоциональной сферы у детей оставшихся без попечения родителей

Особенности развития эмоциональной сферы у детей оставшихся без попечения родителей...

Консультация для родителей: «Особенности развития эмоциональной сферы детей 2-3 лет».

Особенности развития эмоциональной сферы малышей 2-3 лет...

Статья "Особенности формирования математических представлений у детей с умственной отсталостью"

Особенности формирования математических представлений у детей с умственной отсталостьюУмственная отсталость-стойкое недоразвитие уровня психической и интеллектуальной деятельности, связанное с врожден...

Особенности представлений об окружающем мире детей с умственной отсталостью

В статье раскрываются особенности представлений об окружающем мире детей с УО....

Особенности развития мелкой моторики у детей с умственной отсталостью

Анализ литературных источников показал, что вопрос развития мелкой моторики детей в настоящее время очень актуален. Занятия лечебной физической культурой являются идеальным средством адаптивного физич...

Особенности развития эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста

   Эмоциональное развитие у детей среднего дошкольного возраста – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализа...