Особенности развития эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста
статья (средняя группа)
Эмоциональное развитие у детей среднего дошкольного возраста – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnoe_razvitie_detey_srednego_doshlolnogo_vozrasta.docx | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста
Эмоциональное развитие у детей среднего дошкольного возраста связана, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей.
Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов.
Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживанию. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смыслу содержания, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства. Постепенно ребенок среднего дошкольного возраста начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности.
Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщенными.
Дети среднего дошкольного возраста с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потребностями. Развитие общения со взрослыми и сверстниками, коллективная деятельность, сюжетно - ролевая игра приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные. Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства проявлял доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств.
Практическое овладение нормами поведения является источником развития нравственных чувств. Переживания вызываются общественной санкцией, мнением детского общества.
Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно - ролевая игра, передавая эмоционально - выразительное содержание дети учатся разделять переживания других.
В трудовой деятельности достигая результата, полезного для окружающих, возникает радость от общего успеха, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, сочувствие усилием товарищей.
На основе знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему.
Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительными литературными героями, активно ему сопереживая.
Ребенок переживает радость, удовлетворения при совершении им достойных поступков и огорчение, возмущение, недовольство, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования.
Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано со становлением познавательной деятельности.
Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия ребенка, но и вызывает их.
Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно – творческой деятельности детей и художественного воспитания. Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными.
Ребенок одобряет прекрасное доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе.
Основываясь на исследования Л.С. Выготского и К. Изарда, можно выделить ряд особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста:
1. Слабое вызревание позитивных базально-социальных эмоций. Отягощающими факторами данной особенности, являются:
• Отсутствие доброго, ласкового участия в ранней, постнатальной адаптации ребенка к окружающей среде матери и других членов семьи.
• Недостаточное словесное и предметное сопровождение матерью периода адаптации до 3-6 месяцев.
• Искусственное вскармливание ребенка.
• Неоправданное невнимание матери к плачу, крику ребенка как эмоциональному
сигналу со стороны ребенка, направленному на адекватное ответное эмоциональное реагирование со стороны матери.
2. Превышение скорости аффективного реагирования над действием, речью, мыслью.
Это обусловлено:
• Невнимательным отношением матери к активному бодрствованию ребенка с 3 и более месячного возраста.
• Ранняя “самостоятельная деятельность” ребенка “загоняет” позитивные эмоции в блок нереализованных мотивов к 1 году жизни.
• Недостаточно развитая предметно-игровая, сенсомоторная деятельность.
• Втягивание ребенка в круг психогенного поля семьи, других окружающих взрослых.
3. Поздняя дифференциация мыслеобразующих процессов, восприятия, воображения.
Это детерминировано следующим:
• Многоплановой, объемной, недетской информационной сферой.
• Искусственным подавлением интереса через блокирование наглядно-действенного мышления из-за отсутствия или недостатка материальной наглядности и практической деятельности с ней.
• Отсутствие у ребенка возможности самостоятельной адаптации как исследователя пространства и времени окружающей среды до полного удовлетворения своей аффективной сущности и ключевому самостоятельному переходу к аффективной цепочке “желания, вызывающего желать” (Л.С. Выготский).
• Скудность совместной с матерью сюжетно-отобразительной деятельности: предметных игр, игр экспериментов, игр с элементарными правилами, сюжетно-ролевых игр.
4. Невозможность ребенка 3-7 летнего возраста оценить эффективность своего реагирования. Оценка, как правило, смешанная: позитивно-негативная. Существует путаница между плохим и хорошим. Ребенок принимает любую стороннюю оценку без возражений, но с ответным мимическим или кинестетическим реагированием (иногда неадекватным). Отягощающей детерминантом данной особенности являются:
Отсутствующее содержание творческих игр (с сюжетными игрушками, сюжетно-ролевые игры, игры-имитации, игры-фантазии).
Отсутствие самостоятельной театрализованной деятельности (строительные игры, театральные игры, игры-забавы, игры-драматизации), режиссерской деятельности.
3 Специфика применения игровой деятельности для развития эмоциональной
сферы у детей среднего дошкольного возраста
На фоне прогрессивных изменений именно развитию эмоциональной сферы ребенка уделяется недостаточно внимания. Приоритет, как родителями, так и практическими работниками, отдается интеллектуальному развитию. Но как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. По мнению К. Изарда именно «эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышле-
ние и действие».
Эмоциональное развитие у детей среднего дошкольного возраста – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со сверстниками и взрослыми. А ведь общение, в значительной степени обогащает чувственную сферу человека. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.
Именно поэтому подбор наиболее эффективных средств развития эмоциональной сферы дошкольников является важным этапом развития ребенка.
Игра детей среднего дошкольного возраста предоставляет большие возможности для развития эмоциональной сферы. Она насыщена самыми разнообразными эмоциями: радостью, восторгом, удивлением, волнением и т.д. Это дает возможность использовать игру не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для профилактики и коррекции его психических и эмоциональных состояний.
Игра как деятельность, свободная от принуждения, подчинения, страха, зависимости ребенка от мира взрослых, представляет собой единственное место, где ребенок получает возможность свободного самовыражения, исследования, изучения собственных чувств и переживаний.
Применение определённых игровых методик должно сопровождаться и другими приёмами эмоционального развития ребёнка в совокупности. Среди основных методов и приёмов здесь можно посоветовать следующие:
1. Наблюдение;
2. Социометрическое исследование;
3.Наглядность;
4. Моделирование;
5. Использование произведений художественной литературы;
6. Использование музыки;
7. Изобразительная деятельность.
Наблюдение позволяет понять, какие эмоции испытывает ребенок, и какое влияние имеют на него те или иные игры. В процессе проведения игры воспитатель должен обращать внимание на следующие моменты:
- хотят ли дети поиграть вместе или стараются избегать друг друга;
- как дети включаются в игровое обучение;
- принимают чужую инициативу или сопротивляются ей;
- кто из детей находился в центре игры, а кто молча наблюдает издали;
- какие отношения преобладают - добрые или конфликтные;
- какие эмоции преобладают – положительные или отрицательные.
Социометрические исследования (тесты) позволяют оценить эмоциональное состояние детей среднего дошкольного возраста. Они проводятся в процессе эмоционального развития и позволяют выделять эмоциональные особенности детей.
Применение наглядности в игровых методиках как метода эмоционального развития имеет свои особенности по причине того, что эмоции беспредметны и их можно изобразить только символически. Поэтому под наглядностью здесь понимается пример эмоционального поведения воспитателя. На практике допустимо применять игры с зеркалом, в котором ребёнок может видеть, как он изображает те или иные эмоции.
Интересным для эмоционального развития детей является использование моделей.
В качестве моделей эмоционального состояния в играх можно использовать: пиктограммы; графические изображения лица; силуэты людей, пантомимическое отражающие эмоции; подвижные аппликации и т.д. Действуя с подвижной аппликацией, ребенок упражняется в моделировании эмоций, выкладывая по-разному глаза, нос, брови; ощущает динамику эмоционального состояния.
Для формирования эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста большую роль играет мир словесного искусства. Здесь можно включать в элементы игры небольшие рассказы и сказки. Имея в группе специальный подбор литературных произведений, педагог может не только читать их детям, а использовать различные задания-игры: выражение эмоций мимикой (жестами): «удивись, как Мишка: Кто ел из моей миски и разбил её?», «покажи, как огорчится дед и баба, когда узнают, что их колобка съели…» и т. д. Как ведущая деятельность, определяющая психическое развитие детей среднего дошкольного возраста, игра вместе с тем является и наиболее адекватным средством для перестройки различных трудностей в эмоциональном развитии ребенка.
Перестройке негативных эмоциональных проявлений способствует готовность детей к заряжению чувствами от взрослого и сверстников, их способность к синтонности – созвучности переживаний, к подражанию, в том числе отсроченному и приуроченному к их собственным игровым действиям. Дети заимствуют у взрослого игровые действия, проникаются его эмоциональным настроением; в результате оно начинает противостоять тем негативным эмоциональным проявлениям, которые детям необходимо преодолеть.
Огромную роль в развитии эмоционально-личностной сферы у детей среднего дошкольного возраста играет социальное окружение, семья и семейное воспитание. Положительная эмоциональная среда в семье способствует развитию у ребенка самостоятельности, уверенности в собственных силах, общему психологическому развитию и формирует устойчивую ситуацию успеха.
Игра является одним из эффективнейших средств развития эмоций детей среднего дошкольного возраста. Игра насыщена самыми разнообразными эмоциями: радостью, восторгом, удивлением, волнением и т.д. Это дает возможность использовать игру не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для профилактики и коррекции его психических и эмоциональных состояний.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод о том, как важна эмоциональная сфера для общего
развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта.
У детей лучше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодатное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты. Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции ребенку нужен опыт совместного проживания своих эмоций и эмоций партнера по общению при различных по характеру эмоциональных воздействиях. Способы поведения, которые мы, естественно демонстрируем ребенку в обыкновенной жизни, не всегда продуктивны, иногда - неадекватны, часто - ограничены нашим собственным опытом и недостатками. Поэтому для развития эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста необходима специальная работа в этом направлении.
Период дошкольного детства можно назвать возрастом познавательных эмоций, к которым относятся чувства удивления, любопытства, любознательности. Возникая в результате столкновения с новыми сторонами деятельности, эти эмоции в свою очередь оказывают стимулирующее влияние на познавательные, а также другие психические процессы, вырабатывают у ребёнка индивидуальное отношение к реальному миру вещей и явлений, спо-
собствуют развитию креативности. В дошкольном возрасте эмоции имеют бурный, но нестойкий характер, что проявляется в ярких, хотя и кратковременных аффектах, в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Ребёнка легко испугать, рассердить, но с той же лёгкостью можно и заинтересовать, вызвать у него удовольствие, радость.
Детям свойственна исключительная «эмоциональная заражаемость», они особенно подвержены влиянию эмоций, переживаемых другими детьми и взрослыми. Если начать развивать эмоциональную сферу в детстве, развивать и тренировать способности предвидеть, брать на себя ответственность и руководить своими действиями, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой.
Список литературы
1. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст]: книга для
психологов / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 398 с.
2. Венгер, Л.А. Н.В. Психология [Текст]: учебное пособие для учащихся педагогиче-
ских училищ по специальности №2002 «Дошкольное воспитание» и №2010 «Воспитание
в дошкольных учреждениях» / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1988 – 336 с.
3. Вайнер, М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоциональ-
ного развития дошкольников [Текст]: учебно-методическое пособие. – М.: Педагогиче-
ское общество России, 2006.- 96с.
4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] учебно-методическое
пособие / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2009. – 415 с.
5. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. [Текст]: пособие
для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001. – 48 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ритмопластика как средство развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста
Актуальность : Музыка, как действенное средство художественно – эстетического воспитания формирует «творческость», как качество личности. Основное назначение ритмопластики – развитие у детей художеств...
Программа «Веселинка» (развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность)
Программа предназначина для проведения театрализованных занятий, с целью обогащение и развития эмоциональной сферы старших дошкольников посредством музыкально-театрализованной деятельности...
Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Конспекты занятий по развитию эмоциональной сферы для детей старшего дошкольного возраста
В современном мире значение проблемы эмоций достаточно велико. Эмоции влияют на все сферы жизни человека. Сегодня же эта проблема как никогда более актуальна, так как современные дети не все...
Технологическая карта по развитию эмоциональной сферы для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Занятие с использованием образовательной технологии И.В. Ганичевой "Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми"...
"Развитие эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста посредством игр"
Проблема развития эмоциональной сферы детей и ее особенностей в период дошкольного детства является актуальной как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Анализ различных исследований позволя...
Особенности развития эмоциональной сферы у ребёнка старшего дошкольного возраста .
Если у ребёнка тревожность или заниженная самооценка необходимо проводить коррекционые мероприятия....
- Мне нравится (1)