Особенности развития эмоциональной сферы у ребёнка старшего дошкольного возраста .
статья (подготовительная группа)

Семенова Елена Владимировна

Если у ребёнка тревожность или заниженная самооценка необходимо проводить коррекционые мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc23 КБ

Предварительный просмотр:

Статья.

Семенова Елена Владимировна, воспитатель.

Особенности развития эмоциональной сферы у ребёнка старшего дошкольного возраста

Подготовительный возраст изменяет  эмоциональную сферу ребенка в связи с расширением содержания деятельности в детском саду и дома и увеличением количества эмоциогенных объектов. У детей в этот возрастной период могут возникать такие личностные трудности как тревожность и неуверенность в своих силах, отражающие повышенную эмоциональную напряженность ребенка, которые в свою очередь приводят к снижению активности и устойчивости поведения ребенка в фрустрирующих ситуациях, деструктивному поведению в форме агрессивности или торможения.

Учитывая специфику самосознания ребенка необходимо помочь ему изменить негативное отношение к себе, выработать уверенность, воспитать стремление к успеху, сформировать способность к саморегуляции и самоконтролю. 

Развивать психическую произвольность у ребенка необходимо начинать в старшей и подготовительной группе детского сада, перед началом школьного обучения через работу с самосознанием и тренировку его растущих функций. Способность регулировать различные сферы психической жизни складывается из конкретных контролируемых умений в двигательной, эмоциональной сфере, сфере общения, в поведении.

Если у ребенка наблюдаются стойкие проявления агрессии, тревожности, завышенная или заниженная самооценки, низкая сформированность навыков общения, необходимо провести ряд мероприятий направленных на коррекцию этих психических функций, таким образом предупредить возможные негативные последствия в развития личности  ребенка.

Психокоррекционная работа должна носить системный характер, она может проводится как в групповой, так и в индивидуальной форме. Желательно занятия проводить в первую половину дня, когда продуктивная физическая активность ребенка наиболее высокая.

Занятия необходимо проводить в позитивном эмоциональном ключе, нужно стремиться к тому, что бы ребенок

положительно реагировал на ситуацию взаимодействия, проявлял интерес к предлагаемым заданиям. Можно выбрать систему поощрений,  (например по завершению занятия ребенку в качестве награды дарятся  наклейки). Занятия должны быть направлена на формирование у ребенка навыков конструктивного общения, основ саморегуляции, социальной ответственности.

 Для достижения поставленной цели необходимо:

  • обучать ребенка способам конструктивного общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями;
  • формировать у ребенка навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой);
  • развивать адекватную самооценку и оценку поведения и поступков окружающих ребенка людей.

Нужно отдавать предпочтение играм, направленным на развитие способности выражать и понимать эмоции других людей,  играм на коррекцию негативных эмоциональных переживаний, снятие эмоционального напряжения.  Упражнения должны быть направлены на обучение ребенка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, а также на отреагирование негативной ситуации в целом. Также важно применять релаксационные техники, направленные на обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности.

Для развития и коррекции необходимых психических функций ребенка подходят такие методы как свободное и тематическое рисование, импровизация, игры с правилами (сюжетно-ролевые, драматизации), рассматривание рисунков (фотографий, иллюстраций), упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, чтение и прослушивание художественных произведений, психологические этюды и др.

Успех проведенной работы будет зависеть не только от вовлеченности ребенка в процесс игры и качества выполнения им  поставленных задач, но и от заинтересованности взрослых, от их желания активно контактировать с ребенком.

Список использованной литературы

  1. Агеева И.А. Коррекционные технологии в школе. СПб. Речь, 2004.
  2. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. «Детство - пресс», 2004.
  3. Александровская Э.М., Кокурина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников. – М., 2002.
  4. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М., 1995.
  5. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения,       техники.  Ростов-на-Дону 2011.
  6. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Яр., 1997.
  7. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии  СПб  Речь 2010.
  8. Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. ООО «Издательство Гном и Д», 2010
  9. Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ. / под ред. Н.А.Сакович, изд.: Речь, - Санкт-Петербург, 2005.
  10. Сиротюк А.Л.Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М., 2004.
  11. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. – М., 1998.
  12. Хухлаева О.В.  «Верь в себя и ты победишь».
  13. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. Как сохранить психологическое здоровье дошкольника. – М.: ГЕНЕЗИС, 2005г.
  14. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию эмоциональной сферы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в город Настроения

Закрепить знания детей об эмоциональных состояниях: радость, грусть, гнев.Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувства доброжелательности в общении с людьми....

Ритмопластика как средство развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность : Музыка, как действенное средство художественно – эстетического воспитания формирует «творческость», как качество личности. Основное назначение ритмопластики – развитие у детей художеств...

Программа «Веселинка» (развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность)

Программа предназначина для проведения театрализованных занятий, с целью обогащение и развития эмоциональной сферы старших  дошкольников  посредством музыкально-театрализованной деятельности...

Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Конспекты занятий по развитию эмоциональной сферы для детей старшего дошкольного возраста

В современном мире значение проблемы эмоций достаточно велико. Эмоции влияют на все сферы жизни человека. Сегодня же эта проблема как никогда более актуальна, так как современные дети не все...

Технологическая карта по развитию эмоциональной сферы для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Занятие с использованием образовательной технологии И.В. Ганичевой "Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми"...

Особенности развития эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста

   Эмоциональное развитие у детей среднего дошкольного возраста – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализа...