Особенности развития эмоциональной сферы у ребёнка старшего дошкольного возраста .
статья (подготовительная группа)
Если у ребёнка тревожность или заниженная самооценка необходимо проводить коррекционые мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья.
Семенова Елена Владимировна, воспитатель.
Особенности развития эмоциональной сферы у ребёнка старшего дошкольного возраста
Подготовительный возраст изменяет эмоциональную сферу ребенка в связи с расширением содержания деятельности в детском саду и дома и увеличением количества эмоциогенных объектов. У детей в этот возрастной период могут возникать такие личностные трудности как тревожность и неуверенность в своих силах, отражающие повышенную эмоциональную напряженность ребенка, которые в свою очередь приводят к снижению активности и устойчивости поведения ребенка в фрустрирующих ситуациях, деструктивному поведению в форме агрессивности или торможения.
Учитывая специфику самосознания ребенка необходимо помочь ему изменить негативное отношение к себе, выработать уверенность, воспитать стремление к успеху, сформировать способность к саморегуляции и самоконтролю.
Развивать психическую произвольность у ребенка необходимо начинать в старшей и подготовительной группе детского сада, перед началом школьного обучения через работу с самосознанием и тренировку его растущих функций. Способность регулировать различные сферы психической жизни складывается из конкретных контролируемых умений в двигательной, эмоциональной сфере, сфере общения, в поведении.
Если у ребенка наблюдаются стойкие проявления агрессии, тревожности, завышенная или заниженная самооценки, низкая сформированность навыков общения, необходимо провести ряд мероприятий направленных на коррекцию этих психических функций, таким образом предупредить возможные негативные последствия в развития личности ребенка.
Психокоррекционная работа должна носить системный характер, она может проводится как в групповой, так и в индивидуальной форме. Желательно занятия проводить в первую половину дня, когда продуктивная физическая активность ребенка наиболее высокая.
Занятия необходимо проводить в позитивном эмоциональном ключе, нужно стремиться к тому, что бы ребенок
положительно реагировал на ситуацию взаимодействия, проявлял интерес к предлагаемым заданиям. Можно выбрать систему поощрений, (например по завершению занятия ребенку в качестве награды дарятся наклейки). Занятия должны быть направлена на формирование у ребенка навыков конструктивного общения, основ саморегуляции, социальной ответственности.
Для достижения поставленной цели необходимо:
- обучать ребенка способам конструктивного общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями;
- формировать у ребенка навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой);
- развивать адекватную самооценку и оценку поведения и поступков окружающих ребенка людей.
Нужно отдавать предпочтение играм, направленным на развитие способности выражать и понимать эмоции других людей, играм на коррекцию негативных эмоциональных переживаний, снятие эмоционального напряжения. Упражнения должны быть направлены на обучение ребенка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, а также на отреагирование негативной ситуации в целом. Также важно применять релаксационные техники, направленные на обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности.
Для развития и коррекции необходимых психических функций ребенка подходят такие методы как свободное и тематическое рисование, импровизация, игры с правилами (сюжетно-ролевые, драматизации), рассматривание рисунков (фотографий, иллюстраций), упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, чтение и прослушивание художественных произведений, психологические этюды и др.
Успех проведенной работы будет зависеть не только от вовлеченности ребенка в процесс игры и качества выполнения им поставленных задач, но и от заинтересованности взрослых, от их желания активно контактировать с ребенком.
Список использованной литературы
- Агеева И.А. Коррекционные технологии в школе. СПб. Речь, 2004.
- Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. «Детство - пресс», 2004.
- Александровская Э.М., Кокурина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников. – М., 2002.
- Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М., 1995.
- Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Ростов-на-Дону 2011.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Яр., 1997.
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии СПб Речь 2010.
- Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. ООО «Издательство Гном и Д», 2010
- Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ. / под ред. Н.А.Сакович, изд.: Речь, - Санкт-Петербург, 2005.
- Сиротюк А.Л.Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М., 2004.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать. – М., 1998.
- Хухлаева О.В. «Верь в себя и ты победишь».
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. Как сохранить психологическое здоровье дошкольника. – М.: ГЕНЕЗИС, 2005г.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/19/picture-182726-1358545268.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию эмоциональной сферы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в город Настроения
Закрепить знания детей об эмоциональных состояниях: радость, грусть, гнев.Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувства доброжелательности в общении с людьми....
Ритмопластика как средство развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста
Актуальность : Музыка, как действенное средство художественно – эстетического воспитания формирует «творческость», как качество личности. Основное назначение ритмопластики – развитие у детей художеств...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/04/picture-572114-1423064747.jpg)
Программа «Веселинка» (развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность)
Программа предназначина для проведения театрализованных занятий, с целью обогащение и развития эмоциональной сферы старших дошкольников посредством музыкально-театрализованной деятельности...
Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/19/picture-1177391-1571475881.jpg)
Конспекты занятий по развитию эмоциональной сферы для детей старшего дошкольного возраста
В современном мире значение проблемы эмоций достаточно велико. Эмоции влияют на все сферы жизни человека. Сегодня же эта проблема как никогда более актуальна, так как современные дети не все...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/05/picture-1027530-1544015580.jpg)
Технологическая карта по развитию эмоциональной сферы для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Занятие с использованием образовательной технологии И.В. Ганичевой "Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/07/picture-1079150-1541592496.jpg)
Особенности развития эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста
Эмоциональное развитие у детей среднего дошкольного возраста – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализа...