Особенности развития мелкой моторики у детей с умственной отсталостью
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Седова Юлия Александровна

Анализ литературных источников показал, что вопрос развития мелкой моторики детей в настоящее время очень актуален. Занятия лечебной физической культурой являются идеальным средством адаптивного физического воспитания, которое имеет положительное влияние при развитии предметно-манипулятивной деятельности пальцев рук. Пальчиковая гимнастика активизирует мелкую моторику рук, вырабатывает ловкость и умение управлять своими движениями.

Умственно отсталые дети и младенческого, и более позднего дошкольного возраста характеризуются существенными отклонениями в развитии моторики. Они гораздо позднее своих сверстников начинают тянуться к висящей перед ними игрушке, пытаясь достать её, а также позднее начинают сидеть, стоять, передвигаться в пространстве ползком, ходить. Замедленное развитие двигательной сферы существенно снижает возможности ребенка знакомиться с окружающим его миром, ориентироваться в пространстве.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon melkaya_motorika.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1. Особенности развития мелкой моторики у детей с умственной отсталостью……………………………………………………………………….6

1.1. Психофизические основы развития мелкой моторики……………6

1.2. Изучение мелкой моторики рук детей с нарушением интеллекта...9 

2. Специальные средства развития мелкой моторики……………….13

2.1. Специальные развивающие игры…………………………………13

2.2. Пальчиковая гимнастика……………………………………………14

Заключение……………………………………………………………….18

Библиография…………………………………………………………….19

Введение 

Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия.

В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. "Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее".

Исследования развития движений рук ребёнка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов), т.к. руки обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом.

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.

Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребенок осознает, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде.

Данной проблемой занимались Н.П. Вайзман, Л.С. Выготский, М.М. Кольцова, Н.П. Сакулина и другие специалисты. Исследователи отмечают, что движения составляют основу формирования представлений о форме, величине, пространстве. А.В. Запорожец подчеркивает, что ознакомление с формой, величиной невозможно без движения руки.

Цель нашей работы является - изучение возможностей развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением интеллекта.

Предмет исследования – изучение мелкой моторики дошкольников с нарушением интеллекта.

Объект исследования  - мелкая моторика дошкольников с нарушением интеллекта.

Задачи исследования:

- Изучить литературу отечественных специалистов по проблеме развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением интеллекта;

- Подобрать развивающие игры;

- Подобрать комплекс пальчиковой гимнастики.

1. Особенности развития мелкой моторики у детей с умственной отсталостью

1.1. Психофизические основы развития мелкой моторики 

Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка – очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент его личности». Важнейшим аспектом развития дошкольника в период подготовки к школе является развитие у него мелкой моторики и координации движений пальцев и кистей рук. Необходимость развития активных мелких движений получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей, их речевого и физического развития отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Например, исследования, проведенные Л.В. Фоминой и М.М. Кольцовой, доказывают, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние не только на речевое развитие, но и являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией исторически. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки – она дала возможность путем движений, жестов развить первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. В процессе развития словесной речи, она долгое время оставалась тесно связанной с жестикуляторной речью Эта связь видна и сейчас. Все ученые, которые изучали деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве, то есть в процессе формирования зрительно - тактильно - кинестетических связей. После формирования этих связей движения руки начинают в большей степени выполняться под контролем зрения, теперь уже вид предмета - это стимул движения руки по направлению к нему.

Таким образом, формирование движения рук начинается постепенно на протяжении уже первого полугодия жизни. Рука, сжатая в кулачок, распрямляется, особые движения захватывания предметов пытаются выполнять пальцы. Так рука начинает действовать как специфический орган.

Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребёнка. Учёные установили, что своевременное развитие ручных умений ребёнка положительно влияет на развитие его психических процессов.

До 3,5-4 месяцев движения рук у ребёнка носят безусловно-рефлекторный характер. Это значит, что движения выполняются как относительно постоянные стереотипные реакции организма на воздействие внешней среды, не требующие специальных условий для своего возникновения.

В 4-4,5 месяца у ребёнка появляются простые движения рук, направленные на непосредственный контакт с объектом: притягивание к себе случайно задетого предмета его ощупывание. Однако действия рук носят ещё случайный характер, без целенаправленного волевого усилия.

В возрасте от 4 до 7 месяцев у ребёнка в развитии действий с предметами наступает следующий этап - этап простого «результативного» действия. Для этого периода характерно активное обнаружение скрытых свойств объекта.

С 5 месяцев у ребёнка при схватывании предмета более активное участие принимают пальцы: заметно доминирующее положение большого пальца - ребёнок отводит его при схватывании. В 6 месяцев он не только умеет крепко удерживать вложенный в руку предмет, но и брать его из любого положения.

7 - 10 месяцев - это уже следующий этап в развитии действий с предметами, этап «соотносящего» действия. В этот период малыш уже умеет соотносить предмет с определённым местом в пространстве. С 8-9 месяцев ребёнок уже прекрасно сжимает игрушку, если её хотят у него взять, берёт мелкие предметы двумя пальцами, а большие всей ладонью.

С 10 месяцев до 1 года 3 месяцев отмечается появление так называемых функциональных действий, которые отличаются от манипулятивных тем, что выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. На протяжении этого периода совершенствуются действия рук: кулачок разжался, пальцы действуют более самостоятельно и автономно.

В 1 год 2 месяца – 1 год 3 месяца активизируется кончик большого пальца, а затем указательный палец. В последующем наблюдается интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства. Только к трём годам движения пальцев малыша становятся близки к движениям рук взрослого человека.

2-3 года - открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы. Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Режет ножницами.

3-4 года - берёт мелкие предметы (крошки, бисеринки, песчинки) кончиками большого и указательного пальцев. Держит карандаш пальцами, повторяет простейшие рисунки (геометрические фигуры) с образца. Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы, в том числе форму шестигранника. Собирает и строит из 9 кубиков. Разбирает и складывает трехсоставную матрешку. Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб. Конструирует из кубиков по подражанию.

Складывает разрезную картинку из 2-3 частей путем проб. Поочередное загибание пальчиков отдельно каждой рукой; легкие удары кулаком по ладони; поочередные удары ребрами прямых ладоней по столу; постукивание пальчиками, собранными в щепоть по ладони; поочередное постукивание пальчиков по столу; правильно определяет большой палец.

4-5 лет - разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем примеривания или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения. Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы.

5-6 лет - аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Копирует сложные рисунки, буквы и цифры (при копировании может делать зеркальное отображение, это норма до 8 лет). Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Поочередные удары ребрами прямых ладоней по столу; различает большой палец и мизинец.

6-7 лет - полностью владеет мелкой моторикой, может выполнять сложные движения (завязывание шнурков, игра на клавишном или струнном инструменте, заплетение кос, штопка и т.п.) Свободно различает большой палец, мизинец и указательный. Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребёнка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребёнка действует хватательный рефлекс, тем эффективней происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливают почву последующего формирования речи.

Таким образом, можно сделать вывод, что моторика является совокупностью двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

1.2. Изучение мелкой моторики рук детей с нарушением интеллекта 

Проблемой изучения мелкой моторики рук детей с нарушением интеллекта занимались Н.П. Вайзман, Т.Н. Головина, Е.А. Екжанова, Э. Сеген, И.П. Павлов, Г.Е. Сухарева и другие. Некоторые из них (М.М. Кольцова, Н.И. Озерецкий) отмечают, что нарушения интеллекта у ребенка сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладение речью, трудовыми навыками. Одной из основных причин, затрудняющих формирование у детей с умственной отсталостью двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые в свою очередь отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации.

Исследования И.А. Грошенкова, З. Богатеевой, О.П. Гаврилушкиной, Е.А. Екжановой, А.Н. Корнева, Н. Варенцовой были посвящены проблеме развития графических навыков у детей с умственной отсталостью.

Е.С. Черник, А.А. Дмитриев, Н.П. Вайзман, Г.В. Гуровец, Д.С. Гуровец описывают способы и приемы коррекции мелкой моторики рук посредством физических упражнений.

Ю.Ф. Гаркуша, С.Л. Мирский, А.Р. Маллер в своих исследованиях раскрывают развитие мелкой моторики рук средствами трудовой деятельности.

Дети с нарушением интеллекта с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо, когда ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладываются в общий темп работы.

Для изучения мелкой моторики  у детей с нарушением интеллекта используют следующте задания:

1. «Сложи мозаику».

Перед ребенком выкладывается сложенная мозаика, состоящая из двух пазлов (ребенок запоминает картинку). Затем педагог разбирает мозаику.

Задание: сложить мозаику (соединить два пазла). Все задание состоит из 3 мозаик.

2. «Разложи».

Выставляются 3 стаканчика и 3 трубочки для питья.

Задание: необходимо расставить трубочки в стаканы – в каждый по одной.

3. «Застегни пуговку».

Понадобятся два кусочка плотной ткани. На один из них нашито три пуговицы разного диаметра (самая маленькая не меньше 1 см в диаметре). Во втором кусочке ткани прорезаны соответствующие петли.

Задание: застегнуть пуговицы. Сначала покажите ребенку, как надо застегивать пуговки, комментируя следующим образом: «Большую пуговицу мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку – в среднюю петельку, а маленькую – в маленькую».

4. «Шнуровка».

Понадобится картон в виде ботинка, в котором прорезаны 6 отверстий (как на ботинках) и шнурок.

Задание: необходимо зашнуровать «ботинок».

5. «Золушка».

Перед ребенком выставляется тарелка с зерном (на пример, рисом), в котором «зарыты» 10 горошин фасоли.

Задание: отыскать и выложить на стол горошины. Можно искать как одной, так и обеими руками.

6. «Бусины-горошины».

Понадобится пластиковая бутылка (0,5 литра) и мелкие предметы (бусины разного диаметра, горох, зерно злаков, фасоль, камешки, спички).

Задание: поместить в горлышко пластиковой бутылки мелкие предметы.

7. «Лови шарик»

Понадобятся желобок и шарик.

Задание: педагог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!». Игра повторяется 3 раза.

8. «Конструирование из палочек»

Понадобятся считальные палочки одного цвета, нарисованные на бумаге фигуры (треугольник, квадрат, ромб)

Задание: необходимо считальные палочки положить на линии фигур.

Результаты выполнения каждого задания оценивались с помощью количественных показателей. Оценка результатов:

5 баллов – навык сформирован (задание полностью выполнено);

4 балла – задание выполняется медленно, неуверенно;

3 балла – задание выполняется медленно, неуверенно, с нежеланием продолжать до конца;

2 балла – нарушена плавность движений, задание выполняется с множеством неточностей, незавершенностей;

1 балл – задание не выполнено.

Это позволяет провести сравнение уровней мелкой моторики у детей с легкой степенью тяжести нарушения интеллекта.

В ходе эксперимента фиксируются следующие количественные и качественные показатели: правильность выполнения каждого задания, количество правильно решенных задач к их общему числу, типичные ошибки и затруднения, особенности действий испытуемых, характер оказываемой детям помощи со стороны экспериментатора.

2. Специальные средства развития мелкой моторики 

2.1. Специальные развивающие игры 

1. Мешочки с крупами. Эта игра тоже доступна совсем маленьким деткам. Надо сделать несколько небольших мешочков из плотной ткани. В них насыпаем разные крупы: гречку, горох, фасоль, пшено. Главное, чтобы мешочек не порвался. Под присмотром взрослого даётся такой мешочек малышу. Он ощупывает его, мнёт. Разные крупы дают разные ощущения.

С детками постарше можно уже пытаться угадать, что за зёрна внутри.


2. Любимые многими пальчиковые игры-забавы. Эти игры помогают снять тонус с ладоней и тоже сопровождаются лёгким массажем. Пожалуй, самая известная игра про сороку:

            Сорока-сорока кашу варила,

(варим- мешаем кашу на ладошке)

            Деток кормила.

            Этому дала, Этому дала,

(массируются пальчики по отдельности)

            Этому дала, этому дала,

            А этому не дала.

            Ты дров не колол? Не колол.

            Воду не носил? Не носил.

            Мы тебе кашки не дадим.

3. Игра с манкой или песком в песочнице. Спрятать в манку фасоль, пуговицы, мелкие игрушки. А затем попросить ребёнка найти. В песочнице тоже можно сначала закопать предмет, а потом его искать. Только песок должен быть сухим и чистым. Также в речном песке бывает много камушков и ракушек. Попробуйте пособирать камушки в ведёрко на детской площадке, а потом выложить из них рисунок на песке.

4.
Полезными игрушками являются различные шнуровки. Это может быть яблочко, груша, ягодка с червячком на нитке, большая деревянная пуговица и т.д. Умение попадать в маленькое отверстие тоже надо развивать.
5. Рисование карандашами, мелом, кисточкой, пальчиковыми красками
 тоже хорошо развивает мелкую моторику рук. Только старайтесь сразу учить держать правильно карандаш. Дочке понравилось рисовать маркерами на водной основе на магнитной доске. Рисунок потом легко стирается губкой, а этот навык тоже будет не лишним. Ещё нам нравится рисовать восковыми и масляными карандашами (их ещё называют восковыми мелками, масляной пастелью). На них не нужно так сильно нажимать, как на деревянные карандаши и цвета получаются яркие.

2.2. Пальчиковая гимнастика 

Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело - разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. А если пальчиковую гимнастику еще и разнообразить ПАЛЬЧИКОВЫМ ТЕАТРОМ, то это подарит много положительных эмоций!

Простые правила игры 1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые). 2. Обязательно чередуйте три типа движений: сжатие; растяжение; расслабление.

НОВЫЙ ГОД»

Перед нами ёлочка: Показывают «ёлочку»: руки, согнутые в локтях, перед собой; пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, - верхушка «ёлочки».
Шишечки, иголочки, Показывают «шишечки» - сжатые кулачки и «иголочки» - растопыренные пальцы.
Шарики, фонарики, Показывают «шарики»: ладошка – «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальцами обращена вверх; «фонарики»: так же сложенные ладошки обращены вниз.
Зайчики и свечки, Показывают «зайчиков» - кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» - сложенные ладони со сведёнными пальцами.
Звёзды, человечки. Показывают «звёзды» - сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» - положение «ушки» вниз

Пальчиковые игры по теме: «Продукты питания»

Мышка зёрнышко нашла,
И на мельницу снесла.
Намолола там муки,
Испекла всем пирожки:
Мышонку – с капустой,
Мышонку – с картошкой,
Мышонку – с морковкой,
Мышонку – с морошкой.
Для большого толстячка – 
Аж четыре пирожка:
С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой.

Пальчиковые игры по теме: «Профессии сотрудников»

Пальчиковая гимнастика «Повар»
Повар готовил обед, (Ребром ладони дети стучат по столу)
А тут отключили свет.
Повар леща берет (Загибают большие пальцы)
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья, (Загибают средние пальцы)
Угли бьет поварёшкой. (Загибают безымянные пальцы)
Сахар сыплет в бульон. (Загибают мизинец)
И очень доволен он. (Разводят руками)
«Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
«Ягоды»

Раз, два, три, четыре, пять,
В лес идем мы погулять.
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем. 
Пальчики обеих рук здороваются,начиная с большого,Оби руки идут по столу.Загибают пальчики, начиная с большего.

Здравствуй, полянка большая!
Здравствуй, трава – мурава!
Здравствуй, ягодка лесная!
Ты поспела и вкусна.
Мы корзиночку несём – 
Всю тебя мы соберём. Пальцы правой руки здороваются с пальцами левой,похлопывая друг друга кончиками.

Пальчиковые игры по теме: «Дружба»

Дружат в нашей группе пальцы рук соединяют
Девочки и мальчики. в замок (несколько раз) 
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять пальцы с мизинчика поочередно 
Начинаем мы считать. соединяют друг с другом
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать (Руки вниз, встряхивают кистями)

Заключение

Анализ литературных источников показал, что вопрос развития мелкой моторики детей в настоящее время очень актуален. Занятия лечебной физической культурой являются идеальным средством адаптивного физического воспитания, которое имеет положительное влияние при развитии предметно-манипулятивной деятельности пальцев рук. Пальчиковая гимнастика активизирует мелкую моторику рук, вырабатывает ловкость и умение управлять своими движениями.

Умственно отсталые дети и младенческого, и более позднего дошкольного возраста характеризуются существенными отклонениями в развитии моторики. Они гораздо позднее своих сверстников начинают тянуться к висящей перед ними игрушке, пытаясь достать её, а также позднее начинают сидеть, стоять, передвигаться в пространстве ползком, ходить. Замедленное развитие двигательной сферы существенно снижает возможности ребенка знакомиться с окружающим его миром, ориентироваться в пространстве.

Движения умственно отсталых дошкольников отличаются неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. Ребенок, вышедший из младенчества, долго не умеет пользоваться чашкой и ложкой. Он разливает содержимое, не успев донести до рта, пачкая стол и свою одежду.

Недостаточностью моторики в определенной мере обусловлены свойственные умственно отсталым детям нарушения произносительной стороны речи. Фонетически правильная устная речь предполагает точную координацию движений органов речи. Нарушения моторики, проявляющиеся в походке и ручной деятельности дошкольников, находят свое отражение и в речевой деятельности.

Библиография

1. Вайзман, Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей / – М. : Аграф, 1997. – 128с

2. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте / Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея. - М.: МГУ, 1976. - С.113-129

3. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. 5/2002 

4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб.для студ.высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 208 с. 

5. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. - М.: АПН РСФСР, 1960. - 204 с. 

6. Любина Г. Рука развивает мозг. Дошкольное воспитание №4, 2003. 32 – 36с.

7. Певзнер М. С. Дети-олигофрены (изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения). - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 486с. 

8. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб.пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с. 

9. Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений и предметов. – М.: Просвещение, 1966. – 224 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении на тему:" Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью"

Литература:1. Мухина, В. С. Возрастная психология: Учебн. пособие для студ. вузов.- М.: Академия, 2002.- 4012. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа Образования учащихся с умеренной и тяжело...

"Особенности развития мелкой моторики у детей"

"Особенности развития мелкой моторики у детей"...

"Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Данный материал предназначен для работноков дошкольных учреждений....

Особенности развития мелкой моторики у детей с синдромом Дауна.

Когда мы говорим "мелкая моторика", мы подразумеваем движения мелких мышц кистей рук.Мелкая моторика задействована, когда мы застёгиваем пуговицы, едим ложкой, отщипываем кусочек хлеба, пише...

Особенности развития эмоциональной сферы у детей с умственной отсталостью

Как и все другие дети, умственно отсталые дети на протяжении всей жизни развиваются. С. Л. Рубинштейн подчёркивал, что «Психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости...

СИСТЕМА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Одной из главных причин, затрудняющих формирование и развитие двигательных умений и навыков у умственно отсталых детей, является нарушение моторики, которое отрицательно сказывается не только на физич...