СИСТЕМА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Савченко Марина Анатольевна

Одной из главных причин, затрудняющих формирование и развитие двигательных умений и навыков у умственно отсталых детей, является нарушение моторики, которое отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на развитии познавательной деятельности, формировании трудовых навыков, последующей социальной адаптации. 

Выполнение разнообразных пальчиковых упражнений и игр не только способствуют совершенствованию тонкокоординированных движений, их произвольности, но и развитию речи, поскольку при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга. 

Своевременная работа по развитию мелкой моторики становится катализатором успешного социального развития детей с умственной отсталостью.

Коррекционно-развивающая работа включает в себя: 

  • Забавы для пальчиков: пальчиковая гимнастика, игры с элементами массажа с помощью предметов-массажеров, пальчиковый театр
  • игры с песком
  • лепка 
  • аппликация 
  • изоигры с рисованием пальчиками и ладошками
  • графические упражнения 
  • игры и действия с предметами


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система игр и упражнений по развитию навыков мелкой моторики у детей с умственной отсталостью


Одной из главных причин, затрудняющих формирование и развитие двигательных умений и навыков у умственно отсталых детей, является нарушение моторики, которое отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на развитии познавательной деятельности, формировании трудовых навыков, последующей социальной адаптации. Развитие навыков мелкой моторики связано и с развитием речи. Препятствием в овладении ребенком простейшими жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания являются существенные отклонения в развитии моторики у умственно отсталых детей. Замедленное развитие двигательной сферы существенно снижает возможности ребенка в ознакомлении с окружающим его предметным миром. Движения умственно отсталых детей неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, крючки, застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь, завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами
Слабое развитие моторики проявляется во всех видах деятельности
умственно отсталых детей. Обычно для них бывает, необходим длительный период обучения, направленный на то, чтобы научить их выполнять те или иные действия. Выполнение разнообразных пальчиковых упражнений и игр не только способствуют совершенствованию тонкокоординированных движений, их произвольности, но и развитию речи, поскольку при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга. 

Своевременная работа по развитию мелкой моторики становится катализатором успешного социального развития детей с умственной отсталостью.

Большую помощь в развитии мелкой моторики оказывают различные упражнения для развития двигательного аппарата руки, укрепления его, они делают пальчики более ловкими, подвижными, послушными. 

Задачи: 
Укрепление руки, улучшение зрительно- моторной координации.

Развитие согласованных движений обеих рук.

  • Развитие умения производить точные и дифференцированные движения кистью и пальцами рук. 
  • Совершенствование хватательных движений, закреплять различные способы хватания: кулаком, щепотью, пинцетный, трехпальцевый захват.
  • Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием. 
  • Снижение психологической нагрузки ребёнка.


Методы обучения:

1.Показ действий.

2.Действия руками ребёнка.

3. Самостоятельные действия ребёнка.

Коррекционно-развивающая работа включает в себя: 

  • Забавы для пальчиков: пальчиковая гимнастика, игры с элементами массажа с помощью предметов-массажеров, пальчиковый театр
  • игры с песком
  • лепка 
  • аппликация 
  • изоигры с рисованием пальчиками и ладошками
  • графические упражнения 
  • игры и действия с предметами


В разделе 
«Забавы для пальчиков» дети знакомятся с комплексами пальчиковой гимнастики, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. В процессе игр в пальчиковый театр воспитанники отражают ситуации знакомых сказок, изображают игровые действия, которые способствует развитию мелкой моторики. С помощью данных игр вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности

В разделе 
«Игры с песком» дети знакомятся со свойствами песка, который позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для профилактики и коррекции агрессивных проявлений ребенка. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка.
В разделе 
«Изоигры с рисованием пальчиками и ладошками»дети создают тактильный образ, что способствует целостному восприятию предмета, а также раскрепощает детей, помогая снять страх перед листом бумаги, перед работой с красками. Такие игры закрепляют умения графически изображать форму предмета. Ощущения, полученные ребенком через чувствительность пальцев рук, отображаются им на бумаге в виде разнообразных форм и их сочетаний. 
В разделе 
«Лепка» в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.

В разделе 
«Аппликация» дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами. 
В разделе 
«Графические упражнения» представлены упражнения, направленные на улучшение координацию движения пальцев и кистей рук, развитие зрительно-моторной координации, мускульной и тактильной памяти.
В разделе 
«Игры и действия с предметами» подобраны игры, которые оказывают влияние на формирование тонких движений рук, совершенствование двигательных навыков, развитие моторных координаций и оптико-пространственных представлений ( используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре). 

Результатом работы должно стать: 
Активизация подвижности рук детей с умеренной умственной отсталостью.

Овладение разными видами трудовой деятельности. 


«Забавы для пальчиков» 

Знакомство с ладонью, выполнение простые движения (похлопывание, постукивание, прятанье рук за спину), с помощью взрослого показывают фигурку животного одной рукой. Статические игры с пальчиками сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук, «театр двух рук» (разыгрывание небольших сценок: пересказывание текста с одновременным показом руками) Пальчиковый театр на основе малых форм фольклора, небольших рассказов
Пальчиковые игры делятся на следующие виды:
Игры – манипуляции, где ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик, в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

«Сорока-белобока»

«Ладушки»

«Пальчик-мальчик, где ты был?..»
«Оладушки»,

«Мы делили апельсин…»

«Этот пальчик хочет спать…»

«Моя семья»

Сюжетные пальчиковые игры: «Птички», «Грибы», «Елка», «Урожай», «Распускается цветок», «Грабли".

Пальчиковые кинезиологические упражнения, такие как: «Кулак – ладонь - ребро», «Ухо - нос», «Горизонтальная восьмерка, «Колечко» и др.

Пальчиковые упражнения в сочетании с массажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание. «Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки».
Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, шестигранный карандаш, массажный мячик.

Работа с детьми ведётся в следующих направлениях:

• пальчиковая гимнастика;

• пальчиковые игры (с речевым сопровождением);

• пальчиковый театр;

• игры с предметами (игры с крупой и т.д.), шнуровка, мозаика;

• рисование по точкам;

• раскраски.

Пальчиковая гимнастика и массаж в «сухом бассейне» способствуют:

• нормализации мышечного тонуса;

• стимуляции тактильных ощущений;

• увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;

• формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

Пальчиковый массаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.

"Горох"

Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук:

В миску сыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

«Кто больше?»

Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

"Напрягаем пальцы "

Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.

Только уставать начнем,

Сразу пальцы разожмем,

Мы пошире их раздвинем,

Посильнее напряжем.

«Найди спрятанный предмет»

На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.

«Насыпаем в чашечку» С помощью ложечки перекладывать горох в чашечку.

Игры с бусинами

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук:

• развивают мелкую моторику;

• развивают внимание;

• развивают память

Упражнения, способствующие развитию моторики рук:

1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
2. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры со стихами, скороговорками

3. Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)

4. Пальчиковый театр.

5.Рисование по трафаретам, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная (упражнения выполняются только простым карандашом).

6. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.

7. Выкладывание фигур из счетных палочек.

8. Завязывание и развязывание узелков;

собирание разрезных картинок

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы:

– игровые упражнения должны приносить детям радость,

– постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному.

- учёт индивидуальных возможностей ребенка.

Пальчиковые игры.

  • тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Детям достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Упражнения для кистей рук: «Фонарики», «Моем руки», «Заготавливаем капусту», Печем блины» и другие.

Упражнения условно статические: совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

«Зайчик»

Зайка прячется под сосной.

Исходное положение. Левая рука - «зайчик». Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем. Правая рука – выпрямленная ладонь накрывает сверху «зайку» – это «сосна». Потом поменять положение рук. Правая рука – «зайчик», левая рука – «сосна». Менять положение рук 3-4 раза.

Этот зайчик - под сосной,

Этот зайчик – под другой.

Упражнения для пальцев динамические:

«В гости»

В гости к пальчику большому

(пальцы сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы обеих рук.)

Приходили прямо к дому

(две ладони сомкнуть под углом – «крыша»)

Указательный и средний,

Безымянный и последний

(называемые пальцы каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем)

И мизинчик-малышок

(все пальцы сжаты в кулак, мизинцы выставить вверх)

Сам забрался на порог.

(Постучать кулачками друг о друга.)

Вместе пальчики-друзья.

(Ритмично сжимать пальчики в кулачки и разжимать.)

Друг без друга им нельзя.

(Соединить руки в «замок».)
Рекомендации по выполнению пальчиковой гимнастики.
• Перед началом упражнений детям следует разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
• Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:
1) взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит;
2) взрослый выполняет движения руками ребенка;
3) ребенок выполняет движения своими руками.
• Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
• Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой.
• При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.


«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка,
(Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.)
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
(Хлопают в ладоши.)

«Прятки»
В прятки пальчики играли
(Дети ритмично сгибают и разгибают пальцы.)
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.

«Фонарики» 
Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы.
Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.
Фонарики зажглись!
(пальцы выпрямить)
Фонарики погасли!
(пальцы сжать)
Упражнение выполнять несколько раз.

 «Домик»
(Пальцы сжать в кулачок.
Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого.)
Раз, два, три, четыре, пять -
(Разгибаем пальцы.)
Вышли пальчики гулять.
(Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.)
Раз, два, три, четыре, пять -
(Сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца.)
В домик спрятались опять.
(Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулак.)

 «Капуста»
Мы капусту рубим, рубим,
(Дети двигают прямыми ладонями вверх-вниз.)
Мы морковку трем, трем,
((Потирают кулак о кулак.)
Мы капусту солим, солим,
(Имитируют посыпание солью.)
Мы капусту жмем, жмем.
(Интенсивно сжимают и разжимают кулаки.)
Игры с песком
Знакомство со свойствами песками (влажный-сухой, сыпучий). Игры с песком: «Птичьи следы на песке» — рисуем на песке пальчиками, отпечатки ладоней, кулачков, скользить ладонями по поверхности песка «Гора из песка» (загребание песка ладонями)

« Разжимаем кулачок - высыпается песок» (набрать в песок в кулачок, а затем разжать руку) 

«Перетри песок» (перетирать песок между ладонями)

«Отпечатки наших рук» (внутренняя и внешняя стороны ладоней)

«Рисуем кружки» (выполнять круговые движения руками по поверхности песка)

«Рисуем пальчиками» (вместе с взрослым, по подражанию) 

«Дорожки», «Ленточки», «Ручейки» (рисование палочкой на песке)

«Печем куличики» (используем формочки разной величины)

«Что спрятано в песке» (отыскать зарытые в песке разные фигурки) «Угадай, что зарыто в песке» (определить на ощупь знакомый предмет) дорожки и узоры из песка (насыпание песка на цветную бумагу, рисование узоров из песка с помощью бумажного кулечка)

Лепка 
Знакомство с материалами (кинетический песок, пластилин, соленое тесто). Приемы раскатывание пластилина: раскатывание и соединение различных форм, скатывание и вдавливание пальцем.

Аппликация 

Знакомство свойствами бумаги(мягкая – жесткая). Приемы работы с бумагой: вырывание, сминание, наклеивание готовых форм.


Изоигры с рисованием пальчиками и ладошками
Знакомство с техникой рисования пальчиками и ладошками, дорисовывания определенного образа. Приемы нанесения точек на всю поверхность бумаги (ритм и равномерность) 

Графические упражнения. 
Графические игры: изображение точек, прямых и кривых линий, кругов и овалов (ниточки, дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами, раскрасками 

Игры и действия с предметами 
Игры с пирамидками, кубиками, нанизывание бус, игры с прищепками, игры с бумагой, игры на развитие тактильных ощущений («Узнай на ощупь») застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок; завязывание и развязывание лент; переборка круп; составление разрезных картинок, работа с мозаикой и строительными материалами. 

Пальчиковые игры и гимнастика обладают большим воспитательным потенциалом, являясь великолепным универсальным, дидактическим и развивающим материалом. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия.. Пальчиковые игры расширяют кругозор, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для воспитателей : "ПРОВЕДЕНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ И ДРУГИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ".

   Работа поразвитию мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями очень важна и сложна. Благодаря занятиям у детей отмечается улучшение двигательной активности, лучше развивае...

Консультация для родителей "Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей третьего года жизни"

Данный материал содержит описание некоторых игр с песком и водой, пальчиковой гимнастики, массажа рук с помощью подручных предметов, которые можно применять в работе с младшими дошкольниками для разви...

Упражнения для развития мелкой моторики у детей имеющих нарушения и отставания в развитии.

Мелкая моторика - это согласованное движение пальцев рук, умение ребёнка "пользоваться" этими движениями: держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать, лепить. Тренировка тонких движений п...

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Домашние птицы» с использованием игр и упражнений по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста.

В ходе занятия использовались такие педагогические приёмы как сюрпризный момент, отгадывание загадок, знакомство с художественной литературой.Цели занятия:1.      Развитие общ...

Выступление на методическом объединении на тему:" Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью"

Литература:1. Мухина, В. С. Возрастная психология: Учебн. пособие для студ. вузов.- М.: Академия, 2002.- 4012. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа Образования учащихся с умеренной и тяжело...

Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей». Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?».

Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей».Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?»....

Особенности развития мелкой моторики у детей с умственной отсталостью

Анализ литературных источников показал, что вопрос развития мелкой моторики детей в настоящее время очень актуален. Занятия лечебной физической культурой являются идеальным средством адаптивного физич...