Консультация для воспитателей "Агрессивные дети"
консультация по коррекционной педагогике

Фелькер Татьяна Юрьевна

Всё больше в детских садах наблюдается эмоционально нестабильных деток, есть и тревожные,и агрессивные...Страдают в этой ситуации не только сами дети ,но и взрослые. Особенно, когда речь заходит об агрессии ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agressiya_detey.doc245.5 КБ
Microsoft Office document icon agressivnye_deti.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессия у детей. Причины и особенности воспитания.

Приступы детской агрессивности часто загоняют родителей в угол. «Как же так? Мы же его так любим, пытаемся учить его только доброте», - разводят руки мама и папа.

Давайте рассмотрим проблему детской агрессивности со всех сторон.

Бывает так, что ребенок совсем не агрессивен. Он никогда не ударит взрослого или другого ребенка, не скажет грубого слова, не рассердится. Такое полное отсутствие агрессивности – скорее, большой недостаток, чем достоинство. Агрессивность необходима для нормального развития ребенка, иначе он не смог бы познавать окружающий мир, защищаться, конкурировать с другими людьми. Если родители строго запрещают ребенку проявлять необходимую агрессию (не бей, не отбирай игрушку, не кричи), то такое приглушивание агрессии может привести к неврозу или к тому, что однажды эта самая агрессия вырвется наружу с эффектом выпрямляющейся пружины.

Желая воспитать ребенка добрым и отзывчивым, некоторые родители стараются максимально ограничить агрессию, которую он проявляет. Как часто можно услышать: «Зачем ты ударил Вову? Совсем не обязательно драться, а можно договориться» Но, к примеру, если ребенку 2 – 4 года, он еще не очень хорошо разговаривает, в а значит и договариваться с ним еще сложно. Поэтому ребенку доступно два выхода из сложившейся ситуации: ударить Вову или отступить, быть побежденным.

А если ребенок проявляет агрессивность, причем довольно сильно?

Прежде всего, необходимо определить возможные причины такого поведения.

Часто агрессивное поведение является следствием тех отношений, которые ребенок наблюдает в семье.

Если родители каждый раз применяют физические наказания, то не следует удивляться, что ребенок не умеет  общаться по-другому. Ребенок знает, что мама или папа бьют его, чтобы он был послушным. Естественно, он привыкает к тому, что если нужно что то получить от человека, его нужно ударить. Бессмысленно убеждать ребенка не отнимать, а вежливо попросить понравившуюся игрушку у другого ребенка, если на него сами только что накричали, отбирая, например, грязную палку. Со временем, такие дети могут стать совсем не управляемыми, не реагирующими на просьбы и уговоры.

Ребенок может вести себя агрессивно вследствие попытки обратить на себя внимание окружающих. Например, ребенок не отличается от остальных детей умением рисовать или петь. А если разрушить снеговика, которого лепила вся группа во главе с воспитателем, ребенка сразу заметят, и будут обговаривать это происшествие целый день. Это вам не стихи на табуретке читать! «Рецепт» здесь только один: действия и слова по отношению к ребенку должны постоянно убеждать его в том, что его любят не за что то, а несмотря ни на что.

Еще одна причина детской агрессии – ревность.

Агрессия ребенка может быть направлена как на человека, расположение которого он пытается завоевать, так и на своего «конкурента». Например, мама при своей дочери похвалила другую девочку за хороший рисунок. Она могла это сделать просто так из педагогических соображений, чтобы дочери захотелось нарисовать так же. А дочь не спешит брать в руки карандаш: вместо этого она рвет шедевр на кусочки и отталкивает девочку, которая посмела украсть у нее внимание и похвалу мамы.

Иногда объектом агрессии становится тот человек, которому ребенок завидует, и которого он хочет унизить, «покарать» за преимущества. Если предметом зависти является игрушка, ребенок может отобрать ее, - но не для того, чтобы ей играться, а чтобы сломать ее или даже спрятать и, таким образом, как бы стереть разницу между собой и хозяином игрушки. Такое поведение свидетельствует о низкой самооценке ребенка: необходимо помочь ему понять, что он тоже хороший, рассказать, какие у него позитивные стороны.

Некоторые дети использую агрессию, как защиту от непредсказуемого и враждебного окружающего мира, понимая, что лучший способ защиты – это нападение. Такое поведение присуще детям, чьи родители не имеют четкой стратегии в воспитании и могут по разному оценивать поступки своего ребенка в зависимости от настроения, присутствия рядом посторонних. Ребенок знает, что от людей можно ждать чего угодно, поэтому ведет себя агрессивно «на всякий случай».

Часто родители замечают, что ребенок кусает, царапает или даже бьет сам себя. Это тоже проявление агрессии. Одна из причин такой агрессии – строгий запрет к проявлению агрессии к другим людям. Сложнее всего ребенку выплеснуть негативные эмоции на взрослых, особенно на родителей, любовь которых он боится потерять. Например, ребенок не хочет идти с прогулки. Мама берет его за руку, чтобы отвести домой. Ребенок вредничает и, разнервничавшись, кусает запястье мамы, пытаясь освободиться. Но после строгого вопроса: «Что это такое?», начинает кусать себя. Почему? Потому, что он «не остыл», и ему сложно сделать что то другое.

Не ждите, пока ребенок успокоится сам, помогите ему в этом. Переведите все в шутку: «Ой, ты что себя кушаешь? Ты, наверное, сладкий?» Пусть ребенок учится искать позитивный выход из конфликтных ситуаций. Иначе привычка использовать собственное тело для мести себе или окружающим приведет к формированию негативного отношения к себе.

Как же реагировать на всплески агрессивного поведения ребенка? Прежде всего, ребенок должен знать, что его любят независимо от того, как он себя ведет. Поэтому не нужно слишком активно защищать того, кого ребенок обидел, и подчеркивать разницу в отношении к обидчику и «жертве». Это не вызовет у ребенка жалость. Ребенок просто сделает вывод, что Вы против него. Лучше сделать акцент на то, что ребенок сделал плохой поступок, обидев другого ребенка.

Глупо добиваться, чтобы ребенок не вел себя агрессивно. Важно, чтобы ребенок учился сдерживаться или направлять агрессию в другое русло.

Маленький человек пока не способен анализировать свои переживания. Накопившиеся негативные эмоции причиняют ему самому большой психологический дискомфорт.

Что делать с агрессивными детьми?

  • Задуматься над причинами такого поведения.
  • Если причина агрессивности – дефицит родительского внимания, то Вы знаете, что нужно делать.
  • Не наказывайте ребенка телесно.
  • Не кричите, не обвиняйте ребенка в сделанном. Это не поможет.
  • Попробуйте успокоить и отвлечь детское внимание.
  • Поговорите с ребенком, расскажите, что Вы от него ожидаете.
  • Если вспышки агрессии наблюдаются очень часто, можно помочь ребенку направить ее в безопасное русло. Это могут быть занятия спортом, лучше – плаванием.
  • Иногда агрессивным детям помогает боксерская груша, которая находится дома в доступном месте.

Подготовила

 педагог-психолог Фелькер Т.Ю.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Агрессивные  дети

        За последние годы нашей педагогической работы повышенная агрессивность детей стала одной из наиболее острых проблем. Число детей с таким поведением стремительно растет. Тема детской агрессивности долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии и что публикации на эту тему у нас единичны. Я задала себе вопрос: « Что делать, если у ребёнка выявлены признаки агрессивности? Диагноз в медицинской карте не поставлен, а родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом всё пройдёт». Я стала искать ответы на волнующую нас тему в статьях научно-практических журналах. Изучив отечественную и зарубежную литературу по вопросам психического здоровья, на критическом анализе и обобщении собственного опыта, на результатах изучения основных проблем, трудностей, сомнений я пришла к выводу, что

 это вызвано рядом причин:

- кризисом семейного воспитания;

- невнимание родителей к нервно-психческому состоянию детей;

- пропагандой культа насилия в средствах массовой информации;

- экологическая катастрофа;

- алкоголизм;

- социально-экономические катаклизмы.

Агрессивность у детей проявляется от резких высказываний до физических действий. Дети с агрессивными свойствами личности часто теряют контроль над собой, спорят, ругаются с детьми и взрослыми, намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять их просьбы, винят других в своём

 « неправильном» поведении и ошибках, сердятся и прибегают к дракам.

 Характеристика детской агрессии:

- разрушение продуктов деятельности другого. ( Ребёнок уничтожает чужую постройку из кубиков, замазал красками чужой рисунок).

- портит чужие вещи, наносит удары по столу товарища и улыбается при виде его возмущения, сильно бросает чужую игрушку и с удовольствием наблюдает слёзы её владельца.

- непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения (драка).

- наносит физическую боль (кусается).

- нередко агрессивность детей направлена на самого себя: они рвут свою одежду, наносит себе раны, головой бьются о дверь.

        Причины проявления агрессивности детей может быть стремление привлечь к себе внимания сверстников, быть главным или получить желаемый предмет, ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть своё превосходство, защита и месть.

        Чаще всего у агрессивных детей выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень саморегуляции, неразвитость игровой деятельности, сниженная самооценка, нарушения в отношениях со сверстниками. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Нормы и правила поведения открыто игнорируется. Для таких детей особенно характерна мстительность и злопамятность: они долго помнят любые мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую дея-ть.

     Добиться того, чтобы агрессивный ребёнок стал послушным и покладистым, не удавалось ещё никому, а научить жить в мире и сотрудничать с ним вполне посильная задача для взрослых.        

        В дошкольном возрасте ещё не поздно предпринять своевременные меры для преодоления агрессивности. Основное условие - укрепление нервной системы ребёнка путём создания спокойной, доброжелательной обстановки в детском саду и дома, удовлетворения эмоциональных потребностей, выявление причин эмоциональной дисгармонии, обучение детей приёмам регуляции эмоциональных состояний, повышение самооценки и развитие коммуникативных навыков, игровой дея-ти, а в большей степени - на преодоление внутренней изоляции, формирование способности понимать других.

        Важно взрослым найти правильный подход к воспитанию таких детей. При организации воспитательно-образовательного процесса нужно учитывать индивидуальные особенности детей, чтобы эмоциональные, интеллектуальные и физические нагрузки были адекватными, нельзя требовать того, что они не могут выполнить.

- К открыто конфликтующим детям нужно, проявлять любовь и чувство симпатии, независимо от их поведения, исключать ситуации, провоцирующие ребёнка на конфликт, поднимать статус ребёнка на фоне других детей (порицание с глазу на глаз, а похвала на фоне коллектива).

- Спокойное отношение в случае незначительной агрессии: полное игнорирование реакций ребёнка, выражение понимания его чувств, переключение внимания, предложение какого-либо задания, позитивное обозначение поведения (ты злишься потому, что ты устал).

- Обсуждение поступка.

- Снижение напряжения ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: повышение голоса, угрожающий тон, демонстрация власти, агрессивные позы и жесты, использование физической силы, втягивание в конфликт посторонних людей, непреклонное настаивание на своей правоте, нотации, наказание, сравнение с другими детьми не в его пользу, оправдания, подкуп и т.п.

- Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребёнком обратной связи, при этом взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность, твёрдость.

- контроль взрослым собственных негативных эмоций.

- Демонстрация модели неагрессивного поведения. Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие- искренность взрослого.

                                   

КОРРЕКЦИОННАЯ   РАБОТА

С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ

          Обучение безопасному выражению гнева.

  1. « Недружественный шарж»- нарисовать карикатуру обидчика. После этого спросить, как ребёнок себя чувствует, и что ему хочется сделать с этим « шаржем» (пусть ребёнок совершит это в действительности).
  2. « Мешочек криков». Договориться с ребёнком, что, пока мешочек у него в руках, он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо, но когда он мешочек отпустит, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом.
  3. « Лист гнева»- лист можно комкать, рвать, кусать, топтать, пинать до тех пор, пока ребёнок не почувствует, что это чувство уменьшилось и теперь он легко справится со своим гневом, собрав все кусочки « листа гнева» и выбросив в урну.
  4. « Подушка для пинаний»- этот игровой способ подойдёт к тем детям, которые, разозлившись, склонны реагировать, прежде всего, физически - сразу дерутся, толкаются, отнимают, а не кричат и не обзываются. Подушка небольшая тёмного цвета, которую ребёнок сможет пинать, бросать и колотить, когда почувствует себя сильно рассерженным.
  5. « Гнев на сцене»- этот игровой коррекционный прием основан на зрительном представлении образа своего негативного чувства. Когда ребёнок злится ( или только, что испытал злость), можно предложить ему представить, как выглядел бы его гнев на сцене театра. Произносить реплики, которые ему хочется в данный момент произнести, и с такой громкостью и интонациями, какие считает необходимым, при этом выразительно двигаясь.
  6. Научить ребёнка расслабляться. При этом использовать показ и тактильную помощь. Упражнения « роняем ручки», « трясём кистями», «стряхиваем воду с пальцев» и др.
  7. Игры с шишками, песком.

8.    Пальчиковые игры, « нарисуем на пальчиках ниточки», « кап-кап»

 « нарисуем губки, бровки, глазки».

9.Формула самовнушения с 6 лет.

10.Релаксация.

11.Расслабление с помощью дыхания (короткий вдох-длинный выдох; глубокий вдох с задержкой дыхания).

12.Упражнения для снятия напряжения. Встать прямо, плечи отвести назад, руки опустить вдоль туловища. Постепенно приподнимать пятки от пола, перенося всю тяжесть тела на ступни ног, одновременно поднимать руки и разводя их на уровне плеч, словно крылья-вдох. Выдыхать воздух, переходя в и. п.

13. «Посчитал до десяти, и я решил…»

14.Визуализация.

 А). Рассмотреть в течение нескольких мгновений какой-либо предмет: апельсин, стакан с водой, настольную лампу. Закрыть глаза и представить этот предмет.

Б). Закрыть глаза и вообразить яркий, живой цветок. Взять его в руки и поднести к лицу. Почувствовать аромат.

В). Сесть, закрыть глаза, расслабиться, сосредоточиться. Мысленно представить светящийся белый круг (квадрат, треугольник, яблоко, грушу).

15. Музыкотерапия.

« Сладкие грёзы» П.И.Чайковский, « Грустный вальс» Я.Сибелиуса;

« Фантазия – экспромт» Ф. Шопен;

« Аве Мария» Ф. Шуберт;

« Лунная соната» Л. Бетховен;

« Хор пилигримов» Р. Вагнера;

« Сентиментальный вальс» П. И. Чайковский;

16.Танцетерапия

« Танец утят»;

« Лавата»;

« Если весело живётся».

17.Изотерапия

Рисование с закрытыми глазами; штриховка контуро изображённых предметов; фронтаж (обведение картонных фигурок на ощупь);

18.Пуантилизм (пальцевая живопись);

19.Смехотерапия (обыгрывание потешек, чтение юмористических рассказов, « игра в смешные слова»;

20.Ароматерапия, управляющая настроением, работоспособностью, снижающая уровень утомляемости, снимающая стрессовые состояния

( ароматы лаванды и розмарина-успокаивают, настойка ивы, остролиста снимают напряжение, раздражительность).

21.Созерцание маленького животного, аквариума с рыбками; слушание журчания воды, звуков природы и т. д.;

22.«Эмоциональный словарь» (набор карточек с изображением лиц в эмоциональных различных состояниях).

        Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребёнка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей. Хотелось бы напомнить родителям: психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию и при необходимости обращайтесь за помощью к психологу или психотерапевту.

 

Подготовила педагог-психолог Фелькер Т.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей средней группы «Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему».

Консультация для родителей детей средней группы«Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему»....

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Родители – активные помощники педагогов в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице"

Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас – родителей, других взрослых. Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей.Ст...

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возрастана тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитаниядетей среднего дошкольного возраста  поможет софрмировать пре...

Консультация для родителей детей 6-7 летнего возраста "Подготовка детей к школе"

Родители озабочены главным вопросом: как будет учиться их ребёнок в 1 классе, будет ли успевать, хорошо бы стать гордостью класса, первым учеником... По крайней мере, без троек. И изучение иностранных...

Логопедическая консультация для родителей детей дошкольного возраста "Развитие речи детей в ваших руках!"

Уважаемые родители! Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи....

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развитие связной речи в процессе обучения детей родному языку"

Одно из условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подраж...