Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе
статья по коррекционной педагогике

Отечественными педагогами и психологами Л.С. Выготским, ВС.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным и другими были выделены и научно обоснованы психологические характеристики и новообразования основных возрастных периодов развития ребенка, формирующиеся в результате освоения ведущей для каждого возрастного периода деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе

Отечественными педагогами и психологами Л.С. Выготским, ВС.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным и другими были выделены и научно обоснованы психологические характеристики и новообразования основных возрастных периодов развития ребенка, формирующиеся в результате освоения ведущей для каждого возрастного периода деятельности.

Исследование закономерностей появления и развития психологических особенностей и качеств личности человека внутри ведущего вида деятельности и посредством ее, установление возрастной преемственности этих особенностей является источником понимания закономерностей развития всех когнитивных процессов ребенка, в том числе и воображения.

Соответственно периодизации психического развития, предложенной Л.С. Выготским, воображение принято считать основным психологическим новообразованием дошкольного возраста.

Формируя представление о том, что у детей воображение более развито, чем у взрослых, отдельные исследователи анализируют воображение в качестве источника свойственных дошкольнику видов деятельности. Отвергая такую позицию, B.C. Мухина в своих работах говорит о том, что развитие воображения не является причиной, а результат овладения игровой, конструктивной, изобразительной и другими видами деятельности .

Первый период в развитии воображения можно отнести к двум годам. В этом возрасте наблюдается разделение воображения на познавательное и аффективное, связанные с двумя главными новообразованиями возраста. С одной стороны, это отделение ребенком себя от предмета, от действия с объектом и отсюда - направленность его на овладение новейшими действиями и предметами, а в случае неосуществимости прямого овладения обращение к предметам - заместителям . С другой стороны- воздействие своего личного "Я" переживание своей отделенности от окружающего мира .

В этом возрастном периоде четко выделяются два типа воображения. Познавательное воображение, когда ребенок с помощью игрушек разыгрывает некоторые известные ему действия и их вероятные варианты (прием пищи в детском саду или дома, подготовка ко сну, прогулка), и аффективное воображение, выражаемое при проигрывании ребенком своего переживания, а режиссерская игра, которая была подробно описана в исследовательских работах Е.М. Гаспаровой, обширно выражается в домашних условиях и часто связана с аффективным воображением. Поэтому именно аффективное воображение связано с самого начала с применением символов. В отличие от положительных эмоций, связанных в разуме ребенка с определёнными событиями действительности, источник отрицательных переживаний ребенок пока не постигается ребенком, что ведет к применению символов для выражения своих негативных переживаний. На первых порах эти символы заимствуются детьми (Кощей Бессмертный, Леший и т.д.), а затем создаются самостоятельно (зубастый самолет, выдуманная плохая или хорошая девочка).

Второй тип защиты личности с помощью воображения является создание воображаемой обстановке. В случае угрозы образу «Я» малыш строит воображаемую ситуацию, которая убирает эту угрозу. В ней он получает положительный материал для поддержания образа «Я» в тех случаях, когда он не может согласовать образ «Я» с запросами действительности. С этим механизмом связаны рассказы-фантазии ребенка о том, что он самый сильные, что он победил самого сильного ребенка в группе.

Второй период в развитии воображения достигается, когда ребенку четыре, пять лет. В этом возрастном периоде ребенок ориентирован на изучение норм, прежде всего общественных, а также правил и образов деятельности. Взрослые, ощущая новые потенциалы ребенка, ведут его обучение и воспитание в основном через образы, которым он должен следовать, а уровень творческого воображения в этом возрастном периоде снижается.

В этом возрасте у нормальных детей уменьшается частота возникновения постоянных страхов и обычно аффективное воображение нормального ребенка начинается в связи с переживанием им настоящей травмы. Позитивное воображение ребенка связано с активным развитием в этом возрастном периоде ролевой игры, рисования, конструирования, но оно носит при этом воспроизводящий характер, так как ребенок этого возраста ориентирован на следование образам. Отклонения от образов в процессе усвоения ими вероятны, но и они носят обыгрывающий, зачастую случайный характер.

К пяти годам в процессе воображения появляется специфическое планирование, которое можно именовать ступенчатым. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и планирует следующий шаг. Потенциал ступенчатого планирования приводит детей к возможности направленного словесного творчества, когда дети придумывают сказку называя события последовательно, но вероятнее всего ребенок берет за основу план-схему сказки, которую он знает и изменяет отдельные содержательные моменты (заяц и лиса строят избушки не лубяную и ледяную, а из досок и из земли ).

Третий период в развитии воображения дошкольника возникает в возрасте шести, семи лет. В это время ребенок уже усваивает основные образы поведения и деятельности, получая свободу в оперировании ими. В принципе он уже способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения.

Аффективное воображение ребенка направлено, с одной стороны, как и в предыдущем возрасте, на изживание полученных психотравмирующих воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. С другой стороны, в случае устойчивого конфликта с реальностью дети зачастую обращаются к замещаемому воображению и в этом возрасте начинают появляться выдуманные миры с выдуманными друзьями и врагами, а творчество детей носит проективный характер, символизирует устойчивые переживания. Познавательное воображение претерпевает качественные видоизменения.

Шестилетние дети в своих работах не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приемы для этой передачи. Возможности выбора таких приемов прямо связаны с особенностями обучения ребенка, прежде всего с овладением им на протяжении дошкольного детства культурной игры и элементами художественного творчества. А возможность выбора проявляется в подборе адекватных приемов реализации продуктов воображения, передачи идеи, в поисках самой идеи, замысла. В этом возрасте появляется новая возможность использование образа при выполнении заданий на воображение. В этом возрастном периоде впервые появляется целостное планирование: ребенок может уже до начала действий построить план их выполнения (в случае воображения - план разворачивания идеи произведения) и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения, а выполнение заданий на дорисовывания с предыдущим речевым планированием, дети дают многоступенчатый план работы.

Все эти три периода развития воображения как опосредованной функции представляют собой лишь возможности каждого возрастного периода, которые в естественных условиях осуществляются меньшим количеством детей.

Таким образом, подход к исследованию воображения как к возможности понимания ребенком своей деятельности разрешает, с одной стороны, выделить особую важность этого процесса для психического развития, а с другой — перенести логику его развития на все виды и формы деятельности в младшем школьном возрасте.

Список используемых источников

1.        Боровцова Л.А. Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. Тамбов: Пролетарский светоч, 2007. 220 с.

2.        Волкова Л.С. Логопедия. М.: Владос, 2009.  710 с.

3.         Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. М.: Альфа. 2005. 350 с.

4.        Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Альфа. 2005. 245 с.

5.        Выготский Л.С. Мышление и речь: в 6 т. М.: Лабиринт, 1999.. Т.5. 352 с.,

6.        Гвоздев А.Н., Фомичева Г.А., Ушакова О.С. Вопросы изучения детской речи. М.: Просвещение, 2007. 471с.

7.        Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста. М.: Академия, 2009. 272 с.

8.        Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников. // Вопросы психологии. 2015, № 6. С. 19-25.

9.        Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. М.: Эксмо, 2014. 280 с.

10.        Жукова Н.С. Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей. М.: Книгомир, 2011. 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста

Воображение является высшей и необходимейшей способностью человека . Вместе с тем эта способность нуждается в особой заботе в плане развития...

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста

Развитие воображения у детей 6 года жизни. Рекомендации для родителей и воспитателей...

Статья "СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Аннотация: в статье раскрыто значение сюжетно-ролевых игр для развития воображения ребенка, приведены обоснования необходимости использования данного вида игры в работе ДОУ Ключевые слова: сюжетн...

Творческие игры на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности

Оособенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста состоят в том, что в дошкольном возрасте воображение ещё очень ограничено и отличается, с одной стороны, своим пассивным воссозд...

Тесты на развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Воображение – это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человек не обладал фантазией, мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы иг...

Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

В жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение, являясь основным творческим процессом и основной познавательной сферой ребенка. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настольк...

План работы по самообразованию. 2018-2019 год Художественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста».

План работы по самообразованию.  2018-2019 годХудожественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста...