ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ ДЕТСКОГО САДА КАК УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ СЕМЕЙ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Анцыгина Лариса Анатольевна

Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Это обуславливает поиск путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи. Необходимым условием для выполнения данной задачи является организация психолого-педагогического сопровождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._antsygina.docx39.53 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ ДЕТСКОГО САДА

КАК   УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ СЕМЕЙ

Л.А. Анцыгина

МАДОУ «Детский сад «Теремок» Асбестовского городского округа

ancygina69@mail.ru

Аннотация. Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Это обуславливает поиск путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи. Необходимым условием для выполнения данной задачи является организация психолого-педагогического сопровождения.

Создание условий реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие в соответствии с его  особенностями становится сегодня неотъемлемой целью деятельности любой образовательной организации. Само понятие качества образования в общественном сознании тесно связывается с такими категориями, как здоровье, благополучие, успешность, защищенность, самореализация, уважение.

При получении рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий (далее по тексту – ПМПК) родители детей с проблемами в развитии имеют возможность выбора одного из двух путей сопровождения: в рамках специально организованного коррекционного пространства – в условиях нашего муниципалитета - специализированной группы и в условиях обычной образовательной организации со всеми социально-психологическими рисками для нетипичного ребенка. Первый маршрут предусматривает активизацию сохранных функций ребенка и развитие его зоны ближайшего развития при участии коррекционных педагогов и специальных психологов. Второй маршрут активизирует социально-психологические механизмы взаимодействия проблемного ребенка со средой и только потом - коррекцию.

Многие семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ), осознают важность и необходимость дошкольного образования, но не каждый может попасть в группу коррекционной направленности, ввиду того, что количество таких групп ограничено. Наш детский сад общеобразовательный, в нем нет специальных групп, но созданы кадровые и материально-технические условия для организации сопровождения детей с нарушенным развитием. Но и при этом мы не можем говорить о полной инклюзии, а лишь об её элементах либо нашем желании её создания. Каждый год в нашу дошкольную организацию поступают дети с особенностями развития. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории детей, усложнение нарушений развития и их сочетанность и осложненность.

Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования обеспечивают права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, в том числе детей с ОВЗ. На наш взгляд, именно перед дошкольной организацией встает ряд задач, решение которых позволит удовлетворить субъективные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья. Так как, по нашему мнению, инклюзия на уровне дошкольного уровня образования наиболее перспективна и менее противоречива, поскольку ориентирована на цели развития ребёнка. Мы полагаем, что основой организации инклюзивного образования в детском саду являются организация деятельности психолого-педагогического консилиума.

Психолого-педагогический консилиум создан в нашей образовательной организации как форма взаимодействия специалистов детского сада, объединяющихся для психолого-педагогического сопровождения обучающихся, имеющих те или иные отклонения в развитии. Цель такого сопровождения в условиях нашего детского сада это непрерывная поддержка силами всех специалистов воспитанников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, детей группы риска, дезадаптированных детей, через организацию диагностики, разработки и реализации индивидуальной образовательной траектории для таких детей. Для всего педагогического коллектива психолого-педагогическое сопровождение является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы, а комплексной системой, способом поддержки и помощи ребенку и его семьи в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации. В сопровождении оказались не только дети, но и педагоги, и родители детей обеих категорий - и здоровых детей, и детей с особыми образовательными потребностями.

В рамках организации элементов инклюзивного образования нами выделены следующие задачи консилиума:

1. Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательной организации) диагностика отклонений в развитии. В том числе  выделение тех воспитанников, которых можно отнести к категории «ограниченные возможности здоровья», но пока еще не имеющие такого статуса; дезадаптированных детей; детей, имеющих нарушения, способных повлиять на дальнейшее развитие и/или социализацию, адаптацию.

2. Уточнение стратегии и определение тактики и технологий сопровождения.

3. Динамическая оценка эффективности мероприятий в первую очередь по отношению к процессам социальной и образовательной адаптации ребенка.

Также могут решаться экспертные задачи по изменению образовательной траектории ребенка с ОВЗ в самой ОО, например, изменение соотношения индивидуальных и групповых форм работы с ребенком, время пребывания ребенка в среде обычных сверстников и т. п. (с согласия родителей).

К одной из основных задач следует отнести

4. Координация взаимодействия и деятельности участников образовательного процесса.

Каждый специалист консилиума вносит собственное понимание в целостную картину обучения и воспитания ребенка с нарушенным развитием. Все точки зрения отдельных специалистов сводятся в единую картину индивидуализированного образовательного маршрута ребенка.

Периодичность проведения консилиума определяется реальными запросами родителей (законных представителей), педагогов детского сада. Заседания могут быть плановыми и внеплановыми. Инициатива запроса может исходить от любого участника образовательного процесса. Этапы традиционные: запись ребенка на обследование, предварительный сбор информации, обследование ребенка, коллегиальное обсуждение, коллегиальное заключение  специалистов, реализация рекомендаций консилиума, оценка эффективности психолого-педагогического сопровождения.

Ещё одна задача консилиума -  это сопровождение семей воспитанников. И это сопровождение нам видится в сотрудничестве с родителями. Это очень непростой процесс, от успешности которого во многом зависит эффективность достижения целей обучения, воспитания и коррекции. «Взаимодействие» рассматривается как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.

Прогнозируемые результаты:

- воспитанники:

  •  позитивная адаптация к условиям ДОУ;
  • динамика психического, физического, интеллектуального развития при активном включении в коррекционно-развивающую работу;
  • эффективное формирование нарушенных функций;
  • развитие личности ребенка, развитие навыков общения;
  • приобретение социального опыта.

- педагоги:

  • развитие психолого-педагогической компетентности, понимание специфики работы с детьми с ОВЗ;
  • профессиональное самосовершенствование и самореализация через использование эффективных форм, методов и приемов работы, разработку индивидуальных программ развития детей с ОВЗ на основе психолого-педагогического прогнозирования;
  • приобретение навыков работы в системе комплексного сопровождения детей.

- родители:

  • получение квалификационной психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ;
  • адекватность установок в отношении перспектив ребенка;
  • информированность о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком, в том числе в рамках ПМПк ДОУ;
  • приобретение основ психолого-педагогических знаний по воспитанию ребенка с ОВЗ;
  • получение психологической поддержки по гармонизации детско-родительских отношений.

За последние четыре года в наш детский сад приводят детей с расстройствами аутистического спектра. От одного до четырех детей. Это новое в нашей практике, не изученное поле. И мы ищем пути сопровождения такой категории детей и их родителей. И хотим поделиться замечательными рекомендациями М.Д. Люхиной «Как построить разговор с родителями недавно диагностированного ребенка с расстройством аутистического спектра» [2], которые, на наш взгляд, подходят для принципов сопровождения любых семей, воспитывающего ребенка с ОВЗ или инвалида.

Итак, вы - психолог, поведенщик, логопед, не суть важно. Вы - первый специалист, к которому на прием пришли родители недавно диагностированного ребенка с РАС. Вдохните-выдохните, и …

Не жалейте. К вам пришли не за жалостью, а за помощью. Жалость, сочувствие, все эти эмоции — для родственников и друзей. От вас нужна помощь.

Отнеситесь серьезно. Если люди обратились за помощью, значит период, когда родители успокаивают себя и стараются не замечать проблему, уже пройден. Не отбрасывайте их назад фразами «что-то он не похож на аутиста», «ну может еще заговорит», «а кто это вам поставил диагноз». Не уверены в диагнозе - лучше поговорите о проблемах ребенка, а не о том как это называется.

Не создавайте иллюзий. Аутизм это не насморк, он не пройдёт и не кончится. С трудностями и особенностями своего состояния человеку придётся мириться всю жизнь. Слышать об этом ещё тяжелее, чем говорить, но сказать нужно.

Не пугайте. Даже если это ребенок с тяжелыми множественными нарушениями развития и шанс на то, что он сможет дать хоть какую-то мало-мальски значимую динамику, очень мал. Не пугайте. Не говорите о том, что почти все бесполезно, говорите о том, что в слове «почти» все равно есть масса возможностей, если не для компенсации, то хотя бы для того, чтобы быть счастливым.

Отвечайте на вопросы. Даже на самые наивные и странные. Кому как не вам знать, что аутизм не перечеркивает возможность учиться, дружить, любить, иметь свои интересы. Обязательно скажите об этом.

Не втягивайте в личные разборки. Наша сфера крайне богата на конфликты и дрязги, есть много противоречивых точек зрения относительно квалификации тех или иных специалистов и эффективности различных терапий. Оставьте личностные оценки за домашним компьютером. В разговоре старайтесь опираться на факты и исследования. Если речь идет не об опасных видах терапии (таких как холдинг) или о специалистах, сильно дискредитировавших себя в глазах сообщества (проявления физической агрессии по отношению к детям, применение запрещенных методов, неадекватное поведение), лучше не давайте оценок. Фраза «я не могу дать оценку, т.к. не видел/а в работе» - вам поможет.

Не лгите и не стройте далеко идущих прогнозов. Даже если вы сами верите в то, что «он у нас заговорит до конца года», лучше помолчите. Даже если вам очень хочется утешить человека рассказами о Тэмпл Грэндин, лучше помолчите. О чем стоит говорить - о ближайшем будущем и о том, что точно можно исправить в самые короткие сроки - наладить сотрудничество, подобрать интересные занятия, помочь с бытовыми навыками. А в более отдаленное будущее вы заглянете потом.

Не грузите. Вы безусловно очень эрудированны и много знаете об аутизме, но ваши клиенты сейчас не готовы к этому водопаду знаний. Старайтесь свести теоретическую часть вашей беседы к минимуму, учитесь подавать информацию схематически, кратко и наглядно. Лучше всего - держите наготове несколько обзорных статей по теме и ссылки на парочку информационных видео и давайте «задание на дом». Информацию родителям будет легче усвоить в своем ритме.

Оставьте право на свое мнение. Наша сфера не только очень конфликтная, но и очень спорная с точки зрения эффективности методов и видов лечения. Вы можете как угодно относиться к применению нейролептиков, диетам, микрополяризации, томатису, дельфинотерапии и гомеопатии, но решать делать/не делать должны не вы. Вы в праве упомянуть, что некоторые виды этих терапий не имеют научных доказательств эффективности, но не продавливайте свою точку зрения. Это не в вашей компетенции.

Не призывайте к подвигам. Разговоры о том, что «родительская любовь со дна морского достанет», «только 40 часов терапии имеют смысл», «если вы днем и ночью будете добиваться речи» - для другого раза. Самое важное для семьи ребенка с аутизмом - правильно расходовать ресурсы (время, силы и конечно деньги). Призыв к подвигу легко приведет к тому, что все ресурсы будут растрачены в самые короткие сроки, а на смену придет апатия и бездействие. Поэтому, как в спорте, нагрузка увеличивается постепенно.

Собирайте информацию. И прежде всего не об анамнезе и пройденных до вас врачах и специалистах, а о том, сколько поддержки получают люди, которые пришли к вам на консультацию. Единодушны ли мама и папа во взглядах на воспитание, реабилитацию, диагноз? Есть ли поддержка со стороны других родственников, старших детей? Есть ли возможность распределять нагрузку при работе с ребенком дома? Все это - важные части вашей будущей работы.

Не ругайте. Если вам честно признаются, что не в силах заниматься с ребенком самостоятельно, игнорировать истерики, поддерживать программу,  будь готов - всегда готов - отнеситесь к этому с пониманием. Не с одобрением, а именно с пониманием. Есть шанс, и он достаточно высок, что такая реакция - результат того, что люди напуганы и в ваших силах постепенно привести их к более адекватной оценке собственных сил. Если сил на совместную работу все равно нет - честно предупредите о последствиях (более медленное освоение программы, трудности с обобщением навыков и т.д.), и принимайте решение. Лучше вместе.

Держите границы. Это ваши будущие клиенты, а не друзья-приятели, поэтому даже если они вам очень нравятся, держите границы. Не переходите на темы, не имеющие отношения к ребенку, не позволяйте себе панибратства, даже если вам кажется что это на пользу. Очертите круг своей компетенции, старайтесь не выходить за его пределы.

Нарушайте границы. Помогите сориентироваться в информационном пространстве, подскажите адреса разных центров, служб, скиньте ссылку на благотворительный праздник, акцию или спектакль, дайте свой e-mail и предложите писать вам, если возникнут вопросы, дайте почитать полезные книжки.

Не оставляйте в одиночестве. Если другие родители не против - познакомьте с родителями других детишек, близких по возрасту, живущих рядом. Если сочтете уместным - посоветуйте группы психологической поддержки для родителей.

Будьте дружелюбны и искренни. Помогите людям почувствовать, что они пришли не на экзамен или комиссию, что здесь им рады и помогут: улыбнитесь, похвалите ребенка (я не знаю ни одного ребенка, которого не за что было бы похвалить), отметьте какие-то положительные моменты в его состоянии. Похвалите родителей (я так же не знаю ни одного родителя, которого не за что было бы похвалить). Пошутите, в конце концов. Предложите чаю с печеньками. Ничто так не пугает в слове специалист как легкий флер официоза и пафоса - в топку его, ведь правда? Донесите основную мысль: случилась беда, достаточно большая, но в ней никто не виноват, с ней можно что-то сделать, есть те, кто уже «что-то» делает и их много, есть знания, которые помогают, и есть ребенок, который замечательный, независимо от наличия или отсутствия у него аутизма.

Список литературы:

  1. Калягин В.А., Матасов Ю.Т., Овчинникова Т.С. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. – СПб.: КАРО, 2005.
  2. Люхина М.Д. «Как построить разговор с родителями недавно диагностированного ребенка с расстройством аутистического спектра». http://outfund.ru/category/specialistam/
  3. О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2006.- №1.
  4. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения // Письмо Мин. Обр. РФ от 27.03.2000 № 27/901/6.
  5. Психолого-педагогическое и медико-социальное  сопровождение  развития ребёнка. – СПб, 1998
  6. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ,  2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический проект в детском саду "Поделись улыбкою своей..."

Проект содержит материалы по всем образовательным областям (познавательная, речевая, физическая, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая) по теме "Улыбка людей". Данный проект направлен ...

"Музыкальное занятие в детском саду - основная форма организации музыкального воспитания дошкольников"

Музыкальное занятие-это форма образовательной работы с детьми, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников....

Музыкально – ритмическая деятельность в детском саду как метод организации двигательной активности дошкольников.

Музыкально – ритмическая деятельность в детском саду как метод организации двигательной активности дошкольников....

психолого-педагогическая гостиная в детском саду

Представляем Вашему вниманию элемент формы работы дети плюс родители - "Психолого-педагогическая гостиная в детском саду"...

Консультация для педагогов: "Психолого-педагогическая диагностика в детском саду"

В материале содержится информация о психолого-педагогической диагностике в ДОУ, ее видах, описываются принципы взаимодействия педагогов с детьми при проведении диагностического обследования....

«Взаимодействие педагогов с психолого-педагогическим консилиумом детского сада в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»

В статье раскрывается актуальность инклюзивного образования в  дошкольной организации в соответствии с ФГОС и основной механизм реализации коррекционно-развивающей работы- взаимодействие педагого...

Развивающая ландшафтная среда в детском саду как условие формирования экологической грамотности дошкольников

В материале на примере конкретного детского сада рассказывается о том, как с помощью зелёного оформления, а так же тематических уголков на территории организовать экологическое воспитание детей в ДОУ....