Программы краткосрочных образовательных практик
методическая разработка по коррекционной педагогике

Анцыгина Лариса Анатольевна

В последнее время все более актуальной становится проблема интеллектуального воспитания детей как потенциального фонда образованных людей современного российского общества.

            Это положение уже сегодня переводит в разряд наиболее актуальных разработку педагогико-воспитательных основ целенаправленного создания условий для развития и реализации интеллектуальной творческой личности.

            В связи с быстрым развитием науки и техники в развитых странах мира, от членов общества теперь требуется умение работать с новой информацией и решать постоянно возникающие новые задачи. Ребенок должен не только убедительно решать жизненную задачу, возникшую на его пути, но и осознавать логику решения. При отборе средств ребенок должен последовательно выбрать подходящий режим деятельности и найти оптимальный вариант решения. Все это требует развитых эмоций и, главное, воли.

Программа «Нейропсихология для дошколят» рассматривает развитие эмоционально– волевой сферы как путь воспитания интеллектуальной инициативы старших дошкольников. Формированию и совершенствованию эмоционально-волевой сферы детей при нейро-психогимнастике будут способствовать метод самопознания, методические приемы оценки и самооценки, само – и взаимоконтроля, приемы объяснения ребенком собственных действий и совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы с логопедом или с другими детьми. Это помогает расширить представления о средствах, способах, возможностях решения жизненной задачи и тем самым способствует развитию воображения, мышления, логики, коммуникативной коммуникации, что становится психологической основой для формирования и развития эмоционально-волевой сферы, тем самым подготавливая ребенка старшего дошкольного возраста к следующей ступени обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neyro.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

дополнительного образования

«Нейропсихология для дошколят»

для воспитанников 5-7 лет

срок реализации 2 года

Автор:

Л.А. Анцыгина, учитель-логопед

высшей квалификационной категории

город Асбест

2007 год.

Пояснительная записка.

Введение.

        Программа «Нейропсихология для дошколят» является

  • по содержательной, тематической направленности - социально-педагогической;
  • по функциональному предназначению - специальной;
  • по форме организации – индивидуально ориентированной, кружковой;
  • по времени реализации – двухгодичной.

        Программа «Нейропсихология для дошколят» предназначена для старших дошкольников и направлена на коррекцию психофизического и умственного развития детей.

        Содержание программы нацелено на формирование эмоционально-волевой сферы (контроль эмоций через контроль тела), на приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям через самопознание и освоение опыта прошлого. Содержание программы опосредовано расширяет представления старших дошкольников о формах взаимодействия, знакомит с методами самопознания и самоконтроля, формирует волю детей.

Актуальность.

        В последнее время все более актуальной становится проблема интеллектуального воспитания детей как потенциального фонда образованных людей современного российского общества.

        Это положение уже сегодня переводит в разряд наиболее актуальных разработку педагогико-воспитательных основ целенаправленного создания условий для развития и реализации интеллектуальной творческой личности.

        В связи с быстрым развитием науки и техники в развитых странах мира, от членов общества теперь требуется умение работать с новой информацией и решать постоянно возникающие новые задачи. Ребенок должен не только убедительно решать жизненную задачу, возникшую на его пути, но и осознавать логику решения. При отборе средств ребенок должен последовательно выбрать подходящий режим деятельности и найти оптимальный вариант решения. Все это требует развитых эмоций и, главное, воли.

Программа «Нейропсихология для дошколят» рассматривает развитие эмоционально– волевой сферы как путь воспитания интеллектуальной инициативы старших дошкольников. Формированию и совершенствованию эмоционально-волевой сферы детей при нейро-психогимнастике будут способствовать метод самопознания, методические приемы оценки и самооценки, само – и взаимоконтроля, приемы объяснения ребенком собственных действий и совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы с логопедом или с другими детьми. Это помогает расширить представления о средствах, способах, возможностях решения жизненной задачи и тем самым способствует развитию воображения, мышления, логики, коммуникативной коммуникации, что становится психологической основой для формирования и развития эмоционально-волевой сферы, тем самым подготавливая ребенка старшего дошкольного возраста к следующей ступени обучения.

Проблемность.

Дети с нарушениями зрения и речи не в состоянии полностью овладеть учебным материалом на занятиях. Наблюдаются не только отставания в развитии речи, но и нарушения внимания, памяти, быстрая истощаемость нервной системы.  Для детей с нарушением зрения характерны двигательные расстройства, у них значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро- и макроориентировки. У детей с нарушением зрения наблюдается отставание в развитии так называемых вводных навыков, необходимых для успешного обучения на дальнейшей ступени, в школе.

В программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста не запланирован курс по формированию и развитию психологических знаний, в образовательной программе детского сада нет занятий психолога. В детском саду нет педагогов, которые целенаправленно занимаются с детьми формированием и развитием психических процессов и психологических знаний. Давно известно, что знания, которые прививаются с детства, пускают глубокие корни и служат потом в течение всей жизни.

Чтобы вырастить успешных школьников, необходимо развить так называемые вводные навыки, необходимые для успешного обучения в школе в дошкольном возрасте.

Новизна.

Хотелось бы обратить внимание, что в последнее десятилетие возросло количество детей, не умеющих не то, что пользоваться своими эмоциями и волей, но и контролировать их. Благодаря современным достижениям медицинской и педагогической науки и практики жизнедеятельностью обладают дети с тяжелыми, а иногда и сочетанными патологиями. Неврологические и психические нарушения носят стертый характер и выражаются в поведенческих реакциях.

Система упражнений данной программы является той целенаправленной системой, которая направляет деятельность детей на развитие воли, эмоций, самоконтроля.

Программа «Нейропсихология для дошколят» предназначена для работы с детьми с сохранным интеллектом. Ее основой является идея последовательного развития в ребенке способности самоконтроля, развития познавательной активности, готовности к решению познавательных задач и готовности к интеллектуальному усилию, при наличии определенных условий, способствующих этому.

В программу включены часы коррекционной работы не только с детьми, но и с родителями, а также программой предусмотрена совместная работа детей с родителями под руководством педагога.

Цель программы:

развитие мотивации личности к познанию как основы развития образовательных запросов и потребностей детей старшего дошкольного возраста путем коррекции их  психофизического и умственного развития.

Задачи.

Посредством содержания программы решаются следующие задачи:

  • содействовать компенсации эмоционально-волевой сферы детей старшего дошколь-

ного возраста – контроль эмоций через контроль тела;

  • воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, человечность, добросовес-

тность, целеустремленность);

  • создать условия, обеспечивающие ребенку комфортную эмоциональную среду «ситу-

ацию успеха», развивающего общение и развитию взаимоотношений;

  • содействовать выбору индивидуального образовательного маршрута и темпа его усво-

ения;

  • формировать интерес к освоению опыта познавательной деятельности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.

        На первый год обучения набираются дети старшей группы компенсирующего обучения для детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) в возрасте от 5 до 6 лет, в результате диагностики у которых выявлены различные поведенческие нарушения, нарушения эмоций, а также, имеющих неврологические нарушения.

        Система контроля существует после каждого года обучения.

        Полный курс компенсации дети заканчивают в 6 – 7 лет – конец подготовительной к школе группы.

        Два года обучения позволяют детям серьезно и основательно приобрести навыки самоконтроля эмоций и поведения.

Формы и режим занятий.

        Данная программа реализуется впервые. Программа обучения рассчитана на два года. В соответствии с Уставом АМДОУ д/с № 29, Образовательной программой детского сада, согласно СанПиНам в группе должно быть 10 – 12 обучающихся, занятия проводятся один раз в неделю в течении двух лет, продолжительность занятий – 30 минут. Программа рассчитана на один академический час в неделю, четыре академических часа в месяц, на 36 часов в год работы с детьми; два диагностических часа в год; два часа для совместной работы с детьми и их родителями и два часа отведено на родительские собрания. Итого 42 часа в год.

        Программа «Нейропсихология для дошколят» рассчитана на кружковую работу. Для более эффективной работы, а также учитывая психологические особенности детей, это наиболее приемлемая форма. Структура программы состоит из трех блоков. Первый – диагностический и двух образовательных блоков. Первый образовательный блок предусматривает обучение детей пропедевтическим мероприятиям – умению дышать, учится выполнять упражнения (практико-теоретический). Второй образовательный блок направлен на формирование деятельностно-практического опыта, умения выполнять упражнения по словесной инструкции и осуществлять самоконтроль (практический).

Контрольные знания и умения.

        В результате работы по программе  «Нейропсихология для дошколят» дети должны знать упражнения и приемы  саморегуляции (контроль эмоций через контроль тела), должны уметь пользоваться ими в жизненных ситуациях. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме коллективного обсуждения на итоговом родительском собрании совместно с родителями и воспитателями.

Учебно-тематический план на два года обучения.

№ п/п

наименование разделов, тем

общее

количество

часов

в том числе

теория

практика

1

Диагностика.

2/2

-

2/2

2

Введение.

1/1

1/1

-

3

Упражнения на стульях (приветствие).

35/35

4/0

31/35

4

Игра «Комплимент».

35/35

8/2

27/33

5

Упражнения на полу:

  • лежа на спине
  • лежа на животе
  • на четвереньках
  • на локтях
  • из положения сидя

«по-турецки» (пальцами, глазами, языком)

  • сидя на ягодицах

35/35

всего16/35

2/0

2/0

2/0

2/0

6/0

       2/0

19/35

6

Упражнения по развитию мелкой моторики кистей рук.

35/35

4/0

31/35

7

Игры «ухо – нос».

35/35

8/2

27/33

8

Работа сидя в кругу по лексической теме недели.

35/35

-

35/35

9

Игра «Сороконожка».

35/35

8/2

27/33

10

Упражнения на стульях (итоги занятий).

35/35

4/0

31/35

11

Игра «Прощание».

35/35

8/2

27/33

12

Упражнения из Гельштат-терапии (детско-родительские отношения) «Яйцо», «Тоннель».

2/2

1/1

1/1

13

Родительское собрание.

2/2

-

-

14

Итого:

- с детьми

- совместно с детьми и родителями

- с родителями

40+2/40+2

36+2/36+2

         2/2

         2/2

10/4

9/3

1/1

-

30/36

27(+2D/s)/33(+2D/s)

1/1

-

Содержание разделов и тем.

Диагностический блок. Так как я работаю учителем-логопедом дополнительной диагностической работы по выявлению детей с тяжелыми, а иногда и сочетанными патологиями, неврологическими и психическими нарушениями, которые носят стертый или явный характер и выражаются в поведенческих реакциях, не требуется. На диагностику отводятся первые две недели сентября.

Образовательный блок состоит из двух частей. Первая, практико-теоретическая - предусматривает обучение детей пропедевтическим мероприятиям – умению дышать, учится выполнять упражнения. Вторая, практическая - направлена на формирование деятельностно-практического опыта, умения выполнять упражнения по словесной инструкции и осуществлять самоконтроль.

Введение в курс кружка. На занятии дети знакомятся с целями и задачами курса в доступной форме, спецификой работы в кружке, получают информацию о материалах, необходимых для занятий и осваивают их; знакомятся друг с другом.

        Собственно занятия имеют стандартную структуру: введение, основная часть, итог. Но, в тоже время проходят не стандартно и состоят: введение - упражнений на стульях (приветствие), игры «Комплимент»; основная часть - нейропсихогимнастика: упражнений на полу: лежа на спине, лежа на животе, на четвереньках, на локтях, из положения сидя «по-турецки» (пальцами, глазами, языком), сидя на ягодицах, игры «Сороконожка»; упражнений по развитию мелкой моторики кистей рук, игры «ухо – нос»; работы по лексической теме недели, сидя в кругу; итог - упражнения на стульях (итоги занятий), игра «Прощание».

        Нейропсихогимнастика.

№ п/п

наименование упражнения

напряжены

расслаблены

   1

«Шарик»

живот (надуть, контроль правой рукой)

все части тела

2

Упражнения на полу:

  • лежа на спине

  • лежа на животе

- «лодочка»

- «бревнышко»

- «качели»

- «бревнышко»

- «кобра» ( с шипением и без)

- «кошечка ластится» (прогиб спины – мяу…)

- «кошечка сердится» (выгибание спины – фррр…)

правая рука

левая рука

правая нога

левая нога

правая рука, левая нога

левая рука, правая нога

обе руки

обе ноги

«звездочка»

все мышцы

левая рука, обе ноги

правая рука, обе ноги

левая нога, обе руки

правая нога, обе руки

левая рука, правая нога

правая рука, левая нога

обе ноги

обе руки

-

-

3

Хождение на четвереньках (стоя на коленках и на ладонях смотреть прямо перед собой)

  • вперед – назад

- правая нога, правая рука

-левая нога, левая рука

- перекрестное движение

(правая рука, левая нога;

левая рука, правая нога)

  • влево – вправо

- обе руки, обе ноги

- правая рука, правая нога

- левая рука, левая нога

ноги, руки, спина; дыхание животом

шея

4

Упражнение на локтях

(стоя на коленках и на локтях, смотреть прямо перед собой)

  • вперед – назад

- правая нога, правая рука

-левая нога, левая рука

- перекрестное движение

(правая рука, левая нога;

левая рука, правая нога)

  • влево – вправо

- обе руки, обе ноги

- правая рука, правая нога

- левая рука, левая нога

ноги, руки, спина; дыхание животом

шея

5

Сидя «по-турецки»

  • пальцы правой ладони

собраны в кулак, большой палец поднят вверх, рука вытянута вперед (при выполнении упражнений за большим пальцем следят глаза)

  • то же самое выполнить

большим пальцем левой руки

  • рот открыт, руки лежат

ладонями вверх на коленях, упражнения выполняются языком

  • пальцы правой ладони

собраны в кулак, большой палец поднят вверх, рука вытянута вперед: достать пальцем переносицу

мышцы лица, спина;

дыхание животом

все остальные мышцы

6

Сидя на ягодицах, спина прямая, руки свободно лежат на коленях или помогают выполнять упражнения, но не касаются пола

  • на счет 1 – 2 – 3 – 4

выполняется «ходьба» на ягодицах вперед;

  • на счет 1 – 2 – 3 – 4

выполняется «ходьба» на ягодицах назад;

  • на счет 5–6–7–8

выполняется «ходьба» на ягодицах вперед;

  • на счет 5–6–7–8

выполняется «ходьба» на ягодицах назад;

  • на счет 9, 10, 11, 12

выполняется «ходьба» на ягодицах вперед;

  • на счет 9, 10, 11, 12

выполняется «ходьба» на ягодицах назад;

ягодицы, ноги, спина

обе руки

7

Сидя на ягодицах, спина прямая, ноги оторваны от пола под прямым углом, руки согнуты в локтях перед собой

  • выполнять повороты

вокруг себя

все мышцы

-

8

Сидя «по-турецки». Упражнения выполняются пальцами

  • «Пальчики здороваются»

- большой палец правой руки с остальными;

- большой палец левой руки с остальными;

- двумя руками одновременно;

- на правой руке упражнение начать с мизинца, а на левой – с большого пальца:

- поменять руки;

- «Змейка»

  • пальцами правой руки
  • затем левой руки
  • затем обеими руками

(мизинцем, безымянным, средним, указательным, большим)

- «Замок»

  • «замок» вывернуть,

показывать пальчик, который называет педагог;

  • выполнить «замком»

восьмерку.

мышцы рук, особенно пальцев; дыхание животом

спина, шея

9

«Ухо-нос». Упражнение можно выполнять из положений сидя «по-турецки», сидя на ягодицах, сидя на стульях или стоя.

  • Взять правой рукой левое

ухо, левой – нос. Положение рук менять по хлопку ведущего. Темп движений можно постепенно увеличивать, по мере выполнения детьми упражнения в заданном темпе правильно.

-

 все мышцы

10

«Сороконожка»

Дети выстраиваются друг за другом лицом в затылок, держась руками за плечи предыдущего ребенка, идут по кругу и выполняют задания педагога или ведущего, «сороконожка» не должна порваться.

  • выстроится:

- по цвету глаз

(от самых темных к самым светлым; от самых светлых к самым темным)

- росту

- по весу

- по возрасту

- по настроению и т.д.

  • выполнять ходьбу:

- на носочках

- на пяточках

- гуськом

- прыжками

- зигзагом

- на правой ноге

- на левой ноге

- прыжок вперед, два назад

- и др.

  • темп движения:

- бегом

- шагом

-прыжками

- медленно

- быстро

- и др.

  • «сороконожка»

выполнить восьмерку вокруг стульев

 

  • Во время выполнения вех

упражнений можно менять голову «сороконожки», ход направления  движения

-

все части

Работа с родителями. Отечественная и зарубежная наука и практика всегда подчеркивали особую роль семьи в воспитании детей.

Семейный уклад, неповторимый микроклимат, стиль внутрисемейных отношений, его нравственная направленность имеют неоценимое значение в воспитании.

        Все, что делается  педагогами в детском саду, в том числе и данная программа направлена на развитие творческой, гармоничной, высокоразвитой личности.

Родители и педагоги должны стать полноправными партнерами для более эффективной образовательной деятельности.

        Совместная работа родителей, педагога и детей поможет решить важные проблемы и создать условия для формирования и развития целостной личности, нравственности, творческой индивидуальности, интеллектуального богатства детей.

        Целью взаимодействия с родителями является вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них позиции субъекта этого процесса.

        С этой целью в программу кружка включены родительские собрания и методы Гельштат-терапии.

Родительские собрания проводятся два раза в год с родителями детей, посещающих занятия кружка. На первом – сообщаются результаты диагностики и наблюдений, и предлагается родителям, нуждающихся в дополнительной помощи детей, ознакомится с программой «Нейропсихология для дошколят», перспективами развития детей, работающих по данной программе. Второе собрание проводится по итогам работы за год, родителям воспитанников даются рекомендации по развитию навыков, полученных на занятиях, а в конце второго года обучения - рекомендации по выбору дальнейшего образовательного маршрута.

Совместная работа с детьми и их родителями. На данный вид деятельности приглашаются родители с детьми при наличии нарушений детско-родительских отношений. Для коррекции этих упражнений используются упражнения из Гельштат-терапии «Яйцо», «Тоннель».

Документы и материалы,

 с учетом которых составлена программа.

- Закон Российской Федерации «Об образовании».

- Закон «Об образовании в Свердловской области».

- Устав АМДОУ д/с № 29.

- Образовательная программа детского сада.

- Санитарные нормы и правила.

Педагогические принципы.

Решение социально-педагогических задач в программе «Нейропсихология для дошколят» осуществляется на основе известных педагогических принципов:

- целостность и гармоничность интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер деятельности личности;

- доступность, систематичность и эмоциональная наполненность процесса совместной деятельности;

- осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к образовательному процессу.

Методическое обеспечение программы.

Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи содержания коррекционно-образовательного материала, а также условия программы, занятия планируется проводить, применяя разнообразные методы и приемы обучения.

Предшествующая практика показывает, что не стоит придерживаться жестких временных рамок при усвоении детьми нового упражнения, не нужно увеличивать количество нового материала или темп выполнения упражнений, дети должны прочувствовать работу мышц. Поэтому объяснение материала (теоретические знания), показ упражнения педагогом и повторения упражнений детьми (практическая деятельность) как бы сливается воедино, стирается грань между теорией и практикой.

Основными методами в работе являются: объяснение, показ, упражнение, игра, соревнование.

Техническое оснащение программы.

Для успешной реализации программы необходимы:

- учебный кабинет не менее 16 м2.

- магнитофон 1 шт.

- аудиокассеты с релаксационной музыкой 1 шт.

- предметные и сюжетные картинки по лексическим темам перспективного тематического плана.

- коврики для выполнения упражнений на полу по количеству детей 10-12 шт.

- бумага для рисования.

- карандаши и (или) фломастеры.

Список использованной литературы.

1. Письмо Министерства РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей». // журнал «Вестник образования» № 15, ноябрь 2005 г.

2. Дополнительное образование в образовательном учреждении. / Составитель Н.И. Ерёменко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007 г.

3. О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей. //  журнал «Народное образование» № 3, 2007 г. стр. 267-269.

4. А.Н. Ахутина, С.А. Сименович. «Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста», М.: «Просвещение», 2005 г.

5. А.А. Киселев «Нейропсихогимнастика. Методы и приемы работы».  Екатеринбург. Монография, 2005 г.

6. К.П. Сератюк «Коррекция эмоций и воли нетрадиционными методами. Нейропсихогимнастика». М.: «Просвещение», 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Краткосрочной образовательной практики «Изготовление зайчика способом насыпки манной крупы на силуэт, намазанный клеем»

Программа краткосрочной образовательной практики «Изготовление зайчика способом насыпки манной крупы на силуэт.      Художественная деятельность выступает как ведущий спо...

Программа краткосрочной образовательной практики «Конструирование собаки из конструктора «Лего»»

Программа краткосрочной образовательной практики «Конструирование собаки из конструктора «Лего»».      Дети всего мира могут общаться на одном языке – языке игры. В играх дети разв...

Программа Краткосрочных образовательных практик для старшего дошкольного возраста «Супер-техника»

Программа Краткосрочных образовательных практик для старшего дошкольного возраста «Супер-техника»...

Паспорт образовательной программы краткосрочной образовательной практики

Паспорт образовательной программыкраткосрочной образовательной практики...