Взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ
презентация по коррекционной педагогике

Котина Наталья Александровна

Взаимодействие с семьей ребенка с ЗПР, ТНР, РАС (по материалам вебинаров)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимодействие с семьей ребенка с ЗПР , ТНР, РАС. Эффективные стратегии по материалам вебинаров : Фроловой С.В. кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и педагогики ФГБОУ ВО Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И.Пирогова Минздрава РФ Балясниковой Л.В. кандидат психологических наук, почетный работник образования города Москвы, педагог-психолог высшей квалификационной категории Дробышевой Е.А., заместитель директора по учебно-воспитательной работе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №29» Энгельсского муниципального района Саратовской области, учитель-логопед высшей квалификационной категории, дефектолог, модератор творческой группы Федеральной инновационной площадки ГБОУ ЦО № 1679 г. Москвы по теме: «Проблемы обучения и социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательном пространстве общеобразовательных организаций: от интеграции к инклюзии»

Слайд 2

Семья – это особый мир, внутри которого формируется либо деформируется личность ребенка. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья семья, как наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна выполнять свое базовое предназначение – стать для него своеобразной коррекционно-развивающей средой, обеспечивающей компенсацию дефекта.

Слайд 3

Взаимоотношение родителей и детей с нарушением в развитии ребенок будет счастливее, если его не жалеют, относятся к нему естественно, тогда семья начинает говорить не о нем, а с ним. Бенджамин Спок (1903-1998)

Слайд 4

Стадии адаптации семьи к ситуации рождения ребенка с проблемами СТАДИЯ ШОКА, агрессии, отрицания проблемы, поиска «виноватого». В семье растет напряженность, ухудшается социально- психологический климат СТАДИЯ СКОРБИ по здоровому ребенку, которого нет. Семья уже понимает свою значимость и ответственность за ребенка, но чувствует беспомощность в вопросах воспитания, ищет совета у специалистов СТАДИЯ АДАПТАЦИИ Родители входят в ситуацию, начинают строить жизнь с учетом того, что в семье «особый» ребенок. Первая стадия Вторая стадия Третья стадия

Слайд 5

Периоды, связанные со стрессом в семьях, имеющих детей с проблемами в развитии (по Торнбал ) Рождение ребенка 1 2 3 4 5 Школьный возраст Подростковый возраст Период «выпуска» Постродительский период Получение точного диагноза, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи Выбор формы обучения, устройство, переживание реакции сверстников, организация внешкольной деятельности Проблемы с сексуальностью, переживание изоляции от сверстников, планирование будущей занятости Привыкание к семейной ответственности, выбор проживания, переживание дефицита возможностей его социализации Перестройка взаимоотношений в семье, взаимодействие со специалистами по месту пребывания ребенка

Слайд 6

Кризисные периоды в жизни родителей детей с ОВЗ 1-й период — когда родители узнают, что их ребенок имеет ограничения по состоянию здоровья. Это может произойти в первые часы или дни после рождения ребенка; в первые три года жизни ребенка; при поступлении в школу. 2-й период — когда ребенок постепенно осознает, что он не такой, как все. 3-й период — когда встает вопрос получения профессии и последующего трудоустройства. Родители все чаще думают о том, что же будет с их ребенком, когда их не станет.

Слайд 7

Стратегии сопротивления родителей/законных представителей I Соревнование (конкуренция) - «сам дурак», «а другие тоже?», «а вы для этого учитель» II Защитная агрессия (нападение) - « акула », обвинения, негативные оценки в адрес педагогов III Избегание (игнорирование) - «страус», «это не так», «мне некогда» IV Перекладывание ответственности - «хитрая лиса», «вам отдали , вы и учите»

Слайд 8

Приемы вхождения в контакт Установление доверия (как можно больше информации о том, что происходит с ребенком) Повышение родительского статуса ( мне очень важно ваше мнение о..) Определение фокуса проблемы с обсуждением способов решения проблемы Доброжелательный тон, удержание канвы разговора по теме «ребенок»

Слайд 9

Семья с «особым» ребенком ПОНИМАЕТ ПРОБЛЕМУ НЕ ПОНИМАЕТ ПРОБЛЕМУ ПРИНИМАЕТ ПРОБЛЕМУ НЕ ПРИНИМАЕТ ПРОБЛЕМУ ПРИНИМАЕТ ПРОБЛЕМУ НЕ ПРИНИМАЕТ ПРОБЛЕМУ ИЩЕТ ПОМОЩЬ ЗАКРЫТАЯ СЕМЬЯ ИНТУИТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ МУЛЬТИСЛОЖНАЯ СИТУАЦИЯ

Слайд 10

Образ матери Матери часто жалуются на обилие повседневных забот, связанных с ребенком, что ведет к повышенной физической и моральной нагрузке, подтачивает их силы и вызывает запредельное утомление. Часто для таких матерей свойственны снижение психического тонуса и заниженная самооценка. Они утрачивают радость жизни, отказываются от дальнейшей профессиональной карьеры. Жизненные обстоятельства переживаются как чувство невозможности реализации собственных жизненных планов, как потеря интереса к себе как к женщине и личности.

Слайд 11

Образ отца Чаще всего отец не принимает ребенка с нарушениями по состоянию здоровья и постепенно отдаляется от семьи. Он холодно относится к ребенку, отказывая ему в любви и поддержке. Подобное отношение к ребенку со стороны отца травмирует мать ребенка, понижает ее самооценку, способствует формированию невротичных черт личности и психосоматических заболеваний. Статус супруга в сознании матери снижается. Неприятие отцом ребенка становится причиной отчуждения жены от мужа.

Слайд 12

Виды отношения родителей к своим детям, имеющим проблемы в развитии 1. Родители стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его. Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, неудовлетворен собой. 2. Родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы. 3. Родители постепенно приходят к выводу о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви. 4. Родители не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не глупее других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентно, лишают его уверенности в себе. 5. Родители воспринимают ребенка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимая себя таким, как все.

Слайд 13

Характеристика семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии Нарушение временной перспективы: родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка; Личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность; Семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются; Снижается социальный статус семьи: родители стараются скрыть факт нарушения развития у ребенка — соответственно, круг внесемейного функционирования сужается; «Особый психологический конфликт» возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению ребенка с ОВЗ.

Слайд 14

Проблемы социальной адаптации семьи с ребенком с ОВЗ в обществе недостаточно сформировано отношение к инвалиду как к гражданину, в большей степени о нем говорится как о «медицинском» субъекте. отсутствует система ранней профилактической и информационной помощи родителям. имеющаяся система информирования родителей о том, что родившийся ребенок – инвалид, в значительной степени влияет на их психологическое состояние. среди семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, самый большой процент составляют неполные материнские семьи, поэтому к проблемам данной категории семей прибавляются проблемы неполной семьи; стрессовая ситуация и отсутствие системы поддержки на ранних этапах оказывают сильное деформирующее воздействие на психику родителей и являются исходным условием для резкого травмирующего изменения сформировавшихся в семье жизненных стереотипов.

Слайд 15

Качества, которыми должны обладать родители детей с ОВЗ, чтобы их любовь стала силой, формирующей характер ребенка, его психическое состояние родители должны иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не заражать своей тревогой детей; родители должны строить свои отношения к ребенку на успешности, что определяется родительской верой в его силы и возможности; родители должны четко знать, что ребенок не может вырасти без атмосферы похвалы; родители должны развивать самостоятельность своего ребенка и поэтому для его же блага (по возможности) сокращать постепенно свою помощь ему до минимума.

Слайд 16

Параметры уровня готовности родителей детей с ОВЗ к сотрудничеству Адекватность оценки родителями и другими взрослыми членами семьи состояния развития ребенка в данный период. Степень инициативы родителей в плане сотрудничества со специалистами. Признание ведущей роли специалистов и продуктивное использование как психолого-педагогических, так и медицинских рекомендаций.

Слайд 17

Вопросник - Список потребностей родителей, воспитывающей ребенка с ОВЗ Дата_____________________________ Имя лица, заполняющего вопросник Отношение к ребенку _________________________________________________ У родителей маленьких детей много разных потребностей. Не все родители нуждаются в одинаковой помощи. Для каждой потребности в списке, приведенном ниже, отметьте крестиком (+) рубрику, наиболее точно описывающую вашу потребность в помощи или желание помощи в этой сфере. Возможно, мы не сможем помочь вам во всем, однако ваши ответы помогут улучшить нашу программу. Рубрики: 1. Я действительно нуждаюсь в помощи в этой области. 2. Я хотел (а) бы помощи, но настоятельной нужды в этом нет. 3. Я не нуждаюсь в помощи в этой области. сли у вас есть иные потребности, не указанные в этом списке, назовите их: 27.

Слайд 18

Вопросник - Список потребностей родителей, воспитывающей ребенка с ОВЗ 1. Больше информации о нарушениях моего ребенка 2. Кто-нибудь, кто поможет мне чувствовать себя лучше 3. Помощь в уходе за ребенком 4. Больше денег/финансовая помощь 5. Кто-нибудь, кто сможет посидеть с ребенком день или вечер, чтобы я мог( ла ) куда-нибудь уйти 6. Более качественное медицинское обслуживание моего ребенка 7. Больше информации о развитии ребенка 8. Больше информации о проблемах с поведением 9. Больше информации о программах, которые могут помочь моему ребенку. 10. Консультирование, которое поможет мне справиться с ситуацией 11. Более качественные/более частые образовательные или терапевтические услуги для моего ребенка 12. Детский сад, чтобы я мог( ла ) ходить на работу 13. Больший (или лучшего качества) дом или квартира 14. Больше информации о том, как я могу помочь моему ребенку 15. Больше информации о питании и кормлении 16. Научиться справляться с ревностью братьев/сестер 17. Проблемы с родственниками мужа (жены) или другими родственниками 18. Проблемы с друзьями или соседями 19. Специальное оборудование, необходимое для моего ребенка 20. Возможность пообщаться с другими родителями таких же детей 21. Кто-нибудь, с кем можно поговорить о моих проблемах 22. Проблемы с мужем (женой) 23. Машина или иное средство передвижения 24. Медицинская помощь для меня самой (самого) 25. Больше времени, которое я смогу посвятить себе 26. Больше времени, которое я смогу посвятить ребенку сли у вас есть иные потребности, не указанные в этом списке, назовите их: 27.

Слайд 19

Вопросник - Список потребностей родителей, воспитывающей ребенка с ОВЗ Содержание СПР можно разделить на несколько категорий: 1. Информация — вопросы 1, 7, 8, 9, 14, 15. 2. Вмешательство — вопросы 6, 8, 9, 11, 14, 15, 19. 3. Формальная поддержка — вопросы 2, 3, 10, 12, 21. 4. Неформальная поддержка — вопросы 2, 3, 17, 18, 20, 21, 22. 5. Материальная поддержка — вопросы 4, 19, 23. 6. Конкурирующие нужды — вопросы 4, 5, 12, 13, 16, 17, 18, 22, 23, 24, 25, 26.

Слайд 20

Направления работы с родителями детей с ОВЗ 1) обучение родителей специальным приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях; 2) обучение родителей воспитательным приемам, необходимым для коррекции дезадаптивных черт личности ребенка; 3) коррекция понимания родителями проблем их ребенка — преувеличения или, наоборот, отрицания наличия проблем; 4) коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии, истерических проявлений, неадекватных поведенческих реакций); 5) коррекция позиции родителей — переход в позицию поиска реализации возможностей ребенка.

Слайд 21

Социально-педагогическая работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ

Слайд 22

Модель формирования позиции родителей «особого» ребенка ПЕРВЫЙ ЭТАП Направлен на привлечение родителей к коррекционно-развивающему процессу (важно убедить, что никто, кроме родителей, не поможет) ВТОРОЙ ЭТАП Направлен на формирование увлечения родителей процессом развития ребенка (важно показать ежедневные достижения, обучить отрабатывать задания специалистов) ТРЕТИЙ ЭТАП Направлен на развитие творческих подходов родителей к обучению и развитию (важно показать возможность родительских исследований)

Слайд 23

Рекомендации родителям детей с ОВЗ Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

Слайд 24

Рекомендации родителям детей с ОВЗ 9. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками. 10. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости. 11. Чаще прибегайте к советам специалистов (педагогов, психологов, логопедов, дефектологов). 12. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную. 13. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. 14. Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты! 15. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.

Слайд 25

Результатами успешной работы с родителями являются Устойчивость психо- эмоционального состояния родителей Нормализация эмоционального состояния ребенка Создание в семье коррекционно- развивающей среды РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОТА С СЕМЬЕЙ В ЦЕНТРЕ ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА КАК ВОЗМОЖНОСТЬ УКРЕПЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДИАДЕ РЕБЕНОК РАННЕГО ВОЗРАСТА-ЗНАЧИМЫЙ ВЗРОСЛЫЙ В РАМКАХ ПОДХОДОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Эссе для фестиваля о работе в ЦИПРе (нане ГКП "Вместе с мамой") как возможность укрепления взаимоотношений ребенка в семье, как одной из важнеший задач этой формы групп кратковременного пребывания....

Формы взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ.

Презентация о  характеристике семей с детьми с ОВЗ и формы работы с ними....

Практико – ориентированный проект «Формирование психологической готовности педагогов к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья» (средней продолжительности)

Одним из направлений развития современного дошкольного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во мно...

Семинар-практикум для педагогов "Навстречу друг другу" в рамках проекта "Формирование психологической готовности педагогов к взаимодействию с семьей ребенка сограниченными возможностями здоровья"

Цель: Развитие профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; психологическое просвещение педагогов в вопросах ...

«Взаимодействие с семьей ребенка, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ОВЗ. Эффективные формы и методы.»

В работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи....