Условия осуществления коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в ДОО
статья по коррекционной педагогике

Зуева Яна Борисовна

В данной статье рассмотрены формы организации коррекционной работы со слабовидящими детьми в условиях дошкольной образовательной организации, представлены критерии деления детей на подгруппы для проведения подгрупповых занятий с учителем-дефектологом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Условия осуществления коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в ДОО

Составила: Я.Б. Зуева,  учитель-дефектолог

 (тифлопедагог) МБДОУ «Детский сад № 63»

     В настоящее время принято выделять следующие формы организации коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми с функциональными зрительными нарушениями:

         1. Специальные коррекционные занятия  по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке. При наличии логопеда занятия по коррекции нарушений речи. Также занятия по ритмике и лечебной физкультуре при наличии соответствующих специалистов.

       2. Коррекционные упражнения на различных занятиях и в режимных моментах.

         Основными требованиями   к проведению коррекционной работы являются:

      1. Обеспечить возможность каждого ребенка с нарушением зрения получать офтальмологическое лечение.

     2. Предупреждать ухудшение состояния зрения ребенка (по рекомендации врача-офтальмолога).

     3. Сочетать задачи коррекционно-педагогической работы с рекомендациями медицинских специалистов при постоянном патронировании их медицинскими работниками во время педагогических мероприятий.

     4. Педагогическим специалистам владеть информацией о результатах исследования врача-офтальмолога, знать остроту зрения ребенка, дни назначения окклюзий, т.к. при заклеивании здорового глаза ребенок может оказаться в состоянии слепого с остаточным зрением или слабовидящего.

     5. Знать данные детям рекомендации по лечению (в том числе по ношению очков) и следить за их выполнением;

     6. Проводить на всех занятиях гимнастику для снятия зрительного утомления и физкультурные паузы по методике, согласованной с врачом-офтальмологом;

     7. Оптимально  использовать наглядные пособия.

     8. Применять специальные методы обучения

     Все занятия учитель-дефектолог проводит либо в индивидуальной, либо в подгрупповой форме. Для занятий тифлопедагогов критерием деления по подгруппам могут быть:

-  состояние зрения;

-  этапы лечения зрения;

-  уровни развития представлений о предметном мире, ориентировки в пространстве, представлений об окружающем мире и коммуникативной деятельности.

     Для формирования подгрупп при проведении занятий познавательного цикла необходимо учитывать уровень развития речи, мышления, памяти и внимания детей, а также коммуникативных навыков и эмоционально-поведенческих характеристик.

      Дружининой Л.А. и  Осиповой Л.Б.  предложены характеристики детей, объединенных в подгруппы для коррекционных занятий в зависимости от уровня развития.

     Дети, входящие в первую подгруппу, активны, проявляют большой интерес к игре и занятиям, быстро и самостоятельно выполняют задания педагога.

     Во второй подгруппе дети второго уровня развития. Они требуют в любой деятельности помощи педагога, менее активны, задания выполняют значительно медленнее, а, допуская ошибки, не всегда самостоятельно их замечают и исправляют.

      В третьей подгруппе объединены дети третьего уровня, которые в большинстве своем не проявляют большого интереса к занятиям, испытывают затруднения, из-за чего отказываются выполнять задания, малоинициативны, замкнуты, трудно общаются друг с другом.

        Объединение детей с третьим уровнем развития педагог выстраивает с учетом конкретной задачи по развитию каждого ребенка, при этом уровень дидактических требований к каждому предъявляется индивидуально.

     Детям первой подгруппы сообразно их познавательным возможностям могут предъявляться более высокие требования из различных программ  детского сада.  

      Детям второй подгруппы необходим индивидуальный подход при подборе программы в зависимости от подготовленности ребенка, так как некоторые из них приближены к первому уровню, а другие приближены к третьему. Им необходима помощь в тех видах деятельности, где особенно не хватает уверенности в своих умениях, при этом каждому ребенку оказывается специфическая помощь.

     Для детей третьего уровня развития требуется перераспределение учебного материала, так как скорость овладения знаниями замедленна; материал предлагается в соответствии с уровнем познавательных возможностей и работоспособности.

    Ориентация на уровень развития и личностные особенности воспитанников, учет их индивидуальных особенностей и становление психики предусматривает плавный переход детей из одной подгруппы в другую при определенных условиях коррекционной помощи и является главным условием успешности индивидуализации и дифференциации в обучении, воспитании и лечении детей с нарушением зрения.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель взаимодействия специалистов в лечебно-коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

Создание и апробация модели взаимодействия специалистов: тифлопедагога, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, медсестры-ортоптистки и инструктора по физической культуре в пр...

коррекционная работа с детьми с нарушением зрения

в работе раскрыты основные направления и принципы работы с детьми с нарушением зрения в рамках дефектологического сопровождения в ДОУ комбинированного вида; даны характеристики зрительных нагрузок для...

«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения и возможность их применения в домашних условиях»

С целью установления партнерского сотрудничества детского сада и семьи в вопросах здорового образа жизни детей с нарушением зрения, совершенствования практических навыков, необходимых для сохран...

Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...

Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения в домашних условиях "Электроприборы"

Материал для родителей по коррекционной работе с детьми дома...

Презентация "Современные образовательные технологии в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения в условиях комбинированных групп ДОУ"

Система образования усложняется, возрастают требования к развитию интеллектуальных, творческих способностей детей, а также к усовершенствованию коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер напра...

Примерное календарно-тематическое планирование коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения в условиях введения ФГТ.ЧИППКРО.Челябинск,2011г.

ЧИППКРО."Примерное календарно-тематическое планирование коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями зрения в условиях введения ФГТ".Методическое пособие для тифлопедагогов ДОУ/...