Модель взаимодействия специалистов в лечебно-коррекционной работе с детьми с нарушением зрения
методическая разработка по теме

МБДОУ "Детский сад №45" Энгельсского муниципального района

 

Создание и апробация модели взаимодействия специалистов: тифлопедагога, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, медсестры-ортоптистки и инструктора по физической культуре в процессе воспитательно-образовательной деятельности, стимулирующей повышение эффективности лечебно-коррекционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_vzaimodeystviya_specialistov.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

 Модель взаимодействия специалистов

в лечебно-коррекционной работе

с детьми с нарушением зрения.

                                                      Подготовила

                                        учитель-дефектолог

МБДОУ «Детский сад № 45»

Дукова Мария Николаевна.

В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения в частности с амблиопией и косоглазием, число которых увеличивается с каждым годом.  А наука тифлопедагогика на сегодня очень молода: мало теоретического и практического материала для работы с детьми с нарушением зрения. В нашем детском саду функционирует  три группы детей с нарушением зрения, поэтому для нас проблема  взаимодействия специалистов стала наиболее животрепещущей. Для того, чтобы лечебно-коррекционная работа была более эффективной, возникла идея разработать основные направления взаимодействия тифлопедагога с другими специалистами.

 Исходя из этого, мы поставили перед собой цель,  которая заключается в создании и апробации модели взаимодействия специалистов: тифлопедагога, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, медсестры-ортоптистки и физкультурного руководителя в процессе воспитательно-образовательной деятельности, стимулирующей повышение эффективности лечебно-коррекционной работы.

Для реализации цели были поставлены задачи:

  1. Создать модель взаимодействия специалистов дошкольного учреждения как условие успешной коррекционно-развивающей деятельности .
  2. Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов.
  3. Разработать систему работы и формы взаимодействия специалистов в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции нарушения зрения. Основу организации такого взаимодействия определяют следующие принципы:
  4. Системность. Развитие ребенка-процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.
  5. Комплексность. (взаимодополняемость) Развитие ребенка – комплексный подход, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.
  6. Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная коррекционная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска и особенностями зрительного дефекта.
  7. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном «подтягивании» дефицитных функций.
  8. Постепенность и систематичность, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
  9. Индивидуализация темпа работ- переход к новому этапу коррекционной работы только после полного освоения материала предыдущего этапа.

Модель взаимодействия представляет собой систему из трех направлений.

1. Диагностическое

Задачи:

-Выявление особенностей развития детей с нарушением зрения, знакомство с диагнозом.

-Изучение развития познавательных процессов, психических и речевых особенностей развития ребенка.

-Выделение факторов риска, на основе полученных результатов обследования.

-Составление карты развития ребенка.

Предполагаемый результат:

1. Подбор диагностических методик.

2.Планирование дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

Комплексный подход в решении коррекционных задач.

3. Общая карта развития ребенка.

2. Коррекционно-развивающее

Задачи:

-Разработка интегрированного перспективного плана коррекционно-развивающей работы.

-Составление индивидуального плана каждого занятия с учетом особенностей взаимодействия специалистов и  особенностей развития ребенка.

Предполагаемый результат:

  1. Интегрированный перспективный план коррекционно-развивающих занятий.
  2. Эффективные методы и приемы взаимодействия специалистов.

3.Аналитическое

Задачи:

-Анализ динамики развития ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы.

-Отслеживание эффективности коррекционно-развивающей работы.

Предполагаемый результат:

  1. Лист динамики развития ребенка, у учетом выделенных факторов риска.
  2. Критерии эффективности коррекционно-развивающей работы.

Индивидуальные и подгрупповые консультации для родителей и педагогов с целью повышения педагогической грамотности и помощи семьям, имеющим детей с нарушенным зрением.

Первое направление- ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ, т.е. определение тех сторон развития, которые являются третичным дефектом при нарушении зрения, которые требуют особого внимания наравне с коррекцией вторичного дефекта.

Диагностика в ходе нашей работы приобрела три основные составляющие:

Определение уровня развития ребенка с нарушением зрения. Разработка совместного диагностического блока методик, позволяющего сократить время на обследование и сделать его более содержательным.

Изучение личности ребенка в ее многообразных проявлениях дает надежный материал для дальнейшей коррекционной работы и определения индивидуальных особенностей.

Анализ полученных результатов позволяет объединить их в общую карту развития ребенка, так же способствует планированию дальнейшей взаимосвязанной коррекционной работе.

После проведения диагностического обследования в нашем дошкольном учреждении проходит Административно-групповое совещание, где обсуждаются:

- итоги диагностики,

- планируются дальнейшие направления лечебно-коррекционной работы,

-в случае необходимости разрабатываются индивидуальные коррекционные программы.

Второе направление -КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ.

От качества профилактической и коррекционной работы, своевременности принятых мер, тесного сотрудничества специалистов зависит продуктивность лечебно –восстановительной работы и  коррекции познавательной сферы и развития личности, а так же дальнейшая способность ребенка адаптировать в обществе.

Поэтому мы на этом этапе:

  1. Разрабатываем интегрированный перспективный план коррекционно-развивающей работы основанный на основе комплексной диагностики, который соответствует тематическому плану воспитательно-образовательной работы.

( смотреть «Тематический план взаимодействия специалистов»)

  1. Составляем индивидуальные планы лечебно-коррекционной работы. Осуществляем подготовку к лечению детей на аппаратах.

  Медсестра-ортоптистка координирует специалистов (в первую     очередь тифлопедагога) в организации коррекционной работе:

- дает рекомендации по вопросам офтальмологического лечения;

-определяет физическую и зрительную нагрузку;

-проводит курс лечения по рекомендациям врача-офтальмолога.

Например, в период плеоптического лечения тифлопедагог включает в занятия игры и упражнения, способствующие активизации деятельности амблиопичного глаза. Так, предлагается детям задания , в которых необходимо с помощью зрения выделять цвет, форму, величину предметов и изображений: задания связанные с обводкой по контуру через кальку, упражнения с мелкой мозаикой, конструктором.

В период ортоптического лечения проводятся специальные упражнения по подготовке к лечению на синоптофоре, упражнения закрепляющие результаты лечения на этом аппарате. С этой целью, детей учим, например, накладывать одно изображение на другое, подбирать цветное изображение к контурному или силуэтному, точно совмещая их.

На этапе стереоскопического лечения тифлопедагог проводит игры и упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности расстояние между ними. ( «Распредели игрушки по величине», «Прокати мяч в воротики», «Набрось кольцо»). Так же тифлопедагог проводит подготовку для проведения диагностики на «Цветотестере».

  1. Проводим специальные коррекционные занятия ( занятия с детьми учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя- занятия ритмикой, физкультурного руководителя-лечебной физкультурой)

Так же специалисты включают в индивидуальную коррекционную работу задания и рекомендации тифлопедагога, которые предлагаются каждую неделю. Для прослеживания этого вида работы созданы специальные бланки, где отмечаются дети, с которыми необходимо провести работу, указываются игры и упражнения, а так каждый специалист указывает качество и степень усвоения каждым ребенком данного задания (смотреть журнал взаимодействия с учителем-логопедом, с музыкальным руководителем, с физкультурным руководителем, с педагогом психологом).

Имя , Фамилия ребенка

Игры и упражнения

Отметка о выполнении

  1. Поводятся воспитателями специальные коррекционные игры и упражнения ( на общеобразовательных занятиях – в учебной деятельности, в повседневной жизни группы – в свободной деятельности, на индивидуальных коррекционных занятиях воспитателей по заданиям тифлопедагога)

Хочется отметить основную цель тифлопедагога- подготовка детей к восприятию того материала, который преподносят им воспитатели на общеобразовательных занятиях, подготовка детей к самостоятельному участию в этих занятиях, других видах деятельности.

Всю коррекционно-развивающую работу стараемся строить на основе теории интеграции образования, личностно-ориентированном подходе, на принципах научности, системности, учета структуры дефекта и компенсаторных возможностях каждого ребенка.

Третье направление- АНАЛИТИЧЕСКОЕ. Аналитическая деятельность позволяет нам отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве всех специалистов дошкольного учреждение, поэтому нами регулярно проводятся Административно-групповые совещания и выделены дни для консультаций со специалистами. Тем самым мы имеем возможность, выделить положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отслеживать динамику развития детей и планировать дальнейшую лечебно-коррекционную работу.

Но следует отметить, лечебно-коррекционный процесс невозможен без участия  родителей и своевременной работы с семьей. Ведь только совместными усилиями можно добиться хороших результатов в воспитании, обучении и коррекции зрительных функций каждого ребенка.

Чтобы определить пути взаимодействия с семей ребенка необходимо, в первую очередь, определить отношения родителей к своему ребенку, к его зрительному диагнозу.

Некоторые родители, когда узнают о затруднениях и проблемах в развитии ребенка, испытывают страх за будущее ребенка:  Каким он будет? Как его воспитывать? Будет ли он выделяться из массы других детей? В соответствии с этим определяются и прорабатываются формы работы, направленные на создание эмоционально-психологического комфорта семьи и, в частности ребенка.  

Другая непосредственная реакция- это отрицание «Не может быть!» Несмотря на заключения специалистов о зрительном диагнозе, родители упускают драгоценное время для развития и коррекции зрения. С учетом таких позиций разработаны формы и методы работы с семьей, направленные на осознание того, что если ребенку создать своевременно все необходимые условия для его развития, то зрительный дефект может быть сведен до минимума, не имея отклонений вторичного порядка.

 Задача нашего коллектива:

Повысить психолого-педагогическую грамотность родителей, знакомя их с особенностями развития ребенка, имеющего нарушения зрения, помогая им выбрать рациональный путь воспитания его личности и устранения отрицательных проявлений в ее формировании, обучая их использованию методов, специальных способов и приемов воспитания и обучения детей с нарушением зрения.

Хочется отметить, что результат всех направлений, которые мы используем, зависит от заинтересованности и активности каждого родителя, поэтому большинство форм содержит практическую направленность. Проводятся групповые консультации с использованием обмена опытом семейного воспитания, а также наглядный показ содержания коррекционно-воспитательной работы и ее практических способов и приемов.

Формированию взаимоотношения сотрудничества родителей и специалистов способствует активно работающий в нашем МДОУ Семинар –практикум, где родители знакомятся с особенностями психофизического развития детей, получают информацию о проводимых всеми специалистами коррекционных занятий. Родителям рекомендуются коррекционные игры для занятий дома, предлагаются просмотры фрагментов коррекционных занятий. Обращается внимание на то, что только совместная работа офтальмолога, тифлопедагога, психолога, логопеда, воспитателей и родителей, умелое сочетание воспитательных мероприятий с лечебно-востановительными создадут благоприятные условия для развития зрительной системы детей.

В нашей работе широко используем Индивидуальное консультирование, которое позволяет непосредственное осуществлять контакт специалистов и родителей. Большой «размах» индивидуальных различий в психическом развитии детей определяет необходимость индивидуально-дифференцированного подхода к их воспитанию и обучению. По мере необходимости родители могут встретиться с любым специалистом и вместе с ним разрешить возникшие проблемы, получив ответы  на волнующие вопросы. Мы стремимся, чтобы родители видели в нас не только специалистов-консультантов, но и доброжелательных советчиков, заинтересованных в воспитании и обучении их ребенка.

Наряду с общепринятыми методами и формами работы с семьей мы используем:  «Почту знаний»- карточки-переписки, в которых в конце недели записываются те трудности, с которыми ребенок столкнулся в течении недели. Родители работают над этим материалом с ребенком и на обратной стороне карточки отражают, что получается, а над чем еще необходимо поработать.

Если трудности связанны с эмоциональным дискомфортом ребенка, то «на помощь» приходит «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АПТЕКА», где совместно с мамой и папой проводятся тесты и тренинги, которые помогают определить стиль работы с ребенком. Педагог-психолог помогает и направляет взрослых на правильное общение с ребенком, на адекватную оценку его поведения и оказание своевременной помощи от специалистов ДОУ.

(смотреть перспективный план работы с семьей)

Хочется подвести итоги вышесказанного: Только благодаря совместным усилиям детского сада и семьи можно добиться положительных результатов в лечебно-коррекционной работе, после которой ребенок сможет максимально адаптироваться в окружающем мире в своей дальнейшей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения ".

В работе представлены различные виды технологий, которые могут использоваться руководителями физического воспитания на своих занятиях, а так же,  выборочно могут применять воспитатели в физкульт ...

Сообщение на педсовете "Взаимодействие воспитателей со специалистами в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушением зрения"

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения  возможна только при тесном взаимодействии всех специалистов и носит комплексный характер.  ...

Статья: " Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими разные формы ДЦП."

Каждой семье хочется иметь здорового ребенка. Пожалуй, не найдется родителей, которые не желали бы, чтобы их дети были крепкими, умными и красивыми, чтобы в будущем они сумели занять достойноеместо в ...

Взаимодействие музыкального руководителя и учителя дефектолога при работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

В материале представлен опыт работы, а так же несколько музыкально-ритмических упражнений для детей с нарушениями зрения....

Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...

Педагогический проект: «Взаимодействие специалистов детского сада в работе с детьми с ОВЗ»

Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно - психического здоровья и социализации детей, успешного становл...