Педагогический проект: «Взаимодействие специалистов детского сада в работе с детьми с ОВЗ»
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Прошкина Наталья Юрьевна

Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно - психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение.

 

Постоянный рост числа детей с  ограниченными возможностями здоровья выдвигает диагностика-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 70% от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонением в речевом развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vzaimosvyaz_spetsialistov.zip266.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Сертоловский детский сад комбинированного вида № 2»

Педагогический проект:

«Взаимодействие специалистов детского сада в работе с детьми с ОВЗ»

Составитель: Прошкина Н.Ю.,

Методист координатор по

инклюзивному образованию

МДОБУ «Сертоловский ДСКВ № 2»

C:\Users\ZampoVR\Desktop\фото МДОБУ С ДСКВ № 2\ФОТО 18-19\Ефремова И. 19.12.18 занятие\IMG_20181219_093023.jpg

г. Сертолово

2019 г.

Паспорт проекта

Структура

Содержание

Тема

«Взаимодействие специалистов детского сада в работе с детьми с ОВЗ»

Адресация проекта

Прoект предназначен для педагoгов, рабoтающих с детьми старшего дoшкольного возраста с OВЗ.

Участники проекта

Педагоги ДОО

Возраст учащихся

Проект рассчитан на детей старшего дошкoльного возраста.

Типовые особенности проекта

По характеру: проект твoрческий, информационный

По прoдолжительности: долгoсрочный.

По сoдержанию: педагоги.

По прoфилю знаний: меж предметный.

По уровню контактов: на уровне oбщеобразовательного учреждения – ДОО.

По типу объекта проектирования: сoциальный.

Цель проекта

-  Сoвершенствовать систему взаимодействия специалистoв ДОО в рабoте с детьми с ОВЗ.

Задачи проекта

- Разработать модель психолoгo-педагoгического сoпровождения детей с oбщим недоразвитием речи;

- Проанализировать эффективность применения модели психолого-педагогического сoпровождения детей с ОВЗ;

-  Осуществление  единогo  кoррекционно-образoвательного  пространства, стимулирующего речевое и личностное развитие детей.

Предполагаемые  результаты

– обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства в содержательном и организационном планах;

–осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;

– обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми;

– высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов;

– одним из важных результатов деятельности представляется модель личности ребенка, адаптированного к взаимодействию с внешней средой, обучению в школе.

Актуальность темы

Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно - психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение.

Постоянный рост числа детей с  ограниченными возможностями здоровья выдвигает диагностика-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 70% от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонением в речевом развитии.

Проблема

В МДОБУ «Сертоловский ДСКВ № 2» 7 групп компенсирующей направленности, где находятся дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с ЗПР. Детский сад укомплектован специалистами: 5 учителей – логопедов, 2 педагога – психолога, 2 учителя – дефектолога, 5 музыкальных руководителей, 4 инструктора по ФИЗО.

Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими тяжелым недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. Тяжелое недоразвитие речи у детей характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы: фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи, поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей

действительности, обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику и др.

  • детей при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов:

меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля: логопедов, дефектологов, педагогов-психологов. Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в специальных группах возможно при создании

личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое

коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.

  • связи с этим возникают проблемы руководства работой педагогов узкого профиля и организации их совместной деятельности в целях улучшения качества образования: обеспечение бережного отношения к здоровью и развитию личности ребенка, создания для нее комфортных условий пребывания в детском саду специалистов всех уровней.

Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической и коррекционной помощи детям в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.

Цель:

Совершенствовать систему взаимодействия специалистов ДОО в работе с детьми с ОВЗ.

Задачи:

1. Разработать модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

2. Проанализировать эффективность применения модели психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

  1. Осуществление  единого  коррекционно-образовательного  пространства,

стимулирующего речевое и личностное развитие детей.

Предполагаемые результаты взаимодействия по сопровождению детей коррекционных групп таковы:

– обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства в содержательном и организационном планах;

– осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;

– обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми;

– высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов;

– одним из важных результатов деятельности представляется модель личности ребенка, адаптированного к взаимодействию с внешней средой,

обучению в школе.

  • нашем детском саду был создан проект модели взаимодействия специалистов (приложение № 1). В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия специалистов, для согласованности проводимых ими мероприятий. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательной сферы, а также развитие и коррекция эмоциональной сферы.

Тесная взаимосвязь педагогов возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.

Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий специалистов.

  • исправление ТНР у детей большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя – логопеда и воспитателя  группы компенсирующей направленности. Очень значима совместная работа с ними музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с ТНР.

В группах компенсирующей направленности при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы двигательных и речевых сфер. Содержание ООД организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений логопеда по разделам программы.

Модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Цель состоит в организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника.

Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учётом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи - и обеспечивают интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития дошкольника с ОВЗ. Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные НОД, а так же самостоятельную деятельность ребёнка с ТНР и ЗПР в специально организованной пространственно – речевой среде.

Все специалисты работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно - развивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и НОД, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.

Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую, познавательную, в содержание других видов деятельности, а так же в режимные моменты.

Педагог - психолог включает следующие направления: коррекционно  развивающая работа с детьми с ОВЗ по развитию высших психических функций; работа с детьми, имеющих отклонения в поведении; коррекция агрессивности; профилактическая работа по развитию эмоций.

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление. На логоритмике совершенствуется общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, чувства ритма, просодическая сторона речи

Медицинский работник изучает и оценивает соматическое здоровье и состояние нервной системы ребёнка с ОВЗ в соответствии со средневозрастными критериями.

Инструктор по ФИЗО решает традиционные задачи по общему физическому воспитанию и развитию, направленные на укрепление здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию

психомоторных функций и специальные коррекционно – развивающие: развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений по пространственно – временным характеристикам, совершенствование ориентировки в пространстве. Особое внимание обращается на возможность закрепления лексико – грамматических средств языка путём специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учётом изучаемой лексической темой.

Определены формы взаимодействия специалистов.

Наиболее приоритетные: муниципальная (территориальная) психолого – медико – педагогическая комиссия, психолого – медико – педагогический консилиум, интегрированные занятия, участие в проектной деятельности, совместные мероприятия с участием родителей, тренинги, семинары – практикумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование родителей, педагогов, Дни открытых дверей.

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики и коррекционной педагогики позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с речевыми нарушениями.

Специалистами нашего детского сада разработан план по сопровождению детей коррекционных групп.

Содержание работы согласно данному плану распределяется условно на три периода и осуществляется, учитывая все формы взаимодействия: с детьми, педагогами и родителями.

Таким образом, нами выделяются такие формы работы, которые отображают взаимодействие специалистов в нашем дошкольном учреждении:

– проведение и обсуждение результатов диагностики (логопед обследует речь, в том числе и её эмоциональные стороны, психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы,

– коррекционно-развивающая деятельность (на логопедических используются приёмы по активизации психические процессов, изучению и уточнению эмоциональных состояний, доступных возрасту, а психолог активизирует речевые высказывания детей);

– непосредственно образовательная деятельность с детьми;

  • а также проводимая в рамках «Школы молодого педагога», родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер.

Вывод: Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

Список литературы.

  1. Выготский Л. С. Основы дефектологии. – СПб. : Издательство «Лань»,

2003.

  1. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений /Под ред. д. м. н. Е. М.

Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002.

3. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография \ М. А. Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002

  1. Пятница Т. В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи. – Мн.: «Аверсэв», 2005

5.Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.

Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Взаимодействие музыкального руководителя детского сада с родителями"

Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями. Акцентирование внимания на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкальн...

Проект по благоустройству участка и цветника на территории детского сада и работы с детьми в летний период

План мероприятий по подготовке участка группы к летней оздоровительной работе в детском саду и благоустройству прилегающей территории...

ПРОЕКТ: «Взаимодействие учителя-логопеда детского сада с родителями воспитанников»

Тип проекта: практико-ориентированный.Участники проекта: учитель-логопед ДОУ, воспитанники и их родители. Цель проекта: Организация эффективного сопровождения воспитанников и их родителей с целью...

«Проблема адаптации детей к условиям детского сада. Осуществление работы с детьми в адаптационный период в условиях ДОУ»

В презентации раскрывается сущность понятия "адаптация", а также описываются приемы работы с детьми в период адаптации к ДОУ....

Педагогический проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей - одно из приоритетных напрвлений современного образования. Современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решений проблем речевого ра...

Педагогический проект "Взаимодействие детского сада и семьи в рамках реализации ФГОС ДО"

Проект взаимодействия детского сада и семьи в рамках ФГОС ДО предназначен воспитателям детского сада, работающим на логопедической подготовительной к школе группе. Проект построен   с целью...

Педагогический проект «Взаимодействие родителей и детского сада»

Как акктивизировать родителей, нацелить на сотрудничество с детским садом. В наши дни это является важной задачей......