ПРОЕКТ: «Взаимодействие учителя-логопеда детского сада с родителями воспитанников»
проект по логопедии на тему

Кириллова Роза Александровна

Тип проекта: практико-ориентированный.

Участники проекта: учитель-логопед ДОУ, воспитанники и их родители. Цель проекта: Организация эффективного сопровождения воспитанников и их родителей с целью коррекции и профилактики речевых нарушений на основе системно-деятельностного подхода за счет реализации связи «родитель - логопед». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ:

«Взаимодействие учителя-логопеда детского сада с родителями воспитанников»

Кириллова Роза Александровна

учитель-логопед

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района

«Детский сад «Алёнушка» п. Сосновка»

ХМАО - Югра

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

(Народная мудрость)

Воспитывает всё: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего — люди.

Из них на первом месте — родители и педагоги.

Макаренко А. С.

Пояснительная записка

        С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. Такой подход сделал необходимой разработку федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2014 года.

Семья и дошкольное учреждение два различных по воспитательным функциям института социализации детей, которые должны тесно взаимодействовать  друг с другом. Объединение усилий семьи и ДОУ открывает путь к диалогу, широкому социальному взаимодействию, способствует расширению границ межличностного общения.

  Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) одной из задач является: повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья   детей.

Необходимость организации работы учителя-логопеда с родителями связана в первую очередь со стремлением способствовать созданию единой коррекционно-развивающей среды, которая позволит максимально раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка.

Процесс создания и совершенствования форм организации коррекционной работы с детьми с речевой патологией возможен на основе взаимодействия и сотрудничества субъектов образовательных отношений: учителя-логопеда, ребенка и родителей. Индивидуальность ребенка формируется в семье, поэтому логопедическое просвещение родителей является важной задачей учителя-логопеда. К наиболее эффективным формам взаимодействия с семьей относится совместная деятельность родителей с детьми под руководством специалиста. В процессе этой деятельности родители обучаются владеть конкретными играми, развивающими технологиями, действенными формами оказания помощи ребенку Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности.

Актуальность проблемы. Для оказания квалифицированной логопедической помощи детям с нарушениями в развитии речи необходимо разработать и внедрить в практику дошкольных образовательных организаций эффективную модель взаимодействия учителя-логопеда с семьей в целях создания единого коррекционно-развивающего пространства как в ДОУ, так и в домашних условиях.

Родители дошкольников особенно остро ощущают свою значимость в жизни ребенка с одной стороны, а с другой стороны – впервые сталкиваются с трудностями в речевом развитии ребенка.

Именно поэтому ранняя профилактическая и коррекционная помощь ребенку и его семье в рамках ДОУ представляется особенно важной. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее становление личности ребенка.

Объектом проекта является взаимодействие учителя-логопеда детского сада с родителями воспитанников, а предметом - содержание и формы взаимодействия участников образовательных отношений.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Участники проекта: учитель-логопед ДОУ, воспитанники и их родители

Условия реализации проекта: заинтересованность родителей, системный характер работы.

Направления деятельности:

1. Диагностическая работа  (выявление уровня осведомленности родителей в вопросах развития речи и её  коррекции у ребёнка)

2.  Просветительское (представление информации для повышения коррекционно-педагогической культуры родителей; проведение с участниками образовательных отношений целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей, необходимой коррекции);

3. Практически-действенное (обучение родителей практическим приёмам и упражнениям по развитию и коррекции компонентов речевой готовности к школе; знакомить с играми, развивающими речевые способности и познавательные процессы; представить практический опыт игрового партнерства с детьми; акцентировать внимание родителей на соучастии, сопереживании и поддержке ребенка; повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела.)

4. Рефлексия (анализ проведенных мероприятий, оценка уровня речевого развития ребёнка, перспектива дальнейшей работы)

Цель проекта: Организация эффективного сопровождения воспитанников и их родителей с целью коррекции и профилактики речевых нарушений на основе системно-деятельностного подхода за счет реализации связи «родитель - логопед».

Задачи:

  • привлечь родителей к совместной деятельности по коррекции и развитию речи детей;
  • оказать родителям квалифицированную помощь, повышать  их компетентность в вопросах речевого развития ребёнка;
  • научить родителей понимать и принимать своего ребенка, сформировать у них осознание его индивидуальности, уважительное отношение к личности ребенка;
  •  создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;
  • пропагандировать положительный опыт семейного воспитания.

Проект реализуется в три этапа: информационно-аналитический, практический, оценочный.

 Информационно-аналитический этап (1 месяц – сентябрь) предполагает сбор и анализ сведений о ребенке и его семье (общего речевого развития, речевого окружения и т. п.), их трудностей и запросов. Выявление, раскрытие и поддержка положительных  личностных качеств не только ребёнка, но и родителей, что необходимо для успешного взаимодействия со своим ребенком.

        В ходе практического (второго) этапа реализации проекта (с октября по апрель) в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей и педагогов ДОУ.

         Методы и формы взаимодействия с родителями:

Родительские собрания: круглый стол, вечер – встреча, родительский лекторий и т. д.

Ежедневный непосредственный контакт с родителями во время приёма и ухода детей.

Индивидуальная консультация. 

Ознакомление родителей с достижениями ребенка.

Обучение родителей практическим приёмам и упражнениям развития и коррекции речи.

Обучение родителей выполнению с ребёнком заданий логопеда. 

Практикумы-семинары для родителей;

        Правила работы:

- к родителям каждого ребёнка проявлять искреннее уважение;

- общение с родителями ребёнка должно быть не во вред ему, а во благо;

- изучение семей воспитанников должно быть тактичным и объективным;

- учёт родительских социально-психологических установок и их коррекция в ходе взаимодействия.

В мае подводятся итоги работы над проектом, анализируется эффективность сотрудничества с родителями в течение учебного года по вопросам речевого развития ребёнка. Это заключительный этап реализации проекта.

Механизм реализации:

План реализации

Пути решения

Информационно-аналитический этап

Сбор и анализ сведений о ребенке и его семье

1.  Обследование ребенка логопедом на предмет определения уровня его речевого развития.

2. Изучение медицинской карты ребёнка, рекомендации специалистов.

3. Выявление готовности семьи к взаимодействию с дошкольным учреждением, учителем-логопедом.

Практический этап работы

Педагогическое просвещение и

наглядное информирование родителей

1.О возрастных нормах  развития речи дошкольников.

2.О значении совместной работы логопеда и родителей  в формировании правильной речи ребенка.

3.Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Осуществление практического взаимодействия семьи и ДОУ

1. Создание условий для делового общения с родителями.

2. Групповые формы работы с родителями – это занятие-консультация, семинары-практикумы, тренинг по развитию речевого дыхания, беседы, которые могут проводиться как отдельно, так и в рамках родительского собрания, обмен опытом родителей по выполнению домашних речевых упражнений по заданию логопеда.

3. Индивидуальные формы работы – индивидуальные консультации и беседы по результатам психолого-педагогического и логопедического обследования детей.

Заключительный этап

 Итоги

В мае подводятся итоги взаимодействия учителя-логопеда с родителями, родительская встреча по итогам коррекционно-развивающей работы с детьми.

Ресурсное обеспечение.

Участники образовательных отношений

Деятельность, полномочия

1. Учитель-логопед ДОУ

Организация работы в соответствии с планом, утвержденным заведующим, с учетом индивидуальных особенностей детей и потребностей родителей,   информационная поддержка. Изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания.

2. Родители

Проявление заинтересованности, активности, высказывание собственного мнения и обмен опытом по выполнению домашних уроков по заданию логопеда. Получение практической помощи в организации занятий с детьми дома. Получение квалифицированной консультативной помощи по проблемам развития речи ребенка, а так же по подготовке к школе.

Ожидаемые результаты работы проекта

  1. Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы как результат согласованных действий учителя-логопеда с родителями.
  2. Информированность родителей  о содержании коррекционно-развивающей работы.
  3. Включение родителей в активную совместную деятельность с детьми и педагогами, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка.
  4. Обеспечение единства коррекционно-педагогических воздействий ДОУ и семьи.
  5. Возможность достижения положительных эмоционально-нравственных взаимоотношений родителей и детей.

Механизм  оценки   результатов включает следующие критерии:

  • уровень  педагогической компетентности родителей;
  • уровень вовлеченности в реализацию  проекта педагогов, родителей;
  • положительные отзывы   партнеров и участников  проекта;
  • новые формы сотрудничества  семьи и ДОУ;
  • уменьшение количества детей с  нарушениями речи;

Обратная связь

  1. Анкеты
  2. Консультации по запросу
  3. Рефлексия мероприятий
  4. Составление плана работы с учетом уровня речевого развития детей и запросов родителей.

Тематическое планирование  взаимодействия учителя-логопеда с родителями

Тема

Форма проведения

Участники и ответственные

Сроки

1

2

3

4

1. . Определение степени ответственности родителей за воспитание детей.

1.  Опросник для родителей «Достаточно ли вы уделяете внимания своему ребенку»

2. Анкета для выявления уровня заинтересованности родителей речевым развитием ребенка.

3. Самодиагностика родительского отношения к детям.

Психолог, учитель-логопед, родители

сентябрь

Уровень речевого развития ребенка.

Индивидуальные беседы по результатам психолого-педагогического и логопедического обследования детей

Психолог, учитель-логопед,  воспитатели, родители

сентябрь

«Пальцы помогают говорить»

Семинар-практикум по развитию мелкой моторики

Родители детей ясельной группы, воспитатели, учитель-логопед

октябрь

«На пороге школы»

Психолого-логопедический практикум для родителей и детей

Родители детей  подготовительной группы, воспитатели, учитель-логопед

ноябрь

«Круглый стол»

Обмен опытом родителей: домашние упражнения  по заданию логопеда.

Родители детей  старшей группы, воспитатели, учитель-логопед

декабрь

«Динамика и пути дальнейшей коррекционно-развивающей работы»

Родительская встреча по результатам коррекционно-развивающей работы за полугодие

Родители детей  старшей, подготовительной  группы, воспитатели, учитель-логопед

январь

«Учимся говорить правильно»

Занятие-консультация с элементами игры по проведению артикуляционной гимнастики и развитию речеслухового внимания у детей.

Родители детей  2 млад.  группы, воспитатели, учитель-логопед

февраль

«Развитие фонематического слуха у детей»

Семинар практикум с презентацией и элементами обучающей игры

Родители детей средней группы, воспитатели, учитель-логопед

Март

«Дышим правильно – говорим легко!»

Совместный тренинг для родителей и детей по обучению дыхательной гимнастике и развитию речевого дыхания.

Родители, дети,  учитель-логопед

апрель

2. Наглядное информирование родителей:

Оформление уголков логопеда по теме: «Нормы развития речи детей дошкольного возраста»; «Стимуляция речевого развития детей раннего возраста»; «Речь ребёнка 3–4 лет»; «Что можно сделать для развития речи ребенка»; памятка родителям «У малыша трудности с речью. С чего начать?», «Речевая готовность ребёнка к школе»

Папки-передвижки, буклеты  во всех группах

сентябрь - май

Литература

  1. Маркина Т. С. Сотрудничество учителя-логопеда с родителями. Журнал «Логопед в детском саду», 2014 г., № 4.
  2. Жеребнова В. П.. Консультативно-просветительская работа как форма взаимодействия учителя-логопеда с семьёй.  Журнал «Дошкольная педагогика», 2013 г., № 9 .
  3. Космалева Л. Л. Личностно-ориентированные формы взаимодействия логопеда с родителями и детьми, имеющими нарушения речи. Журнал «Дошкольная педагогика», 2013 г., № 3 .
  4. Семья и проблемы воспитания. Журнал «Дошкольное воспитание», 2010 г.      № 1, 2.
  5. http://www.vseodetishkax.ru
  6. http://schools.mccme.ru

Приложения:

Тест родительской самооценки.

Ответы: ДА, НЕТ, ИНОГДА.

  1. Читаете ли вы статьи, книги на темы воспитания в журналах, смотрите ли  специальные передачи по телевидению?
  2. Ваш ребенок совершил проступок. Задумаетесь ли вы о том, что это может быть результатом Вашей системы воспитания?
  3. Единодушны ли вы с супругом (супругой) в воспитании детей?
  4. Ребенок предлагает вам свою помощь. Примите ли вы ее, если при этом выполнение дела будет продвигаться медленнее?
  5. Используете ли вы запрет, приказ только тогда, когда это действительно необходимо?
  6. Считаете ли вы, что последовательность — один из основных педагогических принципов?
  7. Согласны ли вы, что семейная среда оказывает на ребенка существенное влияние?
  8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для благополучного развития ребенка.
  9. Часто ли на просьбу ребенка заняться с ним, поиграть вы отвечаете: «Сейчас нет времени», «Поиграй сам» и т. п.

А теперь подсчитайте очки:

«да» - 2 очка, «нет» - 0 очков, «иногда» - 1 очко.

Результаты тестирования.

  • Менее 6 очков. Скорее всего, о воспитании детей у Вас довольно смутные представления, вам необходимо срочно заняться повышением своей компетенции в этой области.
  • 7 — 14 очков. Серьезных ошибок в воспитании вы не допускаете, но все же Вам есть над чем задуматься. Посвятите ближайший выходной общению с ребенком. Малыш непременно оценит вашу любовь и ответит  вам тем же!
  • Более 15 очков. Родительская любовь вам явно удается. И все же не лишайте себя возможности дальнейшего совершенствования. В этом вам помогут специалисты и педагоги дошкольного учреждения

Самодиагностика  родительского отношения к детям

  Прочтите утверждения опросника. Если Вы с ними согласны, обведите кружком соответствующий номер ответа. Помните, что в опроснике нет правильных и неправильных ответов, постарайтесь ответить искреннне, речь идет о Вашем отношении к ребенку.

  1. Я всегда сочувствую моему ребенку.
  2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
  3. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  4. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
  5. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.
  6. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать от него.
  7. Я очень интересуюсь жизнью моего ребенка.
  8. Строгая дисциплина в детстве развивает характер.
  9. Я разделяю увлечения моего ребенка.
  10. За строгое воспитание дети потом благодарят.
  11. Я тщательно слежу за здоровьем ребенка.
  12. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
  13. Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.

Анкета для выявления педагогических возможностей            родителей.  (с презентацией)

1. Где Вы черпаете педагогические знания?

  • А) используете жизненный опыт, советы знакомых
  • Б) читаете педагогическую литературу
  • В) используете советы педагогов
  • Г) слушаете передачи радио и телевидения

2. Какие методы воспитания считаете наиболее результативными?

  1. А) убеждения                  
  2. Б) принуждения
  3. В) требования
  4. Г) поощрения
  5. Д) наказания
  6. Е) обучения и личного примера

3. Какие виды поощрения используете чаще?

  • А) словесные  
  • Б) подарки
  • В) денежные
  • Г) развлечения

4. Какие виды наказания, на Ваш взгляд, наиболее эффективны в воспитании?

  • А) словесная угроза  
  • Б) проявление неодобрения своим поведением
  • В) физическое наказание  
  • Г) лишение развлечений или обещанных подарков  
  • Д) лишение денежных поощрений

5. Единодушны ли члены Вашей семьи в своих требованиях к ребенку?

  • А) единодушны всегда  
  • Б) иногда расходятся во мнениях  
  • В) Единодушия не бывает никогда  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы учителя-логопеда в детском саду,не имеющем в своей структуре специализированных групп

      Цель:   исправление дефектов речи детейЗадачи:Осуществление диагностики речевого развитияОказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям дош...

Опыт работы учителя-логопеда МДОУ детского сада №12 «Колокольчик» г. Егорьевска Московской области Раткиной Светланы Геннадьевны по теме: «Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада».

Логопедическая группа для заикающихся детей существует в нашем городе с 1994 г.. Все эти годы в этой группе логопедом работаю я, Раткина Светлана Геннадьевна. С 1999 года имею высшую квалификационную ...

«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые учителем-логопедом в детском саду у детей с ОВЗ»

Тезисы  к  докладу  по  теме:   «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском садуу детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»Соколовой Оль...

Циклограмма деятельности учителя-логопеда в детском саду комбинированного вида

Представленный график-циклограмма является обязательным документом в папке "Документация" для учителя-логопеда. Циклограмма деятельности также является одним из приложений к "Рабочей пр...

Учитель-логопед в детском саду.

Материал для родителей...

«Кабинет учителя - логопеда в детском саду: требования ФГОС ДО»

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит к развивающей предметно – пространственной среде кабинета учителя – логопеда определенный требований. Актуальность данно...