Рабочие программы, проекты
методическая разработка

Байбулатова Анфиса Нурисламовна

Авторские программы, методические разработки, проекты:

2019 год. Рабочая программа учителя-логопеда для средней группы компенсирующей направленности (для детей с 4-5 лет с ТНР). (Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетико-фонематическим строем, лексико-грамматическими категориями языка, развитием связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в будущем, а также его социализации).

2018 год. Проект, направленный на психофизическое развитие детей раннего дошкольного возраста с использованием специальных методов и технологий Монтесори.

2017 год. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. (Программа направлена на обеспечение комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях комплексной коррекции отклонений в развитии; оказание воспитанникам квалифицированной помощи в освоении программы дошкольного образования с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей на основе организации разнообразных видов детской деятельности).

2016 год. Рабочая программа педагога-психолога ДОО. (Программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Приоритетным является обеспечение единого процесса социализации - индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОО, значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей).

2016 год. Сборник конспектов коррекционно-развивающих занятий для детей с проблемами в развитии. (Включает серию конспектов коррекционно-развивающих занятий по работе с детьми-инвалидами: коррекционно-развивающие занятия для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с интеллектуальной незрелостью, аутичных детей, слабослышащих детей, план работы по социально-педагогической реабилитации семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья).

2016 год. Комплекс коррекционно-развивающих занятий для детей с моторной алалией (первого и второго года обучения)

2016 год. Проект «Использование элементов логоритмики, как средства психофизического и речевого развития дошкольников старшего возраста с ТНР». (Творческая коррекционно-развивающая работа направлена на коррекцию и профилактику имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка дошкольного возраста посредством сочетания слова и движения, повышение общего культурного и общеречевого уровня детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с ТНР).

2016 год. Рабочая программа платной образовательной услуги социально-педагогической направленности «Групповое занятие по коррекции речевых нарушений». (Программа разработана на основе современных достижений логопедической науки и практики, специальной и детской психологии, специальной педагогики, отражающих представления о структуре речевого нарушения, особенностях развития детей с нарушениями речи, а также о специфике оказания коррекционно-развивающей помощи детям дошкольного возраста. Целью является применение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста).

2016 год. Программа по предшкольной подготовке детей старшего дошкольного возраста «Будущий первоклассник». (Данная программа направлена на разностороннее развитие ребенка. Целью является формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие интеллектуальных качеств, развитие связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе).

2015 год. Проект «Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога с детьми 5-7 лет». (Проект направлен на психофизическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием специальных методов и технологий: кинезиологии, су-джок).

2014 год. Индивидуальный образовательный маршрут для детей-инвалидов; план мероприятий индивидуального медико-социально-психолого-педагогического сопровождения воспитанников категории «ребенок-инвалид».

2014 год. Рабочая программа учителя-дефектолога, целью которой является создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ старшего дошкольного возраста, для обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«ДС «Непоседы» г. Муравленко

Проект

Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии

в работе учителя-дефектолога

с детьми 5-7 лет.

                                                           Автор: Байбулатова А.Н.

г. Муравленко 2015г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………

1.1 Анализ внешней среды ……………………………………………..

1.2 Анализ внутренней среды …………………………………………..

1.3 Проблематика ………………………………………………………

2. Основная часть ………………………………………………………

2.1 Концептуализация проекта ………………………………………..

2.2 Целеполагание ……………………………………………………..

2.3 Ожидаемый результат …………………………………………….

2.4 Реализация проекта ……………………………………………….

2.4.1 Этапы работы над проектом ………………………………..

2.4.2 План реализации проекта…………………….

2.4.3 Ресурсное обеспечение ………………………………………              

2.5 Мониторинг проекта ………………………………………………

3. Заключение …………………………………………………………..

Список литературы …………………………………………………..

Автор проекта

Байбулатова Анфиса Нурисламовна

Учитель-дефектолог 

МКДОУ «ДС «Непоседы» г. Муравленко

Наименование проекта

Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога с детьми 5-7 лет

Вид проекта

По составу участников- групповой

По целевой установке – информационно - практико-ориентированный

По срокам реализации - долгосрочный

Участники проекта

- Воспитанники старшего дошкольного возраста

- Педагоги

 - Родители

Сроки реализации

Сентябрь 2014г. -май 2015г.

           


ВВЕДЕНИЕ

«Рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук тревожат расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность».

Немецкий философ И. Кант.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В. А. Сухомлинский

Хорошо развитая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому и познавательному развитию ребенка.

В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание (здоровьесберегающие технологии: су-джок, кинезиология).

1.Су-Джок терапия основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах (су по-корейски - кисть, джок - стопа). Проявляя живой интерес к занятиям с тренажерами, ребёнок развивает не только пальчиковую моторику, ловкость и координацию движений, но и способствует повышению физической и умственной работоспособности, создаёт базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, также активизирует словарь, развивает лексико-грамматические категории, упражнения по коррекции звукопроизношения используются для автоматизации исправленных звуков.

2. Кинезиология. Название «кинезиология» происходит от греческих слов «кинезис» (kinesis), «движение» и «логос» (logos), «наука». «Кинезиология» - это наука о движении, о движении мышц. Кинезиология - это наука о развитии головного мозга через движение, которая существует довольно давно. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений.

         Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое - гуманитарное, образное; левое - математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей.

        Поэтому для стимуляции и повышения физической и умственной работоспособности важно использование кинезиологических упражнений и приемов Су-Джок терапии.

   1.1 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

В исследованиях, опубликованных в специальной литературе, с тревогой сообщается о замедленном темпе физического, речевого и интеллектуального развития детей.

Такой рост детской патологии вызван, как показывают исследования, остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы. Правильное формирование речи и других высших психических функций зависит от своевременного созревания определенных мозговых зон и от взаимодействия анализаторных систем, от сформированности межанализаторных связей.
           Проблема функциональных возможностей кистей рук детей, связь между степенью сформированности тонких движений пальцев рук и уровнем речевого и интеллектуального развития проведено много исследований.

Работы В.М.Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Г.Лурия, Н.С. Лейтеса доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Следовательно, коррекционно-развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Су-Джок терапия (Су-Джок) - это одно из направлений ОННУРИ медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак ЧжеВу. В переводе с корейского языка Су - кисть, Джок - стопа. Методика Су-Джок диагностики заключается в поиске на кисти и стопе в определенных зонах, являющихся отраженными рефлекторными проекциями внутренних органов, мышц, позвоночника болезненных точек соответствия (Су-Джок точки соответствия), указывающих на ту или иную патологию. Обладая большим количеством рецепторных полей, кисть и стопа связанна с различными частями человеческого тела. При возникновении болезненного процесса в органах тела, на кистях и стопах возникают болезненные точки «соответствия» - связанные с этими органами. Находя эти точки, Су-Джок терапевт может помочь организму справится с заболеванием путем их стимуляции иглами, магнитами, мокасми (прогревающими палочками), модулированным определенной волной светом, семенами (биологически активными стимуляторами) и т.д.

Су-джок терапия является одной из нетрадиционных логопедических технологий. В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак ЧжеВу, разработавшего Су - Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Эти лечебные системы созданы не человеком - он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред - оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов.

Метод Су-Джок - это современное направление, которое объединяет древние знания восточной и последние достижения европейской медицины. В некоторых странах этот метод входит в государственные программы не только здравоохранения, но и образования. Су-Джок-терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга.

Для этой цели разработаны специальные упражнения: двигательные, дыхательные, растяжки, пальчиковые игры и т.д. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности детей и расширить границы возможности деятельности его мозга.

               Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение здоровьесберегающих технологий – приемов Су-Джок терапии и кинезиологических упражнений, способствует речевому, психическому, интеллектуальному развитию детей.

1.2   Анализ внутренней среды

Сильные стороны

Слабые стороны

Программно-методическое обеспечение

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.

Методическое обеспечение и оснащение педагогического процесса соответствует Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М., 2012 г.

____________

Материально-техническая база

Материально-технические условия реализации проекта соответствует:

- санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, описанным в СанПиН 2.4.1.3049-13;

- требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

- требованиям ФГОС ДО к предметно-пространственной среде.

Массажные   шары «Каштан» с массажным кольцом, спортивные резиновые мячи с шипами

Кадровый потенциал

Высокий творческий потенциал педагогов

- недостаточные знания и умения педагогов в использовании здоровьесберегающих технологий - приемов Су-Джок терапии и кинезиологических упражнений при проведении непосредственно-образовательной деятельности

Дети

Наличие положительного интереса к здоровьесберегающим технологиям

- имеют не отдельное нарушение структурного компонента речи, а комплексное отставание речевых компонентов (нарушение звукопроизношения, несформированность фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, понимания логико-грамматических конструкций)

Родители

Желание большинства родителей к самостоятельному использованию здоровьесберегающих технологий в развитии речи

отсутствие знаний о здоровьесберегающих технологиях – приемах Су-Джок терапии и комплекса кинезиологических упражнений

        Результаты диагностики познавательной сферы воспитанников подготовительной логопедической группы «Знайки», старшей логопедической группы «Речецветики», позволили выявить основные проблемы детей:

  • низкий уровень развития мышления: умение делать обобщение, классификация предметов по группам, исключение лишнего предмета,
  • низкий уровень ориентировки во времени и пространственных отношениях;
  • имеют не отдельное нарушение структурного компонента речи, а комплексное отставание речевых компонентов;
  • нарушение звукопроизношения чаще всего сопровождается несформированностью фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, понимания логико-грамматических конструкций;
  • нарушения звукопроизношения осложняются дизартрией, которая проявляется как вялость, малоподвижность артикуляционного аппарата, повышение или понижение мышечного тонуса языка;
  • несформированность фонематического слуха, что приводит к трудностям формирования процессов письменной речи;
  • несформированность лексико-грамматического строя речи (неадекватное использование суффиксов, трудности в выборе производящей основы слова, трудности в употреблении предлогов, нарушение в согласовании в роде, числе, падеже; ошибки в употреблении прилагательных.
  • фразовая речь состоит из простых распространенных предложений, с неправильным употреблением окончаний;
  • словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети не знают обобщающих понятий, родственных слов;
  • ухудшилось состояние связной речи. Пересказ доступен только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия;
  • развернутая связная речь теряет свою значимость, т.к. появились другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети (фразы поп-звезд, героев боевиков, телевизионной рекламы, третьесортных мультфильмов);
  •  несформированность высших психических функций (нарушение пространственных представлений, произвольного внимания, слухоречевой памяти).
  • слабый тонус мышц кистей рук, как в следствии не развитая мелкая моторика.

        По результатам первичной диагностики было выявлено 12 воспитанников с низким уровнем развития, по результатам итоговой диагностики уровень развития познавательных процессов значительно повысился. Уровень развития ниже среднего имели 3 воспитанника, по итоговым результатам на конец года составили 2 воспитанника. Средний уровень развития познавательных процессов на начало учебного года имели 4 воспитанника, к концу учебного года с результатом среднего уровня развития вошли 13 воспитанников. И один воспитанник в результате психодиагностического обследования показал уровень развития выше среднего. Таким образом, в результате проведенной комплексной коррекционно-развивающей работы, с детьми старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста, были выявлена значительная стойкая положительная динамика развития высших психических процессов, речи и мелкой моторики. (Графики удалены в целях экономии)

Анкетирование родителей показал, что отношение большинства родителей (78 %) к здоровьесберегающим технологиям, как к средству воспитания, развития детей, посредственное. Отдельные родители (5%) понимают, что здоровьесберегающие технологии играют большую роль в речевом, интеллектуальном развитии. Но есть и такие родители (17 %), которым безразлично, что и каким образом получает ребенок в детском саду, и сами дома не считают нужным приобщать ребенка к самостоятельному использованию здоровьесберегающих технологий в развитии речи.

Таким образом, анализ внутренней среды позволил отметить сочетанность дефектов, следовательно, дети нуждаются в комплексной коррекции и использовании в коррекционно-развивающем процессе нетрадиционных здоровьесберегающих технологий. А также о необходимости разработки и внедрения системы работы по коллегиальному использованию приемов Су-Джок терапии, кинезиологических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста и подготовительного к школе возраста.

1.3.Проблематика

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Анализ проведенных диагностик, беседы с детьми, наблюдения за самостоятельной детской деятельностью, позволили нам сделать вывод, что наблюдается комплексное отставание речевых компонентов.

Анкетирование родителей показал низкий уровень знаний родителей о нетрадиционных здоровьесберегающих технологий.

Исходя из данных результатов анализа возникла ПРОБЛЕМА: как изменить отношение педагогов, родителей и самих детей к использованию нетрадиционных здоровьесберегающих технологий для повышения двигательной и умственной работоспособность, какова система работы по использованию приемов Су-Джок терапии и комплекса кинезиологических упражнений для эффективности коррекции нарушений речи.

        Эта проблема представляется нам настолько актуальной, что послужила основанием для выбора данной темы.

2. Основная часть

2.1 Концептуализация

Су-Джок терапия и комплекс кинезиологических упражнений - это регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма.

Су-Джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.

Мы применяем Су-Джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места.

Применение Су-Джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

Своеобразие проекта:

Неоспоримыми достоинствами приемов Су - Джок терапии и кинезиологических упражнений являются:

  1. Высокая эффективность - при правильном применении наступает выраженный эффект.
  2. Абсолютная безопасность - неправильное применение никогда не наносит вред - оно просто неэффективно.
  3. Универсальность – данные технологии могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
  4. Простота применения - для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су - Джок шариков, они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.
  5. С помощью шаров - «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи и умственных способностей.

Объектом проекта является использование в дошкольном образовательном учреждении здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Предметом проекта является развитие речи и умственных способностей посредством здоровьесберегающих технологий – приемов Су-Джок терапии и кинезиологические упражнения.

Новизна проекта заключается в следующем:

- разработана система работы по использованию здоровьесберегающих технологий –приемов Су-Джок терапии и кинезиологических упражнений;

- выявлены и апробированы педагогические условия, позволяющие варьировать направления, содержание, тематику, формы и методические приемы по развитию речи, интеллектуальных способностей, посредством здоровьесберегающих технологий – приемов Су-Джок терапии и кинезиологических упражнений.

2.2. Целеполагание

Цель проекта: разработать и внедрить систему работы по использованию нетрадиционных здоровьесберегающих технологий для эффективности коррекции нарушений речи и познавательных способностей у детей 5-7 лет.

Задачи проекта:

  1. Изучить психолого-педагогическую, коррекционно-развивающую литературу по данной проблеме.
  2. Определить пути решения проблемы к использованию нетрадиционных здоровьесберегающих технологий для повышения двигательной и умственной работоспособность детей старшего дошкольного возраста.
  3. Способствовать овладению и самостоятельному применению детьми старшего дошкольного возраста и их родителями, педагогами нетрадиционных здоровьесберегающих технологий для повышения двигательной, речевой и умственной работоспособность.

2.3 Ожидаемые результаты

У детей:

  1. Благоприятное воздействие на весь организм.
  2. Стимуляция речевых зон коры головного мозга.
  3. Развитие координации движений и мелкой моторики.
  4. Развитие произвольного поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

У родителей:

- Создание атмосферы взаимопонимания и общности интересов, эмоциональной поддержки своим детям.

-Повышение уровня компетентности родителей в вопросах использования здоровьесберегающих технологий.

- Использование полученных знаний в повседневной жизни для развития речи и умственных способностей.

У педагогов:

- Повысится эффективность коррекционо-развивающей деятельности по преодолению речевых нарушений.

- Повышение профессионального мастерства педагогов.

- Овладение методом проектной деятельности.

- Обогащение предметно-развивающей среды.

        Ожидается, что к окончанию срока проекта изменится качественная и количественная характеристика показателей познавательного и речевого развития воспитанников логопедических групп: количество детей с низким уровнем познавательного и речевого развития сократится, повысится со средним уровнем и появятся дети с высоким уровнем познавательного и речевого развития.

2.4. Реализация проекта

2.4.1.Этапы проекта

1 этап – подготовительный

  • Подбор и изучение литературы по данной проблеме.
  • Обзор методических пособий по данной теме.
  • Разработка речевых игр для совершенствования координации движений и мелкой моторики.

Приемы Су-Джок терапии и комплекс специальных кинезиологических упражнений проводим поэтапно.

I этап. Знакомство детей с приемами Су-Джок терапии и комплексом специальных кинезиологических упражнений, правилами их использования.

II этап. Закрепление знаний в непосредственно-образовательной деятельности в упражнениях, играх.

III этап. Самостоятельное использование приемов Су-Джок терапии и комплекса специальных кинезиологических упражнений в соответствии с потребностями и желаниями.

При организации работы по использованию нетрадиционных здоровьесберегающих придерживаемся следующих требований.

1. Мотивационное обеспечение (внешний мотив, который наделяет правильный способ действия определенной ценностью (подражать литературному персонажу, подражать сверстникам).

2. Эмоциональное сопровождение:

  • атмосфера эмоциональных положительных эмоций;
  • доброжелательный настрой;
  • заинтересованность учителя- дефектолога в успехах детей;
  • собственные эмоциональные проявления детей и взрослых.

2 этап – основной

- Учить методам самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами в сопровождении стихов, потешек.

- Учить понимать и принимать активное участие в реализации самомассажа путем применения сказочных героев (ролевые участия в сказке с массажным шаром)

- Учить активно принимать и передавать навыки использования приемов Су-Джок терапии и комплекса специальных кинезиологических упражнений в повседневной жизни в кругу семьи и друзей.

- Разработка перспективного тематического плана, комплекса игр и упражнения с использованием нетрадиционных здоровьесберегающих технологий. 

3 этап – заключительный

1. Обобщение знаний детей 5-7 лет о способах использования Су-Джок терапии, кинезиологических упражнений в психическом и речевом развитии.

2. Анализ степени достижения уровня развития речи посредством использования премов Су-Джок терапии, комплекса кинезиологических упражнений.


2.4.2. План реализации проекта

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Задачи этапа

Содержание

Сроки

Ответственные

1.

Изучение уровня познавательного и речевого развития у детей и графомоторных навыков

1.Диагоностика познавательной сферы:

1.1.Мышление 4, 7 лет.  Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста» (Семаго Н.Я.).

1.2.Восприятие. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках».

1.3.Внимание. Методика «Корректурная проба».

1.4.Память. Методика «10 слов»

1.5.Предстваление об окружающем.

1.6.Мелкая моторика. Методика «Домик» (автор Н. Гуткина)

2 раза в год

(сентябрь, май)

Учитель-дефектолог

2.

Развитие и повышение уровня навыков использования приемов Су-Джок терапии и комплекса специальных кинезиологических упражнений

Проведение индивидуальной работы с детьми по развитию навыков использования приемов Су-Джок терапии и комплекса специальных кинезиологических упражнений, согласно перспективному плану.

В течение

года

Воспитатели, учитель-дефектолог

3.

Совершенствование лексико-грамматических категорий

Проведение игровых занятий согласно перспективному плану.

В течение

года

Воспитатели, учитель-дефектолог,

4.

Развитие фонематического слуха, внимания и восприятия

Проведение игровых занятий согласно перспективному плану.

В течение

года

Воспитатели, учитель-дефектолог,

5.

Совершенствование навыков пространственной ориентации

Проведение игровых занятий согласно перспективному плану.

В течение

года

Воспитатели, учитель-дефектолог,

6.

Обобщение и закрепление навыков использования приемов Су-Джок терапии и комплекса специальных кинезиологических упражнений

Создание условий для использования приемов Су-Джок терапии и комплекса специальных кинезиологических упражнений в самостоятельной деятельности (массажный шар «Каштан», массажное кольцо), показ сказки «Пальчиколандия».

В течение

года

Воспитатели, учитель-дефектолог, родители

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Задачи этапа

Содержание

Сроки

Ответственные

1.

Определение заинтересованности родителей в использовании нетрадиционных здоровьесберегающих технологий

Анкетирование на тему: «Здоровьесберегающие технологии да или нет?».

Октябрь 2014 года

Воспитатели,

учитель-дефектолог

2.

Повышение у  родителей  интереса к использованию нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в домашних условиях

Семинар-практикум на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с нарушением речи».

Видеоинтервью специалистов в области медицины, нейропсихологии и их рекомендации по использованию различных видов массажа и их влиянию на детский организм в целом (Су-Джок терапии, кинизиологической гимнастики) в работе педагогов в детских образовательных учреждениях.

Выступление на родительском собрание на тему: «По дороге к знаниям» (успехи детей).

Индивидуальные и групповые мини-занятия для родителей по обучению самомассажу с применением Су-Джок шаров.

Оформление фотовыставки «Наши пальчики».

В течении года

Воспитатели, учитель-дефектолог, родители

3.

Обобщение знаний родителей об использовании нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в развитии речи и познавательных способностей детей

Беседа с родителями «Проблемы и сложности в использовании нетрадиционных здоровьесберегающих технологий»,

Итоговое анкетирование.

Май 2015 года

Воспитатели, учитель-дефектолог, родители

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Задачи этапа

Содержание

Сроки

Ответственные

1.

Повысить педагогическую компетенции в вопросах

использования премов Су-Джок терапии и кинезиологической гимнастики

Мастер-класс на тему: «Применение Су-джок терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками».

Выпуск и распространение памятки для педагогов на тему: «Здоровьесберегающие технологии».

Дни открытых дверей с просмотром открытого мероприятия.

Обобщение опыта на педагогическом совете.

В течение года

Май 2015 года

Заведующий, старший воспитатель, воспитатель


2.4.3. Ресурсное обеспечение

Программно-методическое обеспечение

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.

Методическое обеспечение и оснащение педагогического процесса соответствует Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М., 2012 г.

Материально-техническая база

Материально-технические условия реализации проекта соответствует:

- санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, описанным в СанПиН 2.4.1.3049-13;

- требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

- требованиям ФГОС ДО к предметно-пространственной среде.

Кадровый потенциал

в группе работают воспитатели с высшим педагогическим и специальным дефектологическим образованием, имеющие первые и высшую категории


2.5. Мониторинг проекта

Цель: отслеживание результатов и определение эффективности проектной деятельности по всем направлениям.

Направления

Показатели

Задачи

Методы

1.

Создание адекватной возможностям детей охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды в группе и в кабинете учителя-дефектолога

Приобретение массажных шаров, составление картотек игр, упражнений.

Пополнить предметно-развивающую среду в группе и в кабинете учителя-дефектолога в ходе проектной деятельности.

Рекламы, фотографии, буклеты, памятки

2.

Повышение уровня компетентности родителей в вопросах использования здоровьесберегающих технологий

Мониторинг отношения родителей к нетрадиционным здоровьесберегающим технологиям в коррекционно-развивающем процессе.

Определить эффективность работы с семьёй по проблеме проекта.

Анкетирование.

3.

Повышение профессионального мастерства педагогов в использовании приемов Су-джок терапии и кинезиологических упражнений в непосредственно-образовательной деятельности

Оформление опыта работы по теме:

«Развитие и коррекция общих движений», «Совершенствование физиологических возможностей мышц кистей и пальцев рук путем пассивного массажа».

Презентация проекта: «Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии

в работе учителя-дефектолога

с детьми старшего дошкольного возраста»

Оформление фотоальбома «Наши достижения».

Личностный и профессиональный рост, внедрение разработанной системы в воспитательно-образовательный процесс.

Выступления на семинарах, педсоветах.

Дни открытых дверей.


Заключение

Наблюдая и анализируя результаты работы с использованием нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в работе по развитию пальчиковой моторики, отмечаем, что данные технологии помогают достижению максимально возможных успехов в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Таким образом, приемы Су-Джок терапии и комплекс специальных кинезиологических упражнений - это высокоэффективные, универсальные, доступные и абсолютно безопасные методы самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции речи, развитию мелкой моторики, способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, благотворно влияют на детский растущий организм в целом.

Методическая ценность этого проекта заключается в том, что все перечисленные приемы мы рекомендовали к использованию педагогам на педагогическом совете, нашего детского сада и родителям для использования в домашних условиях. С этой целью были проведены для родителей консультации, семинары-практикумы, презентации.

Вариативность использования в коррекционно-развивающей работе разнообразных методов и приемов развития ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон позволило нам добиться следующих результатов:

  • по результатам психодиагностических обследований у детей с нарушением речи и другими трудностями, показали значительную положительную динамику в развитии;
  • сократились сроки коррекционной работы;
  • повысилось качество работы;
  • снизились энергетические затраты;
  • наладилась преемственность в коррекционно-развивающей работе всех заинтересованных в коррекции и развитии детей 5-7лет.

Список литературы:

1. Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями: Логопед, № 6, 2004 . – с. 78-82.

2. Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи: Дефектология, № 1, 1983.

3. Богуш Д.А. Корейский метод Су-Джок. – М.: Ника – Центр, 2008.

4. Громова О.Е. Инновация в логопедическую практику: Методическое пособие для ДОУ. Линка-Пресс, 2008.

5. Ивчатова Л. А. Су-док терапия в коррекционно-практической работе с детьми. Логопед – 2010. № 1.

6. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры.- Литера, 2008.

7. Новикова О.А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры. – М. АСТ, 2007.

8. Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия – КАРО, 2008.

9. Пак Чжэ Ву. Вопросы терапии и практики Су-Джок терапии: Серии книг по Су-Джок терапии. Су-Джок Академия, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа на основе Примерной основной образовательной программы (проект) «Радуга» для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет общеразвивающей направленности

Рабочая программа на основе Примерной основной образовательной программы "Радуга" для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет...

Рабочая программа (проект) реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей младшего возраста 2014- 2015 учебный год

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физи...

Проект рабочей программы педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (первая младшая группа, 2-3 года). представлен на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образован

Проект рабочей программы педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (первая младшая группа, 2-3 года). представлен на основе примерной основ...

Рабочая программа проекта по развитию логики и мышления «Умники и умницы»

Рабочая программа проекта по развитию логики и мышления «Умники и умницы»...

Рабочая программа проекта "Природа родного края", 2022 - 2025 гг.

Рекомендация образования, начиная с дошкольного возраста, выполняет высокую созидательную миссию. Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманн...

Планы, рабочая программа, проекты

Практическая значимость моей работы заключается в том, что полученые результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов ДОУ и семьях воспитанников при решении проблемы формирования и р...