Планы, рабочая программа, проекты
учебно-методический материал (старшая группа)

Суровцева Елена Викторовна

Практическая значимость моей работы заключается в том, что полученые результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов ДОУ и семьях воспитанников при решении проблемы формирования и развития коммуникативных навыков, проблемы общения в дошкольном периоде детства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 14 «Березка»

(МБДОУ «Детский сад №14 «Березка»)

План работы по самообразованию

«Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.»

        Воспитатель: Суровцева Е.В.

г. Ханты-Мансийск, 2023г

Пояснительная записка

   В этой программе изучается тема моего самообразования «Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры».

Предмет исследования-сюжетно-ролевые игры, формирующие коммуникативные навыки дошкольников.

Актуальность

  Сюжетно-ролевая игра, являясь самостоятельной деятельностью, в которой дети вступают в непосредственное общение со взрослыми и сверстниками, является важным средством развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Речь-одна из важных линий развития речи ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а так же играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Элементы ролевой игры начинают развиваться еще в раннем детстве. В среднем дошкольном возрасте в игровой деятельности детей появляются первые ролевые взаимоотношения. Значительное развитие у детей среднего возраста получает и речевая деятельность, улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей.

    Сюжетно-ролевые игры создают сами дети, а их деятельность носит ярко выраженные личностные качества. Основным средством развития ребёнка является игра. Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг. Вся жизнь ребенка – дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Что же такое игра?  Игра – это самостоятельная эмоционально насыщенная деятельность. Сюжетно-ролевая игра играет очень важную роль в формировании положительных морально- нравственных качеств личности дошкольника, а так же формированию связной речи.

Все чаще педагоги видят, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А как раз таки игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, поэтому сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений в формировании нравственных качеств дошкольника.

     Можно сделать следующий вывод:

Формирование коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры решает одну из важных проблем успешного ознакомления ребенка с социальным миром. Ребенок начинает осознавать себя как личность. Если ребенок дошкольного возраста общителен, то ему удается с высокой эффективностью выстраивать отношения с окружающими людьми.

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности своих знаний в вопросах формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста через игру. Развивать коммуникативные компетенции каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой и ,другими детьми  и взрослыми посредством сюжетно-ролевых игр.
 Задачи:

- повысить собственный уровень знаний путем изучения литературных источников по теме.

-разработать перспективный план по работе с детьми.

- повысить компетентность родителей в вопросах коммуникативного и речевого развития детей дошкольного возраста.

- определить специфику развития общения детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.

- повысить компетентность родителей и педагогов в вопросе эмоционально-волевого развития детей старшего дошкольного возраста.

- изучить коррекционно-развивающую работу по формированию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с помощью игры.

        - научить детей понимать собственное эмоциональное состояние.

        -подготовить консультации для родителей на тему «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста»

        -выбрать игры, направленные на овладение детьми способов и средств общения.

Предполагаемый результат:

  1. Повышен собственный профессиональный уровень знаний в вопросах формирования коммуникативных умений воспитанников.
  2. Сформирован уровень необходимых коммуникативных умений воспитанников, что позволяет свободно вступать и развивать общение, взаимодействовать со сверстниками  и взрослыми, соблюдать правила  и культуру общения.
  3. Повышен уровень компетентности родителей в вопросах коммуникативного и речевого развития детей.

Форма отчета:

Групповые и индивидуальные консультации, информационные стенды в уголках группы, памятки.

Реализация плана по самообразованию 2023-2024 уч. год

Сроки

Содержание   работы

Формы и методы работы

С детьми

С родителями

С педагогами

Сентябрь

Составление перспективного плана работы по самообразованию.

Проведение игры «Кто я?»

Анкетирование родителей «Знаете ли Вы своего ребенка?»

Составление плана работы в группах.

Подбор и изучение психолого – педагогической литературы по данной теме

Проведение игры с детьми «Царевна Несмеяна»

Консультация «Развитие коммуникативных навыков детей 6 лет»

Изучение методической литературы.

Составление картотеки книг, статей журналов, подбор статей интернет –сайтов

Проведение игры с детьми «Маски»

Информирование родителей об особенностях развития ребенка.

Подобрать комплекс игр коммуникативного содержания.

Октябрь

Наблюдения за эмоциональным состоянием детей в своей группе.

Изготовление совместно с родителями атрибутов для сюжетно-ролевых игр, своими руками.

Проведение семинара-практикума «Формирование  коммуникативных качеств у дошкольников»

Диагностика

Ноябрь

Разработка программы по развитию эмоционально – волевой сферы через игру.

Проведение игр с детьми «Угадай кто?»

Консультирование по результатам диагностики

Консультирование по результатам диагностики

Декабрь

Занятие с детьми «Дружба-это помощь!»

Фото-альбом созданный совместно с родителями «Дружба в саду и дома»

Семинар-практикум совместно с педагогами «Словом душа растет»

Январь

Занятие с детьми «Мы изменились»

Разработка картотек игр по развитию коммуникативных умений у детей.

Разработка методических рекомендаций по оформлению  уголка сюжетно-ролевых игр в группах ДОУ  по возрастам

Февраль

Занятия с детьми на тему «Настоящий друг, кто он?»

Вечер  коммуникативных игр с детьми и их родителями. 

Разработка картотек игр по развитию эмоциональной сферы детей

Март

Правила личностного взаимодействия с ребенком «Не рядом и не над, а вместе»

Подготовка консультаций для родителей по вопросам «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку»

Разработка рекомендаций на тему: «Театр для всех возрастов».

Апрель

Отчет по реализации проекта, итоги мониторинга.

Наблюдения за эмоциональным состоянием детей в ДОУ

Консультирование по результатам диагностики

Презентация-отчет «Важные вопросы на родительском собрании»

Диагностика на конец года.

Май

Самоанализ реализации и выполнения плана по самообразованию.

Игры и игровые упражнения «Передай привет по кругу» и «Купаемся в хорошем настроении»

Родительское собрание в форме круглого стола « Скоро выпускной»

Презентация-отчет на педагогическом совете для педагогов ДОУ.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов ДОУ и семьях воспитанников при решении проблемы формирования и развития коммуникативных навыков, проблемы общения в дошкольном периоде детства.

Литература:

 www.nsportal.ru

1. Воспитание детей в игре. Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик.- М.,1983-211с.

2. Ребенок без проблем. Решебник для родителей. М. :Эксмо, 2008г

3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЫ. Программа дошкольного образования  под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С .Комаровой, М.А. Васильевой. М. 2017.

4. Игрушки и пособия для детского сада ./Под. Ред В.М. Изгаршевой.-М.: Просвещение,1987.

5. Родительские собрания в детском саду: старшая группа / авт. -сост. С. В. Чиркова. – М. : ВАКО, 2009г.

6. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком. – СПб. : Издательство «Речь», 2006г.

7. Социализация дошкольника через игру: Пособие для педагогов дошк. Учреждений/Авт.-сост Т.В. Пятница.-Мозырь :ООО ИД «Белый Ветер», 2004.-67 с..

8. Юшкевич, Н.С .Организация сюжетно-ролевой игры в группе «Фантазеры»/Н.С.Юшкевич.-Мозырь: Содействие, 2008.

9. Социально – эмоциональное развитие дошкольников /Под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2013


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (проект) реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей младшего возраста 2014- 2015 учебный год

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физи...

Рабочие программы, проекты

Авторские программы, методические разработки, проекты:2019 год. Рабочая программа учителя-логопеда для средней группы компенсирующей направленности (для детей с 4-5 лет с ТНР). (Данная программа предс...

Рабочая программа проекта по развитию логики и мышления «Умники и умницы»

Рабочая программа проекта по развитию логики и мышления «Умники и умницы»...

План рабочей программы бесплатного кружка по теме: «Развитие речи дошкольников через общение с природой посредством аппликации»

Направленность программы - художественно-эстетическое развитиеИзобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художес...

Рабочая программа проекта "Природа родного края", 2022 - 2025 гг.

Рекомендация образования, начиная с дошкольного возраста, выполняет высокую созидательную миссию. Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманн...

Рабочая программа проект по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски» в старшей группе «Гномики» на 2023-2024 учебный год

Программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способны...