Элементы арт-терапевтических техник в контексте диагностики детей дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике

Чижевская Елена Анатольевна

Элементы арт-терапевтических техник в контексте диагностики детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artterapiya.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Элементы арт-терапевтических техник в контексте диагностики детей дошкольного возраста


Интерпретация рисунка –

это и таинственная игра, и научная работа.

П. Брутше

Для того чтобы понять элементы арт-терапевтических техник в контексте диагностики детей дошкольного возраста, нам необходимо проанализировать несколько частных вопросов:
– во-первых, что собой представляет арт-терапия, как метод работы;
– во-вторых, описать изо-терапию, как один из видов арт-терапии;
– в-третьих, обозначить диагностические возможности арт–терапии, и изо-терапии в частности.
Перейдем к рассмотрению вопросов.

Арт-терапия происходит от английского слова «арт», которое обозначает искусство. Иными словами, арт-терапия – это  направление работы, которое   основано  на искусстве и творчестве. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние клиента.
Изобразительная творческая деятельность рассматривается в АТ изначально как терапевтический процесс, предназначенный, образно говоря, для «исцеления души».

Вместе с тем зарубежные и отечественные специалисты подчеркивают значительный диагностический потенциал творческой продукции участников АТ работы, которая позволяет выразить внутренние, глубинные переживания, увидеть яркую индивидуальность личности.
Личность как сложное, динамичное, пластичное образование характеризуется склонностью к непрерывным изменениям ее составляющих. Исследование этих процессов далеко не всегда поддается формализации, так как затрагивает разные характеристики психической деятельности, включая сферы сознательного и бессознательного. Поэтому диагностика требует привлечения соответствующих системных и нелинейных по своей природе процедур.

В АТ диагностический и собственно терапевтический процессы протекают одновременно посредством увлекательного спонтанного творчества. В результате, легче устанавливаются эмоциональные, доверительные коммуникативные контакты между сторонами, включенными в диагностический процесс.

Основа диагностического материала – изобразительная продукция. Это в какой-то мере сближает АТ с проективными рисуночными тестами. Некоторые авторы,  Е. М. Бурно, С. Кратохвил, А. А. Осипова и др., даже выделяют в качестве самостоятельной разновидности — проективную АТ.  В других публикациях отмечается принадлежность АТ к группе экспрессивных проективных методов, что вполне оправдано в аспекте диагностических возможностей рисунка. Вместе с тем АТ, безусловно, более глубокий феномен.

Артерапевтчисекая интерпретация рисунков не является самоцелью и не сводится к количественному и качественному анализу формальных элементов, хотя, несомненно, основы такой работы присутствуют. Приоритетные формальные составляющие – линия, форма, цвет в их взаимосвязанной динамике, а также другие аспекты и способы символического выражения средствами изобразительного творчества.

Арт-терапия  позволяет  эффективно выстраивать арт-терапевтическое взаимодействие с клиентами любых возрастов – взрослыми и  детьми.
Мы остановимся  в докладе  на возможностях  арт-терапии применительно к детям.

Рассмотрим взгляды известных умов на значение арт-терапевтических технологий.

В свое время К. Д. Ушинский, призывая учителей опираться на особенности детского мышления, писал, что детство – это период интенсивного становления физиологических и психических функций. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Иными словами, работа фантазии проявляется в визуальных образах, а потом – в словах. Изобразительная работа – безопасный и естественный для ребенка вид деятельности, который служит для него «транзитным пространством»

Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики, а также способствует согласованности межполушарного взаимодействия. В. С. Мухина и Д. Н. Узнадзе, в своих работах указывали на то, что в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с, работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. Поэтому многие специалисты рассматривают детское рисование как один из видов аналитико-синтетического мышления. А. А. Смирнов, С. С. Степанов также указывали на то, что рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, графически оформляя свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира.

Л. С. Выготский видел в изобразительной деятельности  своеобразный аналог графической речи потому, что осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. Рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов.

К. Рудестам в своих работах отмечал, что речь возникает на «фундаменте» образов. При их словесном описании иногда, особенно у детей, возникают затруднения. Поэтому, именно невербальные средства это зачастую есть единственная возможность для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений. «Я бы мог нарисовать, но не знаю, как выразить словами».

С. Левинштейн, В. С. Мухина и другие исследователи также подчеркивают, что рисунок для детей не искусство, а речь. Им свойственно стремление рисовать. Это своеобразное экспериментирование с художественными символами в качестве заместителей реальных объектов. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении. Именно спонтанная изобразительная деятельность для ребенка наиболее естественна, интересна, приятна. Она не требует исключительных, волевых и интеллектуальных усилий, близка к игре и поэтому не вызывает тревожных переживаний.

Возраст от 4-5лет  до приблизительно десяти лет даже называют золотым веком детского рисунка, поэтому арт-терапия является неотъемлемым видом работы с ребенком.

Современная арт-терапия включает в себя следующие направления:

– изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.; 
– имаготерапия — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию; 
– музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки; 
– сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды; 
– кинезитерапия — воздействие через танцевально-двигательную;
– коррекционную ритмику (воздействие движениями), хореотерапию;
– игровая терапия и т. д.

Мы плавно перешли к анализу вопроса о  изо-терапии, как одного из видов арт-терапии.  Рассмотрим, что же собой представляет изо-терапия.
Изотерапия – это терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции, диагностики и развития.

Изобразительное творчество позволяет ребенку  ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также – освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. 
Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. Как мы уже отмечали выше, по мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.

Иными словами, мы видим, что арт-терапия в широком смысле этого слова, и изо-терапия в частности обладают огромным диагностическим потенциалом и имеют некоторые преимущества перед другими формами диагностической работы. Перечислим их. 
Во-первых, практически каждый ребенок  может участвовать в изотерапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков.
Во-вторых, изотерапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает её особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, т.е. детей.
В-третьих, изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения. При затруднении в налаживании контактов.
В-четвертых, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет их использовать для оценки состояния, проведения соответствующих исследований.
В-пятых, изотерапия является средством самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру ребенка.
В-шестых, изотерапевтическая работа вызывает у детей  положительные эмоции, помогает им открыться и преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.

Рассмотрим в качестве примера пару простых  диагностических техник изотерапии:

Эмоции и цвета. Эта техника пригодится для анализа рисунков ребенка. Составьте список эмоций, которые человек испытывает чаще всего. Обычно список включает в себя 6 положительных и 6 отрицательных эмоций (любовь, радость, спокойствие, страх, боль, волнение и т.д.). Предложите малышу нарисовать для каждой эмоции кружок определенного цвета. Не забудьте заранее убедиться, что ребенок правильно понимает значение слов. Впоследствии вы можете использовать получившуюся цветовую гамму для распознавания чувств и эмоций в рисунках ребенка.

Хаотичные рисунки. Пусть ребенок свободно рисует «каракули» на бумаге. Этот способ помогает снять напряжение, тревогу и иные поверхностные эмоции. А вы с помощью цветовой гаммы поймете, в каком настроении пребывает ваш ребенок, не испытывает ли волнение или страх.

Рисуем тело. Эта техника поможет ребенку осознавать собственное тело, а родителям – выявить проблемы в его самочувствии. Кроме того, данная техника помогает влиять на здоровье через подсознание. Предложите малышу нарисовать себя, свое тело, разным цветами. Затем, задействовав гамму чувств, совместно проанализируйте, какие части он выделил и что его беспокоит. Закончить упражнение следует позитивным рисунком «Каким я хочу быть».
В заключении, еще раз обозначим, что для того, чтобы наиболее полно раскрыть вопрос, касающийся  элементов арт-терапевтических техник в контексте диагностики детей дошкольного возраста, мы  проанализировали несколько частных вопросов:
– во-первых, рассмотрели, что собой представляет арт-терапия, как метод работы;
– во-вторых, описали  изо-терапию, как одного из видов арт-терапии;
– в-третьих, обозначили диагностические возможности арт-терапии, и изо-терапии в частности.

Подводя итоги проделанной работы, мы пришли к некоторым выводам:
Во-первых, арт-терапия
 происходит от английского слова «арт», которое обозначает искусство.
Во-вторых, изобразительная творческая деятельность рассматривается в АТ изначально как терапевтический процесс, предназначенный, образно говоря, для «исцеления души». Вместе с тем зарубежные и отечественные специалисты подчеркивают значительный диагностический потенциал творческой продукции участников АТ работы, которая позволяет выразить внутренние, глубинные переживания, увидеть яркую индивидуальность личности.

В-третьих, современная арт-терапия включает в себя следующие направления: изотерапия, имаготерапия, сказкотерапия, кинезитерапия, хореотерапия; игровая терапия и т. д.
В-четвертых, изотерапия – это терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции, диагностики и развития.
В-пятых, обладая многосторонними диагностическими возможностями изо-терапия, она может быть отнесена к проективным тестам.
В ходе анализа теоретических работ, посвященных арт-терапии, мы пришли к главному выводу, что в контексте диагностики детей арт-терапевтические техники в широком смысле этого слова, и изотерапевтичекие в частности, являются эффективными и информативными, потому, что:
– позволяют установить с ребенком эмоционально-доверительные взаимоотношения;
– позволяют получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребёнка, выявить его скрытые потребности, возможности, страхи и опасения;
– позволяют  понаблюдать за ребенком в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции.
– позволяет в процессе занятий проследить  характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации многое другое. 
Именно поэтому изо-терапия сегодня популярна и востребована.

Благодарю Вас за внимание!
Доклад окончен!

Список используемой литературы:

  1. "Арт-терапия: Диалог: Россия-Великобритания" Сборник статей. Островитянин, 2008. "Арт-терапия". ред.-сост. А.И.  Копытин. СПБ., 2001.
  2. Бетенски М. "Что ты видишь? Новые методы арт-терапии". М., 2002.
  3. Богданович В. "Новейшая арт-терапия. О чем молчат искусствоведы". Золотое Сечение, 2008.
  4. Будза А. "Арт-терапия: Йога внутреннего художника". Феникс, 2006.
  5. Бурно М.Е. "Терапия творческим самовыражением". М., 1989.
  6. Вальдес Одриосола М. – "Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности." Методическое пособие. Владос, 2005.
  7. Вачков И.В. "Арт-терапия. Развитие самопознания через психологическую сказку". М.,2001.
  8. Копытин А.И. "Теория и практика арт-терапии". СПб., 2002.
  9. Копытин А.И. "Тест "Нарисуй историю". СПб.: Речь, 2003.
  10. Копытин А.И. "Системная арт-терапия". СПб.: Питер, 2001.
  11. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. "Арт-терапия детей и подростков". М.: Когито-Центр, 2007.
  12. Уильямс Х. "Говорящий" рисунок, или как познать свое глубинное "Я". АСТ, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста"

Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных - задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осущ...

Диагностика детей дошкольного возраста по ознакомлению с природой

1. Знания детей о комнатных растениях растениях ( в младшей, средней, старшей и подготовительной группах), проблемные ситуации2. Знания детей о домашних и диких животных (в младшей, средней, старшей и...

Консультация для родителей детского сада "Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста"

Консультация "Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста"...

Диагностика детей дошкольного возраста по выявлению уровня знаний

Диагностика помлщь воспитателям по материалу патриотического воспитания....

Диагностика детей дошкольного возраста по патриотическому воспитанию

Диагностика детей дошкольного возраста по патриотическому воспитанию...

Психологическая диагностика детей дошкольного возраста

советы для родителей как подготовить ребенка к ДОУ...

Картотека арт-терапевтических игр и упражнений для детей дошкольного возраста

Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, ребенок обретает свою цельность, неповторимость и ин...