Фенологическая характеристика языковой интуиции.
статья по коррекционной педагогике

В данной статье рассматриваются этапы и предпосылки возникновения языковой интуиции, связь развития языковой интуиции ребенка с его интеллектуальным развитием. Статья написана на основании изучения трудов ведущих ученых-лингвистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fenologicheskaya_harakteristika_yazykovoy_intuitsii.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Фенологическая характеристика языковой интуиции.

        В лингвистической  литературе встречаются термины «языковое чутье» или «языковая интуиция». Эти термины упоминают в своих трудах многие учёные.

        По их мнению, языковое чутье или языковая интуиция может рассматриваться как:

  1. восприятие и использование языкового материала на основании практических речевых умений;
  2. навык, основанный на теоретическом знании и выполнении специальных упражнений;
  3. развитие чувствительности к значению целых слов кaк единых лексемных единиц;
  4. восприятие слова во всем семантическом многообразии. 

        В разных исследованиях содержание и механизмы языковой интуиции получают разные определения. А. Н. Кохичко в своём исследовании констатирует, что «интуиция» –  это «неосознанное чувство», «знание, возникающее без осознания путей и условий его получения».

        По классификации уровней осознанности в речи, предложенной А. А. Леонтьевым,  речевая или языковая интуиция  это уровень бессознательного контроля над речью.

        По утверждению Ф. И. Буслаева, усвоение языка происходит «непосредственно, вместе с наглядной восприимчивостью внешних явлений и внутренних ощущений, с которыми ученый и связывает развитие «дара слова». В методике К. Д. Ушинского этот дар рассматривается как величайшая ценность, именуемая «словесным инстинктом». Иногда языковую интуицию отождествляют с таким понятием, как «языковая способность». Однако следует дифференцировать эти два понятия. Человек рождается «с несомненными предпосылками к овладению речью: он обладает слухом, он сразу же издает крик при рождении – это его первая неосознанная фонация; он обладает рядом инстинктов и безусловных рефлексов, позволяющих ему реагировать на мир…». Иными словами, языковая способность – это психофизиологический механизм, обеспечивающий овладение языком. В то время как языковая интуиция (языковое чутье) – результат сложной работы сознания и речи, зарождающийся и развивающийся по мере интеллектуального и речевого развития ребенка.

        В психологии и психолингвистике природа языковой интуиции позиционируется и как интеллектуальная (или когнитивная), и как эмоциональная, бессознательная («языковая догадка», «чувство языка»). Этот феномен рассматривался такими известными психологами, как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. Ф. Жуйков, А. М. Орлова, Н. И. Жинкин, А. К. Маркова, Л. И. Божович.

        Отметим, что характеристики понятий «языковая интуиция» и «чувствo языка» у некоторых исследователей очень схожи и часто взаимозаменяемы (Л. И. Божович, М. М.  Гохлернер, Г. В. Рамишвили). 

        Интеллектуальную природу чувства языка подтверждают современные достижения науки в области интуиции.  Однако при определении сущности языковой интуиции не встречается упоминаний о том, что она является  обобщенным речевым опытом, или суммой знаний о языке. Механизм ее действия скорее проявляется в реакции на новизну или необычность речевого стимула, функции контроля, в неосознаваемой апелляции к имеющемуся практическому опыту. Это позволяет охарактеризовать ее как особую речемыслительную функцию.

        Ребенок эмпирическим путем усваивает материю языка, ее знаковую систему, запоминает традиционные сочетания языковых средств, их выразительные оттенки.  При непроизвольном, неосознанном, ненамеренном усвоении знаковой системы ребенок интуитивно соотносит звуковые единицы языка со значимыми единицами  морфемой, словом, словосочетанием, предложением, а их, в свою очередь,  с предметами и явлениями действительности, связями и отношениями, существующими между ними. Такое понимание языковых значений интуитивно, бессознательно. Усвоение  ребенком языковых значений на уровне интуиции (понимания смысла воспринимаемой информации) возможно благодаря тому, что он ощущает и  воспринимает те явления или связи между ними, которые соответствуют обозначаемым единицам языка. Исследователями доказано, что ребенок в состоянии овладеть теми языковыми закономерностями, которые в определенной степени соотносятся с его интеллектуальным развитием. Основой механизма языковой интуиции  являются сигналы согласования или рассогласования порождаемых или воспринимаемых языковых форм со сложившимися в результате речевого опыта в языковом сознании индивида конкретными эталонами языковых единиц, структурными схемами и метаязыковыми знаниями.  

        Основные условия, приводящие к речевой интуиции – это индивидуальный опыт, знания, интерес ребёнка к звучащему слову. Механизм языковой интуиции изучен не в полной мере. Большинство ученых сходятся во мнении, что языковая интуиция связана с интеллектуальным развитием ребенка и носит опытный, эмпирический характер. В основе языковой интуиции лежат ассоциативные связи различных признаков языковых явлений, обобщения, которые имеют эмоциональный характер и выраженные черты неосознанного знания, установка, определяющая  отбор  ребенком лингвистической информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Поселок Языково – мой край родной". Мишина Татьяна Александровна Воспитатель МКДОУ детский сад «Теремок» р.п. Языково

"Поселок Языково – мой край родной".«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эт...

Интуиция и педагогическое мастерство

В статье анализируются понятия «педагогическое мастерство» и «педагогическая интуиция», рассматриваются компоненты и особенности профессионального мастерства и интуиции педагог...

Доклад на Межрегиональный научно-методический семинар «Бурятский язык в дошкольном образовании: языковое погружение в условиях билингвальной/полилингвальной/ образовательной среды "Создание в ДОУ языковой среды по изучению бурятского языка".

В нашей республике сложилась новая языковая ситуация. Несмотря на то, что у нас  в в последнее время  создаются все более благоприятные условия для развития бурятского  языка, нашими уч...

Развитие навыков звукового анализа и синтеза, языковой интуиции у детей старшего дошкольного возраста (6-7лет) с тяжёлыми нарушениями речи посредством игр и игровых упражнений

В работе представлены этапы работы по развитию навыков звукового анализа и синтеза, языковой интуиции у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с тяжёлыми нарушениями речи посредством игр и игро...

СБОРНИК ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ И ЯЗЫКОВОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ по итогам Региональной конференции «Эффективные практики социокультурной и языковой адаптации детей мигрантов в образовател

СБОРНИК ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ И ЯЗЫКОВОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ  по итогам Региональной конференции «Эффективные практ...