Картотека игр - тренингов для снятия психоэмоционального напряжения
картотека по коррекционной педагогике

Симцова Татьяна Васильевна

Упражнения, помогающие детям снять эмоциональное напряжение, телесные зажимы, помогающие закреплить положительные эмоции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр – тренингов для снятия психоэмоционального напряжения

Упражнение «Биоэнергетическая гимнастика»

Цель: Снятие телесных зажимов.

Дети садятся удобно. Руки вытягивают вперед, готовят большой и указательный пальцы. Берутся ими за кончики ушей – один сверху, другой – снизу ушка. Массируют уши и приговаривают при этом:

- «Кошкины ушки – всегда на макушке!»  (10-ть движений в одну сторону и 10-ть – в другую).

Затем опускают руки, стряхивают ладошки. Приготовив указательный палец, ставят его между бровями и носом. Массируя эту точку столько же раз, приговаривают:

- «Кошкин глаз – мудрый глаз!»

Стряхивают ладошки. Далее собирают пальцы рук в горстку, находят ямку внизу шеи и массируют ее со словами:

- «Как собачка я дышу. Помогать себе спешу!»  (10-ть движений в обе стороны).

Взрослый следит за правильностью нахождения точек и силы нажима на них при массировании.

Упражнение «Симпатичные зверюшки или волшебные превращения»

(с 4-х лет)

Цель: снятие напряжения, анималотерапия.

Объяснить ребенку, что сейчас вы будете превращаться в разных зверей. Начиная показывать, делайте это как можно смешнее и попросите ребенка, когда он догадается, изобразить зверюшку самому.

МЫШКА бегает на носочках мелкими шагами.

ЗАЯЦ прыгает, поджав лапки и оглядывается по сторонам.

ЛИСА плавно выхаживает, поглаживая хвост.

СЛОН шумно переступает с ноги на ногу и медленно раскачивает головой из стороны в сторону.

ЧЕРЕПАХА медленно передвигается, вытягивая и резко втягивая шею.

ТИГР напрягает передние лапы, выпускает «когти» и готовится к прыжку.

Вашему воображению и фантазии детей не должно быть предела!

Упражнение «Тигр на охоте»

(с 4-х лет)

Цель: снятие напряжения, анималотерапия, развитие дыхания.

Воспитатель говорит: «Чтобы стать смелым, надо быть осторожным и внимательным, и уметь выполнять команды, собирать свои силы, и быть сильным и подвижным».

Ведущий – «Тигрица – мам» - будет учить тигрят быть сильными и смелыми, добиваться цели. Для этого они должны точь-в-точь повторять движения и повадки мамы, не выскакивать вперед, не отставать, не отвлекаться, иначе получат шлепок. «Тигрица» очень медленно выставляет вперед одну ногу с пятки на носок, вытягивает одну «когтистую лапу», потом другую, потом подгибает голову, выгибает спину и осторожно крадется к добыче. Сделав 5-6 законченных движений «Тигрица» группируется, поджимает к груди лапы, и резко прыгает, издавая громкий клич: «ХА!».  Тигрята делают все это одновременно с мамой. Повторить все это 2-3 раза.

Упражнение – релаксация «Чудесный сон котенка»

Цель: Снятие психо-эмоционального напряжения, развитие позитивного отношения к жизни, закрепление положительных эмоций.

Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты. Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит:

«Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон:  голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица. Друзья. Знакомые животные. Мама говорит ласковые слова: «Чудесный сон, но пора просыпаться». Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается».

Ведущий расспрашивает детей о снах, что они видели, слышали, чувствовали.

Дыхательное упражнение «Воздушный шарик»

Цель: Снятие телесных зажимов, снятие напряжения, саморегуляция психо-эмоционального состояния.

Исходное положение: стоя, руки и голова опущены («сдутый шарик»), выдох, ладонь правой руки кладется на область живота. Делается глубокий вдох через нос. Плечи неподвижны, живот вытягивается вперед, задержка дыхания на 1-2 секунды («шарик надулся»), бесшумный выдох через рот – начинается с низа живота, живот постепенно втягивается («шарик сдулся»). Повторить 2-3 раза.

Упражнение пальчиковой гимнастики «Лесенка настроения»

Цель: саморегуляция психоэмоционального состояния. Улучшение настроения.

Воспитатель предлагает построить лесенку для хорошего настроения.

Показывает: руки перед грудью, на большой палец правой руки кладется большой палец левой руки, далее пальцы поочередно выстраивают лесенку, два мизинца выпрямлены и подняты вверх («лесенка с перилами»). Лесенку держат пять секунд, затем постепенно «разбирают» в обратном порядке. Повторить 2-3 раза.

Игра «Крокодил»

Цель: Развитие ловкости, наблюдательности, внимания, снятие страхов.

Выбирается водящий – он будет «Крокодилом», вытягивает вперед руки одна над другой, изображая зубастую пасть. Остальные дети просовывают свои руки в «пасть». «Крокодил» с невозмутимым видом отвлекает детей, поет песни, притоптывает ногами. Подпрыгивает и неожиданно смыкает руки – «пасть». Кто попался, становится «Крокодилом».

Игра «Сороконожка»

Цель: развитие коммуникативных навыков, умение работать в общем режиме группы, снятие телесных зажимов.

Выбирается «Голова». Остальные дети приседают на корточки. Берут друг друга за пояс и, следуя за «Головой», стараются передвигаться всем телом, обходя препятствия, падая на бок, замедляя или ускоряя движение, заворачиваясь в кольцо. Задача каждого – не выбиться из общего ритма, не оторваться от частей тела.

Дидактическая игра «Азбука настроения»

Цель: определение эмоционального состояния по графическому изображению (пиктограммы).

Материалы: пиктограмма с изображением человеческого лица, кошки, птицы, мышки, рыбы, в различных эмоциональных состояниях.

Предварительная работа: детальное изучение пиктограммы.

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет без сомнения

На всех нас настроение!

Кто веселиться? Кто грустит?

Кто испугался? Кто сердит?

Рассеет все сомнения

«Азбука настроения»!

Играем в игру «Азбука настроения»! Делимся на две команды (например, девочек и мальчиков). На столе лежат карточки с разным настроением. По сигналу мальчики ищут карточки, на которых изображено грустное настроение, девочки – веселые. Посмотрим, кто быстрее найдет нужные карточки и встанет на место. Раз, два, три – начни!

Примечание: задания могут меняться. По ходу игры воспитатель задает  уточняющие вопросы. Выигрывает команда, которая быстрее и точнее найдет карточки.  Пиктограммы должны быть хорошо знакомы детям.

Упражнение «Доброе животное»

(для детей с 4-х лет)

Цель: релаксация, формирование сплоченности группы, взаимопонимания.

Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!». Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «В теперь подышим вместе!». Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – все делают шаг назад. Вдох – все делают 2 шага вперед, выдох – все делают 2 шага назад.  «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца животного себе».

Княжева Н.Л. «Кот и пес спешат на помощь» г.Ярославль, 2000г.

Т.А. Данилина «В мире детских эмоций» г.Москва, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг на снятие психоэмоционального напряжения педагогического коллектива в ДОУ

Цель тренинга: снятие эмоционального и мышечного напряжения для укрепления психологического здоровья педагогов....

Картотека "Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей"

Картотека для саморегуляции  и снятия психоэмоционального напряжения у детей....

Тренинг по снятию психоэмоционального напряжения

В современном мире профессия педагога становится все напряженнее, современные образовательные стандарты требуют полной отдачи на работе, а идти в «ногу со временем» все сложнее и сложнее, ...

Тренинг на снятие психоэмоционального напряжения "Хорошее настроение - залог успеха!"

Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.Задачи:Познакомить педагогов со способами снятия напряжения.Создать в группе атмосферу доверия, сотрудничества....

Тренинг на снятие психоэмоционального напряжения "Сбрось усталость".

Цель: снятие психоэмоционального и мышечного напряжения для улучшения психологического здоровья.Задачи:Познакомить педагогов со способами снятия напряжения.Создать в группе атмосферу доверия, со...

Тренинг на снятие психоэмоционального напряжения "Всё в твоих руках!"

Цель: снятие психоэмоционального напряжения с целью укрепления психологического здоровья педагогов ДОУ.Задачи: Обучение педагогов приёмам снятия напряжения.Сплочение педагогического коллектива....

Тренинг на снятие психоэмоционального напряжения у педагогов

Цель тренинга, научить педагогов снимать эмоциональное напряжение для укрепления психологического здоровья....