Мастер-класс "Игры на развитие координации движений и речи"
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Пономарева Елена Витальевна

Мастер-класс предназначен для педагогов дошкольного образования. В ходе мастер-класса педагогам предлагается выполнить упражнения, способствующие координации речи с движениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_koordinatsiya_rechi_s_dvizheniem.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов дошкольного учреждения

«Игры на развитие координации движений и речи»

При организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением.

Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.

Использование упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка.

В данное время дошкольное образование наконец-то официально признано начальной ступенью образования и в свете этого большое внимание уделяется вопросам преемственности со следующей ступенью – школой.

Учителя, приходя на наши родительские собрания, часто говорят о том, что не нужно учить детей писать и читать, а советуют формировать у детей мотивационную готовность к школе, а так же такие умения и навыки, на основе которых будут формироваться учебные навыки. Что они имеют в виду?...

Например, учебный навык «письмо с комментированием». Это такой вид деятельности, в ходе которого ребенку приходится использовать одновременно устную речь (оречевление мыслительных операций: звуковой анализ слова, применение орфографических знаний и т.п.) и письменную речь (перевод звука в букву, правильное и быстрое написание букв). И такое одновременное использование речи и графо-моторных навыков достаточно сложно для детей в целом и особенно сложно для детей с нарушениями речи. Поэтому детей необходимо тренировать детей в выполнении упражнений на координацию речи с движением. Такие умения и навыки и будут подготовкой к формированию некоторых учебных навыков.

Речь можно согласовывать с упражнениями для развития как общей моторики, так и мелкой моторики рук (пальчиковые гимнастики).

Для выполнения упражнений на координацию речи с движением не существует возрастных границ. Их можно применять сразу же, как только ребенок начал произносить хоть какие-то звукокомплексы, звукоподражания. Я предлагаю вам выполнить одно из моих любимых упражнений под музыку Екатерины Железновой. Оно называется «Мои вещи».

Выполнение упражнения «Мои вещи».

Вот это мой зонтик,

Я в дождь хожу с ним.

Пусть дождь барабанит –

Останусь сухим.

Кап, кап, кап, кап,

Кап, кап, кап.

А вот моя книжка –

Могу почитать,

Могу я картиночки

В ней показать.

Ш, ш, ш, ш,

Ш, ш, ш.

А это мой мячик,

Веселый, смешной.

Его я бросаю

Над головой.

Тук, тук, тук, тук,

Тук, тук, тук, тук,

А вот мой котенок –

Я глажу его.

Мурлыкает он

Для меня одного.

Мяу, мяу, мяу, мяу,

Мяу, мяу, муррррр.

Музыкальное оформление таких упражнений вызывает дополнительный интерес малышей, а значит увеличивает их эффективность. Поэтому для воспитателей детей ясельного, а так же младшего дошкольного возраста я рекомендую использовать в работе компакт-диски Екатерины Железновой с разнообразными речедвигательными упражнениями.

Воспитателям детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста я рекомендую использовать подвижные игры с речевым сопровождением, разработанные Юлией Анатольевной Кирилловой для детей с нарушениями речи. Ее картотека подвижных игр привязана к календарно-тематическому планированию и охватывает практически все темы, чаще всего используемые в каждой возрастной группе.

Например, на прошлой неделе в соответствии с тематикой «День защитника отечества» с детьми можно было разучить и выполнять упражнение «Мы пока еще ребята». Попробуем выполнить это упражнение. Сначала я проговариваю по две строчки стихотворения, а потом вы все вместе. При этом выполняем показываемые мною движения.

Игра  «Мы пока еще ребята»

Описание:

Дети стоят по кругу и выполняют игровые движения по тексту:

Мы пока еще ребята. Подрастем – пойдем в солдаты.

Выполняют «пружинку», руки на поясе.

Будем Родине служить, чтоб под мирным небом жить!

Хлопают в ладоши.

А пока, что мы – ребята, озорные дошколята.

Прыгают на двух ногах на месте, руки вниз.

Любим бегать и играть, любим всех изображать.

Выполняют упражнение «часики» - наклоны вправо–влево, руки на поясе.

Затем дети поворачиваются друг за другом и выполняют следующие команды:

 «Солдаты идут» - шагают, энергично работая руками, высоко поднимая

колени.

«Разведчики крадутся» - идут на носках, слегка наклонившись вперед, руки

прижаты к бокам.

 «Моряки плывут» - бегут друг за другом, выполняя руками гребковые

движения.

Как видите, упражнения могут быть как малой подвижности, так и достаточно высокой.

Эти упражнения могут быть включены в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т.д.

 

Составила:

учитель-логопед

Пономарева Елена Витальевна,

МБДОУ Дс №6

городского округа-город Камышин

Волгоградской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование упражнений на координацию движений с речью

Дошкольники с общим недоразвитием речи имеют плохую координацию сложных движений, проявляется неуверенность в воспроизведении точно дозированных упражнений, снижена скорость и ловкость их выполнения. ...

Игры по Петербургской тематике, направленные на развитие координации движений и речи

Подвижные игры, которые можно проводить в помешение  и на открытом воздухе. ...

Речевой материал для развития координации движения с речью.

Альбом для развития координации общей и мелкой моторики с речью для детей с ОНР старшей группы...

Упражнения на развитие координации движений и речи

Упражнения на развитие координации движений и речи...

Игры на развитие координации движения с речью.

Игры на развитие координации движения с речью. 1. Игра «Пять имен»Развивает умение координировать речь и движение. Сделать пять шагов и на каждый шаг называть какое – либо...