Речевой материал для развития координации движения с речью.
картотека по логопедии (старшая группа) на тему

Альбом для развития координации общей и мелкой моторики с речью для детей с ОНР старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pokazhi_i_rasskazhi_starshaya_gruppa.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

игровые  упражнения

на  развитие  координации   речи  с  движением

(старшая группа)

учитель-логопед

Михайленко Н.И.

Овощи. Огород.

Дети в огород идут                             пальчики правой руки шагают по ладони левой;  

А там овощи растут.                         дети присели на корточки, изображая

                                                              «толстячки»   или «худышки»  (указывает  взрослый);

Дети спинки наклоняют,                  наклоны влево, вправо, вперёд;

И горох они срывают.                        пальцы левой и правой руки соединяются в «колечки»

Фрукты. Сад.

На носочки я встаю,                        дети встают на носочки

Яблочко я достаю,                          поочерёдно соединяют пал. обеих  рук и образуют яблочко

 

С яблочком бегу домой.                «яблочко» кладут в «карман» , бегут на месте; «дом» -

                                                            руки над головой

                                                           

Мамочке подарок мой!                   «поцелуй», вытягивают руки с  «подарком».

Вода. Рыбы.

Вышел Миша на крылечко                  шаги, поднимая колени; ладони смотрят в пол,

                                                                    опускаем пальцы – «крылечко»

Взял он удочку, червей.                        вытягиваем правую руку и проводим по ней левой- 

                                                                   от плеч; левая плавно извивается - «червяк».

Быстро он бежит на речку                   пальцы правой руки «бегут» по левой; плавные движен.

                                                                  обеих рук.

Там поймает пескарей.                           ладони соединены, большие пальцы смотрят вверх;

                                                                   движения  волнообразные.

Осень. Деревья.

Мы идём с тобою в сад,                         ходьба на месте; указывают на рядом стоящего                 

                                                                    человека

Там увидим листопад.                           плавно опускают руки – «листья»

Дует ветер нам в лицо,                           движение ладоней к лицу  -  «ветер»       

 Закачалось деревцо.                               покачивание туловищем, руки вверху

Туча по небу плывёт                               локти в стороны; повороты туловищем по кругу

                                                                     дети хмурят брови

Туча дождик нам несёт                           лёгкие шаги на месте – «дождик»

Дождик капает и льёт,                             пальчики правой руки «прыгают» по левой ладошке

                                                                      руки вверху – ладони резко опускаются к полу -

                                                                       «лужа» - вокруг

Нам гулять он не даёт.                             указательный пальчик покачивается в  стороны  

Грибы.

Мы пошли в лесочек,                             «идут» - шаги на месте; девочки – «ёлочки»,

                                                                     мальчики – «дубы»               

Мы нашли грибочек.                              дети сели - сгруппировались

А грибочек маленький,                           дети сидят       

А грибочек красненький.                      показывают шляпку – локти в стороны

Он под деревом сидит,                            дети прижаты к туловищу, ноги в с стороны

                                                                     

 И на нас он глядит.                                 большой палец соединяем с остальными – «глядит»

Перелётные птицы.

Сквору-сквору-скворушки                     большой палец соединяется с четырьмя другими,

                                                                       образуя клюв:  закрыть-открыть

Распустили пёрышки                               шевеление пальчиками, разведение рук

                                                                   

Птицы в стаю собрались                         руки соединены перед собой в форме клина

                                                                 

Птицы к югу понеслись                          «крылья» - сцеплены большие пальцы, остальные

                                                                     «крылышки»

Дети передвигаются по группе – «птицы летят»

Одежда.

Две сестрички, две плетёнки                  поочерёдный показ  ладоней с прижатым большим п.

                                                                     

Из овечьей пряжи тонкой                       соединение больших  пальцев  с указ отведение их

                                                                       в  разные стороны (показ тонкой нитки)

Как гулять – их надевать,                      поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к

                                                                      запястью – «надевание рукавиц

Чтоб не мёрзли пять, да пять.                показ и повороты  ладонями, большой палей отставлен  

                                                                      в сторону

Наше тело. Вода.

Ах, вода, вода, вода!                              плавные движения ладонями от себя к себе (пальцы вниз)

                                                                     

Будем чистыми всегда!                         поглаживание щёчек по кругу от носа к щекам

Брызги – вправо, брызги - влево         движения кистями рук вправо и  влево  (пальцы вверх) 

Мокрым стало наше тело!                    потряхивание кистями – «встряхивание воды»

 Полотенчиком пушистым                    шевеление пальчиками

                                                                     

 Вытрем ручки очень быстро.              обхватываем ладонь левой  руки – правой рукой

                                                                        - «вытираем», тоже с правой рукой

                         

Мебель.

 Столяр, столяр, где ты был?                    стучат кулачками друг о друга – 2 раза

                                                                     

- В лес за деревом ходил.                           указательный палец указывает вперёд – «в лес»

                                                                        руки вверх – «деревья»

 Изготовлю мебель в дом                         «стол» - на кулаке левой руки ладонь правой  

                                                                        «стул» - ладонь правой приставляем к кулачку левой

 Молотком и топором.                             стучат кулак о кулак, ноги на ширине плеч, руки  

                                                                      сцеплены над головой – резкий наклон  вниз

       

Жилище человека.

На поляне дом стоит                           ладони над головой соединены в форме крыши               

                                                               

Ну а к дому путь закрыт                     пальцы рук навстречу друг другу, большие - вверх

Мы ворота открываем                         раскрываем «ворота»   

 В этот домик приглашаем                 ладони над головой соединены в форме крыши 

               

На двери висит замок,                         пальцы сцеплены в «замок»

                                                                     

Кто его открыть бы смог?                   приподнимают плечи – «вопрос»

Потянули, покрутили,                          тянем и крутим не разжимая  пальцев

                                                               

Постучали и открыли.                         стучим   и  разводим ладони в стороны

Посуда.

 Жила-была посуда:                       выбрасываем пальчики из кулачков 

         

 Чайник, чашка, блюдо,                 «чайник» - показывают кончик своего носа

                                                             «чашка» - ладонь в форме чашечки

                                                             «блюдо» - две ладони соединены

 Ножик, вилка, ложка                     «ножик» -  ребро правой руки «пилит» по ладони левой

                                                             «вилка» - вперёд выставлены 4 пальца, большой спрятан

                                                             «ложка» - пальцы вместе, ладонь вверх в форме ложки

 Кастрюля и поварёшка.                 «кастрюля» - руки встречаются перед грудью, как бы

                                                              обхватывая кастрюлю

                                                              «поварёшка» - правая рука опущена вниз, ладонь в форме

                                                              «ложки»   

Посуда дружила с едой,                   имитируют то, как едим из тарелки и жуём 

         

Посуда дружила с водой                  «пьём» из «стаканчика»                  

 И с человеком дружила                  показываем большим пальцем на себя                   

                                                               

 Его она вкусно кормила.                  гладим свой животик по кругу

Продукты.

 Наша Маша сладкоежка -                  два хлопка в ладоши, облизываем губки

                                                                     

Съела сладкие орешки,                        «колечки» пальчиками одновременно на каждой руке

                                                                       

Торт, пирожное, печенье,                       «торт» - большой круг обеими руками  

                                                                     «пирожное» - правая ладошка на левой 

                                                                     «печенье» - круг пальчиками по левой ладошке

 Мармелад, зефир, варенье.                     выбрасывание пальчиков из кулачков  

                                                                 

       

Домашние животные.

Появилась кошка на пороге,                  рисуют усики от верхней губы к ушкам

                                                                     

А котята всё ещё в дороге                        пальчики правой «шагают» по ладони левой

                                                                       

 На ходу все весело играют,                     кулачок о кулачок, ладонь о ладонь 

                                                                     

                                             

 Потихоньку маму догоняют.                  пальчики правой руки «бегут» по предплечью левой

                                                                 

       

Домашние птицы.

 Утята – детёныши утки,                    большой палец соединяется с осьальными на

                                                                  каждый слог

                                                                     

Сами вслед за мамой идут.                  руки прижаты к туловищу, согнутые в локтях

                                                                  туловище – «переваливается» 

 Потеряются если малютки,                 пальчики обеих рук бегут от плеч по телу вниз

                                                                     

                                             

 Где потом они маму найдут?              плечи приподнять, руки напрячь; встяхнуть

                                                                   и расслабить

                                                                 

       

Зима.

 Тихо-тихо снег идёт                           указательные  пальчики поочерёдно прикасаются к губам

                                                             ладони полавно опускаются вниз

                                                                     

Белый снег мохнатый                       шевелят пальчиками

                                                                 

 Мы расчистим снег и лёд               соединение ладоней со сдвигом вверх  

                                                                     

                                             

 Во дворе лопатой.                              плечи приподнять, руки напрячь; встяхнуть

                                                                и расслабить

                                                                 

       

Овощи. Огород.

  Дети в огород идут                             пальчики правой руки шагают по ладони левой;  

А там овощи растут.                             дети присели на корточки, изображая

                                                          «толстячки»   или «худышки»  (указывает  взрослый);

Дети спинки наклоняют,                    наклоны влево, вправо, вперёд;

И горох они срывают.                          пальцы левой и правой руки соединяются в «колечки»

Дикие животные.

Шла по лесу девочка.                  пальчики правой руки шагают по ладони левой;  

Вот с бельчонком белочка.           за  головой  «ушки» из 4-х пальчиков  (обе руки)

Вот лисица и лисёнок.                 имитация походки лисы

Вот волчица и волчонок.            пальцы обеих рук напряжены, «смотрят» вперёд 

Вот зайчиха и зайчонок.              за кулачком левой руки 2 пальца правой и наоборот

Вот ежиха и ежонок.                     пальцы переплетены, направлены вверх, опускаем; вверх

И без мамы медвежонок.              повороты головой («отрицание»), движения медвежонка

 

                           

                                                          

Животные холодных стран.

Моржу дам молока,              кулачки у подбородка; вниз опущены указательные  пальцы

                                                    ладонь – «блюдце»  -  языком «лакаем молоко»

Мишке белому медка,            руки – «лапы»; пальцы расставлены, движения попеременные

                                                     «слизываем мёд» с верхней губы

Рыбку дам тюленю,               ладони соединены, гибкие движения «плавающей рыбки»

                                                    руки прижаты к туловищу, ладони отставлены, движения тул.

Травку дам оленю,                  пальцы переплетены, «смотрят» вверх-шевелятся, руки- накрест

                                                   над головой

 А тебе считалку дам             соединение одноимённых  пальчиков поочерёдно

Сочинил её я сам!                  хлопки на каждый слог

Зимующие птицы.

Прилетела к нам сорока,      «крылья» обеими руками, большие пальцы переплетены

                                   

У неё два белых бока              гладим себя по бокам

Чёрный хвостик и спина,       ладонь правой кладём на левую руку; пальцы переплетены

                                                    гладим тыльную сторону левой руки

Голова и та черна.                 показываем кулачок (любая рука)

                 *                              

 У совы,  у совушки                руки на поясе, локти отведены назад; глаза широко открыты

Пёстренькие пёрышки          шевеление пальчиками, руки разводим

Голова большая очень,         показываем «голову» обеими руками

Вылетает птица ночью.         «крылья», глаза закрыты – «ночь»

Транспорт.

Я в автомобиль сажусь,                  имитация открывания двери

По дороге  я несусь.                            «держим и крутим» руль ( активно)

                                                   

В самолёт я залезаю,                         имитация шагов (по трапу)

                                                   

И по небу я летаю.                             «крылья» обеими ладошками, но пальцы сжаты

                                               

 Я в ракете помещаюсь,                    присесть, руки над головой в форме треугольника             

В дальний космос отправляюсь     подпрыгнуть; выбрасывание пальчиков из кулачков -

                                                                   «звёзды»

Армия.

Мы шагаем браво!                       шаги на месте, плечи выпрямлены,  руки двигаются

Левою и правою,                           левую ногу -  на носо,  руку на пояс; правую ногу -  на носок,

                                                           руку на пояс

Потому что все солдаты             выбрасывание пальчиков из кулачков, начиная с большого

                                                         

Были тоже дошколята.               руки – ладонь на ладонь опускаются к полу

                                               

 Поскорей бы подрасти,              переплетаем пальцы и выворачиваем их ладонями к  потолку,           

                                                         выпрямляем над головой – вытягиваемся вверх

 Чтобы в армию пойти!              шаги на месте, размашистые движения руками.

                                                                 

Я и мои друзья.  Страна вежливости .

 

 - Добрый день! -  тебе сказали.         пальчики сжаты в кулачки, указ. п. выпрямлены

                                                         один из указ. п. сгибается -  «здоровается»

 - Добрый  день! – ответил ты.          другой указ. палец сгибается – «здоровается»

                                       

               

   Как две ниточки связали               соединяем поочерёдно каждый пальчик с одноимённым

                                                                 

                                                                 на другой руке

   Теплоты и доброты!                          сжимаем обе руки в рукопожатие;

 

                                                                  поглаживаем  ладошки с внутренней стороны поочерёдно  

 

                                                                                     

Моя мама.

Много мам на белом свете.                 выставляем поочерёдно пальчики из кулачков, начиная

                                                                  с  большого              

Всей душой их любят дети.                   прижимаем  ладони к груди; рисуем сердце в воздухе  

                                                         

Только мама есть одна.                      локоть правой руки на ладони левой; указ. п. -  вверх

                                                         

Всех дороже мне она!                          обнимание своих плеч с поглаживанием

                                               

 -  Кто она?                                             приподнять плечи - вопрос

                                                       

 Отвечу я:                                               ладони смотрят вверх;  движение от себя вперёд

-  Это мамочка моя!                              руки -  от себя вперёд  и в стороны

                                                                 

Волшебница вода.

Водичка, водичка,                    волнообразные движения руками

Умой  моё  личико.                    поглаживание лица от лба к подбородку

                                                       

Чтоб глазоньки блестели,       выбрасывание пальчиков из кулачков

                                                         

Чтобы щёчки краснели,         массаж щёк круговыми движениями

                                               

 Чтоб смеялся роток,              соединение пальцев рук, ладони вниз прогнуть в форме улыбки         

                                                       

 Чтоб кусался зубок!                интенсивное соединение кончиков пальцев с большими пальцами

                                                                 

Космос.

В тёмном небе звёзды светят,      закрыты глаза, выбрасываем пальчики из кулачков

                                   

Космонавт летит в ракете.            руки  «треугольником»  над головой

День летит и ночь летит               ладонь с раскрытыми пальцами над головой (солнце, день)

                                                         закрыты глаза,  рука вниз (ночь)

И на землю вниз глядит.             описываем круг перед собой, смотрим «внииз»

                                             

Видит сверху он поля,                 шевеление пальцами обеих рук, руки перед собой

Горы, реки и моря.                       соединённые пальцы рук переплетены и «смотрят» вверх

                                                           «волна» руками; разводим руки в стороны

Видит он весь мир земной,          описываем руками большой круг

Шар земной – наш дом родной.     пальцы в форме шара; руки  в форме крыши над головой

Весна.

Воробей с берёзы,                     руки соединяясь большими пальцами показывают «крылья»

                                   

На дорогу – прыг!                      хлопок руками по бёдрам

Больше нет мороза,                   отрицаельное движение указательными пальцами обеих рук

                                                       

Чик – чирик!                             показываем открывание и закрывание «клюва» ведущей рукой

                                             

Вот журчит в канавке             соединение ладоней и волнообразное движение ими вперёд

Быстрый ручеёк.                      

                           

И не зябнут лапки -                   пальцы обеих ладоней выпрямлены, расставлены

Скок, скок, скок.                       пальчики обеих рук легко «прыгают» по ножкам до колен  

Хлеб.

Сумку в руки мы берём,                    в правую руку берём «сумку» и раскачиваем ею в такт

В магазин с тобой идём.                      «шагают» пальцы правой руки по ладони левой

                                                       

А в магазине на полках                     рёбра ладоней показывают «полки» паралельно полу

                                                         

Не шарфы и не футболки,               отрицание указательными пальцами рук поочерёдно

                                               

 Вкусно пахнет здесь всегда.             глубокий вдох  носом, разводим руки в стороны     

                                                       

 А в доме вкусная еда!                      «крыша» над головой, поглаживание по животу

                                                                 

Мой город.

Я по городу хожу,                          шаги на месте

Я про город расскажу:                   выставляем вперёд руки поочерёдно

                                                       

Поликлиника, аптека,                 ладонь одной руки под «мышку» другой (градусник)

                                                          пальчики соединяем «колечком» поочерёдно (таблетки)

Магазин, библиотека,                    руки на «тележке»; ладони вместе, раскрываем как «книгу»

                                               

 Много здесь жилый домов         показываем «крышу» ниже, выше, над головой     

                                                       

 И деревьев, и цветов.                 руки согнуты в локтях, пальцы расставлены, смотрят вверх

                                                         ладони соединены  в форме  «бутона»

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по Петербургской тематике, направленные на развитие координации движений и речи

Подвижные игры, которые можно проводить в помешение  и на открытом воздухе. ...

Упражнения на развитие координации движений и речи

Упражнения на развитие координации движений и речи...

Развитие координации движений и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее...

Мастер-класс "Игры на развитие координации движений и речи"

Мастер-класс предназначен для педагогов дошкольного образования. В ходе мастер-класса педагогам предлагается выполнить упражнения, способствующие координации речи с движениями....

Игры на развитие координации движения с речью.

Игры на развитие координации движения с речью. 1. Игра «Пять имен»Развивает умение координировать речь и движение. Сделать пять шагов и на каждый шаг называть какое – либо...