« Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ, через нестандартные методы декоративно-прикладного творчества».
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Иванова Марина Николаевна

Статья о развитии творческих способностей у детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья22.81 КБ

Предварительный просмотр:

« Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ, через нестандартные методы декоративно-прикладного творчества».

Иванова Марина Николаевна, воспитатель группы компенсирующей направленности, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 33», Красноярский край, г. Ачинск.

В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека. Социально- экономические преобразования диктуют необходимость формирование личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы. По мнению учёных обучение ребёнка должно обогащать и уточнять восприятие и представление об окружающем мире, а не сводится к «навязыванию» ему готовых тем. Ребёнку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы её изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы, активно- творческое отношение к окружающему миру. Если ребёнок, трогает какой – либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления. Современные учёные утверждают - работа пальцами развивает речь. В творческой продуктивной деятельности гораздо проще повествовать. Творя и создавая своими руками собственное произведение, ребёнок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Сказанное позволяет выдвинуть в качестве актуальной проблему использования в работе с детьми интересных, современных, нетрадиционных технологий развития, в частности, использования нетрадиционной техники «Изонити».

На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Вся трудность заключается в нахождении этой взаимосвязи. Творческий процесс предлагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами.

Существует мнение, что творческая деятельность – удел только одаренных детей, но это не так. Творческие возможности детей с ограниченными возможностями здоровья ( далее с ОВЗ) безграничны, они способны и хотят быть первыми во всём, это неутомимые труженики, способные сделать невозможное возможным, недоступное доступным. «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, - завтра он способен выполнить самостоятельно…»

Работая в группе компенсирующей направленности, которую в основном посещают дети имеющие статус ОВЗ,  наблюдается диссоциация между речевым и психическим развитием, выражающаяся в темповой задержке речевого развития, отставании экспрессивной речи, недостаточной речевой активности. Для детей с ОВЗ характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитие памяти. У них наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется, прежде всего в недостаточной координации пальцев рук. Такое  наблюдение обязывают педагогов обратить самое серьезное внимание на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Поэтому в свою работу с детьми с ОВЗ я решила включить нетрадиционную технику – изонить. Новизна работы заключается в том, что ни одна программа дошкольного образования не использует изонить для развития у ребенка: речи, мелкой моторики, абстрактного мышления, математических представлений.

Изонить – очень интересная техника. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью. На первый взгляд кажется, что техника ниточного дизайна сложна и ее освоение требует невероятных  усилий. В действительности все значительно проще. Изонить – один из видов деятельности, который интересен детям, развивает точность и координацию движений, позитивно влияет на интеллектуальное развитие ребенка.

Изонить (изображение нитью) – это графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твердом основании. Нитяную графику иногда называют изографика или вышивка по картону. Изонить-очень интересная техника. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью. Техника изонить не требует дорогостоящих материалов-только цветные яркие нити и более-менее твердую подложку.  На первый взгляд кажется, что техника ниточного дизайна сложна и её освоение требует невероятных усилий. В действительности всё значительно проще.

   Занятия изонитью заключается в том, что помогают детям с ОВЗ открыть в себе творческие способности, развивать технологическую, коммуникативную, социальную компетенцию; освоить навыки исследовательской работы. Дети с ОВЗ имеют значительные нарушения творческой, познавательной, эмоционально-волевой сферы. Работа в  технике изонити развивает у таких детей наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук; развивает творческий потенциал ребенка. В ходе работы необходимо запоминать этапы, приемы и способы натяжения нитей, что стимулирует, совершенствует трудовые умения, творческие способности, формирует культуру труда. Расширяется круг знаний; повышается интерес к культуре декоративно-прикладного искусства.

  Техника изонити требует ловких действий, следовательно, способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на

речевые зоны коры головного мозга. В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Работы в технике изонити способствуют формированию таких качеств, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, т.е. способствует развитию личности ребенка с ОВЗ.

Помимо этого, такие дети получают богатую гамму тактильных ощущений, стимуляция которых способствует развитию мозговой деятельности.  Вот почему так важно активизировать, закрепить и стимулировать этот процесс.

Формы занятий варьируются в зависимости от содержания, трудоёмкости, индивидуальных темпов освоения приёмов детьми. Занятия проходят два раза  в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятий 25-35 минут. Занятия проходят в виде игры. Количество детей в группе 4-5 человек, это определенно тем, что на занятиях дети работают с колющими и режущими предметами и необходимо строгое соблюдение правил техники безопасности.

В процессе занятий изонитью решается целый ряд образовательных задач.

Образовательная область ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

-Дать детям понятие о разных углах: величине, длине сторон.

-Дать понятие об окружности, хорде разной длины и её направлении.

-Упражнять детей в количественном и порядковом счёте.

-Дать детям понять, что количество не зависит от расстояния.

-Дать понятие о точке отсчёта.

-Закрепить знание направлений: вверху, внизу, слева, справа.

-Дать понятие о середине, центре, вершине, крае.

-Развивать абстрактное мышление.

-Обучить плоскостному моделированию – умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций.

-Закрепить понятие «зеркальное изображение».

Образовательная область ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

-Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к фону.

-Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.

-Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности.

-Воспитывать эстетический вкус.

-Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.

-Прививать умение использовать знания, полученные в других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации).

Образовательная область СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.

-Воспитывать внимательное и заботливое отношение к окружающим (изготовление подарков к праздникам).

-Формировать навыки общения, труда и творчества в коллективе.

-Научить владеть иголкой, ниткой, шилом.

-Научить работе с трафаретом.

-Формировать навыки безопасного обращения с ножницами, иглой, нитью.

-Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

Образовательная область ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

-Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения.

-Развивать координацию движений рук под контролем глаз.

Образовательная область РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

-Развивать активный и пассивный словарь детей.

-Развивать объяснительную и доказательную речь.

-Способствовать введению в активный словарь детей математических терминов, прилагательных, наречий; сложных синтаксических конструкций.

Ожидаемые результаты:

-Приобретение практических навыков по владению шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами;

-Овладение техникой изонити;

-Обогащение активного и пассивного словаря детей;

-Получение опыта рисования и ручного труда;

-Закрепление полученных ранее знаний о геометрических фигурах, счете;

-Развитие воображения;

-Развитие мелкой моторики.

В результате именно через использования таких нетрадиционных техник удается раскрепостить детей, вселить в них уверенность, развить умение сотрудничать со сверстниками, что важно для дальнейшей социализации детей с ОВЗ. И это подчеркивает важность создания в детском саду условий, в которых любой ребенок, независимо от его потребностей и возможностей, сможет успешно осваивать программу дошкольного образования.

Литература:

1.Аксенова М. «Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи»,журнал «Дошкольное воспитание» №8//90;

2.Бурундукова Л.И. «Волшебная изонить»- М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА.-2008; 

3.Гусарова Н.Н. Техника «Изонить» для школьников. - С.-П.: , Детство-Пресс, 2004.

4. Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. - С.-П.: Литеро, 2005.

5.Новиковская О. «Ум на кончиках пальцев».М.,С.-П. издательство СОВА.

6. Светлова И. «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук». Эксмо Пресс.

7. Торгашова В.Н. Рисуем нитью. Занятия для дошкольников – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 24с.

8.Интернет- ресурсы.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

предлагаю вашему вниманию материал из опыта работы по  использованию           нетрадиционных техник рисования...

Педагогическая разработка на тему: «Развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративного-прикладного искусства»

Актуальность  данной разработки состоит в том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей старшего возраста: в развитии их воображения, фа...

План по самообразованию "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования"

План по самообразованию "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования" на пять лет...

Тема опыта: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования

Тема опыта: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования...

Творческий отчет по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А. Б. Брушлинск...

Критерии по «Развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов продуктивной деятельности».

Педагогический мониторинг нетрадиционных методов продуктивной деятельности МБОУ СОШ № 198 дошкольное отделение (рисование, аппликация, лепка)Педагогический процесс современного детского...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования в рамках ФГОС»

Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования в рамках ФГОС&raqu...