Мастер - класс «Изо-терапия, как одна из эффективных форм коррекционно-развивающей работы развития и воспитания умственно отсталых детей»
методическая разработка по коррекционной педагогике

мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс

«Изо-терапия, как одна из эффективных форм

коррекционно-развивающей работы развития и воспитания умственно отсталых детей»

Цель: обучение участников мастер - класса применению изо-терапиив рамках учебно-воспитательного процесса, освоение и последующее активное применение здоровьесберегающей технологии в практической деятельности учителя.

Задачи:

1. познакомить участников мастер-класса с использованием изо-терапии дляразвития личности через развитие способности самовыражения и самопознания обучающихся;

2. повысить уровень профессиональной компетентности учителей,  их мотивацию на системное использование в практике изо-терапии.

Участники: учителя ОУ.

Материалы и оборудование: листы формата А4, А3; краски, гуашь, фломастеры, карточки с заданием для работы в группе; презентация

Ход мастер-класса

  1. Теоретическая часть

В  дефектологической практике все более активно используются арт - педагогические технологии в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями интеллекта. Искусство не только приносит эстетическое удовлетворение, но и помогает уберечь и защитить человека от того, что мешает ему нормально развиваться. Что такое арт-терапия.

Термин "арт-терапия" ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятий искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.. На сегодняшний день достаточно изучены и широко применяются технологии музыкотерапии, изо-терапии, драма-терапии, кукло-терапии, библио-терапии, имаго-терапии.

В настоящее время в практику коррекционно-педагогичекой работы с детьми с умственной отсталостью вошла изо-терапия, и стала одной из наиболее распространенных технологий, как психологической коррекции, так и диагностики, которые неразрывно связны.

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Изотерапия предоставляет участникам высокую степень свободы и самостоятельности. Поощряется спонтанный характер творческой деятельности. Участники определяются с замыслом, выбирают форму, материалы, цвета в соответствии с выбранной темой, сами контролируют последовательность действий.

Ценность изо-терапии в психокоррекционной работе

  • Осознание себя в мире
  • Фантазии, интерес
  • Творчество
  • Двигательное развитие
  • Развитие речевой культуры
  • Познавательные процессы
  • Эмоции, чувства
  • Эстетическое развитие
  • Восприятия, ощущения
  • Нравственно-эстетическое развитие
  • Внимание
  • Память: зрительная, слуховая, словесно-логическая
  • Воображение
  • Ощущение красоты окружающего мира
  • Мышление: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, выделение главного
  • Коммуникативные функции

В целом, использование различных изобразительных техник позволяет мобилизовать творческий потенциал ребенка и найти способы, которые в наибольшей степени соответствуют его эмоциональному состоянию, потребностям в самовыражении, активизировать и сделать более разносторонним эмоциональное общение ребенка, создать условия для межличностной коммуникации. Кроме того, работа с различными материалами дает выход чувствам раздражения, гнева, фрустрации.

В процессе изо-терапии не рекомендуется:

  1.  В арт-педагогическом процессе неприемлемы команды, указания, требования и принуждения.
  2. Ребенок вправе выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе.
  3. Ребенок может отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения.
  4. Ребенок имеет право просто наблюдать за деятельностью остальных участников или заниматься чем-либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам.
  5. В процессе арт-педагогических занятий запрещено использовать сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания.

Большое внимание  уделяется  подбору материалов для работы детей. Наряду с акварельными красками, карандашами, восковыми мелками,  используется   также уголь, краски для рисования пальцами, маркеры для создания изображений на стекле, пластические материалы различной плотности и цвета, бумага  разных форматов и оттенков, клей, скотч и др.

В процессе арт-педагогических занятий с детьми с использованием изо-терапии

Выполняется пять основных видов заданий:

Предметно-тематические задания – задания, связанные с изображением человека и окружающих его предметов («Моя семья», «Мое любимое занятие», «Я дома» и др.).

  1. Образно-символические задания – в основе таких заданий лежит рисование нравственно-абстрактных понятий, таких как «добро», «зло», «счастье», а также изображение ребенком эмоциональных состояний и чувств, например, «радость», «страх» и др.
  2. Упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции – это задания, основные на принципе проекции – «волшебные пятна», «рисование по точкам».
  3. Игры-упражнения с изобразительными материалами (красками, карандашами, бумагой, мелками, пластилином и др.) – это может быть рисование пальцами, экспериментирование с цветом, пластилином, тестом (создание простейших форм, их уничтожение).
  4. Задания, направленные на организацию совместной деятельности – это коллективное рисование, направленное на коррекцию проблем общения со сверстниками, улучшение детско-родительских отношений и т. д.

В проективном рисовании используются следующие методики (классификация Кратохвила):

* Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема или задается, или выбирается членами  группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 мин., затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение.

Сначала о рисунке  высказываются члены группы, а затем сам автор. Обсуждаются асхождения в интерпретации рисунка.

* Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит обсуждение процесса рисования. При этом обсуждаются не художественные достоинства созданного произведения, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у членов диад, и их отношение друг к другу в процессе рисования.

* Совместное рисование. Несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т.д.).по окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.

* Дополнительное рисование. Рисунок посылается по кругу – один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д.

Существует два способа работы с готовыми рисунками:

  1. Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и отличительного содержания.
  2. Разбор каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники высказываются о его психологическом содержании).

Проективный рисунок способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса.

При интерпретации проективного рисунка внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в различных рисунках одного ребенка специфические особенности.

Задачи и ожидаемые результаты арт-педагогического процесса:

  • развитие уверенности в себе, в своих способностях;
  • снятие тревожности перед выполнением более сложной работы;
  • формирование положительной установки на дальнейшую творческую деятельность;
  • избавление от чувства обиды, гнева, страха;
  • развитие умений взаимодействовать друг с другом;
  • снятие эмоциональной напряженности.

2.Практическая работа в группах.

Каждая группа получает карточку с содержанием работы и материалы.

  1. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект городского методического объединения воспитателей старших групп «Арт-терапия как одно из современных направлений коррекционно-развивающих оздоровительных технологий».

Понятие "здоровьесберегающие педагогические технологии" в настоящее время остается дискуссионным. У разных авторов встречаются различные трактовки донного понятия. Родоначальником введения понятия "зд...

Коррекционное развивающие занятие «Круг» с детьми глубокой умственной отсталостью и ТМНР.

Коррекционное развивающее занятие «Круг» с детьми глубокой умственной отсталостью и ТМНР.           Коррекционно-развивающее занятие «Круг&raq...

Коррекционное развивающее занятие «Круг» с детьми глубокой умственной отсталостью и ТМНР.

Коррекционное развивающее занятие «Круг» с детьми глубокой умственной отсталостью и ТМНР.         Вашему вниманию представляю конспект занятия по теме «Весна...

СТАТЬЯ "АВТОРСКИЙ КОМПЛЕКС ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ".

В статье представлена модель работы в облачной системе и описаны такие формы дистантной работы с родителями и детьми в сети Интернет, как образовательный маршрут или Web-навигатор для всесторонн...

ЛОГОРИТМИКА КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ, раскрывается потенциал логопедической ритмики во взаимодействии со ...

ЛОГОРИТМИКА КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.

В данной статье рассматривается величайший потенциал корректно-развивающей деятельности педагога с детьми старшего докольного возраста....